ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25 умственного и творческого потенциала, занятий спортом, отдыха, в том числе в спортивно-оздоровительных студенческих лагерях.
Образовательная деятельность является основным видом деятельности филиала, филиал также осуществляет реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ.
Для проведения учебных мероприятий имеется учебный корпус и здание общежития, совмещенное с учебными кабинетами.
Педагогический состав насчитывает 31 преподавателя.
Административный отдел имеет в своём составе 4 сотрудника.
Структура и органы управления образовательной организацией представлены на рисунке – 2.
Рисунок 2 - Структура и органы управления образовательной организацией
Органами управления филиала являются:
 директор филиала;
 совет филиала;
 педагогический совет.

26
Непосредственное управление деятельностью филиала осуществляет директор Куртушан Александр Иванович.
Директор филиала осуществляет общее руководство деятельностью филиала и образовательным процессом в целом.
Заместители директора осуществляют деятельность как по основным, так и по вспомогательным процессам филиала.
Педагогический совет координирует вопросы учебно-воспитательной, производственной и методической деятельности.
Совет филиала занимается рассмотрением заявлений, касающихся деятельности филиала и принимает необходимые решения. Также принимает решения о создании структурных подразделений, определяет порядок стипендиального обеспечения, рассматривает вопросы о надбавках, доплатах и премировании работников филиала.
Оргструктура филиала представляет собой несколько уровней системы управления.
Первый уровень определяет стратегические направления развития филиала. В его состав входят:
 директор филиала;
 совет филиала;
 педагогический совет.
Субъекты второго уровня осуществляют тактическое управление филиалом. В его состав входят:
 заместители директора;
 педагог-организатор;
 главный бухгалтер;
 заведующий производственной практикой.
Третий уровень включает в себя преподавателей, кураторов, воспитателей и др. Т.е. тех, кто выполняет оперативные управленческие функции по отношению к студентам, объединениям и секциям в системе внеучебной деятельности.

27
К вспомогательным подразделениям относятся службы, обеспечивающие работу основных структурных подразделений и деятельность филиала по реализации основных и дополнительных образовательных программ в целом (бухгалтерия, методический кабинет, хозяйственная часть и т.д.). А также объекты, обеспечивающие реализацию образовательных программ (музей, библиотека, общежитие, столовая, мастерские и т.д.).
Т.к. библиотека является объектом, обеспечивающим реализацию образовательных программ, крайне важно, чтобы она обладала достаточной материально-технической базой для помощи в подготовке студентов как квалифицированных специалистов.


28 2.2 Особенности организации деятельности библиотеки в филиале
«СГУПС»
Библиотека филиала «СГУПС» относительно молодая. В своём обороте насчитывает чуть более 6 тысяч экземпляров.
Книги поступают централизованно. Сотрудник библиотеки получает посылку, распаковывает, делает сверку по документам. Также на каждую книгу ставится штамп с инвентарным номером. Далее в регистрационную книгу по номерам записываются: инвентарный номер, автор, наименование книги, год издания и её стоимость.
Учёт всех книг (наименование и количество) ведётся в Word-документе и распределено по специальностям, собственного отдельного электронного каталога нет.
Как и в любой другой библиотеке ведётся картотека с формулярами.
Картотека составлена по группам, отдельно очное и заочное отделение, отдельно преподаватели (сотрудники).
При выдаче книги в формуляр записываются: дата получения книги читателем, наименование книги, роспись абонента.
Возврат книг происходит, как правило, по окончанию дисциплины у студента (период после сдачи экзамена). Библиотекарь проверяет книгу на целостность и надлежащий вид, после, книга «вычёркивается» из формуляра.
При окончании обучения студента формуляр уничтожается.
Списание книг производит Бухгалтерия. После инвентаризации книг, бухгалтерия решает есть ли необходимость списания или нет, если такая необходимость есть – они же оформляют документы и обновляют данные в собственной системе. Соответственно, книги вычисляются из оборота и списываются с библиотекаря как с материального лица. Но т.к. библиотеке чуть более 10 лет, эта процедура производилась нечасто.

