Файл: Хантымансийского автономного округа югры сургутский государственный педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Толерантность – готовность принять «других» такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия.

(Л.М. Дробижева)
Толерантность – свойство открытости и свободного мышления, которое предполагает, что мир и социальная среда является многомерным, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводится к единообразию в чью-то пользу… толерантность не позволяет реально существующим в каждом обществе явлениям неравенства, состязательности и доминирования проявиться в манифестных и насильственных формах. Сила и смысл современного содержания этого понятия должны заключать в себе в том числе терпимость к нетерпимому.

(В.А. Тишков)
Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное агрессивное поведение.

(Декларация принципов толерантности,

утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО

от 16 ноября 1995 г.).

У.Э. 1.1.4. Понятия «этнический стереотип»,

«межэтнический конфликт»

(практическое занятие – 2 часа)
Цель У.Э. 1.1.4: научиться оперировать понятиями «этнический стереотип», «межэтнический конфликт».
Учебные задачи У.Э. 1.1.4:

  1. Научиться выделять признаки понятий «этнический стереотип», «межэтнический конфликт».

  2. Научиться выявлять этнические стереотипы из фольклора.

  3. Научиться разрабатывать конфликтные ситуации межэтнического взаимодействия, связанные с этническими стереотипами.

  4. Научиться определять стратегии поведения в конкретных этнических конфликтах.


В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:

  1. Давать характеристику понятий «этнический стереотип», «межэтнический конфликт».

  2. Составлять подборку этнических стереотипов, отраженных в фольклоре.

  3. Разрабатывать конфликтные ситуации межэтнического взаимодействия, связанные с этническими стереотипами.

  4. Соотносить конкретные межэтнические конфликты и возможные стратегии поведения в них.



План:

  1. Понятия «этнический стереотип», «межэтнический конфликт».

  2. Этнические стереотипы в фольклоре.

  3. Межэтнические конфликты и стратегии поведения в них.


Литература:

Основная:

  1. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: Учебно-методическое пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 223 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114542&sr=1 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Садохин А.П., Грущевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119009&sr=1 (дата обращения 30.09.2018).

  3. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине «Культурология». – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c.

  4. Тимашева О. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта [и др.], 2017. – 190, [2] с.


Дополнительная:

  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект пресс, 1998. – 302 с.

  2. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Изд. центр. «Академия», 2008. – 352 с.

  3. Мацумото Д. Психология и культура [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/17.php (дата обращения 30.09.2018).

  4. Платонов Ю.П. Этническая психология: [учеб. пособие]. – СПб.: Речь, 2001. – 319, [2] с.

  5. Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учеб. пособие [для магистрантов по направлению подгот. «Психология»]. – М.: Форум, 2012. – 86, [2] с.

  6. Чулкина Н.Л. Основы межкультурной коммуникации: учебно-практическое пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2010. – 143 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90800.

  7. Этнопсихологический словарь / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; [Г.Н. Волков и др.]; под ред. В Г. Крысько; [гл. ред. Д.И. Фельдштейн; редкол.: Ш.А. Амонашвили и др.]. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. – 342, [1] с.

Действия студента

Консультации. Комментарии. Дополнительная информация

Освоение У.Э. 1.1.4 предполагает выполнение заданий в малых группах.
Задание 1. Выделить признаки понятий «этнический стереотип», «межэтнический конфликт».


Задание 2. На основании анализа фольклора (см. приложение 1 к У.Э. 1.1.4) выделить этнические стереотипы.


Задание 3. Разработать конфликтные ситуации межэтнического взаимодействия, возникающие по причине стереотипов.

Задание 4. Определить наиболее оптимальную стратегию поведения в межэтническом конфликте.


План выполнения задания:

  1. По учебнику А.П. Садохина и Т.Г. Грушевицкой «Основы этнологии» (С. 203-207, 300-305) ознакомиться с понятиями «этнический стереотип» и «межэтнический конфликт», по материалам У.Э. 1.1.1 ознакомиться с понятием «культура».

  2. Выделить их родовые и видовые признаки.

  3. Сформулировать свое понятие «межэтнический конфликт», делая акцент не на политическую, а на культурную составляющую.

