Файл: Хореографическое сопровождение школьников в физкультурноcпортивном процессе в школе 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
1.Анализ статей 2
2.Исследования по теме «Хореографическое сопровождение школьников в физкультурно-cпортивном процессе в школе» 4
3. Тема ВКР 15
4.Актуальность исследования 15
5. Статья на тему исследования 17
Список использованной литературы 31
1.Анализ статей
Ухудшение состояния здоровья школьников вызывает растущую озабоченность образовательных учреждений во всем мире. В то время как медицинские и физиологические факторы играют роль в этом снижении, виноваты также и педагогические факторы. В частности, организация занятий по физической культуре и отсутствие участия во внеурочной деятельности способствуют ухудшению состояния здоровья учащихся [1, 2, 3, 4, 5]. Для решения этих вопросов необходима модернизация всех составляющих образовательного процесса, включая цели и задачи, содержание, методы обучения, средства воспитания. Однако в настоящее время нет четкого определения того, что представляет собой «учебные пособия» в контексте физического воспитания. Значение учебных пособий в учебном процессе широко обсуждалось в литературе [6, 7, 8, 9, 10].
Однако определение понятия «учебно-методические пособия» недостаточно обосновано в учебниках и учебных пособиях по педагогике и в дидактических исследованиях [11]. Одни авторы используют этот термин для обозначения как образовательного проекта в целом, так и самих средств обучения, а другие включают «средства» совместной деятельности учителя и учащихся в качестве средств обучения [12, 13, 14, 15]. Кроме того, ряд авторов выделяют интеллектуальные средства познания, позволяющие человеку осуществлять опосредованное и обобщенное познание объективной действительности [7, 16, 17, 18, 19]. В сфере физического воспитания большое значение имеют содержание образования и средства воспитания. В следующих разделах будет рассмотрена роль средств обучения, содержание занятий физической культурой, физкультурно-спортивных зон, оборудования, инвентаря, технической подготовки в процессе физического воспитания школьников.
В исследовании, проведенном Российской кардиологической ассоциацией, представлен обзор различных систематических обзоров о влиянии малоподвижного образа жизни на исходы для здоровья, подчеркивая важность пропаганды физической активности среди детей для снижения малоподвижного образа жизни [1]. Барлоу и др. представить обзор различных систематических обзоров о влиянии малоподвижного образа жизни на показатели здоровья, подчеркнув важность пропаганды физической активности среди детей для снижения малоподвижного образа жизни [20]. Резенде и др. изучить влияние физического воспитания и физической активности на успеваемость детей, подчеркнув положительную корреляцию между физической активностью и успеваемостью [3].
В другом исследовании излагаются соответствующие практические рекомендации по физическому воспитанию в начальной школе, подчеркивая важность обучения учащихся необходимым навыкам и знаниям для эффективного занятия физической активностью [12]. Большинство ученых в своих дидактических исследованиях постоянно используют понятие «учебные пособия» [21, 22, 23, 24, 25, 26], однако обстоятельных работ по этой проблеме почти нет. Их состав и функции, технология использования при различных формах физического воспитания не определены. Цель НИР - исследовать средства обучения в процессе физического воспитания школьников, в том числе их состав, функции и технологию использования при различных формах физического воспитания. Тем самым мы надеемся внести свой вклад в разработку эффективных стратегий поощрения физической активности и улучшения здоровья школьников.
В настоящее время ученые ищут новые подходы к построению оздоровительных программ для повышения эффективности занятий физической культурой; определяют более эффективные формы организации жизнедеятельности школьников, методы и средства поиска, которые активизируют интерес школьников к занятиям физической культурой и формируют потребность в самостоятельных занятиях [27, 28, 29, 30]; решать задачи оптимизации двигательных режимов, улучшения физической подготовленности, дозирования физической нагрузки с учетом психофизиологических, типологических и социальных особенностей воспитанников.
2.Исследования по теме «Хореографическое сопровождение школьников в физкультурно-cпортивном процессе в школе»
Материал и методы
Участники.
В исследовании приняли участие школьники (n = 10), большинство по направлению «Хореография». В начале исследования средний возраст участников составлял 17,4 ± 0,7 года.
Исследование проведено в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации [26]
Дизайн исследования.