29
У библиотекаря есть собственные должностные инструкции. Вся деятельность библиотеки и должностные обязанности сотрудника описываются в «Положении о библиотеке», приведённом в Приложении.
Техническая оснащённость библиотеки. В помещении библиотеки имеется 4 стационарных компьютера, 3 из которых используются студентами,
1 библиотекарем. Компьютер библиотекаря не располагает специфическими программами, позволяющими использовать их как АИС или АРМ, но их мощности вполне хватит для работы с подобным ПО. Для распечаток документов и снятий копий с бумажных носителей имеется МФУ. В целом можно сказать, что материально-техническая база библиотеки несколько ограничена в ресурсах, но тем не менее, имеет всё необходимое для ведения библиотечной деятельности. Имеется потенциал для модернизации части базовых операций по ведению библиотечной деятельности.
Для более детального анализа деятельности библиотеки филиала
«СГУПС» необходимо построить функциональную модель процесса организации работы библиотеки – модель AS-IS («Как есть») и описать её.
Методология IDEF0 может использоваться для моделирования широкого круга предметных областей. Процесс моделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с построения контекстной диаграммы, т.е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействие с внешней средой [28, 30].
Контекстная диаграмма модели AS-IS («Как есть») процесса библиотеки представлена на рисунке 3. Она представляет собой наиболее общее описание системы.


30
Рисунок 3 – Контекстная диаграмма AS-IS деятельности библиотеки
Вход представляет собой информацию, преобразуемую функциональным блоком. Для данной модели входной информацией являются запросы, данные о читателях и книгах. Управляющим механизмом служат положение о работе библиотеки филиала «СГУПС» и законодательство РФ.
Исполняющим механизмом является персонал и техническое обеспечение библиотеки. В качестве выходной информации выступают: запрашиваемая информация, данные о книгах, выданных читателю и рейтинг книг.
На рисунке 4 представлена декомпозиция деятельности библиотеки.

31
Рисунок 4 – Декомпозиция деятельности библиотеки модели AS-IS
Как видно на рисунке, основную деятельность библиотеки можно представить в виде 3 блоков:
 закупка книг, необходимых для ведения учебной деятельности;
 оказание библиотечных услуг;
 формирование отчётности.
На основании имеющихся запросов (учебный план, заявки читателей и т.п.) формируется библиотечный фонд, т.е. происходит закупка книг и пополнение ими библиотеки. Уже после чего библиотекарь может оказывать услуги по выдаче и возврату книг читателю (исходя из запросов читателей).
Из результатов оказанных услуг формируется отчётность, характеризующаяся показателями библиотечной статистики, такими, как книговыдача, посещаемость, читаемость и т.д. К примеру, библиотека отслеживает какие книги пользуются большей популярностью и востребованностью у читателей, а какие напротив «пылятся» на полках. Это помогает при последующих закупках книги и формировании библиотечного фонда.

32
Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес- процессов на предприятии, идеального положения вещей – того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ «как должно быть»).
Контекстная диаграмма
TO-BE бизнес-процесса библиотеки представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Контекстная диаграмма TO-BE бизнес-процесса библиотеки
Данная диаграмма отличается от предыдущей контекстной диаграммы добавлением механизма «ИС Библиотеки».
На рисунке 6 представлена декомпозиция деятельности библиотеки после внедрения информационной системы.

33
Рисунок 6 – декомпозиция бизнес-процесса TO-BE
Как видно на рисунке, внедрение ИС затронет 2 функциональных блока: оказание библиотечных услуг и формирование отчётности.