Комментарий

При выполнении задания необходимо учитывать, что в существующих определениях межэтнического конфликта основной упор авторы делают на политическую составляющую. Однако на уровне межличностного повседневного общения более значимым является культурный фактор межэтнического взаимодействия. Поэтому в своем определении именно этому аспекту необходимо уделить основное внимание.
Консультация

Анализ фольклора следует проводить по предложенному алгоритму:

  1. определить народ(ы), о котором(ых) идет речь (при необходимости);

  2. определить общий смысл текста (следует учитывать, что не все пословицы имеют однозначное толкование, чаще всего их не следует понимать буквально);

  3. конкретизировать стереотип.


Консультация

При выполнении задания следует ориентироваться на стереотипы, выделенные в предыдущем задании.

Разработка ситуации должна осуществляться по следующему алгоритму:

  1. определение этносов-участников;

  2. формулировка проблемы, которая может возникнуть между представителями данных этносов;

  3. определение целей сторон;

  4. формулировка ситуации.


План выполнения задания

  1. По материалам приложения 2 к У.Э. 1.1.4 ознакомиться с характеристиками стратегий поведения в межэтнических конфликтах.

  2. Проанализировать межэтнические конфликты, разработанные при выполнении задания 3, и определить наиболее оптимальную стратегию поведения в каждом из них.

  3. Аргументировать свой выбор.





Приложение 1 (У.Э. 1.1.4)
Русские пословицы и поговорки


  1. У немца (француза) ножки тоненьки, душа коротенька.

  2. Немечина хитрая, безверная, басурманская.

  3. Это – сущий француз (т.е. говорлив и опрометчив).

  4. Лях и умирает, а ногами дрягает.

  5. Цыгану без обману дня не прожить.

  6. Жид на ярмарке – что поп на крестинах.

  7. Грек одну маслинку съест – и то пальчики обсосет.

  8. Ешь медведь татарина – оба ненадобны.

  9. Ай молодца: широка лица, глаза узеньки, нос пятка (калмык).

  10. Был бы (весной) борщевник да снидь, и без хлеба сыты будем (о чувашах).

  11. Немец без штуки с лавки не свалится.

  12. Немец хитер: обезьяну выдумал.

  13. Что дальше в Польшу, то разбою больше (Смоленск).

  14. Цыган раз на веку правду скажет, да и то покается.

  15. От него цыбулькой, чесноком пахнет (он из жидов).

  16. Коли грек на правду пошел, держи ухо остро.

  17. А что, добрый человек, не видал ли ты злого татарина? (Дразнят татар).

  18. Калмык – Иван Иванович, маханник, под собою кобылу съел.

  19. Первого черемиса леший родил, оттого они в лесу сидят.

  20. Рыжего зырянина создал бог, рыжего татарина – черт.

  21. Настоящий немец (точен, педант, причудлив).

  22. Немец – шмерец, копченый, колбаса, колбасник, сосиска.

  23. Сущий итальянец (т.е. пройдоха).

  24. Сурожцы (Черниг.) – литвины, Литва беззаконная; мякинники, гольтепа.

  25. Беспоместный цыган.

  26. Грек скажет правду однажды в год.

  27. Злее злого татарина.

  28. Где два оленя прошло, там тунгусу большая дорога.

  29. У мордвы две морды, а шкура одна (т.е. два языка).

  30. Упрям, как рыжий зырянин.

  31. У немца на все струмент есть.

  32. Немецкая (т.е. точная, школярная) ученость.

  33. Француз – кургуз. Французский ветер (ветрогон).

  34. Настоящий англичанин (т.е. корчит барина, тороват, чудак и делает все по-своему).

  35. Чертова сторонушка (Финляндия, за каменья).

  36. Кто цыгана (жида) обманет (проведет), трех дней не проживет.

  37. Голь на выдумки торовата (относительно захожих иноземцев).

  38. Бог создал Адама, а черт – молдавана.

  39. Татарин либо насквозь хорош, либо насквозь мошенник.

  40. И в самоедах не без людей.


