Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
169
ГЛОССАРИЙ
Адаптированная образовательная программа – образова- тельная программа, адаптированная для обучения лиц с ограни- ченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Амплификация – обогащение детского развития.
Вариативная часть основной общеобразовательной про-
граммы дошкольного образования – часть основной общеоб- разовательной программы дошкольного образования, формиру- емая участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая: 1) видовое разнообразие учре- ждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельно- сти; 2) специфику социально-экономических, национально-куль- турных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Вариативность среды – наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и обо- рудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периоди- ческая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познава- тельную и исследовательскую активность детей.
Возрастная адекватность дошкольного образования – соот- ветствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
Воспитанники – лица, осваивающие образовательную про- грамму дошкольного образования, лица, осваивающие основ-
170 ную общеобразовательную программу с одновременным про- живанием или нахождением в образовательной организации.
Доступность среды – доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образователь- ная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Дети с нарушениями интеллекта – умственно отсталые дети.
Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначает- ся стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения ЦНС, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей разрабатываются одной из отраслей специальной педагогики – олигофренопедагогикой.
Термин «олигофрения» для обозначения нарушения интеллек- туального развития был введен в 1915 г. немецким психиатром
Э. Крепелином.
Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели дея- тельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Двигательная форма активности ребенка – овладение основ- ными движениями.
Игровая деятельность – сюжетно- ролевая игра, игра с прави- лами и другие виды игры.
Изобразительная форма активности ребенка – рисование, лепка, аппликация.
171
Индивидуализация образования – поддержка ребенка, постро- ение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.
Индивидуализация дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных осо- бенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становит- ся активным в выборе содержания своего образования, стано- вится субъектом образования.
Инновационная деятельность – деятельность образовательных организаций и их объединений, ориентированная на совершен- ствование научно-педагогического, учебно-методического, ор- ганизационного, правового, финансово-экономического, кадро- вого, материально-технического обеспечения системы образо- вания и осуществляемая в форме реализации инновационных проектов и программ.
Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, отдель- ных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности. Каче- ство образования определяется совокупностью показателей, ха- рактеризующих различные аспекты образовательной деятельно- сти учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.д., которые обеспечивают образование детей.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Коммуникативная деятельность – общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование – обеспечение коррекции нарушений развития различных катего- рий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы; освое- ние детьми с ограниченными возможностями здоровья про-
172 граммы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и ин- дивидуальных особенностей и особых образовательных потреб- ностей, социальной адаптации.
Материально-техническое обеспечение программы – учебно- методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Механизмы развития ребенка – общение, игра, познаватель- но-исследовательская деятельность.
Музыкальная форма активности ребенка – восприятие и по- нимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкаль- но-ритмические движения, игра на детских музыкальных ин- струментах.
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осу- ществляемый в интересах человека, семьи, общества и государ- ства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компе- тенции определенных объема и сложности в целях интеллекту- ального, духовно-нравственного, творческого, физического и
(или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательные области дошкольного образования: соци- ально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; ре- чевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физиче- ское развитие.
Образовательные программы – программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адап- тации личности к жизни в обществе, создание основы для осо- знанного выбора и освоения профессиональных образователь- ных программ. Сюда входят программы дошкольного образова- ния, начального общего образования, основного общего образо- вания, среднего (полного) общего образования – документы государственного образца, характеризующие содержание обра-
173 зования и направленные на достижение определенных государ- ством образовательных уровней.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляю- щей образовательную деятельность, в соответствии с Федераль- ным государственным образовательным стандартом дошкольно- го образования и с учетом соответствующих примерных образо- вательных программ дошкольного образования.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенно- стей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям до- школьного возраста и специфичных для детей дошкольного воз- раста видов деятельности.
Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная среда – совокупность образовательного про- цесса, особенностей его организации, а также его программно- методического, учебно-материального, материально-техничес- кого, психолого-педагогического, медико-социального обеспе- чения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, меди- цинского сопровождения, питания).
Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста – предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимо- действия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Обучение – целенаправленный процесс организации деятельно- сти обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками
174 и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в по- вседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образователь- ную программу.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению обра- зования без создания специальных условий.
Основные характеристики дошкольного образования – объ- ем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ори- ентиров дошкольного образования.
Педагогическая диагностика – оценка индивидуального раз- вития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффек- тивности педагогических действий и лежащая в основе их даль- нейшего планирования.
Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществ- ляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанно- сти по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организа- ции образовательной деятельности.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; форми- рование познавательных действий, становление сознания; раз- витие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окру- жающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружаю- щего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и време- ни, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой
175 родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценно- стях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательно-исследовательская деятельность – исследо- вание объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Полифункциональность материалов – разнообразное исполь- зование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве пред- метов-заместителей в детской игре).
Преемственность между дошкольным и начальным звенья-
ми образования – это связь и согласованность каждого компо- нента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступа- тельное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.
Примерная основная образовательная программа – учебно- методическая документация (примерный учебный план, при- мерный календарный учебный график, примерные рабочие про- граммы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержа- ние образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образова- тельной программы, примерные условия образовательной дея- тельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
176
Присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации пи- тания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспече- нию соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Психологическая диагностика развития детей – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная по-
мощь – психолого-педагогическое консультирование обучаю- щихся, их родителей (законных представителей) и педагогиче- ских работников; коррекционно-развивающие и компенсирую- щие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обуча- ющимся; комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.
Развивающая образовательная среда – система условий соци- ализации и индивидуализации детей.
Речевое развитие – владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и инто- национной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвое- ние норм и ценностей, принятых в обществе, включая мораль- ные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодей- ствия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление само- стоятельности, целенаправленности и саморегуляции собствен-
177 ных действий; развитие социального и эмоционального интел- лекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формиро- вание готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлеж- ности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в органи- зации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Специальные условия образования – специальные образова- тельные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, тех- нические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с огра- ниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и без- барьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение об- разовательных программ лицами с ограниченными возможно- стями здоровья затруднено.
Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компью- теры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно- программные и аудиовизуальные средства, печатные и элек- тронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образо- вательной деятельности.
Трансформируемость пространства – изменения предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной си-