Файл: Курсовой проект по дисциплине Эксплуатационные свойства автомобилей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На рисунке 5 представлена тяговая характеристика автомобиля ПАЗ-32054.
Рисунок 5 – Тяговая характеристика автомобиля. Тяговый баланс
По тяговой характеристике автомобиля было определено, что при движении по горизонтальному участку дороги с асфальтобетонным покрытием максимально возможная скорость в 21,5м/с достигается на пятой передаче, а при движении по участку дороги с уклоном в 8º максимально возможная скорость в 5,8 м/с достигается на второй передаче.
2.3 Динамическая характеристика автомобиля
Динамической характеристикой автомобиля называется зависимость динамического фактора автомобиля с полной нагрузкой от скорости установившегося режима движения автомобиля. Динамическая характеристика автомобиля строится для всех передач переднего хода.
Динамическим фактором называется отношение свободной силы тяги к полной силе тяжести автомобиля.
Динамический фактор определяется по формуле (15):
| | (15) |
Подставим необходимые значения и произведем расчеты:
| | |
Сопротивление воздушной среды найдем по формуле (11):
| Н. | |
Определим динамический фактор и сопротивление воздушной среды для каждой передачи, полученные значения занесем в таблицу 7.
С использованием динамической характеристики решаются 2 задачи:
1) определение максимальной скорости движения автомобиля и номер передачи в заданных дорожных условиях;
2) определение максимальных углов продольного уклона дороги, преодолеваемые автомобилем на каждой из передач переднего хода.
Таблица 7 – Результаты расчета параметров динамической характеристики автомобиля
, об/мин | Передача | |||||||||||||||||||
I – я | II – я | III – я | IV – я | V – я | ||||||||||||||||
| | | D | | | | D | | | | D | | | | D | | | | D | |
800 | 27536 | 0,82 | 1,29 | 0,351 | 16522 | 1,37 | 3,60 | 0,210 | 9981 | 2,27 | 9,90 | 0,127 | 6057 | 3,74 | 26,88 | 0,076 | 4200 | 5,4 | 56,04 | 0,0528 |
1300 | 28564 | 1,33 | 3,40 | 0,364 | 17138 | 2,23 | 9,55 | 0,218 | 10353 | 3,69 | 26,17 | 0,31 | 6283 | 6,08 | 71,05 | 0,07923 | 4357 | 8,7 | 145,48 | 0,053 |
1800 | 28875 | 1,85 | 6,57 | 0,368 | 17325 | 3,08 | 18,23 | 0,220 | 10466 | 5,11 | 50,19 | 0,132 | 6352 | 8,42 | 136,26 | 0,07928 | 4405 | 12,1 | 281,41 | 0,0525 |
2500 | 27329 | 2,57 | 12,69 | 0,348 | 15357 | 4,29 | 35,37 | 0,208 | 9906 | 7,10 | 96,89 | 0,125 | 6012 | 11,7 | 263,11 | 0,073 | 4168 | 16,8 | 542,49 | 0,046 |
3200 | 23189 | 3,29 | 20,80 | 0,295 | 1310 | 5,49 | 57,93 | 0,176 | 8403 | 9,09 | 158,81 | 0,105 | 5089 | 14,9 | 426,72 | 0,059 | 3536 | 21,6 | 896,77 | 0,033 |
Для определения максимальной скорости движения автомобиля в заданных дорожных условиях определяем требуемый динамический фактор по формуле (16):
| | (16) |
Подставим необходимые значения и произведем расчет динамического фактора для каждого из заданных дорожных условий:
Максимальные скорости движения автомобиля в заданных дорожных условиях находятся на пересечении кривых динамической характеристики с прямыми Dтр1 и Dтр2. В случае пересечения нескольких кривых динамической характеристики прямой Dтр берётся максимальное значение Va.
На рисунке 6 представлена динамическая характеристика автомобиля.
Рисунок 6 – График динамической характеристики
По графику динамической характеристики было определено:
Максимальная скорость установившегося движения автомобиля при Dтр1=0,015 равна 21,5 м/с на пятой передаче; максимальная скорость установившегося движения автомобиля при Dтр2=0,154 равна 5,8 м/с на второй передаче.
Максимальный угол продольного уклона дороги, преодолеваемый автомобилем на каждой передаче, определяется по формуле (17):
| (17) | |
Подставим необходимые значения и произведем расчеты:
2.4 Характеристики разгонных качеств автомобиля
2.4.1 Ускорение автомобиля
Основными показателями разгонных качеств автомобиля являются: ускорение автомобиля, время разгона автомобиля и путь разгона автомобиля.
Чем выше ускорение, тем больше при прочих равных условиях, средняя скорость. Чтобы выявить максимальные возможности автомобиля при разгоне, ускорения рассчитывают для горизонтальной дороги хорошего качества (α=0; f=0,015).
Ускорение автомобиля будем определять по следующей зависимости:
| м/с2 | (18) |
где δ – коэффициент учета вращающихся масс.
Коэффициент учета вращающихся масс определим по формуле (19):
| | (19) |
где δ1,δ2 – эмпирические коэффициенты, δ1=0,05, δ2=0,06.