Пословицы русского народа:

Сборник В. Даля: в 3 т. –

М: Русская книга, 1993.
Приложение 2 (УЭ. 1.1.4)
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
1. Уклонение (избегание, игнорирование) – пассивное нежелание пойти навстречу оппоненту и одновременно нежелание защищать собственные интересы. Человек просто игнорирует конфликтную ситуацию, делая вид, что ее не существует. Такая стратегия оптимальна, когда ситуация не особенно значима для участников конфликта. Психологи считают уход от конфликта правильной стратегией в том случае, если есть основания полагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для участника и принесет ему успех, либо улучшит расстановку сил в его пользу.

2. Приспособление (уступчивость, сглаживание) – уступка оппоненту вплоть до полной капитуляции, отличается склонностью смягчить конфликт, сохранить гармонию существующих отношений. Данная стратегия демонстрирует добрую волю приспосабливающейся стороны, ведет к сбережению ресурсов эмоциональных сил, снятию напряжения, сохранению отношений. Уступая партнеру в признании правоты, сторона конфликта производит впечатление разумного, справедливого спорщика. Однако уступка может быть воспринята оппонентом как проявление слабости, что чревато эскалацией его давления и требований.

3. Конфронтация (соперничество, конкуренция) – активное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов без учета интересов другой стороны или в ущерб им. Если одна сторона выбирает эту стратегию, она добивается удовлетворения своих притязаний и старается убедить или принудить другую сторону пойти на уступки. Такая стратегия часто является вполне логичной, например, в спортивных соревнованиях, при поступлении по конкурсу в вуз, при трудоустройстве. Если же речь идет о деловом решении, от правильности которого зависит успех дела, подобная настойчивость оборачивается ошибками в управлении и другими потерями.

4. Компромисс (интеграция) – стратегия, которая строится на взаимных уступках сторон. Идеальный вариант – удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину. Однако часто одна сторона делает больше уступок, чем другая, что может привести в будущем к еще большему обострению отношений. Компромисс часто оказывается временным выходом, так как ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью.

5. Сотрудничество (координация) – удовлетворение интересов обеих сторон. Для этого необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов. Данная стратегия позволяет разрешать конфликт, сохранять партнерские отношения во время и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы. Важно урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на ответные компромиссные шаги, в процессе переговоров искать промежуточные решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.
Иван Вознесенский. Журнал «Обучение & Карьера».

22-28 мая 2006. – № 18 (111).

URL: https://www.physcareer.ru/articles/1/62.html

(дата обращения 30.09.2018)
У.Э. 1.2. Этническая картина современной России
Цель У.Э. 1.2: научиться анализировать этническую картину мира, РФ и ХМАО при помощи основных понятий курса.
Учебные задачи У.Э. 1.2:

  1. Научиться определять специфику миграционных процессов в ХМАО в сравнении с общероссийскими.

  2. Научиться выявлять перспективы изменения этнического состава РФ.

  3. Научиться систематизировать информацию о народах России.


Усвоив У.Э. 1.2, Вы сможете:

  • ориентироваться в современной этнической ситуации в мире, РФ, ХМАО;

  • анализировать динамику численности населения РФ.


Требования к знаниям и умениям по У.Э. 1.2:

  • знать особенности современной этнической картины мира;

  • знать этническую ситуацию в России и регионе: этнический состав населения, законы, проблемы и тенденции этнических процессов;

  • уметь анализировать современную этническую ситуацию, в мире, России, ХМАО;

  • уметь выделять перспективы динамики этнического состава РФ.


Содержательный результат У.Э.1.2: применение основных понятий курса, для анализа этнической картины современных мира, РФ, ХМАО.
Структура У.Э. 1.2:

У.Э. 1.2.1. Миграционные процессы в современном мире, РФ, ХМАО.

У.Э. 1.2.2. Этнический состав населения России.

У.Э. 1.2.3. Народы России: общая характеристика.

У.Э. 1.2.1. Миграционные процессы в современном мире, РФ, ХМАО

(практическое занятие – 2 часа)
Цель У.Э. 1.2.1: научиться определять специфику миграционных процессов в ХМАО в сравнении с общероссийскими.
Учебные задачи У.Э. 1.2.3:

  1. Научиться систематизировать типологии миграций.

  2. Научиться характеризовать миграционные процессы в РФ по данным статистики.

