Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
характеристику на обучающегося практиканта по итогам практики по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушениями интеллекта;
перспективный план работы на второй этап практики.
Второй этап
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушения- ми интеллекта.
На втором этапе практики обучающиеся переходят к актив- ной производственной практике в качестве учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения для детей с нару- шениями интеллекта.
Обучающиеся практиканты должны:
спланировать свою работу в соответствии с календарно- тематическим планированием и сеткой занятий учителя- дефектолога;
самостоятельно ежедневно проводить коррекционные за- нятия в соответствии с планом работы;
за 3 дня до проведения занятия (фронтального, подгруп- пового или индивидуального) подготовить конспект занятия и проконсультироваться с учителем-дефектологом группы;
подготовить наглядный и дидактический материал для группы детей и индивидуальных занятий, необходимые для проведения занятия;
подготовить и провести 1 консультацию для родителей в любой форме (индивидуальное консультирование, занятие в присутствии родителей или совместное с родителями);
подготовить к размещению на сайте дошкольного учре- ждения материалы, характеризующие основные подходы к обу- чению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушения- ми интеллекта.
21
В период второго этапа оформляют документацию по про- хождению педагогической практики, составляют самоанализ прохождения практики и выводят самооценку практической профессионально-педагогической деятельности.
В последний день практики в дошкольном образовательном учреждении проводится круглый стол, на котором обсуждается практическая деятельность каждого обучающегося, составляют- ся характеристики на практикантов, устраивается выставка по- собий и игр, изготовленных обучающимися для образовательно- го учреждения.
По результатам второго этапа педагогической практики необходимо предоставить:
анализ одного из посещенных в другой группе занятий обучающегося практиканта с подробной записью наблюдений за ходом этого занятия;
шесть разнотипных конспектов занятий, проведенных самостоятельно. При этом конспекты предоставляются с пол- ным наглядно-дидактическим обеспечением (демонстрацион- ный, раздаточный материал, игры и т.п.);
материалы для проведения консультации для родителей или конспект совместного с родителями занятия (мероприятия);
конспект воспитательного мероприятия;
материалы для размещения на сайте ДОО;
материалы, подтверждающие выполнение заданий само- стоятельной работы;
отчет студента о результатах прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков в
ДОО для детей с нарушениями интеллекта;
данные самоанализа студента результатов прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушениями интеллекта;
22
характеристику на обучающегося практиканта по итогам практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушения- ми интеллекта;
анализ уровня сформированности профессиональных компетенций, продемонстрированных студентом в период прак- тики, заполненный учителем-дефектологом ДОО;
заполненный дневник педагогической практики, заверен- ный руководителем дошкольной образовательной организации, заместителем заведующей по учебно-воспитательной работе.
Все отчетные документы по прохождению педагогической практики (первого и второго этапов) необходимо предоставить в папке с описью содержания в течение трех рабочих дней по за- вершению практики в университет.
По итогам практики на факультете проводится итоговая конференцияв форме обсуждения следующих вопросов:
обзор педагогического процесса, программного обеспе- чения базового дошкольного образовательного учреждения;
материально-техническая оснащенность коррекционно- образовательного процесса;
перечисление методов, приемов работы учителя-дефек- толога, уровня реализации собственных коррекционно-педаго- гических проектов, их результативность;
самоанализ организации учебных и внеучебных видов деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта;
организация сотрудничества с родителями, привлечение их к коррекционному процессу;
самооценка профессионально-педагогических умений;
участие в жизни педагогического коллектива и оказание помощи в оснащении коррекционно-педагогического процесса;
успехи и трудности в период прохождения практики;
предложения по совершенствованию содержания и ор- ганизации практики.
23
4. ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
ПО ИТОГАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Примерный перспективный план работы в период
практики в ДОО для детей с нарушениями интеллекта
Д
ни неде ли
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
1
2
3
4
по неде льн ик
Знакомство с ДОО, педагогическим коллективом, деть- ми группы
Проведение занятий по плану; подготов- ка к зачетному заня- тию; изготовление наглядно-дидакти- ческих пособий.
