Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2564
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть нет возможности. Каждый должен делать то, что умеет лучше всего. В государстве люди зависят друг от друга, и каждый выполняет свою работу на благо других людей".
Аристотель - греческий философ, ученик Платона - не соглашался со своим учителем по многим вопросам, в том числе и в принципах идеального государственного устройства. Аристотель считал, что основой государства должна быть частная собственность, поскольку она коренится в природе человека. Философ был против обобществления имущества в государстве. Свои воззрения на государственное устройство отразил в работе "Афинская полития".
Таким образом, управление совместной деятельностью людей существовало практически с момента появления человеческого общества. Можно утверждать, что на протяжении всей истории человечества развивались также и знания об управлении, формировались принципы, способы, методы управления людьми, предприятиями и целыми странами.
Знания об управлении формировались в основном эволюционным путем (постепенно). Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Поэтому можно условно выделить события и периоды, которые послужили наиболее заметными толчковыми моментами для развития управленческой мысли. Их часто называют "управленческими революциями" (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Управленческие революции <1>
--------------------------------
<1> Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. 5-е изд. М.: Академический Проект: Трикста, 2005.
Однако, как вы помните, менеджментом мы называем не любую управленческую деятельность, а профессиональное управление хозяйственными организациями, обеспечивающее их эффективное функционирование и развитие. При этом в наши дни менеджмент представляет собой сложную, многогранную и очень интересную науку. Поэтому в этой главе речь пойдет не об истории управления как сферы человеческой деятельности вообще и даже не об истории развития знаний об управлении, а об основных этапах становления научного менеджмента, заложившего теоретические основы профессионального управления. Другими словами, вы познакомитесь с развитием теории и становлением научных школ менеджмента.
Основной силой, поднявшей научный интерес к управлению, была промышленная революция. Пожалуй, практики оказали не меньшее влияние на судьбу только еще рождающейся молодой науки, чем теоретики. Непосредственным источником "научного менеджмента" и тейлоризма XX в. надо считать деятельность так называемых основоположников "научного менеджмента" XVIII - XIX вв. - периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному перевороту.
Интенсивные систематические исследования в сфере управления, проводимые с применением научных методов, начались в США в конце XIX в. под руководством американского инженера и ученого Фредерика Уинслоу Тейлора. Первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки принято считать публикацию в 1911 г. его книги "Принципы научного менеджмента" ("The Principles of Scientific Management").
Примечание. Научная школа менеджмента - это совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя, лидера) школы выдвинутую им программу исследований.
Начиная с этого периода и по настоящее время ведутся разнообразные исследования в области менеджмента, появляются новые научные направления, теории и концепции, публикуются научные труды, учебники и руководства для практикующих менеджеров.
В наши дни существует несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ (теорий) менеджмента. Для правильного понимания идей и направлений развития научных школ менеджмента мы воспользуемся следующей классификацией:
1>1>2>2>1>1>
1. Классическое направление менеджмента:
- школа научного менеджмента;
- административная школа;
- бюрократическая школа.
2. Гуманитарное направление менеджмента:
- школа человеческих отношений;
- школа наук о поведении.
3. Современные направления менеджмента:
- школа количественных методов;
- системный подход к менеджменту;
- процессный подход к менеджменту;
- ситуационный подход к менеджменту.
В следующих параграфах вы узнаете имена основоположников и познакомитесь с основными положениями этих научных направлений и школ менеджмента.
1.2. Классическое направление менеджмента
Школа научного менеджмента. Основателем научной школы, получившей впоследствии название школы научного менеджмента, был американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915). В наши дни его часто называют отцом научного менеджмента. Именно Ф. Тейлор впервые предложил использовать разнообразные научные методы для изучения процессов труда и управления им, а также для повышения его эффективности и результативности. Соратниками, единомышленниками и последователями Тейлора были: Фрэнк Гилбрет, Лилиан Гилбрет, Генри Лоуренс Гантт, Гаррингтон Эмерсон, Генри Форд и др.
Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Taylor, 1856 - 1915) родился 20 марта 1856 г. в американском г. Джермантаун (Germantown), Филадельфия, в семье юриста. Стремясь дать сыну разностороннее образование, родители отправили его обучаться в Европу. Влияние образованных родителей, путешествие по Европе, обучение в привилегированной школе позволили Тейлору получить глубокие и разносторонние знания. Собираясь пойти по стопам отца и стать юристом, Тейлор в 1872 г. поступил в Академию Филиппа Экстера в Нью-Гемпшире, однако из-за проблем со зрением от учебы и карьеры юриста пришлось отказаться.
В 1875 г. Тейлор устроился на должность механика в небольшую гидравлическую мастерскую в Филадельфии. Тремя годами позже он поступил на работу в Мидвельскую сталелитейную компанию (Midvale Steel Corporation), где быстро продвинулся с должности механика до главного инженера. Тейлор увлекался спортом - легкой атлетикой, бейсболом, крикетом, футболом, туризмом, коньками и гимнастикой. В 1881 г. он стал чемпионом США в парных соревнованиях по теннису. Обучаясь заочно, в 1883 г. Тейлор получил диплом инженера-механика Стивенсовского технологического института, где прошел фундаментальную подготовку по инженерным и математическим наукам. В 1884 г. став главным инженером Мидвельской сталелитейной компании, Тейлор впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда.
Фредерик Тейлор был выдающимся изобретателем в области организации производства и металловедения, получив за свою жизнь более 100 патентов. Работая в Мидвельской сталелитейной компании, он начал внедрять методы, впоследствии вошедшие в его систему "научного менеджмента". По мнению Тейлора, "научное управление - не что иное, как средство, экономящее труд".
С 1890 г. Тейлор работал главным управляющим компании, производившей бумажное волокно, а с 1893 г. - инженером-консультантом по менеджменту сразу на нескольких предприятиях. В 1895 г. он опубликовал свою первую статью по менеджменту. В 1898 - 1901 гг. Тейлор работал в Бетлехемской <1> сталелитейной корпорации (Bethlehem Steel Corporation), где активно внедрял свои нововведения по рационализации труда и повышению его производительности. В 1903 г. вышла его книга "Цеховой менеджмент", а в 1911 г. - "Принципы научного менеджмента". В 1906 г. Тейлор был избран президентом Американского общества инженеров-механиков.
--------------------------------
<1> Другой вариант кириллической транслитерации - "Вифлеемской".
Имеются исторические свидетельства о том, что в течение длительного времени идеи Тейлора подвергались нападкам со стороны лидеров американских профсоюзов. Причиной "кампании всеобщего презрения" было то, что согласно Тейлору любой труд, как квалифицированный, так и неквалифицированный, должен быть проанализирован, систематизирован и передан в процессе обучения любому человеку (впоследствии из этих идей выросла современная система профессионально-технического обучения). Однако американские профсоюзы конца XIX - начала XX вв. ревностно охраняли "секреты мастерства" своих работников, препятствуя систематизации знаний и их письменному описанию. Идеи Тейлора настолько задевали их интересы, что профсоюзные лидеры добились от Конгресса США принятия закона, запрещающего "исследования рабочих операций" на государственных оружейных заводах и судоверфях. Эти запреты действовали вплоть до окончания Второй мировой войны.
Собственники предприятий критиковали Тейлора за его мнение, что значительная часть доходов, получаемых в результате внедрения "научных методов управления", должна доставаться рабочим. В первой главе своей книги "Принципы научного менеджмента" Тейлор писал: "Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника". И далее: "Большинство этих людей полагает, что основные интересы предпринимателей и рабочих по необходимости противоположны. Научная организация управления, напротив, исходит... из
Аристотель - греческий философ, ученик Платона - не соглашался со своим учителем по многим вопросам, в том числе и в принципах идеального государственного устройства. Аристотель считал, что основой государства должна быть частная собственность, поскольку она коренится в природе человека. Философ был против обобществления имущества в государстве. Свои воззрения на государственное устройство отразил в работе "Афинская полития".
Таким образом, управление совместной деятельностью людей существовало практически с момента появления человеческого общества. Можно утверждать, что на протяжении всей истории человечества развивались также и знания об управлении, формировались принципы, способы, методы управления людьми, предприятиями и целыми странами.