  3. Научиться характеризовать миграционные процессы в ХМАО по данным статистики.

  4. Научиться сравнивать современные миграционные процессы в РФ и ХМАО.


В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:

  1. Структурировать типологии миграционных процессов в виде схемы.

  2. Характеризовать миграционные процессы в РФ на основании анализа статистических данных.

  3. Характеризовать миграционные процессы в ХМАО на основании анализа статистических данных.

  4. Составлять сравнительную характеристику современных миграционных процессов в РФ и ХМАО.


План:

  1. Теория миграционных процессов.

  2. Современные миграционные процессы в РФ.

  3. Современные миграционные процессы в ХМАО.


Литература:

Основная:

  1. Садохин А.П., Грущевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119009&sr=1 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Экономическая география и прикладное регионоведение России: учеб. для акад. бакалавриата: учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации; под ред. Ю. А. Симагина. – М.: Юрайт, 2016. – 551, [2] с.

  3. Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В. А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.


Дополнительная:

  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект пресс, 1998. – 302 с.

  2. Крылова Е.Б. Рынок труда и миграция: учебное пособие / О.В. Корнейчук; Е.Б. Крылова. – Москва: Московский гуманитарный университет, 2012. – 136 c. [Электронный ресурс] URL: http://www.iprbookshop.ru/14527.html (дата обращения 30.09.2018).

  3. Основы миграционной политики: учеб. пособие / под общ. ред. И.Н. Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 225, [1] с.

  4. Современные проблемы адаптации и интеграции мигрантов в общества-реципиенты (Россия, Западная Сибирь, Югра): материалы Всерос. науч.-практ. конф., Сургут, 6-7 дек. 2007 г. / Сургут. гос. ун-т. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2007. – 324 с.

  5. Социокультурная динамика Ханты-Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе XXI века: федеральный и региональный аспекты: сборник докл. Всерос. науч.-практ. конф. / Сургут. гос. ун-т ; отв. ред.: В. В. Мархинин, Г. И. Назин. – Сургут: Изд-во СурГУ, 1999. – 221 с.


Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Демоскоп Weekly: демографический еженедельник. [Электронный ресурс] URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0761/index.php/ (дата обращения: 30.09.2018).

  2. Похлебаева А.В. Понятие миграции и ее классификация // Журнал международного права и международных отношений. – 2005. – № 3. [Электронный ресурс] URL: http://evolutio.info/content/view/765/113/ (дата обращения: 30.09.2018).

  3. Практическая демография / под ред. Л.Л. Рыбаковского. – М: ЦСП, 2005. – С. 180-190. [Электронный ресурс] URL: http://www.isprras.ru/pics/File/books/Practical%20demography.pdf (дата обращения: 30.09.2018).

  4. Росстат. Демография. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography (дата обращения: 30.09.2018).

  5. Статистика.RU: портал статистических данных. [Электронный ресурс] URL: http://statistika.ru/ (дата обращения: 30.09.2018).

  6. Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс] URL: http://tumstat.gks.ru/ (дата обращения: 30.09.2018).

Действия студента

Консультации. Комментарии. Дополнительная информация

Освоение У.Э. 1.2.3. предполагает выполнение заданий в малых группах.

Задание 1. Составить схему типологий миграционных процессов применительно к РФ и ХМАО.


Задание 2. По данным статистики охарактеризовать миграционные процессы в РФ.

Задание 3. По данным статистики дать характеристику миграционным процессам в ХМАО.


Задание 4. Составить сравнительную характеристику современных миграционных процессов в РФ и ХМАО

При работе на данном занятии используются статистические данные сайта «Росстат. Демография», которые наглядно демонстрируют текущую динамику миграционных процессов.
План выполнения задания:

  1. Ознакомиться с характеристикой понятия «миграция» (приложение 1 к У.Э. 1.2.1).

  2. Изучить предложенные типологии миграционных процессов.

  3. Структурировать типологии в виде схемы.

Дополнительная информация

Структурная схема – это вид схемы, демонстрирующий составные элементы и связи между ними для того или иного явления или объекта.

