Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2561

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип развития - как прогрессивное, так и регрессивное развитие начинается постепенно, в одном из элементов организационной системы, и только потом, спустя какое-то время, распространяется на всю организацию.

Принцип распределенной ответственности - принцип распределения задач, ресурсов, полномочий и ответственности между подразделениями в целях осуществления организационных изменений, который состоит в том, что каждое подразделение компании должно включать в план своих организационных преобразований каждую из задач, стоящих перед компанией в целом.

Принцип эластичности - скорость изменения потенциала системы зависит от начальной величины этого потенциала.

Принципы организации - правила, используемые руководителем при построении организационной системы.

Принципы соответствия указывают на необходимость четкого попарного согласования между собой таких важнейших факторов организации, как цели и ресурсы; распоряжения и подчинения; результативность и экономичность.

Прогнозирование - процесс предугадывания развития событий до их наступления.

Производственный (операционный) менеджмент - управление производственными процессами предприятия или основными операциями.

Производственный кооператив (артель) - добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнения работ, торговли, бытового обслуживания, оказания других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Пропорциональность (в теории организации) - определенное количественное соотношение, соответствие между элементами организационной системы.

Простая организационная структура (по Г. Минцбергу) - организационная структура, состоящая из двух элементов: операционного ядра, выполняющего все основные и вспомогательные функции, и руководства, управляющего организацией в целом; характеризуется преобладанием прямого контроля и предельно высокой степенью централизации управления; ключевой частью является стратегическая вершина; система менеджмента зачастую представлена одним человеком - учредителем (владельцем) предприятия.

Профессиональная организация (по Г. Минцбергу)
- организационная структура, ключевой частью которой является операционное ядро, а координация в основном обеспечивается стандартизацией квалификации; одновременно функционально и рыночно ориентирована; характеризуется незначительным влиянием средней линии и техноструктуры на операционное ядро.

Профиль организационной культуры - долевое (например, выраженное в процентах) распределение базовых типов культуры, отражающее реальное или желаемое состояние организационной культуры конкретной компании (или усредненное значение по совокупности исследуемых компаний).

Прямой контроль - способ координации, заключающийся в том, что ответственность за работу исполнителей возлагается на одного человека - руководителя.

Рациональное решение - процедура, предполагающая осуществление глубокого анализа информации и формирование основанных на нем выводов.

Результативность - достижение организацией (подразделением, сотрудником) поставленной цели.

Релевантность информации - соответствие информации запросам потребителя.

Решение - выбор одного варианта действий из нескольких возможных.

Решение, основанное на суждениях - выбор варианта действий, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

Ритуалы и церемонии (в теории организации) - как правило, специально разработанные, повторяющиеся с определенной периодичностью формы поведения сотрудников в рамках каких-либо официальных мероприятий. Руководство организации может использовать ритуалы и церемонии для демонстрации провозглашенных ценностей.

Роли (в менеджменте) - набор определенных правил поведения, характерных для деятельности менеджера.

Самозащита (в теории организации) - реализация сотрудниками организации потребности в безопасности за счет единства. Сотрудники полагают (часто справедливо), что объединение в неформальную группу повышает их силу и позволяет оказывать влияние на руководство.

Своевременность информации - соответствие информации запросам потребителя в нужный момент времени.

SWOT-анализ - метод анализа, заключающийся в выявлении сильных и слабых сторон организации, а также внешних угроз и возможностей, влияющих на ее деятельность.

Синергия (Синергетический эффект) (от греч. - действующий вместе, сотрудничающий) представляет собой возрастание потенциала организации в результате рациональной интеграции (объединения) ее отдельных частей в единую систему.



Синтез (греч. - совмещение, помещение вместе) - метод исследования объекта (процесса, явления), заключающийся в целенаправленном объединении ранее разрозненных частей (элементов, сведений и т.п.) в единый объект или процесс, обладающий требуемыми свойствами; метод исследования, заключающийся в объединении выделенных при анализе частей в единое целое и формировании новых выводов.

