Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

178 туации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Уровень образования – завершенный цикл образования, харак- теризующийся определенной единой совокупностью требований.
Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию опреде- ленного уровня и (или) к профессии, специальности и направле- нию подготовки, утвержденных федеральным органом исполни- тельной власти, осуществляющим функции по выработке госу- дарственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Федеральные государственные требования – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответ- ствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Физическое развитие – приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражне- ний, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному форми- рованию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой мотори- ки обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба ор- ганизму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); включает также формирова- ние начальных представлений о некоторых видах спорта, овла- дение подвижными играми с правилами; становление целена- правленности и саморегуляции в двигательной сфере; становле- ние ценностей здорового образа жизни, овладение его элемен- тарными нормами и правилами (в питании, двигательном режи- ме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

179
Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосы- лок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведе- ний искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окру- жающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литера- туры, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктив- но-модельной, музыкальной и др.).
Целевые ориентиры дошкольного образования – социально- нормативные возрастные характеристики возможных достиже- ний ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образо- вания. Они не являются основой объективной оценки соответ- ствия установленным требованиям образовательной деятельно- сти и подготовки детей.
Экспериментальная деятельность – деятельность педагогов, направленная на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осу- ществляемая в форме экспериментов, порядок и условия прове- дения которых определяются Правительством Российской
Федерации.


180
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература
1. Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду: практ. реко- мендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии / Н.В. Вере- щагина. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
2. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М., 2003.
3. Положение о практике обучающихся, осваивающих образователь- ные программы высшего образования в ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» / утверждено ученым советом ЧГПУ, протокол № 1 от 29.08.2014 г.
Дополнительная литература
4. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество / Д. Альтхауз, Э Дум. – М:
Просвещение, 1984.
5. Баряева Л.Б. Методика формирования количественных представле- ний у детей с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева,
А. Зарин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
6. Баряева Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития / Л.Б. Баряева, А. Зарин. – СПб, 2001.
7. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических пред- ставлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учебно- методическое пособие / Л.Б. Баряева. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.
8. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаври- лушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
9. Будникова Е.С. Педагогическая помощь учителя-дефектолога ро- дителям детей с ограниченными возможностями здоровья: методи- ческие рекомендации / Е.С. Будникова, Е.В. Резникова, М.Б. Хаби- булина. – Челябинск: Изд-во ПИРС, 2010.
10. Венгер
Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /
Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М., 1988.
11. Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии / Т.А. Власова,
М.С. Певзнер. – М.,1973.
12. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина. – М., 1985.

181 13. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: кн. для учителя /
О.П. Гаврилушкина. – М.: Просвещение, 1991.
14. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение ум- ственно отсталых детей дошкольного возраста: программа для спе- циальных дошкольных учреждений / О.П. Гаврилушкина. – М:
Просвещение, 1991.
15. Дошкольное воспитание аномальных детей: книга для учителя и воспитателя / под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993.
16. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно- го развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
17. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении ум- ственно отсталых дошкольников / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. –
М: Просвещение, 1990.
18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика /
А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М., 1988.
19. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях / под ред. Н.Г. Морозовой. – М: Изд-во АПН СССР,
1979.
20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. для вузов / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2004.
21. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятель- ности у детей с помощью лего: пособие для педагогов-дефекто- логов / Т.В. Лусс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
22. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза / И.И. Мамайчук. –
СПб., 2000.
23. Метлина Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. – М.:
Просвещение, 1984.
24. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Пет- рова, И.В. Белякова. – М., 1998.
25. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике /
М.Н. Перова. – М.: Просвещение, 1996.
26. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психоло- гической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова,
О.С. Лебедева. – М., 2002.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь- ного образования (Приказ Министерства образования и науки Рос- сийской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).


182 28. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
29. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных пред- ставлений у дошкольников с нарушениями интеллекта / И.В. Чу- макова.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

