Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2614
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
│ Заместитель │ │ Финансовый │ │ Коммерческий │
│ по производству │ │ директор │ │ директор │
└┬────────────────┘ └┬──────────────┘ └┬─────────────┘
│ ┌──────────────────┐ │ ┌────────────────┐ │ ┌────────────────────────┐
├─┤Начальник цеха N 1│ └─┤Финансовый отдел│ ├─┤Начальник отдела закупок│
│ └──────────────────┘ └────────────────┘ │ └────────────────────────┘
│ ┌──────────────────┐ │ ┌────────────────────────┐
└─┤Начальник цеха N 2│ └─┤ Начальник отдела продаж│
└──────────────────┘ └────────────────────────┘
Рис. 5.8
В табл. 5.4 приведены достоинства и недостатки такой структуры.
Таблица 5.4
Достоинства и недостатки функциональной ОСУ
Достоинства функциональной ОСУ | Недостатки функциональной ОСУ |
Высокая квалификация менеджмента и персонала в пределах своей функциональной области. Эффективное достижение функциональных целей. Удобство производства малой номенклатуры товаров | Слабое представление менеджеров функциональных подразделений об общих целях организации. Слабая координация работы подразделений. Незначительные инновации. Медленная реакция на изменения внешней среды |
Несмотря на очевидные преимущества функциональной ОСУ перед линейной, она все же не является идеальной. Узкая профессиональная квалификация менеджеров функциональных подразделений повышает их компетентность в рамках своих функциональных обязанностей, но снижает координацию работы с менеджерами других подразделений. Поэтому функциональная ОСУ не относится к адаптивным структурам. Она не предназначена для одновременного производства различных видов продукции или для работы компании на разных рынках (например, в разных странах).
Говорят гуру... Менеджер каждой функции считает свое подразделение самым важным, старается его по возможности укрепить и почти всегда стремится подчинить деятельность других подразделений, а подчас и всей компании интересам своего подразделения.
Комбинация линейного и функционального подходов к построению организации приводит к линейно-функциональной ОСУ. В большинстве случаев организационные структуры современных компаний, называемые функциональными, на самом деле являются линейно-функциональными.
Дивизиональная ОСУ создается в том случае, когда организация начинает производить разнообразные виды продукции, выходит на новые рынки (регионы, страны) или ориентирует свою деятельность на различные группы клиентов. Термин "дивизиональная" (от англ. division - разделение, подразделение, отдел, дивизион) указывает на то, что в компании для решения перечисленных задач создаются отдельные организационные единицы - дивизионы <1>.
--------------------------------
<1> Иногда такие части организации называют бизнес-единицами (от англ. business-units).
На рис. 5.9 показана упрощенная схема дивизиональной ОСУ продуктового типа. Как видно, в состав крупной компании входят три завода (дивизиона), производящие разные виды продуктов (мясопродукты, молочные продукты и соки). В этом случае говорят, что в основу построения компании положен принцип продуктовой (товарной) департаментализации <1>. Всей компанией в целом управляет ее топ-менеджмент (иногда говорят, что стратегическое управление осуществляет штаб-квартира компании), а во главе каждого завода находится директор. Директорам предоставлены широкие права по управлению своими дивизионами. Они могут выбирать поставщиков, партнеров, клиентов, вносить изменения в технологию производства, принимать решения по распределению бюджета завода и т.п. Однако вопросы стратегического развития и некоторые другие общие для компании задачи они решают под руководством топ-менеджмента. Как видно, дивизиональная структура управления является децентрализованной, что повышает самостоятельность дивизиональных менеджеров.
--------------------------------
<1> От слова "департамент" - часть компании.
Пример дивизиональной ОСУ продуктового типа
┌────────────────────┐
│ Топ-менеджмент │
└──────────┬─────────┘
┌───────────────────┐ │
│ Штаб ├────────┤
└───────────────────┘ │
┌───────────────────────────┼──────────────────────────┐
┌─────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌─────────┴────────┐
│ Дивизион N 1 │ │ Дивизион N 2 │ │ Дивизион N 3 │
│Завод мясопродуктов│ │ Молочный завод │ │Производство соков│
└───────────────────┘ └────────────────────┘ └──────────────────┘
Рис. 5.9
Говорят гуру... Основной ситуационный фактор, вынуждающий организацию к использованию дивизиональной структуры, - разнообразие рынка. Организация, работающая на единственном интегрированном рынке, не может "расколоться" на автономные подразделения; однако если она имеет дело с разными рынками, возникают стимулы к созданию отдельных организационных единиц для обслуживания каждого. Это позволяет организации управлять из центра своим стратегическим портфелем, в то же время направляя внимание отдельных организационных единиц всецело на каждую его составляющую.
Г.Минцберг
Другим вариантом дивизиональной ОСУ является структура территориального типа (рис. 5.10). Ее также называют региональной или филиальной структурой. В этом случае в основу построения компании положен принцип территориальной департаментализации. По такому принципу строятся практически все крупные современные компании, выпускающие свою продукцию в разных странах мира (или в разных регионах одной страны).
Пример дивизиональной ОСУ территориального типа
Рис. 5.10
Например, автомобильные заводы таких компаний, как Ford Motor или Toyota, работают в разных странах, в том числе и в России. Такое размещение дивизионов оказывается очень выгодным, так как оно снижает затраты на перевозку готовой продукции и поставку материалов, а также дает возможность адаптировать продукцию под особенности местных рынков и запросы покупателей.
Иногда компании выделяют в своей структуре филиалы, ориентированные на группы клиентов (рис. 5.11). Например, в книжном издательстве могут создаваться подразделения, выпускающие книги для женщин, для мужчин и для детей.
