Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2602
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
--------------------------------
<2> Принципы эффективного контроля вы узнаете из гл. 7 "Управленческий контроль".
6. Информационное обеспечение процессов управления. Планы составляются на различные периоды времени, они относятся к работе всей компании в целом и ее подразделений и даже отдельных сотрудников. Они охватывают все сферы деятельности организации, содержат в себе информацию обо всех имеющихся и будущих ресурсах. Все это позволяет рассматривать систему планов компании как своеобразную "базу данных" обо всех аспектах деятельности организации в каждый период времени. Такая база данных помогает менеджерам лучше понимать происходящие в организации события и прогнозировать их развитие.
Прогнозирование - это еще одна специальная функция менеджмента, тесно связанная с планированием.
Примечание. Прогнозирование - это процесс предугадывания развития событий до их наступления.
Успешность прогнозирования зависит от таких условий, как:
- объем и качество информации о прогнозируемом процессе и объекте управления;
- правильность формулировки задачи прогнозирования и обоснованности выбора способа ее решения;
- наличие необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата в соответствии с выбранным методом.
Современные технологии прогнозирования основаны на использовании различных математических методов: функционального анализа, теории рядов, теории экстраполяции и интерполяции, теории вероятности, математической статистики, теории случайных функций и случайных процессов, корреляционного анализа.
Для прогнозирования в менеджменте применяются различные количественные и качественные методы. Количественные методы базируются на информации, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости, характеризующие производственную, финансовую и т.п. деятельность компании. Примерами таких методов являются: анализ временных рядов и каузальное (причинно-следственное) моделирование.
Качественные методы основаны на экспертных оценках специалистов в области принимаемых решений, например: методы экспертных оценок, мнение жюри, модели ожидания потребителя (опрос клиентов) и т.п.
Строго говоря, без прогнозов невозможно составить качественный и, главное, реалистичный план работы. Ведь при составлении некоторых планов менеджерам часто приходится опираться не на имеющуюся у них (фактическую) информацию о произошедших (или происходящих) событиях, а на предположения о
возможности таких событий в будущем. Для этого руководителям приходится использовать различные методы получения так называемых прогнозных оценок.
Прогнозные оценки необходимы для того, чтобы правильно выбрать стратегические цели развития организации. Как правило, прежде чем сформулировать стратегические цели, менеджмент проводит анализ состояния своей компании и ее внешнего окружения. Такой анализ часто называют SWOT-анализом. SWOT - это англоязычная аббревиатура (первые буквы слов) (рис. 4.5):
Примечание. SWOT-анализ - это выявление сильных и слабых сторон организации, а также внешних угроз и возможностей, влияющих на ее деятельность.
SWOT-анализ компании
┌──────────────────────────────────────────────────┐
┌────────────┤Strength - сила │
│ └──────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────────────────────────┐
┌────────┐├────────────┤Weakness - слабость │
│ SWOT ├┤ └──────────────────────────────────────────────────┘
└────────┘│ ┌──────────────────────────────────────────────────┐
├────────────┤Opportunities - возможности │
│ └──────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────────────────────────┐
└────────────┤Threats - угрозы │
└──────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 4.5
SWOT-анализ позволяет ответить на вопросы:
1. Использует ли компания сильные стороны и преимущества в своей стратегии?
2. Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами? Какой корректировки они требуют?
3. Какие благоприятные обстоятельства дают компании шансы на успех?
4. Какие угрозы должны быть под пристальным контролем и какие действия необходимо предпринимать?
Говорят гуру... Будущее так обманчиво и подвержено таким случайностям, что даже очень мудрые люди большей частью на этот счет ошибаются.
Ф.Гвиччардини <1>
--------------------------------
<1> Франческо Гвиччардини (Francesco Guicciardini, 1483 - 1540) - итальянский историк, государственный деятель и мыслитель.
4.2. Внешняя среда организации
Что же такое внешняя среда организации?
Примечание. Внешняя среда организации - это совокупность факторов ее внешнего окружения.
Факторами (или иначе говоря - переменными) внешнего окружения организации называются различные объекты и явления, так или иначе влияющие на деятельность организации. Результативность и эффективность работы любой организации существенно зависят от факторов ее внешнего окружения.
