Файл: Курсовой проект по дисциплине Эксплуатационные свойства автомобилей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


а) Асфальтобетонное сухое покрытие ( φ1=0,74; f1=0,015);

б) Асфальтобетонное мокрое покрытие ( φ2=0,44; f2=0,015).

Подставим необходимые значения в формулу (46) и произведем расчеты:











Результаты дальнейших расчетов занесем в таблицу 13.
Т аблица 13 – Критическая скорость автомобиля по управляемости из условия отсутствия скольжения управляемых колес




ϴ,град

8

16

24

32

40

φ




0,74

13,54

9,35

7,2

5,9

4,8

0,44

10,4

7,1

5,6

4,5

3,7


По результатам расчетов строим график зависимости критической скорости автомобиля по управляемости из условия отсутствия скольжения управляемых колес.

На рисунке 15 представлен график зависимости критической скорости автомобиля по управляемости из условия отсутствия скольжения управляемых колес.


Рисунок 15 – График зависимости критической скорости автомобиля по управляемости из условия отсутствия скольжения управляемых колес

2.9 Характеристики и показатели устойчивости автомобиля



Устойчивость – свойство автомобиля двигаться в различных условиях без поперечного или продольного опрокидывания, без поперечного или продольного скольжения колес.

Устойчивость тесно связана с управляемостью и зависит от координат центра тяжести автомобиля, колеи и базы автомобиля, поперечного крена кузова, поперечного и продольного углов уклона дороги, бокового ветра, скорости автомобиля, угла поворота управляемых колес и др.


Потеря устойчивости проявляется в опрокидывании автомобиля или скольжении его колес в поперечной или продольной плоскостях. Более вероятна потеря автомобилем поперечной устойчивости, однако в определенных условиях возможна потеря и продольной устойчивости. Чаще возникает скольжение колес автомобиля, реже – опрокидывание.

Критическую скорость по условию поперечного опрокидывания определяем по формуле (47):







(47)

где hg – высота центра тяжести автомобиля, м;

B – колея колес автомобиля, м.
Подставим необходимые значения и произведем расчеты:











Результаты дальнейших расчетов занесем в таблицу 14.
Таблица 14 – Критическая скорость автомобиля по условию поперечного опрокидывания

ϴ,град

8

16

24

32

40



18,5

12,71

10,1

8,61

7,43


По результатам расчета построим график зависимости критической скорости автомобиля по условию поперечного опрокидывания от угла поворота управляемых колес.

График зависимости представлен на рисунке 16.



Рисунок 16 – График зависимости критической скорости автомобиля по условию поперечного опрокидывания от угла поворота управляемых колес
Критическую скорость автомобиля по условию поперечного скольжения автомобиля определяем для нескольких типов и состояния покрытий:

А) Асфальтобетонное сухое покрытие ( φ1=0,74);

Б) Асфальтобетонное мокрое покрытие ( φ1=0,44).
Критическую скорость автомобиля по условию поперечного скольжения колес автомобиля определяем по формуле (48):









(48)










Результаты дальнейших расчетов по формуле (48) занесем в таблицу 15.

Таблица 15 – Результаты расчёта критической скорости по условию бокового скольжения колёс автомобиля в зависимости от угла поворота управляемых колёс на различных покрытиях




ϴ,град

8

16

24

32

40

φ




0,77

13,6

9,56

7,67

6,46

5,58

0,44

10,51

7,36

5,9

4,98

4,30


По данным таблицы 15 строим график зависимости критической скорости автомобиля по условию бокового скольжения в зависимости от угла поворота управляемых колёс.

График зависимости критической скорости автомобиля по условию бокового скольжения в зависимости от угла поворота управляемых колёс представлен на рисунке 17.


