Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
161
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Название
Аннотация
Образовательная область «Познание»
Лебедева Е. Н. Ознакомле- ние детей с отклонениями в умственном развитии со зву- ками окружающей действи- тельности: методическое по- собие. – М.: Классикс Стиль,
2007
В пособии даются методические реко- мендации, содержание дидактических игр по ознакомлению дошкольников с отклонениями в развитии со звуками окружающей действительности
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 6–7 лет. –
М.: ВЛАДОС, 2005
В пособии представлена специально разработанная методика, направленная на формирование графомоторных навыков у праворуких и леворуких де- тей дошкольного и младшего школь- ного возраста со сниженными способ- ностями к графической деятельности
Образовательная область
«Коммуникация и коррекция речевых нарушений
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.,
Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недо- развития речи у детей // в сб.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.,
Туманова Т.В., Миронова
С.А., Лагутина А.В. Про- граммы дошкольных образо- вательных учреждений ком- пенсирующего вида для де- тей с нарушениями речи. –
М.: Просвещение, 2009
В содержании логопедических про- грамм учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ран- ней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость вза- имодействия целей и задач дифферен- цированного и интегрированного обу- чения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т.,
Лопатина Л.В. Я – говорю!
Упражнения с пиктограмма- ми: рабочая тетрадь для за- нятий с детьми. – М.: Дрофа,
2008
Рабочая тетрадь входит в комплект
«Я – говорю!». Издание предназначено для работы с детьми, имеющими тя- желые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллекту- альной деятельности. Оно содержит методику всестороннего развития ре- бенка, основанную на использовании письменного знака в виде рисунка- пиктограммы
162
Название
Аннотация
Образовательная область
«Коммуникация и коррекция речевых нарушений
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т.,
Лопатина Л.В. Я – говорю!
Ребенок и мир растений.
Упражнения с пиктограмма- ми: рабочая тетрадь для за- нятий с детьми. – М.: Дрофа,
2008
Рабочая тетрадь входит в комплект
«Я – говорю!». Издание предназначено для работы с детьми, имеющими тя- желые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллекту- альной деятельности. Оно содержит инновационную методику всесторон- него развития ребенка, основанную на использовании письменного знака в виде рисунка-пиктограммы
Дедюхина Г.В., Кириллова
Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с негово- рящим ребенком Москва,
Издательский центр «Техин- форм», МАИ, 1997
В книге представлен опыт логопедиче- ской службы по психологической под- держке и обучению родителей, имею- щих детей с диагнозом «общее недо- развитие речи первого уровня», обу- словленное дизартриями при детском церебральном параличе, алалии и анартрии
Буфетов Д. Коррекция навы- ков общения у детей с нару- шениями интеллекта. – М.:
Просвещение, 2011
В пособии представлены конкретные рекомендации относительно содержа- ния и последовательности работы по формированию навыков общения у де- тей, имеющих отклонения в интеллек- туальной сфере
Образовательные области
«Физическая культура», «Здоровье»
Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л.В. Шапковой. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2005
Пособие знакомит с особенностями организации игровой деятельности, в нем дается описание около 200 по- движных игр для ослабленных детей и детей-инвалидов с нарушениями зре- ния, слуха, интеллекта, с последствия- ми перенесенного ДЦП. Для каждой игры, помимо подробного описания, предлагаются возможные варианты и методические указания по ее проведе- нию
163
Название
Аннотация
Образовательные области
«Физическая культура», «Здоровье»
Новикова И.М. Формирова- ние представлений о здоро- вом образе жизни у до- школьников. – М.: Мозаика- синтез, 2009
В пособии представлены: диагности- ческая программа исследования пред- ставлений старших дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни; показатели и критерии качественного анализа когнитивного и поведенческо- го компонентов этих представлений; критерии оценки, отражающие уровни представлений дошкольников о ЗОЖ; планирование работы в течение года с педагогами, родителями и детьми; конспекты занятий, досугов, бесед; дидактические игры
Рунова М.А.
