Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В.С. ВАСИЛЬЕВА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Учебно-методическое пособие
Челябинск
2017

1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В.С. Васильева
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТА
Учебно-методическое пособие
Челябинск
2017

2
УДК 371.9 (021): 378 (021)
ББК 74.5я73: 74.480.26я73
В 19
Васильева, В.С. Педагогическая практика в дошкольных
организациях для детей с нарушениями интеллекта [Текст]: учебно-методическое пособие / В.С. Васильева. – Челябинск:
Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 187 с.
ISBN 978-5-906908-62-9
В учебно-методическом пособии представлены материалы для сту- дентов, обучающихся по направлению 44.03.03 Специальное (де- фектологическое) образование, уровень образования бакалавриат, профильная направленность Дошкольная дефектология, для про- хождения педагогической практики в дошкольных организациях для детей с нарушениями интеллекта. Раскрыты требования к про- хождению педагогической практики, представлены рекомендации по заполнению отчетной документации.
Предложены наиболее оптимальные формы обязательной для заполнения документации, матрицы индивидуальных и подгруппо- вых занятий, образцы отчета и самоанализа прохождения практики.
Издание предназначено студентам дневной и заочной формы обучения, педагогам-дефектологам ДОО, руководителям практики.
Рецензенты:
Л.А. Дружинина, канд. пед. наук, доцент
Л.М. Лапшина, канд. биол. наук, доцент
ISBN 978-5-906908-62-9
© В.С. Васильева, 2017
© Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017

3
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для помощи студентам при прохождении педагогической прак- тики в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.
Педагогическая практика в процессе подготовки бакалав- ров, обучающихся по направлению 44.03.03 Специальное (де- фектологическое) образование, уровень образования бакалаври- ат, профильная направленность Дошкольная дефектология име- ет большое значение для получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Получение высшего образования по направлению Специ- альное (дефектологическое) образование по профилю Дошколь- ная дефектология, предполагает овладение обучающимися тео- ретическими знаниями как по специальной дошкольной педаго- гике и специальной психологии, так и смежных дисциплин и практическими навыками коррекционно-педагогической рабо- ты. Все это может обеспечить комплексный подход к подготов- ке будущих учителей-дефектологов.
В целом методическое пособие дает возможность ознако- миться с этапами и содержанием педагогической практики, спе- цификой выполнения отчетных форм деятельности на каждом этапе. По каждому этапу предлагается перечень отчетной доку- ментации и примеры ее письменного оформления. Актуализи- руется исследовательский потенциал и творческие способности обучающихся. Предлагаются методические материалы, способ- ствующие формированию профессиональных компетенций бу- дущих специалистов и расширяющие сферу их профессиональ- ных знаний, умений и навыков.
В предлагаемом учебно-методическом пособии:
- раскрыты цели и задачи педагогической практики;


4
- представлена информация об организации и содержании педагогической практики в дошкольной образовательной орга- низации для детей с нарушениями интеллекта;
- представлены требования к самостоятельной работе обу- чающихся в период прохождения практики;
- раскрыты критерии оценивания обучающихся в период прохождения практики.
В пособии представлены методические материалы в по- мощь обучающемуся практиканту: примерное содержание адап- тированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта; протоколы обследования детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта; формы конспектирования занятия; схемы анализа коррекционно-разви- вающих занятий; вариант алгоритма для проведения самоанали- за; варианты различных типов коррекционно-развивающих за- нятий (индивидуального, подгруппового и фронтального).
Обучающимся рекомендуется современные литературные источники теоретического и методического уровня, которые помогут в организации и содержательном наполнении практики.
Для выхода на педагогическую практику обучающимся необхо- димо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физио- логии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка с огра- ниченными возможностями здоровья, представлениями о дея- тельности сенсорных систем, знаниями структуры нарушения интеллекта при различных патологиях, выделенных в клинико- педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции нарушений психофизического развития дошкольников с нару- шениями интеллекта, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребенка с нарушениями интеллекта, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации дошкольников с наруше- ниями интеллекта.