Знания об управлении формировались в основном эволюционным путем (постепенно). Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Поэтому можно условно выделить события и периоды, которые послужили наиболее заметными толчковыми моментами для развития управленческой мысли. Их часто называют "управленческими революциями" (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Управленческие революции <1>
N п/п | Наименование (по характеру) | Хронологический период | Связь с историческими лицами или событиями | Особенности качественных изменений в менеджменте |
1 | Религиозно-коммерческая революция | V тыс. до н. э. | Зарождение письменности в древнем Шумере, которое привело к возникновению особой прослойки общества-жрецов, занимающихся коммерческой деятельностью | Выделился новый религиозный слой, который занимался торговыми операциями |
2 | Светско-административная революция | 1792 - 1750 гг. до н. э. | Царь Хаммурапи создал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами | Произошло отделение функции управления государством от церковной власти |
3 | Производственно-строительная революция | 605 - 562 гг. до н. э. | Правление Навуходоносора (автора проекта Вавилонской башни и висячих садов). Навуходоносор создал систему производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах | Выделилась группа людей, профессионально занимающихся управлением в области производства и строительства |
4 | Зарождение профессионального управления | XVIII - XIX вв. | Период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации. Внедряются прикладные разработки и эксперименты, помогающие определить нормы выработки и вознаграждения, оптимальные сроки работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда | Отделение управления от собственности. Появление профессиональных наемных управляющих |
5 | Бюрократическая революция | Конец XIX - начало XX вв. | Концепция "рациональной бюрократии" М. Вебера. Формирование больших иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязательств и ответственности менеджеров | Выделение специализированных групп управленцев, за которыми закрепляются функции |
--------------------------------
<1> Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. 5-е изд. М.: Академический Проект: Трикста, 2005.
Однако, как вы помните, менеджментом мы называем не любую управленческую деятельность, а профессиональное управление хозяйственными организациями, обеспечивающее их эффективное функционирование и развитие. При этом в наши дни менеджмент представляет собой сложную, многогранную и очень интересную науку. Поэтому в этой главе речь пойдет не об истории управления как сферы человеческой деятельности вообще и даже не об истории развития знаний об управлении, а об основных этапах становления научного менеджмента, заложившего теоретические основы профессионального управления. Другими словами, вы познакомитесь с развитием теории и становлением научных школ менеджмента.
Основной силой, поднявшей научный интерес к управлению, была промышленная революция. Пожалуй, практики оказали не меньшее влияние на судьбу только еще рождающейся молодой науки, чем теоретики. Непосредственным источником "научного менеджмента" и тейлоризма XX в. надо считать деятельность так называемых основоположников "научного менеджмента" XVIII - XIX вв. - периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному перевороту.
Интенсивные систематические исследования в сфере управления, проводимые с применением научных методов, начались в США в конце XIX в. под руководством американского инженера и ученого Фредерика Уинслоу Тейлора. Первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки принято считать публикацию в 1911 г. его книги "Принципы научного менеджмента" ("The Principles of Scientific Management").
Примечание. Научная школа менеджмента - это совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя, лидера) школы выдвинутую им программу исследований.
Начиная с этого периода и по настоящее время ведутся разнообразные исследования в области менеджмента, появляются новые научные направления, теории и концепции, публикуются научные труды, учебники и руководства для практикующих менеджеров.
В наши дни существует несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ (теорий) менеджмента. Для правильного понимания идей и направлений развития научных школ менеджмента мы воспользуемся следующей классификацией:
1>1>2>2>1>1>
1. Классическое направление менеджмента:
- школа научного менеджмента;
- административная школа;
- бюрократическая школа.
2. Гуманитарное направление менеджмента:
- школа человеческих отношений;
- школа наук о поведении.
3. Современные направления менеджмента:
- школа количественных методов;
- системный подход к менеджменту;
- процессный подход к менеджменту;
- ситуационный подход к менеджменту.
В следующих параграфах вы узнаете имена основоположников и познакомитесь с основными положениями этих научных направлений и школ менеджмента.