Исследование проводилось в течение трех семестров (сентябрь 2021 г. - декабрь 2022 г.). В учебные планы подготовки школьников не включена дисциплина «Физическая культура». Развитие физических качеств - задача специальных предметов в курсе профессиональной подготовки: 16 часов в неделю. Нагрузка школьников по современному танцу составляла 2 часа в неделю. Формы обучения на определенный период – очная (70%), онлайн-обучение (10%), смешанная (20%). В сентябре 2021 года и в декабре 2022 года одни и те же школьники сдали отборочные тесты.
Собрана и обобщена информация об индивидуальной физической подготовленности школьников. Также разработана программа развития координационных способностей средствами современного джазового танца.
Для определения состояния координационных способностей были выбраны тесты.
Тест №1. 4x9 м Челночный тест, с. - определение способности управлять временными, пространственными факторами движений. Тест № 2. «Испытание статического равновесия по методу Бондревского с закрытыми глазами, с» [27] - определение способности удерживать равновесие.
Авторские пробы включают упражнения на форсированные свинговые движения современного джазового танца; выполнение поворотов на двух ногах с остановкой в положении; упражнения на координацию по принципу «контроль».
Тест №3. «Тест на выполнение форсированных свинговых движений современного джазового танца» - определение способности координировать движения в одной комбинации.
Описание:
— Исходное положение — второе положение ног, руки над туловищем.
– На одной руки подняться. Колени выполняют «Отскок» (свободный мах). При этом руки, голова, туловище поворачиваются вправо. Затем руки опускаются, ноги выпрямляются.
– На две руки подняться. Колени выполняют «Отскок» (свободный мах). При этом руки, голова, туловище поворачиваются влево. Затем руки опускаются, ноги выпрямляются.
– На три руки подняться. Колени выполняют «Отскок» (свободный мах). При этом руки, голова, туловище поворачиваются вправо. Затем руки опускаются, и выполняется прыжок соте во второй позиции.
– На четыре руки подняться. Колени выполняют «Отскок» (свободный мах). При этом руки, голова, туловище поворачиваются влево. Затем руки опускаются, а ноги прыгают соте во вторую параллельную позицию. Вернитесь в исходное положение.
Примечание: в махах руками вместе с корпусом обращайте внимание на точный возврат в исходное положение, с которого начинается мах. Голова не возвращается. Колени выполняют «отскок», а не мышечное плие. Руки свободны, но не полностью расслаблены. Их естественная форма сохранена, т.е. «включена в работу». Приземление после прыжка мягкое, без касания пола пятками, стопы свободны. Сгибание в коленях выполняет точно по направлению носков.
Тест выполняется методом отображения. Воспитатель показывает упражнение 2 раза в замедленном темпе, затем 1 раз в среднем и 1 раз в быстром. Затем школьникам дается 7 минут на самоподготовку. Для контрольной работы школьники были разделены на подгруппы согласно списку
- 1 группа - 5 человек, 2 группа - 5 человек.
Оценка: по 5-бальной системе:
- «5» - за точное и правильное выполнение последовательности и самих движений;
- «4» - за недостаточно точное выполнение отдельных элементов;
- «3» - за ошибки в последовательности движений;
- «2-1» - за существенные ошибки в выполнении движений и их последовательности.
Тест не засчитывается, если школьник вообще не может выполнить комбинацию.
Тест № 4. «Выполнение поворотов на двух ногах с остановкой в 4-й позиции» - определение вестибулярной устойчивости. Описание: По команде воспитателя учащийся выполняет 3 оборота на обеих ногах правой ногой, руки над туловищем, затем остановка в 4-й свободной позиции: правая нога впереди на носочках, левая нога согнута в колене. Левая рука поднимается вверх.
Примечание: повороты должны выполняться на одной линии, во время остановки в 4-й позиции корпус должен оставаться неподвижным.
Оценка: по 5-бальной системе:
– «5» – точное и правильное выполнение поворотов на одной линии, четкая остановка;
— «4» — недостаточно точное выполнение поворотов, но четкая остановка;
— «3» — несоблюдение одной линии при поворотах, не четкая остановка;
— «2-1» — существенные ошибки в выполнении поворотов, не четкая остановка. Тест не засчитывается, если школьник вообще не может выполнить комбинацию.