Дифференцированные заня- тия по физической культуре с детьми 3–4 лет. – М.: Про- свещение, 2007.
Рунова М.А.
Дифференцированные заня- тия по физической культуре с детьми 5–7 лет. – М.: Про- свещение, 2005.
В пособии представлена система заня- тий по физической культуре разного типа, раскрыты особенности их орга- низации в помещении и на открытом воздухе. На каждом занятии, постро- енном с учетом принципов оптимиза- ции, дифференциации и индивидуали- зации, решается комплекс оздорови- тельных, образовательных и воспита- тельных задач
Образовательные области
«Художественное творчество», «Труд»
Гаврилушкина О.П. Обуче- ние конструированию в до- школьных учреждениях для умственно отсталых детей. –
М.: Просвещение, 1991
В основу педагогических рекоменда- ций положен деятельностный прин- цип. Он заключается в том, что обуче- ние умственно отсталых детей направ- лено не на отдельные конструктивные умения, а на формирование самого ме- ханизма деятельности, обеспечение мотивационной ориентировочной, це- левой и операционально-технической ее сторон
164
Название
Аннотация
Образовательные области
«Художественное творчество», «Труд»
Устинова-Баранова Л.А. Кор- рекционно-развивающее обу- чение детей с нарушениями интеллектуального развития в процессе изобразительной и художественно-трудовой дея- тельности. – Хабаровск: Изд- во ХГПУ, 2005
Представленные в издании материа- лы раскрывают содержание и осо- бенности процесса формирования и развития изобразительной и художе- ственно-трудовой деятельности детей с нарушениями интеллекта как важ- нейшее условие их адаптации и соци- ализации
Водинская М.В., Шапиро МС.
Развитие творческих способ- ностей ребенка на занятиях изобразительной деятельно- стью. – М.: Теревинф, 2006
В пособии описывается организация занятий изобразительной деятельно- стью с детьми, имеющими наруше- ния развития, как возможность раз- вития творческих способностей детей
Лаврентьева Т.Е., Караневская
О.В. Обучение основам ре- месла и развитие общения на занятиях в керамической ма- стерской. – М.: Теревинф,
2009
В работе описывается опыт органи- зации занятий в керамической ма- стерской с детьми и подростками, имеющими различные нарушения развития. Эти занятия рассматрива- ются как возможный путь формиро- вания умений и навыков предметно- практической деятельности, развития общения со сверстниками, повыше- ния самостоятельности ребят, кото- рые не имеют достаточного опыта социального взаимодействия и уча- стия в творческой деятельности
Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е.
Театрализация сказок в кор- рекционном детском саду:
Пособие для воспитателей. –
СПб.: Детство-пресс, 2007
В пособии представлены методиче- ские рекомендации по организации, подготовке и проведению театрали- зованных представлений с детьми средней и подготовительной групп детского сада
165
Название
Аннотация
Образовательные области
«Художественное творчество», «Труд»
Баряева Л.Б., Вечканова И.Г.,
Загребаева Е.В., Зарин А.П.
