Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2560
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
\ql |
"Теория менеджмента: Учебник" (2-е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П.А.) ("Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014) |
|
"Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
УЧЕБНИК
Издание второе, переработанное и дополненное
П.А.Михненко
ВВЕДЕНИЕ
Нет ничего практичнее хорошей теории <1>.
--------------------------------
<1> Авторство этого афоризма приписывается разным людям.
В наши дни управление является одним из важнейших видов деятельности человека. В условиях рыночной экономики особую роль играет управление хозяйственными организациями, призванное обеспечить высокую эффективность и результативность их функционирования в интересах удовлетворения социально-экономических потребностей общества. Постоянное возрастание требований к качеству управленческой деятельности обусловлено разнообразными факторами: увеличением размеров современных предприятий и усложнением их целей, стремительным ростом научно-технического прогресса, геополитическими и социально-экономическими изменениями в мире, возрастанием разнообразия и сложности используемых технологий, изменением предпочтений потребителей, усложнением конкурентной среды и т.п.
Теорию и практику высокоэффективного управления хозяйственными организациями во всем мире традиционно называют менеджментом. Менеджмент как система принципов, методов и форм управления организациями охватывает деятельность промышленных предприятий, оптовых и розничных торговых фирм, банков и страховых компаний, гостиниц и ресторанов, туристических фирм, спортивных клубов, транспортных компаний и других хозяйственных организаций, выступающих на рынке в качестве самостоятельных экономических субъектов.
В настоящее время в мире происходит формирование новой парадигмы <2> менеджмента. Традиционные стили, методы и инструменты управления, сложившиеся в середине XX в., заметно меняют свой облик. Подвергаются сомнению и испытываются на прочность представления о формальной структуре и иерархии организаций, полномочиях и формах власти руководителей, значении отраслевого опыта и трудового стажа, контроля и координации действий. Однако ни одна из этих тенденций, ни одно управленческое ноу-хау, являющееся детищем XXI в., не говорит о необходимости или даже возможности полностью отказаться от принципов,
идей и методов, родившихся в ходе многолетней эволюции такого сложного и многогранного явления, как менеджмент.
--------------------------------
<2> Парадигма в методологии науки - это совокупность методов, подходов, ценностей, навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.
Наряду с появлением новых форм и инструментов управления сохраняется преемственность теоретических основ и большинства практических методов, разработанных в разные годы в разных странах мира. Поэтому профессиональное овладение практикой менеджмента в наши дни невозможно без глубокого и всестороннего изучения его теории. Предлагаемый вниманию читателя учебник "Теория менеджмента" как раз и призван стать первой ступенью на пути освоения этой интересной науки и важнейшей сферы человеческой деятельности. Объектом изучения в учебнике выступает менеджмент как отрасль науки и сфера профессиональной деятельности по управлению хозяйственными организациями. Предметом является совокупность базовых научных положений и наиболее общих практических методов менеджмента.
Содержание
Основы менеджмента
История управленческой и организационной мысли
Основные понятия менеджмента
Содержание и специфика деятельности менеджера
Планирование деятельности организации
Организационная деятельность менеджера
Мотивация персонала
Управленческий контроль
Принципы разработки управленческих решений
Коммуникации в менеджменте
Лидерство в менеджменте
Теория организации
Основные понятия теории организации
Организация как система
Системные законы и принципы организации
Жизненный цикл организации
Основные виды организаций
Основы проектирования организационных структур
Организационная культура
Организационные изменения
Часть I. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
- История управленческой и организационной мысли
- Основные понятия менеджмента
- Содержание и специфика деятельности менеджера
- Планирование деятельности организации
- Организационная деятельность менеджера
- Мотивация персонала
- Управленческий контроль
- Принципы разработки управленческих решений
- Коммуникации в менеджменте
- Лидерство в менеджменте
Глава 1. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МЫСЛИ
История ничему не учит, а только наказывает
за незнание уроков.
В.О.Ключевский
- Развитие управленческой и организационной мысли
- Классическое направление менеджмента
- Гуманитарное направление менеджмента
- Современные направления менеджмента
- Развитие управленческой мысли в России
1.1. Развитие управленческой и организационной мысли
Исторические предпосылки возникновения управленческой мысли. Современный термин "менеджмент" происходит от английского слова management - управление, руководство, администрирование, лидерство. По мнению ряда ученых, этимологию слова "менеджмент" трудно установить с предельной точностью, его подлинное значение можно попытаться определить, лишь выявляя его исторические корни.
Так, например, по мнению некоторых ученых, в основе термина "менеджмент" может лежать латинское слово mancepts, означавшее "предприниматель", "подрядчик". Изначально в Древнем Риме так назывался откупщик государственных доходов, а слово mancipium обозначало право собственности и само имущество, находящееся в чьей-либо собственности.