Выполнение заданий для самостоятельной работы
Проведение занятий по плану; подготов- ка к зачетному заня- тию; изготовление наглядно-дидакти- ческих пособий.
Выполнение заданий для самостоятельной работы вт ор ни к
Изучение докумен- тации, посещение занятий: учителя- дефектолога, вос- питателя, музы- кального руководи- теля и т.д., обсле- дование ребенка, заполнение прото- колов обследова- ния, составление перспективного плана практики на последующие две недели
Проведение занятий по плану; подготов- ка к зачетному заня- тию; изготовление наглядно-дидакти- ческих пособий
Индивидуальное за- нятие с ребенком; проведение занятий по плану; подготов- ка к последующим занятиям; посеще- ние зачетных заня- тий с последующим анализом; подготов- ка дидактических пособий для прове- дения занятий с детьми. Выполнение заданий для само- стоятельной работы
24
1
2
3
4
ср еда
Посещение занятий в другой группе, изучение оборудо- вания кабинета учителя-дефектоло- га, обследование ребенка, заполне- ние протоколов об- следования ребенка
Проведение занятий по плану; подготов- ка к зачетному заня- тию; изготовление наглядно-дидакти- ческих пособий. Об- суждение занятия, проведенного в дру- гой группе прове- денного обучаю- щимся практикан- том. Выполнение заданий для само- стоятельной работы
Проведение занятий по плану; подготов- ка к зачетному заня- тию; изготовление наглядно-дидакти- ческих пособий; консультация для родителей. Выпол- нение заданий для самостоятельной ра- боты. Проведение воспитательного ме- роприятия четв ер г
Изучение деятель- ности ПМПк; по- сещение занятия по плану педагога; со- провождение сво- бодной деятельно- сти детей; обследо- вание ребенка; за- полнение протоко- лов обследования ребенка
Проведение занятий по плану; подготов- ка к зачетному заня- тию; изготовление наглядно-дидакти- ческих пособий; консультация у пси- холога по результа- там обследования ребенка; посещение занятий; сопровож- дение игровой дея- тельности детей
Проведение занятий по плану; подготов- ка к зачетному заня- тию; изготовление наглядно- дидактических по- собий; психолого- педагогическое со- провождение сво- бодной деятельно- сти детей пят ни ца
Изучение норма- тивно-правовой ба- зы, регулирующей деятельность ДОО; обследование ре- бенка; заполнение протоколов обсле- дования ребенка, заполнение тетра- дей взаимосвязи с воспитателем и ро- дителями; общение с родителями об- следуемых детей
Подробное конспек- тирование занятий учителя-дефекто- лога; составление индивидуальных коррекционных маршрутов обследу- емых детей
Проведение занятий по плану; заполне- ние тетрадей взаи- мосвязи; индивиду- альная работа с ре- бенком по состав- ленному коррекци- онному маршруту; проведение дидак- тических игр с деть- ми в группе
25
1
2
3
4
су бб от а
Подготовка к за- четному занятию; изготовление на- глядно-дидактичес- ких пособий; под- готовка отчетной документации
Подготовка к зачет- ному занятию; изго- товление наглядно- дидактических по- собий; подготовка отчетной докумен- тации
Изготовление наглядно-дидакти- ческих пособий; подготовка отчетной документации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
4.2. Образец детального конспектирования
занятия учителя-дефектолога
Тема, цели, оборудование.
Деятельность учителя-дефектолога
Деятельность детей
Записываются этапы занятия, все методы и приемы, вопросы и задания.
Кратко освещается содер- жание деятельности учителя- дефектолога и т.п.
Записываются ответы детей, их уча- стие или неучастие в работе, поло- жительные моменты и недостатки в деятельности детей
Выводы делаются в форме анализа занятия (схема анализа).
Примерная схема анализа занятия в ДОО
Вариант 1
1. Соответствие темы, целей и содержания занятия реализу- емой образовательной программе, перспективному плану рабо- ты воспитателя, возрасту детей группы. Единство коррекцион- ных, образовательных и воспитательных задач.