Внешнюю среду условно делят на внешнюю среду прямого воздействия (микросреду или среду делового окружения) и внешнюю среду косвенного воздействия (макросреду) (рис. 4.6).
Внешняя среда организации
Рис. 4.61>1>2>2>1>1>
Внешняя среда прямого воздействия - это набор таких факторов, которые прямо и непосредственно влияют на деятельность организации (рис. 4.7).
Важнейшие факторы внешней среды прямого воздействия
Рис. 4.7
Для любознательных... Примеры влияния государственных и муниципальных органов на деятельность коммерческих организаций
1. Федеральная налоговая служба. Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах; регистрация учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц и т.п.
2. Государственная инспекция труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
3. МЧС России. Надзор за выполнением организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.
4. Пенсионный фонд РФ. Обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов.
5. Фонд обязательного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование работников с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, регистрация организаций в качестве страхователей.
Внешняя среда косвенного воздействия - это набор факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на организацию, но могут сказаться на ее деятельности косвенно (через изменение факторов среды делового окружения) или с течением времени (рис. 4.8).
Некоторые факторы внешней среды косвенного воздействия
Рис. 4.8
Итак, под факторами внешней среды организации понимают элементы ее внешнего окружения: потребителей, конкурентов, поставщиков, государственные органы и т.п. При этом ситуационные переменные, формируемые и изменяемые факторами внешней среды, можно назвать условиями функционирования организации во внешней среде.
К условиям (иначе говоря, ситуационным переменным) функционирования организации относятся, например: рынки сбыта, научно-технический прогресс, рынок труда, потребительские предпочтения и т.п. Изменение этих и других условий оказывает влияние на организацию, обусловливая ее операционную деятельность, конкурентоспособность и стратегическое развитие.
Процесс формирования и изменения каждой ситуационной переменной внешней среды, как правило, зависит от действия не одного, а нескольких факторов. Так, например, формирование и изменение ситуационной переменной "рынок сбыта" обусловлены действием таких факторов, как потребители (их территориальное размещение, потребности, покупательная способность и т.п.); законы, государственные органы и органы местного самоуправления (определяющие условия торговли теми или иными видами товара на той или иной территории); конкуренты и др.
Формирование переменной "развитие науки и техники в сфере деятельности организации" зависит от таких факторов, как научно-исследовательские организации; состояние мировой экономики; законы государства, регулирующие и стимулирующие научные исследования и опытно-конструкторские разработки; инновационная и опытно-конструкторская деятельность организаций-конкурентов и т.п.
Исходя из такого представления влияние внешней среды на деятельность организации можно представить в виде матрицы (таблицы), в которой указываются факторы (V) и условия (X) внешней среды. Так, например, табл. 4.3 показывает, как формируются ситуационные переменные ( , и т.д.) под воздействием некоторых факторов ( , и т.д.) внешней среды, влияние которых на функционирование и развитие любой организации традиционно является наиболее заметным.
Таблица 4.3
Матрица формирования ситуационных переменных внешней среды
организации <1> (условный пример)
Условия (ситуационные переменные) внешней среды, изменение которых оказывает влияние на организацию (X) | Факторы внешней среды, определяющие ее изменение (V) | ||||||||
Конкуренты | Поставщики и партнеры | Потребители | Законы и государственные органы | Учредители (акционеры) | Трудовые ресурсы общества | Политические изменения | Состояние мировой экономики | Научно-исследовательские организации | |
Рынки сбыта | <**> | <*> | <**> | <**> | <*> | | | <**> | |
Развитие науки и техники | <*> | <*> | <*> | <*> | <*> | | | <**> | <**> |
Технологии производства | <*> | <*> | | <*> | <*> | | | <*> | <**> |
Рынок труда | <**> | | | <**> | | <**> | <*> | <**> | |
Финансовые рынки | <**> | | | <**> | <*> | | <**> | <**> | |
Потребительские предпочтения | <**> | | <**> | | | <*> | <*> | <**> | <*> |
Материальные ресурсы | <*> | <**> | | <*> | | | | <**> | <**> |
Информационные ресурсы | <*> | <*> | <*> | <*> | | | | | <**> |