Согласно другим исследованиям слово "менеджмент" происходит от латинского корня manus - рука (manus age - делать руками). Первоначально оно обозначало искусство управления лошадьми (современное итальянское слово maneggiare означает умение управлять лошадью), позже - управление колесницей и умение владеть оружием.
По мнению американского социолога Энтони Джея, автора книги "Менеджмент и Макиавелли", менеджером называли того, кого назначали выполнять какие-либо управленческие функции и осуществлять надзор за производственными процессами в отсутствие собственника предприятия.
В наши дни слово "менеджмент" употребляется для обозначения особой профессиональной деятельности - высокоэффективного управления организациями. Ключевым словом в определении понятия "менеджмент" является именно управление, а под организацией в самом общем случае понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. При этом менеджментом принято называть такое профессиональное управление организацией, которое обеспечивает высокую результативность и эффективность ее работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.
Управление как сфера человеческой деятельности появилось давно. Во все времена совместная работа больших или малых групп людей так или иначе требовала управления, а именно: планирования, распределения обязанностей между работниками, объяснения каждому исполнителю его выгоды или необходимости участия в общем деле, контроля за работой со стороны старших и т.п.
Если задуматься и подключить воображение, то можно увидеть основные признаки управленческой деятельности, например в охоте племени древних людей на мамонта. Действительно, прежде чем приступать непосредственно к охоте, следовало решить, кто, когда и с каким оружием пойдет на охоту, т.е. составить план. Кому-то, например вождю племени, нужно было распределить между охотниками конкретные обязанности: несколько человек копают ловчую яму, другие ищут и загоняют мамонта и т.п. При этом требовалось достаточно точно согласовать последовательность всех действий и обеспечить взаимодействие групп охотников, т.е. организовать и скоординировать их работу.
Почему охотники были готовы участвовать в таком трудном и опасном мероприятии? Да потому, что, отказавшись от него, они, скорее всего, не получили бы своей доли мяса. Кроме того, молодые охотники, возможно, стремились продемонстрировать свою силу, смелость и готовность к самостоятельной жизни. Разве нельзя назвать это признаками мотивации? И наконец, при подготовке и в ходе самой охоты, а также в процессе дележа добычи кому-то приходилось контролировать все происходящее и делать выводы. Вряд ли свою долю получал охотник, решивший отсидеться в безопасном месте, пока другие добывали пропитание для своего племени. Налицо функция контроля.
Изречения древнекитайского философа Конфуция (ок. 551 - 479 гг. до н. э.) и сегодня могут использоваться в качестве рекомендаций руководителям:
- "Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь".
- "Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?"
- "Когда какой-нибудь правитель пригласит меня на службу, то у него уже в течение года станет лучше, а через три он обретет успех".
Вспомним теперь Древнюю Грецию. Уже тогда в греческом языке существовало слово demagogia, обозначавшее искусство управления людьми, народом, страной (
demos - народ, ago - веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления - умения с помощью слова повести за собой массы людей. Большие массы людей, имевших статус свободных граждан, принудить силой к чему-либо было практически невозможно.
Считается, что именно древнегреческий мыслитель Сократ (ок. 469 г. до н. э. - 399 г. до н. э.) первым высказал мнение о том, что искусству управления необходимо обучать. Он считал ошибочной распространенную в его время идею, что величайшее из знаний - искусство управления государством - дается человеку само собой. Кроме того, он утверждал, что особенно нуждаются в обучении искусству управления люди одаренные, имеющие способности к управлению, потому что именно им чаще всего присущи неукротимость и необузданность, и без знаний эти люди могут причинить государству вред. Если же их обучить искусству управления, они принесут государству неоценимую пользу.
По мнению Сократа, хороший правитель - это мудрый правитель, обладающий знанием добра и зла и опирающийся в своей деятельности на это знание. Высшей добродетелью является добродетель политическая, к которой относится искусство управления государством. Основа благополучия государства состоит в нерушимости законов, в повиновении граждан и правителей этим законам. Сократ сформулировал идею об универсальном характере управления: чтобы управлять домом и управлять государством, необходимо одно и то же знание о единой добродетели. По его словам, не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? При наличии же соответствующего знания предмета и умения управлять людьми человек сможет одинаково успешно руководить как домом, так и войском, так и государством. Сократ указывал, что при всей своей специфике эти знания и умения - части единой добродетели и их не следует смешивать с занятиями ремесленника, сапожника, медика, музыканта, поскольку навыки и мастерство последних вообще не относятся к сфере добродетели. Таким образом, Сократ первым поставил вопрос о разделении управленческого и исполнительского труда.
Дальнейшее развитие управленческие идеи Сократа получили в трудах Платона (ок. 427 г. до н. э. - ок. 348 г. до н. э.) и Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.). Платон, ученик Сократа, первым высказал идеи о необходимости горизонтального разделения труда: "Человек не может работать одновременно и по камню