Консультация

Сначала необходимо ознакомиться с данными миграционной статистики по РФ. Затем следует сравнить их между собой и выделить преобладающие по каждому типу и виду, представленному в составленной ранее схеме.
Консультация

Выполняется аналогично предыдущему заданию. Однако необходимо учитывать, что миграционные потоки ХМАО связаны не только с внешней, но и с внутренней миграцией.
План выполнения задания:

  1. Сформулировать критерии для сравнения.

  2. Выделить общие и особенные характеристики.

  3. Обобщить полученные результаты.

  4. Выделить специфику региона.

Консультация

В качестве критериев для сравнения логично использовать типы и виды миграционных процессов, представленные в первом задании.




Приложение 1 (У.Э. 1.2.1)
6.1. Сущность и понятие «миграция населения»

Термин «миграция» (от лат. migratio) означает перемещение или переселение. В узком значении слова миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, т.е. переселение. Переселение должно отвечать двум условиям: во-первых, население перемещается между населенными пунктами; во-вторых, перемещения обязательно сопровождаются сменой постоянного места жительства. В российской практике учета миграции (государственной статистике) традиционно использовался и преобладает до настоящего времени именно узкий подход к определению миграции.

Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучших индикаторов социально-экономического благосостояния общества. Как правило, миграционные потоки ориентированы из менее развитых в более развитые страны и регионы, с более высоким уровнем заработной платы и лучшими социально-экономическими условиями. По примерным оценкам в различные формы миграции в мире ежегодно вовлечено около 2-3% населения. В некоторых странах эта цифра может быть гораздо выше – например, ежегодно только во внутренних миграциях в США участвуют до 15% населения (в России эта цифра около 3%, если учитывать миграцию, связанную со сменой места жительства, или 5-6% с учетом различных форм временной миграции).

6.2. Типология и виды миграции

…1. На основе географического признака можно выделить два основных типа миграции. Первый – внешняя (международная) и внутренняя (внутригосударственная). Относительно внешней миграции можно говорить о существовании двух основных видов – эмиграции (выезд из страны) и иммиграции (въезд в страну), а также можно выделить реэмиграцию (возвращение в страну, из которой эмигрант выехал ранее) и репатриацию (возвращение на этническую родину, т.е. в страну с которой ассоциирует человек свое происхождение и откуда он или его предки мигрировали в другую страну).

2. В структурном отношении миграция имеет возрастной, половой, этнический, семейный, генетический (от генезис), образовательный, квалификационный и иной срез. В качестве элементарных единиц (вида) миграции можно считать миграционные потоки, объединенные каким-либо признаком (возраст, пол, национальность, специальность, семейное положение). При этом допустимы термины «семейная миграция», «миграция населения трудоспособного возраста», «миграция высококвалифицированных специалистов», «миграция женщин», «этническая миграция» и пр.

3. По времени пребывания мигранта в новом месте жительства или приложения труда возможно выделение двух основных видов миграции – постоянной (безвозвратной) и временной (возвратной). Постоянными миграциями можно считать перемещения, связанные с изменением постоянного места жительства. Временная миграция подразделяется на два класса – краткосрочную миграцию (мигрант находится до 1 года за пределами своего обычного места жительства) и долгосрочную миграцию (более 1 года). Краткосрочную миграцию можно подразделить на миграцию двух порядков – регулярную и нерегулярную. К видам регулярной миграции относятся ежедневные маятниковые миграции и приграничные миграции. Маятниковые мигранты – люди, у которых место жительство и место работы находятся в разных населенных пунктах, что заставляет их ежедневно утром приезжать на работу и вечером возвращаться к месту жительства (например, житель Подмосковья работает в Москве). Приграничные мигранты («фронтальеры») похожи на маятниковых мигрантов, только они пересекают государственную границу, т.е. живут в одной стране, а работают в другой.

К видам нерегулярной миграции относятся челночные, вахтовые, сезонные миграции. Сезонные работники – мигранты, работа которых зависит от сезонных условий и выполняется только в течение определенной части года (например, сбор урожая). Челночные миграции представляют собой периодические поездки разной продолжительности, например, коммерсантов («челноков») за товаром с возвращением к месту жительства. Вахтовые миграции обусловлены спецификой работы и пребывания человека в районах с экстремальным климатом (например, выезд нефтяников к месту добычи нефти на Севере).

