Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2260

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
твердого убеждения в том, что истинные интересы тех и других вполне совпадают; что благосостояние для предпринимателя не может иметь места в течение долгого ряда лет, если оно не сопровождается благосостоянием для занятых в его предприятии рабочих..."

Начав профессиональный путь простым рабочим, Фредерик Тейлор вырос сначала до мастера, затем до главного инженера и пайщика нескольких крупных компаний. А под конец жизни стал миллионером, известным всему миру публицистом и консультантом, преподавателем лучших американских университетов и школ бизнеса.
Для любознательных... Фрэнк Банкер Гилбрет (Frank Bunker Gilbreth, 1868 - 1924) родился 7 июля 1868 г. в Фэйрфилде, штат Мэн, США. Учился в академии Филипса в Эндовере, затем в бостонской школе грамматики Райса. По окончании школы работал учеником каменщика, изучил строительное дело, начал разрабатывать методы сокращения потерь рабочего времени. В апреле 1895 г. открыл в Бостоне собственную строительную фирму. С 1907 по 1913 г. сотрудничал с Ф. Тейлором и Г. Ганттом в разработке "научных методов управления", его вклад заключался в создании "науки о движении". Гилбрет разработал специальные технологические карты, в которых отражалась последовательность всех совершаемых операций. В 1912 г. открыл собственную консультационную фирму, чтобы сконцентрировать внимание на "технике управления". В 1917 г. применял свою науку движений, находясь на службе в американской армии в звании майора.

Лилиан Эвелин Моллер Гилбрет (Lillian Evelyn Moller Gilbreth, 1878 - 1972) родилась 24 мая 1878 г. в Окленде, штат Калифорния, США. После домашнего обучения и занятий в городской школе Окленда поступила в Калифорнийский университет, где в 1900 г. получила степень бакалавра, а позднее - степень магистра по английской литературе. Готовясь к защите докторской диссертации "Психология менеджмента", в 1903 г. она совершила путешествие по Европе. Позже получила должность профессора менеджмента. В октябре 1904 г. вышла замуж за Фрэнка Гилбрета.

Лилиан Гилбрет - преподаватель и специалист по промышленной психологии, оценившая необходимость хороших человеческих отношений на рабочем месте. После смерти мужа участвовала вместо него в I Международном конгрессе по проблемам управления в Праге, продолжала управлять фирмой, писать научные работы, преподавать в университете Пардье, помогать общественным организациям. Получила свыше двадцати почетных званий и специальных благодарностей. Лилиан Гилбрет положила начало области управления, которая теперь называется управлением кадрами. Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка персонала.


Генри Лоуренс Гантт (Henry Laurence Gantt, 1861 - 1919) - американский инженер. Интересовался не отдельными операциями, а производственными процессами в целом. Согласно Гантту "основные различия между наилучшей сегодняшней и прежними системами состоят в способах планирования распределения задач, а также способах распределения поощрений за их выполнение". Гантт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Он разработал целую систему плановых графиков (графики Гантта), позволяющих осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее.

К числу организационных изобретений Гантта следует отнести его систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Такая система оплаты труда работников резко повышала их заинтересованность в выполнении и перевыполнении высокой нормы (при невыполнении запланированной нормы работа оплачивалась по часовой ставке). Гантт изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму, состоящую из отрезков (задач) и точек (завершающих задач), как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте.

Гаррингтон Эмерсон (Garrington Emerson, 1853 - 1931) родился 2 августа 1853 г. в американском г. Трентоне, штат Нью-Джерси. Получив превосходное образование в Европе, Эмерсон в возрасте 23 лет возглавил отделение лингвистики университета штата Небраска. Но уже через шесть лет оставил научную карьеру и занялся банковскими операциями и торговлей недвижимостью. В течение шести лет, с 1885 по 1891 г., проводил экономические и инженерные исследования в интересах железнодорожного транспорта.

В ходе исследований Эмерсон обосновывает ключевое понятие своей научной концепции - "производительность труда". В 1900 г. вышла его книга "Производительность как основание для управления и оплаты труда", а в 1912 - главный труд его жизни "Двенадцать принципов производительности".

Двенадцать принципов производительности по Г. Эмерсону:

1. Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления.

2. Здравый смысл, т.е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей.

3. Компетентная консультация, т.е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным.



4. Дисциплина - подчинение всех членов коллектива установленным правилами распорядку.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями.

7. Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива.

8. Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери.

9. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты.

10. Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции.

11. Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ.

12. Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

Несмотря на то что Г. Эмерсон поддерживал отношения с Ф. Тейлором и его учениками, формально он никогда не принадлежал к их группе. С 1907 по 1923 г. он возглавлял "Эмерсоновскую компанию инженеров по эффективности".

Генри Форд (Henry Ford, 1863 - 1947) - американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей, впоследствии расположенных по всему миру. В начале эпохи автомобилестроения завод Форда выпускал самые дешевые автомобили под лозунгом "Автомобиль для всех". Компания Ford Motor Company существует и в наши дни.