М.: Владос, 2001.
Перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся
30. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологич. основы: учеб. пособие для вузов / Л.И. Акатов. – М.: Владос, 2004.
31. Актуальные проблемы диагностики психического развития детей / под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
32. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагопо- лучных вариантов развития личности детей и подростков /
Л.А. Венгер. – М. – Рига, 2000.
33. Выгодская И.Г. Сюжетно-ролевая игра на занятиях в группе подго- товки к школе детей с нарушениями развития / И.Г. Выгодская,
Е.В. Субботина // Аутизм и нарушения развития. – 2008. – № 3. –
С. 34–42.
34. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.:
Лань, 2003. – 654 с.
35. Детская практическая психология: учебник / под ред. Т.Д. Марцин- ковской. – М.: Гардарики, 2000.
36. Дрягина И.С. Создание профессионального педагогического сооб- щества как основной ресурс развития инклюзивного образования /
И.С. Дрягина // Дефектология. – 2013. – № 1. – С. 68–74.
37. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно- го развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
38. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник для ву- зов / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2005.
39. Колесникова Г.И. Психокоррекция нарушений развития: учеб. по- собие для вузов / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
40. Коломинский Я.П. Психическое развитие детей в норме и патоло- гии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция /
Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер,
2004.
41. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патоло- гии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция /
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов и др. – СПб.: Пи- тер, 2005.

183 42. Кондратьева С.Ю. Развитие основ культуры познания у старших дошкольников с ЗПР в условиях образовательного учреждения /
С.Ю. Кондратьева, Н.В. Лебедева // Дошкольная педагогика. –
2012. – № 3. – С. 46–48.
43. Королева А.А. Использование креативных методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития / А.А. Ко- ролева // Специальное образование. – 2009. – № 3. – С. 34–43.
44. Лебедева И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности
/ И.Н. Лебедева // Специальное образование. – 2011. – № 3. –
С. 136–141.
45. Лебедева И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности
/ И.Н. Лебедева // Специальное образование. – 2012. – № 1. –
С. 166–183.
46. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с про- блемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с.
47. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный воз- раст / Е.М. Мастюкова. – М.: Гуманитарный издательский центр
«ВЛАДОС», 1997.
48. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в раз- витии: учеб. пособие / Е.М. Мастюкова; под ред. В.И. Селивер- стова. – М: «Владос», 2003. – 408 с.
49. Многоотраслевая классификация психических расстройств в дет- ском и подростковом возрасте. Классификация психических и по- веденческих расстройств у детей и подростков в соответствии с
МКБ–10. – М.-СПб., 2003.
50. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонени- ями развития: хрестоматия по психологии / сост. В.М. Астапов,
Ю.В. Микадзе. – СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2002.
51. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / авт.-сост.
Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова; ред. Л.М. Шипи- цына. – М: Владос, 2003. – 527 с.
52. Семаго Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррек- ционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.:
АРКТИ, 2000.
53. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического разви- тия: учеб. пособие / Е.В. Соколова. – М.: Сфера, 2009.


184 54. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учебное по- собие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред.
Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –
312 с.
55. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Бе- лякова и др.; под ред. Н.М Назаровой. – М.: Издательский центр
«Академия», 2009. – 400 с.
56. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. –
М.: Владос, 2004. – 319 с.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
57. Альманах института коррекционной педагогики РАО. Режим до- ступа: http://almanah.ikprao.ru/1/contents.htm .
58. Дефектология. Режим доступа: http://www.shishkova.ru/library/journals/defectology.htm – http://defektologlub.ru
59. Журнал «Вестник образования». Режим доступа: http://vestnik.edu.ru .
60. Образовательный портал г. Челябинска. Режим доступа: http://www.chel – edu.ru .
61. http://www.defectology.ru .
62. http://www.school. edu.ruhttp://www.4stupeni.ru/.
63. http://www.specialneeds.ru/ .

185
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .......................................................................................... 3 1. Организация практики в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта .............. 9 2. Трудоемкость выполняемых работ и подготовки заданий в период практики в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта ............ 10 3. Содержание практики в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта ............ 17 4. Образцы оформления документов по итогам педагогической практики ...................................... 23 4.1. Примерный перспективный план работы в период практики в ДОО для детей с нарушениями интеллекта .............................................. 23 4.2. Образец детального конспектирования занятия учителя-дефектолога ........................................................ 24 4.3. Комплект документов по итогам диагностического обследования дошкольников с нарушениями интеллекта ............................................. 29 4.4. Схема анализа занятия учителя-дефектолога
(воспитателя) в ДОО для детей с нарушениями интеллекта .............................................. 34 4.5. Конспекты зачетных занятий в ДОО для детей с нарушениями интеллекта ............................ 36 4.6. Примерный самоанализ прохождения практики ........... 37 4.7. Задания для самостоятельной работы обучающихся практикантов в период прохождения практики ............ 39 4.8. План презентации итогов практики ................................ 45 4.9. Анализ уровня сформированности профессиональных компетенций, продемонстрированных студентом в период практики ............................................................ 46