5
В процессе теоретической подготовки к данной практике студенты должны овладеть умениями выводить заключение по итогам психолого-педагогического обследования как показателя глубокого понимания структуры дефекта, прогноза коррекцион- ного воздействия и выбора программы коррекционного воспи- тания или обучения. Бакалавры должны владеть навыками ис- пользования имеющихся социогуманитарных и естественно- научных знаний в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии дошкольников с нарушениями интеллекта, умения- ми выбирать программу коррекционной работы после тщатель- ной психолого-педагогической диагностики; умениями плани- ровать свою профессиональную деятельность; умениями со- ставлять конспекты коррекционных занятий; умениями кон- сультировать семьи детей с нарушениями интеллекта и педаго- гов, работающих с детьми с нарушениями интеллекта. При под- готовке к данному виду практики студенты должны овладеть приемами и методами диагностики нарушений психофизическо- го развития, определения заключения, по итогам обследования, психолого-педагогической коррекции различных нарушений развития на индивидуальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями определения и реализации содержания и организации образовательной деятельности на уровне дошколь- ного образования детей с нарушениями интеллекта, навыками и приемами развития личности, мотивации и способностей детей с нарушениями интеллекта в различных видах деятельности, охватывающих следующие структурные единицы, представля- ющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное разви- тие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Также необходимо владеть навыками и приемами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.


6
Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-де- фектолога в образовательной организации, реализующей адап- тированную образовательную программу для детей с нарушени- ями интеллекта.
Задачи практики:
 ознакомление с задачами и функциями учителя-дефекто- лога в образовательной организации, реализующей адаптиро- ванную образовательную программу для детей с нарушениями интеллекта, со спецификой работы в данной конкретной орга- низации;
изучение медицинской, психолого-педагогической доку- ментации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушениями интеллекта с учетом их возрастных особенностей, особенностей и структуры взаимодействия сотрудников до- школьной образовательной организации в сопровождении до- школьников с ДОО;
овладение умениями анализировать занятия учителя- дефектолога, методами и методиками обследования особенно- стей психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, умениями составлять психолого- педагогическую характеристику детей с нарушениями интел- лекта, протоколы индивидуального обследования дошкольников с нарушениями интеллекта, умениями составления конспектов коррекционных занятий, с учетом возрастных особенностей до- школьников с нарушениями интеллекта; навыком сбора инфор- мации для проведения лекции или доклада по основным теоре- тическим вопросам; навыками подготовки воспитательных ме- роприятий, навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями интеллекта, навыка- ми составления конспектов занятий по основным образователь- ным областям в дошкольной образовательной организации, осуществляющей обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

7
Перечень планируемых результатов обучения
№ п/п
Компетенция (содер- жание и обозначение в соответствии с ФГОС и ООП)
Планируемые результаты (конкретизированные цели)
Знать
Уметь
Владеть
1
2
3
4
5
1
ОК-7.
Способен использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности
З.1. – знать основные нор- мативно-правовые доку- менты, регламентирующие профессиональную дея- тельность дефектолога в работе с детьми дошколь- ного возраста с нарушени- ями интеллекта
У.1. – использовать в соб- ственной профессиональ- ной деятельности основные нормативно-правовые до- кументы, регламентирую- щие профессиональную де- ятельность дефектолога в работе с детьми дошколь- ного возраста с нарушени- ями интеллекта
В.1. – владеть конкретными приемами анализа и ис- пользования основных нормативно-правовых до- кументов, регламентирую- щих профессиональную де- ятельность дефектолога в работе с детьми дошколь- ного возраста с нарушени- ями интеллекта
2
ПК-2.
Готов к организации коррекционно- развивающей среды, ее методическому обес- печению и проведению коррекционно- компенсаторной рабо- ты в сферах образова- ния, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной соци- ализации лиц с ОВЗ
З.2. – знать теоретические основы организации кор- рекционно-развивающей среды, ее методического обеспечения и проведения коррекционно-компенса- торной работы в сферах образования, здравоохра- нения и социальной защи- ты с целью успешной соци- ализации лиц с нарушени- ями интеллекта
У.2. – уметь самостоятель- но организовывать коррек- ционно-развивающую сре- ду, создавать ее методиче- ское обеспечение и осу- ществлять коррекционно- компенсаторную работу в сферах образования, здра- воохранения и социальной защиты с целью успешной социализации детей с нарушениями интеллекта
В.2. – владеть навыками организации коррекцион- но-развивающей среды, ее методического обеспечения и проведения коррекцион- но-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и соци- альной защиты с целью успешной социализации детей дошкольного возрас- та с нарушениями интел- лекта


8
1
2
3
4
5
3
ПК-5.
Способен организовы- вать и осуществлять психолого- педагогическое обсле- дование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивиду- альной образователь- ной траектории
З.3. – современные подхо- ды к организации и осу- ществлению психолого- педагогического обследо- вания лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образова- тельной траектории.
З.4. – содержание психо- лого-педагогического об- следования лиц с ОВЗ с целью уточнения структу- ры нарушения для выбора индивидуальной образова- тельной траектории
У.3. – реализовывать на практике современные подходы в организации и осуществлении психолого- педагогического обследо- вания детей с нарушения- ми интеллекта с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образова- тельной траектории.
У.4. – адаптировать (при необходимости) содержа- ние психолого- педагогического обследо- вания детей с нарушения- ми интеллекта с целью уточнения структуры нарушения для выбора ин- дивидуальной образова- тельной траектории
В.3. – владеть конкретны- ми навыками реализации на практике современных подходов в организации и осуществлении психолого- педагогического обследо- вания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта с целью уточнения струк- туры нарушения для выбо- ра индивидуальной обра- зовательной траектории.
В.4. – владеть навыками адаптации (при необходи- мости) содержания психо- лого-педагогического об- следования детей до- школьного возраста с нарушениями интеллекта с целью уточнения струк- туры нарушения для выбо- ра индивидуальной обра- зовательной траектории

