Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2568
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изменения в технологии - изменения процессов производства и оказания услуг, а также знаний и навыков работников организации. Целями таких изменений, как правило, являются повышение эффективности производства, производительности труда сотрудников, увеличение объемов и качества производимой продукции.
Изменения стратегии и структуры компании - наиболее сложный, масштабный и трудоемкий тип изменений, так или иначе затрагивающий все сферы деятельности компании. Изменения в культуре затрагивают такие аспекты жизни компании, как ценности, ожидания, поведение, формальные и неформальные коммуникации сотрудников и т.п.
Изменения товаров и услуг - процесс усовершенствования существующих и создание новых видов продукции и услуг. Осуществление подобных изменений, как правило, обусловлено постановкой таких целей развития, как увеличение доли рынка или освоение новых рынков (групп потребителей).
Индукция - метод исследования, заключающийся в формировании выводов путем перехода от частных суждений к общим.
Инновационное управленческое решение - решение, принимаемое в условиях, когда заранее почти невозможно сделать предположение о каких-либо вариантах действий, когда сама ситуация нова и неопределенна.
Инновационный менеджмент - управление внедрением технических, технологических и управленческих нововведений, обеспечивающих конкурентоспособное развитие предприятия.
Интеллектуальный капитал (Intellectual capital) - 1) собирательное понятие, под которым подразумеваются неденежные и нематериальные ресурсы, полностью или частично контролируемые организацией и участвующие в создании ценности; 2) знания, навыки и производственный опыт конкретных людей и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов.
Интернализация знания - воплощение формализованного знания в неформализованное, когда опыт посредством социализации, экстернализации и комбинации трансформируется в неформализованное знание индивидуума в форме общих интеллектуальных моделей или умений.
Интуитивное управленческое решение - выбор, который сделан только на основе неосознанного ощущения его правильности.
Информационная энтропия - мера информационного хаоса в организации.
Информационное описание системы - описание, которое дает представление о типах и направлениях информационных потоков, протекающих внутри системы и между системой и ее внешней средой.
Информация - совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности знания о каких-либо объектах, процессах и явлениях.
Информированность - обеспечение организации качественной информацией в количестве, необходимом для ее результативного и эффективного функционирования.
Исторический (хронологический) метод - метод исследования, состоящий в том, что материал изучается в хронологической последовательности описываемых событий для выявления изменений, тенденций и т.п.
Кейс-метод (Case method) - метод разработки управленческого решения, состоящий в детальном разборе и анализе сложной ситуации, представленной для этого в форме емкого и подробного описания - кейса (от англ. case - ситуация, случай).
Комбинат - объединение организаций разных отраслей промышленности, в котором продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другой.
Комбинация знания - процесс включения концепций в систему знаний; изменение структуры знаний посредством добавления, корректировки, классификации, комбинации и т.п.
Коммерческая организация - организация, создаваемая для производства продукции или оказания услуг с целью получения прибыли в интересах учредителей этих организаций.
Коммуникации (коммуникационный процесс) - процесс и структура обмена информацией между людьми.
Коммуникационное описание системы - описание, отражающее взаимосвязь данной системы с другими системами в рамках их иерархического построения.
Компетенция (лат. competentia) - 1) круг вопросов и явлений, в которых данное лицо обладает авторитетом, познанием, опытом; 2) сфера полномочий, область вопросов и задач, подлежащих чьему-нибудь ведению.
Композиция (в теории организации) - взаимное расположение элементов организационной системы (от лат. compositio - составление, связывание, сложение, соединение).
Конгломерат - организация, которая функционирует в более чем одной отрасли. Конгломерат характеризуется высоким уровнем децентрализации управления.
Консорциум (от лат.
consortium - соучастие, сообщество) - объединение (как правило, временное) компаний, банков на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками.
Контроль - 1) количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности организации; 2) сравнение результатов с плановыми значениями. Контроль - процесс, в ходе которого менеджмент определяет: во-первых, достигнуты или нет цели организации, а во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.