Пример дивизиональной ОСУ клиентоориентированного типа
┌─────────────────────┐
│ Предприятие │
└──────────┬──────────┘
┌────────────────────────┼─────────────────────────┐
┌───────────┴──────────┐ ┌─────────┴──────────┐ ┌──────────┴──────────┐
│ Продукция для мужчин │ │Продукция для женщин│ │ Продукция для детей │
└──────────────────────┘ └────────────────────┘ └─────────────────────┘
Рис. 5.11
Дивизиональная ОСУ обладает рядом экономических преимуществ перед другими типами <1>:
1) способствует более эффективному размещению капитала. Выбирая объект инвестиций, штаб-квартира имеет возможность сконцентрировать ресурсы компании на самых сильных своих рынках, направляя прибыль одних подразделений на помощь или обеспечение роста других;
2) позволяя молодым руководителям самостоятельно управлять бизнес-единицами, дивизиональная форма способствует подготовке руководящих кадров высшего эшелона;
3) распределяет коммерческие риски по разным рынкам;
4) обладает исключительной стратегической оперативностью, быстротой реакции.
--------------------------------
<1> См.: Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2011.
Тем не менее дивизиональные ОСУ все же рассматриваются как структуры бюрократического типа, так как они обладают ограниченными возможностями для адаптации к изменяющимся условиям.
Матричные (проектно-матричные) ОСУ иногда называют структурами адхократического типа. Термин "адхократия" (от лат. ad hoc - специально для этого) говорит о том, что структура компании может быстро изменяться, адаптируясь к изменяющимся условиям работы. Для деятельности, которая имеет четко выраженные начало и окончание, формируются проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. Поэтому проектно-матричные ОСУ иногда называют программно-целевыми. В организации и проекты <2>, и целевые программы могут сосуществовать. Например, в компаниях, использующих сложные технологические инновации, часто требуется объединять специалистов разных профессий в слаженно функционирующие проектные команды. После завершения проекта команда расформировывается, а ее участники входят в состав вновь создаваемых команд и начинают работу над другими проектами.
--------------------------------
<2> Проект - деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата (цели), создание определенного, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиях к качеству и допустимому уровню риска.
На рис. 5.12 приведена упрощенная схема проектно-матричной ОСУ. Как видно, в этой компании одновременно реализуются три проекта (выпускаются три продукта), причем для реализации каждого из них необходимо, чтобы проект прошел несколько обязательных стадий: маркетинг (изучение спроса и желаний потребителей), закупки сырья и материалов (необходимых для производства продукта), производство, сбыт (продажи продукта).
Пример проектно-матричной ОСУ
┌───────────────────────┐
│ Руководитель │
│ организации │
└───────────┬───────────┘
┌─────────────────────┼──────────────┐
│ \│/ │
│ ┌────────────┴───────────┐ │
│ │ Общие функциональные │ │
│ │ подразделения │ │
│ │ (отдел кадров, │ │
│ │финансовый отдел и т.п.)│ │
│ └────────────┬───────────┘ │
│ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┤ │
│ \ / \│/
│ │ ┌───────────┴──────────────┴───────────────────────────┐
\│/ \ / │ Руководители функциональных отделов (этапов проекта) │
┌────────┴────┴─┐ └────┬─────────────┬──────────────┬──────────────┬─────┘
│ Координатор │ │ │ │ │
│ проектов │ \│/ \│/ \│/ \│/
└────────┬──────┘ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌──────┴─────┐ ┌──────┴─────┐
\│/ │ Маркетинг │ │ Закупки │ │Производство│ │ Сбыт │
┌──────┴──────┐ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─┼ ┼ ─ ─ ─ ─┘\ │
│Руководитель │ │┌─────────┐│ │┌─────────┐│ │┌──────────┐│ │┌─────────\┐│
│проекта N 1 │ ││Группа М1││ ││Группа З1││ ││ Группа П1││ ││Группа С1 >│
│ │ │└─────────┘│ │└─────────┘│ │└──────────┘│ │└─────────/┘│
│ ├ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─┼ ┼ ─ ─ ─ ─┐/ │
└─────────────┘ │ │ │ │ │ │ │ │
┌─────────────┐ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─┼ ┼ ─ ─ ─ ─┘\ │
│Руководитель │ │┌─────────┐│ │┌─────────┐│ │┌──────────┐│ │┌─────────\┐│
│проекта N 2 │ ││Группа М2││ ││Группа З2││ ││ Группа П2││ ││Группа С2 >│
│ │ │└─────────┘│ │└─────────┘│ │└──────────┘│ │└─────────/┘│
│ ├ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─┼ ┼ ─ ─ ─ ─┐/ │
└─────────────┘ │ │ │ │ │ │ │ │
┌─────────────┐ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─┼ ┼ ─ ─ ─ ─┘\ │
│Руководитель │ │┌─────────┐│ │┌─────────┐│ │┌──────────┐│ │┌─────────\┐│
│проекта N 3 │ ││Группа М3││ ││Группа З3││ ││ Группа П3││ ││Группа С3 >│
│ │ │└─────────┘│ │└─────────┘│ │└──────────┘│ │└─────────/┘│
│ ├ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─┼ ┼ ─ ─ ─ ─┐/ │
└─────────────┘ └───────────┘ └───────────┘ └────────────┘ └────────────┘
Рис. 5.12
Для реализации каждого проекта создаются рабочие группы, выполняющие конкретные виды работ. Например, группа М1 - это команда маркетологов, формирующих требования к продукту 1; группа П2 - производственное подразделение, занимающееся выпуском продукта 2, и т.п.
Для управления каждым из проектов (от его начала и до конца) назначается руководитель (менеджер) проекта. А за качество каждого из