ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем
Кафедра прикладной информатики в государственном и муниципальном управлении
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ БИБЛИОТЕКИ
(на примере библиотеки филиала ФГБОУ ВО «СГУПС» в г. Новоалтайске)
(выпускная квалификационная работа)
Допустить к защите зав. кафедрой ПИЭГМУ д-р техн. наук, профессор
В.И. Псарёв
_____________________
(подпись)
« »___________ 2018 г.
Выполнила студентка
3 курса 2527сп группа
О.А. Платонова
______________________
(подпись)
Научный руководитель канд. физ.-мат. наук, доцент
А.Ю. Юдинцев
______________________
(подпись)
ВКР защищена
« » __________ 2018 г.
Оценка____________
Председатель ГЭК д-р техн. наук, профессор
А.А. Цхай
_______________________
(подпись)
Барнаул 2018

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3 1 СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ ....................................................................................... 5 1.1 Организация деятельности библиотеки ....................................................... 5 1.2 Библиотека как объект автоматизации ...................................................... 11 1.3 Обзор типовых информационных систем, используемых в библиотечном деле ............................................................................................. 13 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА
«СГУПС» И БИБЛИОТЕКИ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ................................. 23 2.1 Общая характеристика деятельности филиала «СГУПС» в г.
Новоалтайск ........................................................................................................ 23 2.2 Особенности организации деятельности библиотеки в филиале
«СГУПС» ............................................................................................................ 28 2.3 Постановка задачи разработки информационной системы библиотеки филиала «СГУПС» в г. Новоалтайск ............................................................... 34 3 РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
БИБЛИОТЕКИ ...................................................................................................... 39 3.1 Проектирование информационной системы библиотеки ........................ 39 3.2 Реализация информационной системы библиотеки ................................. 49 3.3 Описание процесса разработки, внедрения, адаптации и сопровождения информационной системы библиотеки ................................ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................... 63
ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................................................... 67


3
ВВЕДЕНИЕ
Развитие библиотечной деятельности неразделимо с внедрением передовых технологий и процессов с целью обеспечения наиболее качественного обслуживания читателей. Внедрение автоматизированных информационных систем – это не только тенденция времени, но и хорошая база для увеличения производительности и качества труда сотрудников библиотеки, эффективный способ своевременного обеспечения читателей необходимыми им данными и информацией.
Темой данной выпускной квалификационной работы является внедрение информационной системы библиотеки.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является библиотека филиала Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) в г. Новоалтайске.
Предметом являются технологии проектирования, разработки и внедрения информационных систем для библиотек образовательных учреждений.
Целью квалификационной работы является внедрение информационной системы, автоматизирующей часть бизнес-процессов библиотеки филиала
«СГУПС» в г. Новоалтайск на платформе 1С:Предприятие 8.3.
Задачи работы:
 рассмотреть библиотеку как объект автоматизации;
 провести обзор существующих типовых решений информационных систем для поддержки деятельности библиотек;
 провести анализ деятельности библиотеки филиала «СГУПС» в г.
Новоалтайске;
 выполнить постановку задачи;
 выполнить проектирование информационной системы библиотеки;
 осуществить реализацию информационной системы библиотеки;
 выполнить внедрение информационной системы библиотеки.

4
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность, определены объект, предмет, цель и задачи работы.
В первой части рассмотрены теоретические основы деятельности библиотеки; выполнен обзор типовых информационных систем, используемых в библиотечном деле; библиотека была рассмотрена как объект автоматизации.
Во второй части рассмотрены особенности организации деятельности филиала «СГУПС» и его библиотеки, выявлены первичные требования к информационной системе для постановки задачи.
В третьей части описано проектирование информационной системы, реализация и внедрение системы. Представлена диаграмма Ганта.
Список использованных источников и литературы состоит из тридцати восьми источников.