Концерн - долговременное договорное объединение ряда компаний для формирования полной технологической цепи. Компании, входящие в концерн, сохраняют свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность при решении своих индивидуальных задач.
Координация - обеспечение согласованности действий всех звеньев управления и поддержание устойчивого режима работы организации.
Корпорация - организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. Современная корпорация - это материнская компания с сетью дочерних организаций, имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности.
Критерий эффективности управления - какой-либо показатель, характеризующий успешность работы организации после того или иного управленческого воздействия на нее.
Кроссекционное наблюдение (синхронное, одномоментное, статичное) - в теории организации - краткосрочное наблюдение за деятельностью нескольких различных организаций, проводимое с целью выявления общих для них признаков.
Легенды (в теории организации) (от лат. legenda - чтение, читаемое) - одна из разновидностей организационного фольклора. Как правило, легенды в организациях представляют собой неподтвержденные документально истории, в которых описывается "ценностное" поведение сотрудников прежних лет.
Либеральный стиль руководства - стиль управления, характеризующийся низкой требовательностью к подчиненным, беспринципностью руководителя, стремлением приобрести авторитет путем предоставления разных льгот и послаблений, нежеланием принимать на себя ответственность за итоги деятельности.
Лидер (от англ. leader - ведущий, руководитель) - символ общности и образец поведения группы, человек, чье право на постановку задач, принятие решений и делегирование признано группой.
Лидерство - важнейшее качество эффективного руководства, средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, побуждая их вести себя определенным образом, работать для достижения целей.
Линейная структура - организационная структура управления, в которой каждый руководитель обеспечивает руководство подчиненными подразделениями по всем видам деятельности, т.е. является линейным руководителем; выполняемые работы в такой организации однотипны, а персонал не разделяется по функциям или квалификации.
Линейные полномочия - полномочия, предполагающие наличие прямой должностной связи между руководителями и исполнителями, в рамках которой руководители отдают распоряжения исполнителям.
Линейный менеджмент (линейные менеджеры) - менеджмент, осуществляющий текущее руководство подразделениями организации; руководители отдельных подразделений, обладающие административными полномочиями по отношению к своим подчиненным.
Логистика - менеджмент в сфере управления потоками материально-технических ресурсов; управление доставкой, хранением сырья, оборудования и товаров.
Лонгитюдное наблюдение (англ. longitudinal study от longitude - долговременный) - научный метод, применяемый в социологии, психологии, теории организации и др. науках, предполагающий изучение одного объекта (например, организации) в течение длительного времени, за которое существенным образом меняются значимые признаки этого объекта.
Масштаб допустимых отклонений - реалистичные допуски на параметры цели и процедуры контроля.
Матричная (проектно-матричная) структура - организационная структура управления, способная быстро изменяться, адаптируясь к изменяющимся условиям работы; в общем случае представляет собой совокупность рабочих групп (команд), каждая из которых отвечает за выполнение работ в рамках определенной функции, в интересах определенного проекта (процесса); члены рабочей команды подчиняются как своему линейному руководителю (в рамках функции), так и руководителю проекта.
Менеджер - наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями.
Менеджмент (от англ. management - управление, руководство, администрирование): 1) профессиональная деятельность по управлению организацией, обеспечивающая высокую результативность и эффективность работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие; 2) система принципов, методов и средств управления организацией с целью обеспечения высокой эффективности их работы; 3) умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения других (работающих в организации) людей; 4) искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом (Ф. Тейлор).
Метод "мозгового штурма" (Brain-storm method) - выработка решения путем свободной генерации идей участниками процедуры; метод предназначен для выработки решений на инновационном уровне.
Метод Дельфи (delphi method) - организация нескольких этапов анонимного анкетирования экспертов с поэтапной обработкой результатов; метод предназначен для прогнозирования и поддержки принятия решений, его особенностью является наличие обратной связи по результатам каждого этапа процедуры.