1.2. Классическое направление менеджмента
Школа научного менеджмента. Основателем научной школы, получившей впоследствии название школы научного менеджмента, был американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915). В наши дни его часто называют отцом научного менеджмента. Именно Ф. Тейлор впервые предложил использовать разнообразные научные методы для изучения процессов труда и управления им, а также для повышения его эффективности и результативности. Соратниками, единомышленниками и последователями Тейлора были: Фрэнк Гилбрет, Лилиан Гилбрет, Генри Лоуренс Гантт, Гаррингтон Эмерсон, Генри Форд и др.
Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Taylor, 1856 - 1915) родился 20 марта 1856 г. в американском г. Джермантаун (Germantown), Филадельфия, в семье юриста. Стремясь дать сыну разностороннее образование, родители отправили его обучаться в Европу. Влияние образованных родителей, путешествие по Европе, обучение в привилегированной школе позволили Тейлору получить глубокие и разносторонние знания. Собираясь пойти по стопам отца и стать юристом, Тейлор в 1872 г. поступил в Академию Филиппа Экстера в Нью-Гемпшире, однако из-за проблем со зрением от учебы и карьеры юриста пришлось отказаться.
В 1875 г. Тейлор устроился на должность механика в небольшую гидравлическую мастерскую в Филадельфии. Тремя годами позже он поступил на работу в Мидвельскую сталелитейную компанию (Midvale Steel Corporation), где быстро продвинулся с должности механика до главного инженера. Тейлор увлекался спортом - легкой атлетикой, бейсболом, крикетом, футболом, туризмом, коньками и гимнастикой. В 1881 г. он стал чемпионом США в парных соревнованиях по теннису. Обучаясь заочно, в 1883 г. Тейлор получил диплом инженера-механика Стивенсовского технологического института, где прошел фундаментальную подготовку по инженерным и математическим наукам. В 1884 г. став главным инженером Мидвельской сталелитейной компании, Тейлор впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда.
Фредерик Тейлор был выдающимся изобретателем в области организации производства и металловедения, получив за свою жизнь более 100 патентов. Работая в Мидвельской сталелитейной компании, он начал внедрять методы, впоследствии вошедшие в его систему "научного менеджмента". По мнению Тейлора, "научное управление - не что иное, как средство, экономящее труд".
С 1890 г. Тейлор работал главным управляющим компании, производившей бумажное волокно, а с 1893 г. - инженером-консультантом по менеджменту сразу на нескольких предприятиях. В 1895 г. он опубликовал свою первую статью по менеджменту. В 1898 - 1901 гг. Тейлор работал в Бетлехемской <1> сталелитейной корпорации (Bethlehem Steel Corporation), где активно внедрял свои нововведения по рационализации труда и повышению его производительности. В 1903 г. вышла его книга "Цеховой менеджмент", а в 1911 г. - "Принципы научного менеджмента". В 1906 г. Тейлор был избран президентом Американского общества инженеров-механиков.
--------------------------------
<1> Другой вариант кириллической транслитерации - "Вифлеемской".
Имеются исторические свидетельства о том, что в течение длительного времени идеи Тейлора подвергались нападкам со стороны лидеров американских профсоюзов. Причиной "кампании всеобщего презрения" было то, что согласно Тейлору любой труд, как квалифицированный, так и неквалифицированный, должен быть проанализирован, систематизирован и передан в процессе обучения любому человеку (впоследствии из этих идей выросла современная система профессионально-технического обучения). Однако американские профсоюзы конца XIX - начала XX вв. ревностно охраняли "секреты мастерства" своих работников, препятствуя систематизации знаний и их письменному описанию. Идеи Тейлора настолько задевали их интересы, что профсоюзные лидеры добились от Конгресса США принятия закона, запрещающего "исследования рабочих операций" на государственных оружейных заводах и судоверфях. Эти запреты действовали вплоть до окончания Второй мировой войны.
Собственники предприятий критиковали Тейлора за его мнение, что значительная часть доходов, получаемых в результате внедрения "научных методов управления", должна доставаться рабочим. В первой главе своей книги "Принципы научного менеджмента" Тейлор писал: "Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника". И далее: "Большинство этих людей полагает, что основные интересы предпринимателей и рабочих по необходимости противоположны. Научная организация управления, напротив, исходит... из