5 1 СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ
1.1 Организация деятельности библиотеки
Библиотека (в переводе с греческого – книга + хранилище, вместилище, ящик) – это учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу [32].
В юридическом смысле под библиотекой принято понимать информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам [34].
Основные понятия:
 Библиотекарь – это сотрудник библиотеки, имеющий специальное библиотечное образование, выполняющий ряд библиотечных профессиональных операций, таких как: выдача и возврат книг, ведение картотеки читателей и другие.
 Библиотечное дело – это направление образовательной, культурно- просветительской и информационной деятельности, в состав задач которой входят: o создание и развитие сети библиотек; o формирование, комплектование и обработка фондов библиотек; o организация библиотечного, информационного, а также справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек; o подготовка кадров сотрудников библиотек; o обеспечение научным и методическим развитием библиотек.
Библиотечная деятельность даёт основу для реализации творческой и другой интеллектуальной деятельности человека.


6
 Документ. Обычный пользователь библиотеки, в основном, знаком лишь с той частью информации, которая определенным образом структурирована и материализована. Документ является наиболее распространенной формой материализации. В качестве материального объекта может выступать: бумага, лазерный диск, пергамен, глиняная табличка и т.п., содержащие закрепленную на них информацию и предназначенные для ее хранения и передачи.
 Информация. Существует множество определений этого понятия, это объяснено недостаточной изученностью феномена информации. В широком и юридическом смысле информацию можно определить, как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [13].
 Читатель библиотеки (абонент, пользователь, потребитель информации) – это лицо, получающее библиотечные услуги на основании официальной записи в установленных документах. Ключевой смысл этого понятия для библиотековедения заключается в том, что читатель представляет собой главный объект деятельности любой библиотеки. Работа всех библиотек подчинена задачам его обслуживания [13].
При рассмотрении библиотеки как системы, можно выделить следующие подсистемы: библиотечный фонд (БФ), контингент абонентов
(КА), библиотечный персонал (БП) и материально-техническая база (МТБ).
Такого мнения придерживаются многие специалисты библиотечно- библиографической деятельности [13].
В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:
 Государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе: федеральные библиотеки; библиотеки субъектов Федерации; библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

7
 муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;
 библиотеки Российской академии наук, других академий, научно- исследовательских институтов, образовательных учреждений;
 библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
 библиотеки общественных объединений;
 частные библиотеки;
 библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами РФ [32].
Существует три основных направления деятельности любой библиотеки:
 Комплектование книжного фонда;
 организация книжного фонда;
 обслуживание читателей.
Комплектование (формирование) фондов библиотеки заключается в выявлении необходимых библиотеке изданий и приобретения их. Уровень обслуживания читателей значительно зависит от своевременности и полноты формирования библиотеки [15].
Организация книжного фонда занимается вопросами учета, расстановки, хранения литературы и предоставления ее читателю. Грамотная организация фонда облегчит читателю пользование литературой, а библиотекарю позволит удовлетворять читательским требованиям более оперативно и качественно, а также обеспечит сохранность фондов как общественной собственности [15].
Деятельность библиотек по обслуживанию читателей происходит в 2-х основных формах. Читательский абонемент предоставляет пользователю право на получение печатного издания из библиотеки на определённый срок в своё полное распоряжение. Во втором случае читатель может ознакомиться с книгой только в специально-отведённом помещении библиотеки – читальном зале. Часть библиотек работает только в форме абонемента, либо только в


8 форме читального зала, другие библиотеки могут совмещать обе эти формы обслуживания.
Обслуживание читателей помимо основных форм, может включать в себя:
 Оказание помощи в подборе необходимой литературы отдельным читателям и учреждениям;
 раскрытие книжных фондов библиотеки через систему библиотечных каталогов;
 составление информационно-библиографических пособий различного типа;
 пропаганду особенно ценной, с точки зрения культуры, литературы;
 репродуцирование текстов, по заявкам читателей и т.д.
Важной характеристикой любой библиотеки является структура её фонда. Как правило, наиболее востребованная читателями часть изданий находится в открытом доступе, и читатель может ознакомиться с ней непосредственно у книжной полки, тогда как другие, менее востребованные издания располагается в книгохранилище и могут быть получены оттуда лишь через какое-то время посредством заказа по каталогу библиотеки. В ряде случаев на выдачу особенно редких, повреждённых или содержащих государственную тайну изданий накладываются ограничения, требующие от читателя специального запроса или разрешения [32].
Каждой книге присваивается свой инвентарный номер. Это необходимо для учёта библиотечного фонда.
А на каждого читателя заполняется формуляр, служащий учетным документом выдачи литературы. Он несёт в себе данные о читателе и информацию о выданных изданиях.
Организация и техника работы абонемента. Абонемент библиотеки осуществляет выдачу книг читателям на руки на определенный срок. Срок пользования библиотечными изданиями определяется
«Правилами пользования библиотекой» [1].