2. Организация учебного занятия:
внешний вид детей;
подготовка детей к предстоящей работе, мобилизация их внимания;
26
эстетика обстановки и оборудования занятия;
качество дидактического материала.
3. Методы и приемы обучения:
разнообразие приемов, их взаимосвязь и обоснованность;
приемы привлечения внимания, обеспечения эмоциональ- ности и интереса;
приемы активизации познавательной деятельности (ис- пользование средств наглядности, наводящие и подсказываю- щие вопросы, применение метода сравнения на занятии);
сочетание индивидуальной и фронтальной работы.
4. Характеристика педагога:
умение установить контакт с детьми;
педагогический такт;
внешний вид педагога;
особенности использования методических приемов раз- вития зрительного восприятия и качество наглядных пособий.
5. Качество работы педагога:
отступления от конспектов, их причины, контроль за дея- тельностью детей;
выявление ошибок и трудностей у детей и оказание педа- гогической помощи, ее эффективность;
адекватность предъявленных требований с учетом инди- видуальных и типологических возможностей и особенностей личности каждого ребенка;
включение элементов рациональной психотерапии;
настойчивость в достижении целей;
умение дозировать новый материал, связать его с преды- дущим.
6. Структура занятия:
основные этапы, их логическая последовательность;
продолжительность всего занятия;
четкость перехода от одного этапа занятия к другому.
27 7. Результаты занятия: выполнение плана, достижение цели; эффективность использованных приемов, качество умений, зна- ний, навыков, полученных детьми.
8. Педагогические выводы и предложения. Положительные стороны и недостатки занятия. Рекомендации.
Вариант 2
Общие сведения о занятии
1. Дата, группа, форма занятия, Ф.И.О. учителя-дефекто- лога, количество детей на занятии, место проведения, место за- нятия в расписании этого дня.
2. Тема занятия, ее соответствие календарно-тематичес- кому планированию и программе. Место занятия в системе за- нятий по теме (разделу).
3. Тип и структура занятия: индивидуальное, фронтальное, подгрупповое. Правильность выбора типа занятия с точки зре- ния целей занятия. Соответствие структуры данному типу заня- тия, отклонения и их причины. Обеспечение целостности и за- вершенности занятия.
4. Цель и задачи занятия: коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные. Их соответствие теме, содержанию занятия, составу детей. Кон- кретность формулировки (нет ли излишней обобщенности, например: «развивать мышление, речь, память»).
Содержание занятия
1. Соответствие темы, цели и содержания занятия, речево- го материала программе, перспективному плану работы, возрас- ту детей группы. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
2. Умения, навыки, представления, формировавшиеся на занятии. Объем изучаемого материала (нет ли перегрузки).
28 3. Достаточность использования содержания материала в воспитательных целях. Развитие нравственных, эстетических качеств, патриотизма, трудолюбия и т.п.
4. Коррекционная направленность занятия: коррекция вос- приятия, речи, мышления, памяти и т.д.
Организация занятия
1. Внешний вид детей.
2. Подготовка детей к предстоящей работе, мобилизация их внимания, мотивация деятельности.
3. Качество дидактического материала (демонстрационного и раздаточного) и его целесообразность.
Структура занятия
1. Основные этапы занятия, их взаимообусловленность и логическая последовательность.
2. Продолжительность всего занятия и его этапов.
3. Четкость перехода от одного этапа к другому.
4. Отступления от конспекта занятия, их причины. Мето- дическая сторона занятия.
Методическая сторона занятия
1. Разнообразие использованных методов и приемов.
2. Приемы мотивации, привлечения внимания, обеспечения эмоционального комфорта и заинтересованности.
3. Приемы активизации познавательной деятельности (ис- пользование средств наглядности, наводящие и подсказы- вающие вопросы и создание проблемных ситуаций).
4. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы.
Характеристика профессиональных умений учителя-
дефектолога
1. Умение установить контакт с группой детей.
2. Педагогический такт.
3. Умение достичь поставленных на занятии целей.