Тест № 5. «Упражнение на координацию по принципу «контроль» - определение способности к музыкально-ритмической координации.
Описание: школьникки были разделены на 2 подгруппы, как и в тесте №3. Упражнение выполнялось в 3 этапа: первый раз в медленном темпе, второй раз в среднем темпе, третий раз в быстром темпе.
Оценка: по 5-бальной системе:
– «5» – точное и правильное выполнение движений согласно ритмическому рисунку музыкального сопровождения;
– «4» – недостаточно точное выполнение отдельных элементов и правильное выполнение движений по ритмическому рисунку музыкального сопровождения;
– «3» – ошибки в выполнении движений и несоблюдение ритмического рисунка;
– «2-1» – существенные ошибки в выполнении движений и отсутствие чувства ритма. Тест не засчитывается, если школьник вообще не может выполнить комбинацию.
Школьники направления «Хореография» с первого семестра осваивают технику движений современного танца в течение 2 часов в неделю. Однако техника исполнения современного джазового танца вводится только после приобретения определенных сложных двигательных навыков. На занятиях по предмету «Теория и методика обучения современному танцу» школьники участвовали в подготовке хореографических композиций для выступлений танцевального ансамбля (по 2 часа 2 раза в неделю). Дистанционное обучение проходило в период с 13 марта по 29 мая 2022 года и с 15 октября по 20 ноября 2022 года. Особенности работы вуза в период пандемии COVID-19 предоставили возможность проводить занятия в смешанной форме. На период онлайн-обучения школьникам были предложены следующие задания:
1. Снять видео разминочных комбинаций (плие, бт тенду, бт тенду хете);
2. Сделать видео кросс-поворотных комбинаций;
3. Сделать комплекс на растяжку мышц;
4. Сделать сообщение на тему «Творчество Марты Грэм».
Разработана методика развития координационных способностей будущих хореографов. Цель
этого подхода заключается в том, чтобы попытаться повысить уровень владения сложными движениями современного джазового танца и профессиональные навыки.
На первом этапе в музыкальном сопровождении использовались парные ритмы: 2/4, 4/4, 6/8. Постепенно перешли к полиритмии более сложного уровня: нечетные ритмы: 5/4, 7/8, 9/8; введение сложных ритмических рисунков. Структура тренинга представлена в таблице 1.
Следует отметить, что абзацы 2-5 (таблица 1) изменены на:
Изменить комбинации:
2. Партер. Исходное положение – «Звезда»; перейти в положение «зародыша»; затем сидячее положение «зародыша». Положение сидя на согнутых коленях, спина прямая. Переход в положение ноги вперед (как складка, корпус ровный), корпус свободно прогибается в сторону, ноги качаются в кольце.
3. Крест (шаги, прыжки, повороты). Добавление и преобразование соте темпов прыжка:
1. Выполнять в параллельных позициях.
2. Стартовать из обратного положения, а во время приземления перевести стопы в параллельное положение.
3. Во время прыжка согните ноги в коленях, отведите голень назад и коснитесь пятками ягодиц.
4. Согнуть одну ногу во время прыжка в положение «на колене».
5. Выполнить сокращение к центру тела во время прыжка.
6. В полете выполнить прогиб тела.
7. Согнуть оба колена и соединить стопы («лягушка»).
8. Развести прямые ноги в стороны.
9. Подогнуть колено к груди.
4. Танцевальная композиция (исследование комбинаций). Исходное положение – ноги в первой параллельной позиции, руки над туловищем. Триплет. (Томбить правую ногу вперед, одновременно выпрямляется и поднимается в первую позицию левой руки, правая рука переводится во вторую позицию. Два шага на носках левой и правой ноги, руки вниз и мах над туловищем).
5. Перезарядка. Знакомство с позами сфинкса, плугом; наклоны к прямым ногам (стопы направьте и согните).
Предлагаемая методика предполагает, что на первом этапе обучения современному джазовому танцу координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении. Процесс изучения координации построен от простого к сложному. Во-первых, есть объяснение того, как распределить внимание между движением двух центров. Например, один из центров может быть в качелях. Тогда ему не нужно внимание, а нужно сосредоточиться на движении другого центра.