Система - совокупность взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов, образующих устойчивое единство; рационально функционирующая система обладает как минимум одним новым свойством, которого нет у ее элементов; целенаправленно упорядоченная совокупность взаимосвязанных и влияющих друг на друга элементов, образующая устойчивое единство и обладающая как минимум одним новым свойством, отсутствующим у ее элементов.


Система менеджмента - совокупность взаимосвязанных и совместно работающих элементов организации, обеспечивающих эффективное управление ею.

Системное представление (системный подход) - одна из основополагающих концепций теории организации и современного менеджмента; заключается в изучении свойств любой организации как системы - единого целого, состоящего из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов.

Системообразующий фактор - ожидаемый эффект (полезный результат), определяющий структуру, особенности и принципы функционирования любой системы.

Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать; для различных организаций различна и сложность внешней среды.

Совместимость (в теории систем) - свойство взаимной приспособляемости и взаимной адаптивности элементов системы.

Согласительные полномочия - полномочия, состоящие в том, что их обладатели обязаны выразить свое отношение к решениям, принимаемым в рамках распорядительных или координационных полномочий.

Состояние системы - характеристика системы на данный момент ее функционирования, описываемая комплексом существенных переменных и параметров.

Социализация знания - процесс распространения знания среди людей.

Социальная организация - такая форма организационных отношений, основным элементом которой признается человек.

Социально-психологические методы управления - методы воздействия на сознание работников, социальные, эстетические и другие мотивы их поведения.

Социальный эксперимент - метод изучения социальных (общественных) явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием каких-либо искусственно созданных факторов.

Стандартизация выпуска - способ координации, предполагающий стандартизацию результатов труда (продукции или услуги).

Стандартизация знаний и навыков - способ координации, заключающийся в точном определении требований к квалификации работников.

Стандартизация рабочих процессов - способ координации, представляющий собой точное определение (спецификацию) содержания труда.

Стандартное управленческое решение - решение, предполагающее однозначный выбор варианта.

Стратегические планы
- планы, относящиеся ко всей организации в целом и рассчитанные на воплощение в долгосрочной перспективе (в большинстве случаев - пять или более лет); задачей стратегического планирования является обеспечение изменений внутри организации для ее адекватной реакции на изменения, происходящие во внешней среде.

Стратегический менеджмент - система методов управления, находящаяся в центре внимания высшего руководства организации; выбор миссии и формирование стратегических (перспективных) целей, обеспечивающих устойчивое развитие компании, ее лидерство на рынке, в отрасли, стране или мире; адаптация к изменениям, происходящим во внешнем окружении компании; постоянная ориентация компании на удовлетворение потребностей клиентов, потребителей, покупателей.

Структура системы - совокупность ее элементов и связей между ними.

Субъект управления (в менеджменте) - руководитель, менеджер.

Сфера контроля (масштаб управляемости, норма управляемости) - число лиц, подчиненных одному руководителю на каждом уровне управления.

Тактические планы - планы, определяющие действия конкретных подразделений организации, обеспечивающие достижение стратегических целей; обычно рассчитаны на срок до 1 года.

Тактический менеджмент - управление, обеспечивающее достижение стратегических целей путем постановки и реализации тактических планов компании.

Теория организации - наука об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития организаций как сложных динамических систем, имеющих цель.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой есть две категории членов: полные товарищи и вкладчики (коммандитисты). Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом, вкладчики отвечают только своим вкладом.

Топ-менеджмент - уровень управления организацией, отвечающий за принятие важнейших стратегических решений, определяющих судьбу всей организации.

Традиции (от лат. traditio, tradere - передавать) - в теории организации представления, обычаи и привычки в деятельности сотрудников, передаваемые из поколения в поколение. Традиции в организациях часто выступают в роли регулятора межличностных отношений.