9
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Педагогическая практика студентов проводится в группах для детей с нарушениями интеллекта в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольных образовательных организациях в 6 семестре. Об- щая продолжительность практики для студентов дневного и за- очного обучения – 3 недели. Первый этап практики – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушениями интеллекта (1 неделя) и второй этап – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с на- рушениями интеллекта (2 недели). Рабочий день обучающегося практиканта соответствует рабочему дню учителя-дефектолога, т.е. 4 часа.
В случае пропуска любого количества дней практики сле- дует предоставить соответствующие документы: справку из учреждения здравоохранения о болезни или другой документ, подтверждающий уважительность причины отсутствия. Пропу- щенные по уважительной причине дни практики необходимо отработать в свободное от учебы время (в такой ситуации обучающийся сам должен договориться с учителем-дефекто- логом об отработке пропущенных дней и обязательно поставить в известность руководителя практики).
Практика начинается с установочной конференции и завер- шается итоговой конференцией. Обязательное условие прохож- дения практики в дошкольном образовательном учреждении – наличие личной медицинской книжки. До начала практики не- обходимо каждому обучающемуся, выходящему в ДОО, пройти медицинский осмотр. Без личной медицинской книжки обуча- ющийся к прохождению практики не допускается.


10
2. ТРУДОЕМКОСТЬ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ
И ПОДГОТОВКИ ЗАДАНИЙ
В ПЕРИОД ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
№ п/п
Виды работ, перечень заданий
Трудоемкость
(в часах) на базе прак- тики само- стоя- тельная работа
1
2
3
4
1. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушениями интеллекта
Вводный этап
1.1 Общее ознакомление обучающихся с образо- вательной организацией, педагогическим кол- лективом, учителем-дефектологом, воспитате- лем, педагогом-психологом, руководителем от дошкольной образовательной организации
3 1,5 1.2 Ознакомление с АООП ДОО для детей с нарушениями интеллекта, учебно-методичес- кими комплексами, рабочими программами, календарно-тематическим планом учителя- дефектолога, конспектами занятий, материа- лами ПМПк по детям группы, на которой обу- чающийся будет проходить практику. Озна- комление с коррекционно-образовательным и учебно-воспитательным процессами образова- тельной организации
3 1,5
Основной этап
1.3 Посещение не менее 5 занятий учителя-дефек- толога; посещение не менее 2 занятий воспи- тателя; наблюдение за процессом проведения
(методы, приемы, наглядно-дидактические пособия, особенности деятельности учителя-
6 3

11
1
2
3
4
дефектолога, воспитателя) коррекционно- развивающих занятий; изучение нормативно- правового обеспечения, регулирующего отно- шения участников коррекционно-образова- тельного процесса в образовательной органи- зации для детей с нарушениями интеллекта.
Составление анализа 3 занятий учителя- дефектолога и 1 занятия воспитателя.
Изучение форм взаимодействия учителя- дефектолога, воспитателя и педагога- психолога. Выполнение заданий по самостоя- тельной работе. Оформление отчетной доку- ментации по практике
1.4 Организация наблюдения за тремя детьми и проведение их обследования с целью сбора объективной информации для написания пси- холого-педагогической характеристики на воспитанников образовательной организации для детей с нарушениями интеллекта.
Подготовка комплекта материалов (педаго- гическое заключение; перспективный план индивидуальной работы с детьми; календарно- тематическое планирование работы с детьми) по итогам наблюдения и обследования воспи- танников образовательной организации для детей с нарушениями интеллекта.
6 3
1.5 Изучение форм взаимодействия учителя-де- фектолога, воспитателя и педагога-психолога.
Выполнение заданий по самостоятельной ра- боте. Оформление отчетной документации по практике
6 3
1.6 Проведение воспитательного мероприятия с дошкольниками ДОО; оформление отчетной документации по практике
6 3
Итоговый этап
1.7 Подготовка сообщений для выступления на заключительных конференциях по итогам пе- дагогической практики в образовательных ор- ганизациях, реализующих адаптированную
4 2