Генри Форд известен также тем, что, основываясь на идеях Ф. Тейлора, впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространенному заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. Книга Форда "Моя жизнь, мои достижения" является классическим произведением по научной организации труда.
Основные идеи и методы школы научного менеджмента сформировались в период с 1885 по 1920-е гг. Впервые было сформировано представление о менеджменте как необходимом элементе производства. Стала очевидной возможность применения научных методов в управлении предприятиями.
Примечание. Основоположники школы научного менеджмента полагали, что, проводя наблюдения, замеры и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться повышения его эффективности.
Поэтому на первом этапе развития школы проводился анализ содержания различных видов работ и определения их основных компонентов. С помощью хронометров и кинокамер наблюдались и замерялись движения рабочих при выполнении ими типовых операций, время их выполнения, величины грузов и т.п. Количественной оценке подвергалось все, вплоть до размеров лопат и объемов перебрасываемой руды.


Предполагалось, что на основе результатов замеров и анализа удастся сформировать идеальный технологический процесс ручного труда без лишних движений и потерь времени. Кроме того, широко использовался аппарат формальной логики.

В своей книге "Принципы научного менеджмента" Фредерик Тейлор изложил пять принципов повышения производительности труда:

- первый принцип: надо изучить задачу и проанализировать движения, которые требуются для ее выполнения;

- второй принцип сводится к описанию каждого движения, составляющих его усилий и измерению времени, затраченного на каждое из них;

- третий принцип призывает устранить все лишние движения;

- четвертый принцип: оставшиеся движения последовательно соединяются так, чтобы работник тратил на них минимум физических и умственных усилий и, естественно, времени;

- пятый принцип: необходимо изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения задачи.

Научный менеджмент не пренебрегал изучением человеческого фактора:

- систематически использовалось стимулирование работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда;

- формировались новые нормы и формы оплаты;

- предусматривались перерывы в работе;

- признавалась важность правильного подбора и обучения людей.
Для любознательных... Из книги Ф.Тейлора "Принципы научного управления"...

...У Вифлеемской Стальной Компании было пять чугуноплавильных печей, продукт которых переносила специальная артель рабочих бессменно уже в течение многих лет. Эта артель к рассматриваемому моменту состояла из 75 человек. Мы высчитали, что эта партия нагружала вагоны со средней производительностью около 12,5 т на одного рабочего в день. Мы были очень удивлены, когда в результате теоретического изучения вопроса пришли к выводу, что первоклассный носильщик чугуна должен был бы в течение дня перенести от 47 до 48 т вместо 12,5 т.

...Наша обязанность заключалась в достижении того, чтобы эти 80 000 т чугуна в болванках были погружены в вагоны со скоростью в 47 т на человека в день вместо 12,5 т, именно с такой скоростью в то время фактически производилась работа.

...Наш первый шаг заключался в производстве тщательного научного отбора среди рабочих. Имея дело с рабочими, при нашем типе организации необходимо следовать непоколебимому правилу: говорить и иметь дело одновременно только с одним рабочим, так как каждый рабочий обладает своими специальными способностями и недостатками и так как мы вообще имеем дело не с массами людей, а стремимся развить каждого отдельного индивидуума до наивысшей доступной ему степени производительности и благосостояния.


...Нашим первым шагом было найти подходящего рабочего для начала. Мы заботливо наблюдали и изучали этих 75 человек в течение трех или четырех дней, пока не выбрали четырех рабочих, казавшихся нам физически способными переносить чугунные болванки "со скоростью" 47 т в день.

Затем мы подвергли каждого из этих людей тщательному изучению. Мы выяснили личную историю каждого из них так далеко назад, как это только было возможно, и путем расспросов установили основные черты характера, привычки и стремления каждого в отдельности. В конце концов мы выбрали одного из этих четвертых как наиболее подходящего человека для того, чтобы с него начать... Этого человека мы назовем Шмидтом.

...Шмидт приступил к работе и в течение целого дня, в порядке правильных интервалов времени, получал приказания от человека, стоявшего над ним с часами в руках: "Возьмите болванку и идите. Теперь сядьте и отдохните. Теперь идите, теперь отдохните" и т.д. Он работал, когда ему приказывали работать, и отдыхал, когда ему велели отдохнуть, и к половине шестого пополудни он погрузил в вагоны свои 47,5 т.

...В течение всего этого времени он получал в среднем несколько более 1 долл. 85 центов в день, тогда как ранее он никогда не получал в день свыше 1 долл. 15 центов, что было господствующей нормой заработной платы в то время в Вифлееме. Он получал таким образом на 60% больше платы, чем другие рабочие, которые не работали в порядке урочной работы. Вслед за ним мы продолжали выбирать отдельных рабочих одного за другим и обучали их переносить чугунные болванки со скоростью в 47,5 т в день, покуда вся работа по переноске чугуна не была переведена на эту скорость и вся эта партия рабочих не стала получать на 60% больше платы по сравнению с другими рабочими на том же заводе.
Тейлор придавал большое значение проблеме улучшения работы администрации предприятия, которая, по его мнению, должна брать на себя заботу по "собиранию всей совокупности традиционных знаний и навыков, которыми обладают рабочие... классификации и сведению этих знаний в правила, законы и формулы, оказывающие рабочим помощь в их повседневной работе".

Тейлор обосновал четыре группы особых обязанностей администрации.
Для любознательных... Из книги Ф.Тейлора "Принципы научного управления"...

Во-первых. Администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубо-практические методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых в предприятии.