В мире сказки. Театрализо- ванные игры-занятия с деть- ми с проблемами в интеллек- туальном развитии: учебно- методическое пособие. –
СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2000
В пособии раскрыты особенности те- атрализованных игр, представлены направления включения театрализо- ванных игр в систему коррекционно- развивающей работы с детьми до- школьного возраста на примере заня- тий «В мире сказки». Пособие адресо- вано студентам факультетов коррек- ционной педагогики, учителям- дефектологам, воспитателям, работа- ющим с детьми с проблемами в интел- лектуальном развитии, родителям
Вечканова И.Г. Театрализо- ванные игры в абилитации дошкольников с интеллекту- альной недостаточностью. –
М.: Коррекционная педаго- гика, 2006
В пособии раскрыты современные взгляды на театрализованные игры и их развивающие возможности для де- тей дошкольного возраста. Представ- лены данные об особенностях различ- ных символико-моделирующих видов деятельности детей с различным уров- нем интеллектуального развития, по- лученные в ходе экспериментального исследования. Теоретически обосно- вано использование театрализованных игр в коррекционной работе с до- школьниками с интеллектуальной не- достаточностью, охарактеризованы основные этапы обучения детей теат- рализованным играм, а также показана организация работы по проведению занятий «В мире сказки»
166
Название
Аннотация
Образовательная область «Музыка»
Алвин Дж., Уорик Э. Музы- кальная терапия для детей с аутизмом. – М.: Теревинф,
2009
В книге подробно описаны конкрет- ные методики работы музыкального терапевта с детьми с различной степе- нью выраженности аутизма. Методики сопровождаются примерами из прак- тических занятий Дж. Алвин, одной из первых применившей музыку в работе с аутичными детьми. Большое внима- ние уделено участию родителей, опи- сываются пути решения многих про- блем на совместных занятиях
Эмоциональное и познава- тельное развитие ребенка на музыкальных занятиях / под ред. Ю.В. Липес. – М.: Тере- винф, 2006
В пособии представлена методика эмоционального и познавательного развития детей с нарушениями в раз- витии на музыкальных занятиях
Дополнительная литература
Забрамная С.Д. Психолого- педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение,
1998
В учебнике рассматриваются вопросы организации и содержания работы психолого-медико-педагогических ко- миссий (ПМПк). Главное внимание уделено комплектованию специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта
Забрамная С.Д., Исаева Т.Н.
Изучаем, обучая: методиче- ские рекомендации по изу- чению детей с тяжелой и умеренной умственной от- сталостью. – М.: Сфера, 2007
В работе освещаются вопросы психо- лого-педагогического изучения детей с тяжелой и умеренной умственной от- сталостью. Раскрываются содержание и методы изучения
167
10. ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРАКТИКАНТОВ
ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
Критерии
Отметка
Студент продемонстрировал коэффициент
сформированности компетенций от 0,7 до 1:
выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики;
владеет теоретическими знаниями на высоком уровне;
умеет правильно определять и эффективно осу- ществлять основную профессиональную задачу с учетом особенностей процесса (возрастных и ин- дивидуальных особенностей обучающихся, спе- цифики работы организации);
проявляет в работе самостоятельность, творче- ский подход, такт, педагогическую культуру
5
(отлично)
Студент продемонстрировал коэффициент
сформированности компетенций от 0,6 до 0,69:
выполнил в срок весь объем работы, требуемый программой практики;
умеет определять профессиональные задачи и способы их решения;
проявляет инициативу в работе, но при этом в отдельных случаях допускает незначительные ошибки;
владеет теоретическими знаниями, но допускает неточности
4
(хорошо)
168
Критерии
Отметка
Студент продемонстрировал коэффициент
сформированности компетенций от 0,5 до 0,59:
выполнил весь объем работы, требуемый про- граммой практики;
не всегда демонстрирует умения применять тео- ретические знания различных отраслей науки на практике;
допускает ошибки в планировании и проведении профессиональной деятельности;
не проявляет инициативы при решении профес- сиональных задач
3
(удовлетво- рительно)
Студент продемонстрировал коэффициент
сформированности компетенций ниже 0,5
не выполнил намеченный объем работы в соот- ветствии с программой практики;
обнаружил слабые теоретические знания, неуме- ние их применять для реализации практических задач;
не установил правильные взаимоотношения с коллегами и другими субъектами деятельности;
продемонстрировал недостаточно высокий уро- вень общей и профессиональной культуры;
проявил низкую активность;
не умеет анализировать результаты профессио- нальной деятельности;
во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (не являлся на консультации к методистам; не предъявлял групповым руководителям планы работы на день, конспектов уроков и мероприятий);
отсутствовал на базе практики без уважительной причины;
нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего распорядка организации;
не сдал в установленные сроки отчетную доку- ментацию
2
(неудовле- творительно)