4. По целям миграция подразделяется на экономическую (трудовую и коммерческую) и учебную. Сюда же относится и миграция с целью воссоединения и создания семей, миграция в связи с отдыхом и туризмом, религиозная миграция (паломничество), миграция в связи с ведением традиционного хозяйства (кочевничество).

В современном обществе преобладают миграции, связанные с экономическими целями, т.е. переезд на работу или по коммерческим делам. В экономической миграции выделяется два основных вида – трудовая и коммерческая. Трудовая миграция представляет собой перемещения занятого населения, связанные с переменой места работы как внутри страны, так и между странами. Трудовых мигрантов, выехавших на работу за рубеж, называют «гастарбайтерами» (от немецкого термина «рабочий-гость»). Коммерческая миграция связана не с продажей своего труда, а с извлечением прибыли из разницы цен на товары в различных регионах или странах. Учебная миграция означает переезд к месту учебы. Миграция в целях воссоединения семьи представляет собой, например, переезд родителей к детям, супруга к супруге, детей к родителям и пр.

5. По способу вовлечения в миграцию, она подразделяется на три типа – добровольная, вынужденная и принудительная. Первая обусловлена добровольным принятием индивидом или группой людей решения о миграции. Вынужденная миграция вызвана военными, политическими событиями, преследованиями на этнической и религиозной основе, которые вынуждают население менять место жительства. Принудительной миграцией можно считать насильственные переселения людей, организованные государством (депортации), а также миграции, осуществляемые в пенитенциарной системе.

Вынужденная миграция – перемещение людей, которые покинули место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия, или подвергшиеся преследованиям и насилию. Выделяют несколько категорий вынужденных мигрантов: беженцы – это вынужденные мигранты, которым до или после прибытия в страну предоставляется статус беженца; лица, желающие получить убежище – мигранты, которые подают ходатайство о получении убежища не в своей стране; лица, принятые по иным соображениям гуманности, это иностранцы, не получившие полного статуса беженца, но тем не менее допущенные в страну по причинам гуманитарного характера, поскольку они оказались в положении сходном с положением беженцев.

Еще один вид вынужденных мигрантов – внутренне перемещенные лица – это граждане страны, которые не пересекают границ и мигрируют в пределах своего государства по вынужденным причинам (аналогичным в случае с беженцами). В России их называют вынужденными переселенцами (например, мигранты из района чеченской войны, осетино-ингушского конфликта).

6. По степени законности выделяется два типа миграции – легальная и нелегальная. Легальные мигранты пересекают границу и находятся в стране на законных основаниях. Нелегальные мигранты – люди, которые незаконно пересекают границу, а также люди, законно пересекающие границу, но затем становятся нелегальными мигрантами (например, не имеют регистрации в уполномоченных государственных органах, нарушают сроки действия визы, или их цели пребывания и занятия не соответствуют заявленным при въезде в страну). Стать нелегальным мигрантом человек может несколькими способами. Первый – нелегально пересечь границу. Второй способ – приехать легально, но не зарегистрироваться или просрочить визу. Третий способ – приехать на учебу, а заниматься торговлей.
Практическая демография

/ Под редакцией Л.Л. Рыбаковского. – М: ЦСП, 2005. – С. 180-190.

[Электронный ресурс]

URL: http://www.isprras.ru/pics/File/books/Practical%20demography.pdf

(дата обращения 30.09.2018)











У.Э. 1.2.2. Этнический состав населения России

(практическое занятие –2 часа)
Цель У.Э. 1.2.2: научиться выявлять перспективы изменения этнического состава РФ.
Учебные задачи У.Э. 1.2.2:

  1. Научиться анализировать динамику этнического состава РФ.

  2. Научиться выделять и анализировать причины изменения этнического состава РФ.

  3. Научиться выявлять основные тенденции в динамике этнического состава РФ.


В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:

  1. Характеризовать изменения в этническом составе РФ по данным переписей.

  2. Структурировать причины изменения численности конкретного народа в виде таблицы.

  3. Характеризовать тенденции динамики этнического состава РФ.


План:

  1. Этнический состав населения современной России.