9
Работа на абонементе строится на основе общего обслуживания. При общем абонементе читатели получают литературу на одной кафедре выдачи.
Все издания, выдаваемые читателям на дом, записываются в формуляре, при этом указывается: дата выдачи, инвентарный номер, автор и заглавие издания.
Абоненты расписываются в получении изданий [1].
Формуляры читателей, зачастую, расставляются по срокам возврата, а в пределах его срока сортируются по читательским номерам или по алфавиту фамилий.
При возвращении издания библиотекарь обязан в присутствии читателя зачеркнуть его расписку в читательском формуляре.
Организация и техника работы читального зала. Как правило, в библиотеках организуется общий читальный зал. В библиотеках, где нет обособленного читального зала, устанавливаются столы для работы в помещении [1].
В читальном зале запись выданных изданий в формуляры читателей не является обязательной. Формуляры выданных изданий с указанием даты выдачи и подписью читателя вкладываются в формуляр читателя. Выдача в формуляре читателя оформляется путем указания общего количества выданных изданий [1].
Формуляры читателей в читальном зале расставляются, как правило, по алфавиту фамилий.
Если читатель не возвращает в установленный срок, полученное им на руки издание, он считается задолжником. Абонент также может быть лишен права пользования библиотекой на оговоренный в Правилах пользования библиотекой срок за несвоевременный возврат книг.
Если же читатель по каким-либо причинам теряет издание, библиотекарь вправе потребовать от него, идентичное издание или равноценное взамен утерянного.
Активность использования библиотечного фонда читателями, а также продуктивность совокупной работы, проводимой библиотекой, объем и


10 эффективность труда сотрудников характеризуется таким показателем, как
«книговыдача». Этот показатель крайне важен для ведения статистики [1].
Другой значимый показатель в библиотечном деле – это посещаемость.
Он характеризует как выполненный объем работы библиотеки, так и читательскую активность.
Конечно, не стоит забывать, что каждая библиотека имеет свои особенности, структуру и подход к обслуживанию читателей, но все они направлены на удовлетворение информационной, культурной, образовательной и досуговой потребностей людей.

11 1.2 Библиотека как объект автоматизации
Развитие библиотечной деятельности неразделимо с внедрением передовых технологий и процессов с целью обеспечения наиболее качественного обслуживания читателей.
Автоматизация в библиотеке определена потребностью в использовании технических средств для выполнения и осуществления ручных трудоёмких процессов автоматически, таким образом освобождая время сотрудника библиотеки. Что позволяет оперативно обеспечивать её пользователей актуальной и необходимой информацией.
Библиотека в современном мире – это сложнейший механизм, включающий в себя различные элементы, которые в совокупности представляют собой комплекс мероприятий, информационных, материально- технических и человеческих ресурсов, собранных в одном месте с целью решения задач оперативного и высококачественного предоставления необходимой информации пользователям.
Из чего следует, что библиотека представляет собой систему, ориентированную на потребителей (пользователей) информации. Она включает в себя обслуживающий её персонал, размещённую в фондах информацию, которая хранится как в самой библиотеке, так и за её пределами в различных источниках (например, электронных). При этом обслуживание в библиотеке может выступать в роли поисковой системы, использующей соответствующие материально-технические средства [3].
Внедрение автоматизированных информационных систем – это не только тенденция времени, но и хорошая база для увеличения производительности и качества труда сотрудников библиотеки, эффективный способ своевременного обеспечения читателей необходимыми им данными и информацией.
Использование современных вычислительных средств в библиотеках дает возможность значительно уменьшить время обслуживания