Рисунок 17 – График зависимости критической скорости по условию бокового скольжения колёс автомобиля в зависимости от угла поворота управляемых колёс на различных покрытиях

Максимальный угол поперечного уклона дороги, при котором возможно прямолинейное движение автомобиля без опрокидывания определяем по формуле (49):







(49)











Максимальный угол поперечного уклона дороги, при котором возможно прямолинейное движение автомобиля без бокового скольжения определяем по формуле (50):






(50)


По формуле (50) определяем максимальный угол поперечного уклона дороги, при котором возможно прямолинейное движение автомобиля без бокового скольжения на различных покрытиях:


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В ходе работы был произведён расчёт основных показателей эксплуатационных свойств автомобиля ПАЗ-32054 с механической трансмиссией: внешней скоростной характеристики двигателя, тяговой, динамической, разгонной, топливно–экономической и тормозной характеристики автомобиля, а так же показателей проходимости, управляемости и устойчивости.

При расчете были получены следующие результаты.

Внешняя скоростная характеристика двигателя: максимальная мощность 90 кВт, при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин; максимальный крутящий момент 334 Нм при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин.

Тяговая характеристика: максимальная скорость автомобиля при дорожных условиях f1=0,015, ????=0 не более 21,5 м/с на V–й передаче. При дорожных условиях f2=0,015, ????=8º не более 5,8 м/с на II–й передаче.

Динамическая характеристика: при Dтр1=0,015 максимальная скорость установившегося движения на V передаче составляет 21,5 м/с. При Dтр2=0,154 максимальная скорость установившегося движения на II передаче составляет 5,8 м/с.

Максимальное ускорение на II передаче составляет 1,02 м/с².

Топливно–экономическая характеристика: минимальный расход топлива при условии ψ1=0,015 составляет 15,8 кг/100 км; при условии ψ2=0,030 составляет 24,2 кг/100 км.

Показатели проходимости.

Показатели опорных свойств:

– давление шин на опорную поверхность δш=221695 Па

Показатели сцепных свойств:

– сцепная масса Мсц=4905 кг;

–коэффициент сцепной массы mc=0,61.

Показатели тяговых свойств:


– максимальная удельная сила тяги PT=3,61 Н/кг;

– максимальная удельная мощность NУ=11,25 Вт/кг.

Показатели геометрической проходимости

–дорожный просвет автомобиля hп=400 мм;

–передний свес автомобиля lпc=1274 мм;

–задний свес автомобиля lзс=2126 мм;

–угол переднего свеса βпс=25º;

–угол заднего свеса βзс=18º;

–продольный радиус проходимости ρпр=3500 мм;

–поперечный радиус проходимости ρпп=1600 мм.

Управляемость автомобиля: критическая скорость автомобиля по управляемости из условия отсутствия скольжения управляемых колёс при коэффициенте сцепления φ1=0,74 и угле поворота управляемых колес ϴ=40º равна 4,8м/с; при условии φ2=0,44, ϴ=40º равна 3,7 м/с.

Устойчивость автомобиля: критическая скорость автомобиля по условию поперечного опрокидывания при угле поворота управляемых колёс ϴ=40º равна 7,43 м/с.

Критическая скорость автомобиля по условию поперечного скольжения при угле поворота управляемых колес ϴ=40º и коэффициенте сцепления φ1=0,74 равна 5,58 м/с, при условии ϴ=40º и φ2=0,44 равна 4,3 м/с.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ





  1. Краткий автомобильный справочник/ А.Н. Понизовкин, Ю.М. Власко, М.Б. Лябликов и др. – М.: Трансконсалтинг, НИИАТ, 1994. – 799 с.

  2. Вахламов, В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства [Текст] / М.: Академия, 2005-240с.

  3. Расчет показателей эксплуатационных свойств автомобиля [Текст]: Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Автомобили»/сост.: В.И. Козликин; Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2006. 63 с.: ил.27, табл. 16. Библиогр.: с.63.

  4. Электронный ресурс: https://skatplus.ru/product/avtobusy-paz/paz-32054/

  5. Электронный ресурс: https://skatplus.ru/product/avtobusy-paz/paz-32054/