Файл: Курсовой проект по дисциплине Эксплуатационные свойства автомобилей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.6 Топливно-экономическая характеристика автомобиля
Топливно-экономической характеристикой называют зависимости путевого расхода топлива от скорости установившегося движения автомобиля при различных значениях коэффициента суммарного сопротивления дороги. Путевой расход принято измерять в литрах израсходованного топлива на 100 км пробега.
Методика расчета показателей топливно-экономической характеристики:
-
Расход топлива определяется для горизонтальной поверхности
дороги;
2) Нагрузка автомобиля:
а) Если полная масса автомобиля превышает 3,5 т, то принимают 100%
нагрузку (ma≥3,5 т, т.е. Ga= ma∙g);
б) Если ma≤3,5 т, то нагрузку принимают 50% (но не менее 180кг).
3) Испытание проводятся для пяти значений установившейся скорости.
Значение должно быть кратно 10, а интервал между значениями скорости равен 10 км/ч;
4) Дорожные условия:
а) Асфальтобетонная дорога хорошего качества (ψ=f=0,015);
б) Сухая грунтовая дорога (ψ=f=0,030).
Определяем силу тяжести автомобиля по формуле (31):
| | (31) |
где mп – полная масса автомобиля.
Подставим необходимые значения и произведем расчет:
| | |
Расчет топливо экономической характеристики проведём по методу профессора Н.А.Яковлева. Этот метод заключается в использовании безразмерных характеристик, пригодных для всех двигателей. С некоторыми приближением можно считать, что безразмерные характеристики, представляющие собой зависимости Q1/Qmax от ne/nN и Qt/Q1 от нагрузки Pc/Pt, одинаковы для всех двигателей.
Q1– это текущее значение часового расхода топлива при полном открытие дроссельной заслонки или полной подачи топлива, кг/ч.
Qmax – часовой расход топлива при полном открытии дроссельной заслонки или полной подачи топлив соответствующей максимальной
частоте вращения коленчатого вала двигателя, кг/ч.
Qt – текущее значение часового расхода топлива кг/ч.
Pc=Pψ∙Pω – суммарная сила сопротивления дороги и воздушной среды Н.
Частоту вращения коленчатого вала, соответствующую скорости движения автомобиля на высшей передаче, определяем по формуле (32):
| | (32) |
| | |
Дальнейшие результаты расчета частоты вращения коленчатого вала занесем в таблицу 12.
По формулам (3), (4) и (5) определим мощность, крутящий момент и тяговое усилие при соответствующих скоростях движения соответственно:
| | |
| | |
| | |
Произведем дальнейшие расчеты по формулам (3), (4) и (5), результаты расчетов по формуле (5) занесем в таблицу 12.
Общее сопротивление движению, оказываемое дорогой для различных покрытий определяем по формуле (33):
| | (33) |
| | |
| | |
Значение силы сопротивления воздуха для разных скоростей движения автомобиля определяем по формуле (11):
| | |
Результаты дальнейших вычислений силы сопротивления воздуха занесем в таблицу 12.
Суммарную силу сопротивления дороги и воздуха определяем по формуле (34):
| | (34) |
| | |
Результаты дальнейших вычислений суммарной силы сопротивления занесем в таблицу 12.
Максимальный часовой расход топлива определяется по формуле (35):
| | (35) |
где gemin – минимальный удельный расход топлива, г/кВтч;
Nemax – максимальная эффективная мощность двигателя, кВт.
Для бензиновых двигателей принимаем gemin=250 г/кВтч.
Подставим необходимые значения и произведем расчет :
| | |
Рисунок 12 – Безразмерные характеристики
По отношениям nе/nN используя график безразмерной характеристики (рисунок 12) находятся величины Q1/Qmax. По отношениям Pc/Pk из графика (рисунок 12) находятся величины Qt/Q1 и вносятся полученные данные в таблицу 9.
Текущее значение часового расхода топлива при полном открытии дроссельной заслонки определяем по формуле (36):
| | (36) | |
| | |
Текущее значение часового расхода топлива определяем по формуле (37):
| | (37) | |
| | |
Путевой расход топлива определяем по формуле (38):
| | (38) |
где Va – скорость автомобиля, км/ч.
| | |
Результаты дальнейших расчетов по формулам (36), (37) и (38) занесем
в таблицу 12.
Таблица 12 – Результаты расчета топливно-экономической характеристики автомобиля ПАЗ-32054
ψ | | | | | | | | | | | | | |
0,015 | 1644 | 40 | 0,51 | 3690 | 1180 | 236 | 1416 | 0,38 | 0,63 | 17,2 | 0,401 | 6,9 | 17,25 |
2043 | 50 | 0,63 | 3868 | 1180 | 366 | 1546 | 0,39 | 0,73 | 19,9 | 0,417 | 8,3 | 16,6 | |
2458 | 60 | 0,76 | 3841 | 1180 | 529 | 1709 | 0,44 | 0,80 | 21,8 | 0,435 | 9,5 | 15,8 | |
2873 | 70 | 0,89 | 3721 | 1180 | 723 | 1903 | 0,51 | 0,85 | 23,2 | 0,487 | 11,3 | 16,1 | |
3200 | 80 | 1 | 3476 | 1180 | 947 | 2127 | 0,61 | 0,90 | 24,3 | 0,579 | 14,09 | 17,6 | |
0,030 | 1644 | 40 | 0,51 | 3690 | 2361 | 236 | 2597 | 0,70 | 0,63 | 17,2 | 0,598 | 10,3 | 25,7 |
2043 | 50 | 0,63 | 3868 | 2361 | 366 | 2730 | 0,70 | 0,73 | 19,9 | 0,608 | 12,1 | 24,2 | |
2458 | 60 | 0,76 | 3841 | 2361 | 529 | 2890 | 0,75 | 0,80 | 21,8 | 0,711 | 15,2 | 25,3 | |
2873 | 70 | 0,89 | 3721 | 2361 | 723 | 3084 | 0,82 | 0,85 | 23,2 | 0,775 | 18 | 25,7 | |
3200 | 80 | 1 | 3476 | 2361 | 947 | 3308 | 0,95 | 0,90 | 24,3 | 0,967 | 23,5 | 29,3 |
По результатам расчета строим график топливно-экономической характеристики .
На рисунке 13 представлен график топливно-экономической характеристики.
Рисунок 13 – График топливно-экономической характеристики