Произведем расчет коэффициентов вращающихся масс для каждой передачи переднего хода по формуле (19):
|
|
|
|
|
Определим ускорение автомобиля на первой передаче при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя по формуле (18):
| | |
Результаты расчета ускорений автомобиля занесем в таблицу 8.
По данным таблицы 8 построим график ускорений ПАЗ-32054.
Таблица 8 – Результаты расчета ускорений автомобиля
, об/мин | Передача | ||||||||||||||||||
I – я | II – я | III – я | IV – я | V – я | |||||||||||||||
| | | | | |||||||||||||||
D | | j | D | | j | D | | j | D | | j | D | | j | |||||
800 | 0,351 | 0,82 | 0,91 | 0,210 | 1,37 | 0,97 | 0,127 | 2,27 | 0,79 | 0,076 | 3,74 | 0,511 | 0,0528 | 5,4 | 0,334 | ||||
1300 | 0,364 | 1,33 | 0,94 | 0,218 | 2,23 | 1,01 | 0,31 | 3,69 | 0,82 | 0,07923 | 6,08 | 0,5385 | 0,053 | 8,7 | 0,353 | ||||
1800 | 0,368 | 1,85 | 0,95 | 0,220 | 3,08 | 1,02 | 0,132 | 5,11 | 0,83 | 0,07928 | 8,42 | 0,5389 | 0,0525 | 12,1 | 0,331 | ||||
2500 | 0,348 | 2,57 | 0,90 | 0,208 | 4,29 | 0,96 | 0,125 | 7,10 | 0,78 | 0,073 | 11,7 | 0,486 | 0,046 | 16,8 | 0,273 | ||||
3200 | 0,295 | 3,29 | 0,75 | 0,176 | 5,49 | 0,80 | 0,105 | 9,09 | 0,63 | 0,059 | 14,9 | 0,368 | 0,033 | 21,6 | 0,159 |
График ускорений представлен на рисунке 7.
Рисунок 7 – График ускорений автомобиля ПАЗ-32054
2.4.2 Время разгона автомобиля
Алгоритм разгона:
-
График времени разгона будем строить по варианту наиболее интенсивного разгона. Для этого разгон автомобиля начинают с передачи обеспечивающей максимальное ускорение. -
Передачу для разгона нужно использовать до тех пор пока на ней ускорение больше, чем на следующей. -
Скорость достигнутую на предыдущей передаче необходимо «подхватить» на следующей передаче.
Последовательность расчета времени разгона:
1) В качестве исходных данных принимаем скорость автомобиля Va и ускорение автомобиля j, определенные при построении тяговой характеристики (таблица 5) и графика ускорений (таблица 8) соответственно.
2) Определяем изменение скорости в i-том интервале по формуле (20):
| | ((20) |
| | |
-
Определяем среднее значение ускорения в i-том интервале по формуле (21):
| | (21) |
| | |
4) Определяем время изменения скорости в i-том интервале по формуле (22):
| | ((22) |
| | |
Результаты дальнейших расчетов времени разгона автомобиля ПАЗ-32054 занесем в таблицу 9.
Таблица 9 – Результаты расчета времени разгона автомобиля ПАЗ-32054
, об/мин | Передача | ||||||||||||||||||||||
II – я | III – я | IV – я | V – я | ||||||||||||||||||||
| j | | | | | j | | | | | j | | | | | j | | | | ||||
800 | 1,37 | 0,97 | | | | 2,27 | 0,79 | | | | 3,74 | 0,511 | | | | 5,4 | 0,334 | | | | |||
0,86 | 0,99 | 0,86 | 1,42 | 0,805 | 1,763 | 2,34 | 0,5247 | 4,465 | 3,3 | 0,343 | 9,62 | ||||||||||||
1300 | 2,23 | 1,01 | 3,69 | 0,82 | 6,08 | 0,5385 | 8,7 | 0,353 | |||||||||||||||
0,85 | 1,015 | 0,83 | 1,42 (0,06) | 0,825 | 1,72(0,07) | 2,34 | 0,5387 | 4,349 | 3,4 | 0,342 | 9,941 | ||||||||||||
1800 | 3,08 | 1,02 | 5,11 | 0,83 | 8,42 | 0,5389 | 12,1 | 0,331 | |||||||||||||||
1,21 | 0,99 | 1,22 | 1,99 | 0,805 | 2,472 | 3,28 | 0,5375 | 6,108 | 4,7 | 0,302 | 15,56 | ||||||||||||
2500 | 4,29 | 0,96 | 7,10 | 0,78 | 11,7 | 0,486 | 16,8 | 0,273 | |||||||||||||||
1,2 | 0,88 | 0,86 | 1,99 | 0,705 | 2,822 | 3,2 | 0,427 | 7,494 | 4,8 | 0,216 | 22,22 | ||||||||||||
3200 | 5,05 | 0,80 | 9,09 | 0,63 | 14,9 | 0,368 | 21,6 | 0,159 | |||||||||||||||
| | | | | | | | | | | |