  2. Особенности развития этнической ситуации в России.

  3. Основные тенденции и перспективы развития этнической ситуации в России.


Литература:

Основная:

  1. Садохин А.П., Грущевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. [Электронный ресурс] URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119009&sr=1 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В. А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.


Дополнительная:

  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект пресс, 1998. – 302 с.

  2. Мастюгина Т.М. Этнология. Народы России: история и современное положение: (учеб. пособие) / Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. – М.: Знание, 1997. – 317 с.

  3. Социокультурная динамика Ханты-Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе XXI века: федеральный и региональный аспекты: сборник докл. Всерос. науч.-практ. конф. / Сургут. гос. ун-т ; отв. ред.: В. В. Мархинин, Г. И. Назин. – Сургут: Изд-во СурГУ, 1999. – 221 с.

  4. Шаповалов В.Ф. Россиеведение: учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 576 с.


Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Демоскоп Weekly: демографический еженедельник. [Электронный ресурс] URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0761/index.php/ (дата обращения: 30.09.2018).

  2. «Портал «Всероссийская перепись населения 2010 года»». [Электронный ресурс] URL: http://www.perepis-2010.ru/ (дата обращения: 30.09.2018).

  3. Практическая демография / под ред. Л.Л. Рыбаковского. – М: ЦСП, 2005. – С. 180-190. [Электронный ресурс] URL: http://www.isprras.ru/pics/File/books/Practical%20demography.pdf (дата обращения: 30.09.2018).

  4. Степанов В.В, Тишков В.А. Россия в этническом измерении (по данным переписи 2002 года) // Социологические исследования. – 2005. – № 9. – С. 64-74. [Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/219/958/1216/006.STEPANOV.pdf (дата обращения: 30.09.2018).

  5. Росстат. Демография. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography (дата обращения: 30.09.2018).

  6. Статистика.RU: портал статистических данных. [Электронный ресурс] URL: http://statistika.ru/ (дата обращения: 30.09.2018).

  7. Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс] URL: http://tumstat.gks.ru/ (дата обращения: 30.09.2018).




Действия студента

Консультации. Комментарии. Дополнительная информация

Освоение У.Э. 1.2.2 предполагает выполнение заданий в малых группах и работу с ресурсами сети Internet.


Задание 1. По данным последних переписей населения охарактеризовать изменения в этническом составе РФ (см. приложение 1 к У.Э. 1.2.2).


Задание 2. В форме таблицы выделить причины изменения численности конкретных народов.


Этносы

Категория причин

Причины

Динамика

Этнос 1

Категория 1

Причины 1-2




Категория 2

Причины 3-4


Вывод:

Задание 3. Охарактеризовать тенденции динамики этнического состава России.

При работе в рамках занятия следует использовать данные с сайта «Портал «Всероссийская перепись населения 2010 года»» http://www.perepis-2010.ru.

План выполнения задания:

  1. Соотнести данные последних переписей (1989, 2002 и 2010 гг.).

  2. Выделить, какие изменения произошли в численности этносов (численность каких увеличилась, а каких уменьшилась).

  3. Оценить данные изменения (существенные, незначительные).


Консультация

Причины необходимо сгруппировать по категориям:

  • экономические;

  • политические;

  • социальные;

  • демографические;

  • культурные;

  • этнические;

  • прочие (связанные с особенностями переписи).

Категории могут варьироваться в зависимости от конкретного этноса. При необходимости можно добавлять свои категории.

В выводе следует обобщать материалы таблицы и выявить особенности этнической ситуации в России и причины ее изменения.
Консультация

Под тенденцией понимается общее направление к росту, снижению или стабилизации уровня явления с течением времени. Здание следует выполнять на основании обобщения результатов, полученных при сравнении переписей населения. В данном случае этносы необходимо сгруппировать в соответствии с признаком увеличения, сокращения или стабильности их численных показателей, а затем, исходя из причин изменения численности, определить, что может происходить с ней в дальнейшем (в перспективе 10 лет), т.е. численность каких групп этносов будет увеличиваться, каких – уменьшаться, а каких – оставаться неизменной. Это и будут тенденции динамики численности этнического состава страны. После выявления основных тенденций следует определить причины их возникновения.