34 2.3
Постановка задачи разработки информационной системы библиотеки филиала «СГУПС» в г. Новоалтайск
На первом этапе постановки задачи разработки информационной системы библиотеки филиала «СГУПС» в г. Новоалтайске были сформулированы требования заказчика. Для формирования требований заказчика к разрабатываемой информационной системе было использовано 3 метода: интервьюирование (опрос), наблюдение и варианты использования.
Это обусловлено тем, что сам проект не является масштабным и создаётся преимущественно для персонала библиотеки.
Опрос происходил следующим образом:
При подготовке опроса были разработаны вопросы, позволяющие выявить действительно необходимые требования, а просто желательные, выбраны опрашиваемые пользователи.
В числе опрашиваемых пользователей были системный администратор и сотрудник библиотеки, как наиболее заинтересованные лица в проекте.
При опросе были использованы следующие рекомендации:
 во время опроса использовать простые и краткие вопросы;
 не задавать больше одного вопроса за раз;
 подготовленные заранее вопросы, представляют собой только план будущей беседы, поэтому умение импровизировать и не быть пассивным, являются также немаловажными;
 во время проведения опроса нужно демонстрировать понимание желаний и потребностей собеседника [23, 24].
Нередко опрашиваемый формирует требования «на ходу», и при этом нуждается в помощи, поэтому, хоть и обычно концепция сформировывается со слов опрашиваемого, в конечном счёте разрабатывают концепцию интервьюер и опрашиваемый в определённой степени совместно.
Перечень вопросов интервьюирования и результаты опроса приведены в приложении.


35
Во время использования второго метода, велось наблюдение за деятельностью сотрудника библиотеки. В ходе которого были выявлены наиболее часто исполняемые операции: распечатка документов студентам, ксерокопии текстов, консультирование читателей и выдача книг.
Третий метод. Вариант использования (use case diagram) – это мощный инструмент описания требований к системе с точки зрения пользователя [23,
28].
Пользовательские требования записываются в виде модели вариантов использования, которая содержит описание внешних по отношению к системе действующих лиц и их взаимодействие с разрабатываемой системой [25].
Действующее лицо (actor) представляет собой некто или нечто, внешнее по отношению к системе и взаимодействующее для достижения определенной цели с системой.
На диаграммах вариантов использования действующее лицо изображается в виде силуэта человечка.
Вариант использования представляет собой наиболее общую спецификацию комплекса выполняемой системой действий с целью предоставления некоторого наблюдаемого результата, имеющий значение для одного или нескольких действующих лиц. Вариант использования изображается в виде овала [23, 25].
Для того, чтобы показать какое действующее лицо инициирует вариант использования, применяются ассоциации, направленные от действующего лица к варианту использования.
Варианты использования могут иметь от одного до нескольких сценариев (прецедентов), описывающих шаги взаимодействия системы с пользователем или другой системой [23, 28].
Актёр: Библиотекарь.
Основные прецеденты:
 формирование справочников (включает в себя учёт книг и абонентов);

36
 формирование документов (включает в себя учёт движения книг: поступление, выдача, возврат);
 формирование отчётов (включает в себя отчёт по остаткам книг и отчёт по истории пользования книгами).
На рисунке 7 приведена диаграмма вариантов использования информационной системы для библиотеки в нотации UML:
Рисунок 7 – Диаграмма вариантов использования
В результате проведения этого небольшого анализа, состоящего из 3-х методов, были выдвинуты следующие первоначальные требования:
Назначение. Система предназначена для упрощения ведения библиотечной деятельности персонала библиотеки, предоставления возможности администратору библиотеки вести учет литератур, учет читателей и контролировать выдачу и возврат литературы, а также формировать отчёты.

37
Функциональные требования. Информационная система библиотек должна быть ориентирована на работу в сфере библиотечного обслуживания пользователей. Система должна предоставлять следующие возможности:
 Учёт литературы, в частности, хранение основной информации о литературе: o наименование; o издатель; o автор; o
ББК; o
ISBN; o количество страниц; o год издания.
 учёт движения литературы (поступление, выдача, возврат);
 учёт абонентов;
 возможность формирования отчётов;
 возможность импорта списка литературы, сохранённого в формате
.xls.
Требования к надежности. Система должна обеспечить высокий уровень надежности, храня и обрабатывая информацию. Это необходимое требование для любой операции на каждой стадии функционирования информационной системы, важна не только безопасность информации, но и ее целостность, правильная структура. Хотя ответственность за безопасность находится, в большей степени, на аппаратных средствах, но сохранение целостности её информации приходится полностью на ИС. Следует устранить возможность повреждения структуры данных, возникшей по вине человеческого фактора.
Требования к аппаратным средствам. Требования к аппаратному обеспечению информационной системы опираются на текущее состояние технической оснащенности библиотеки, в виду этого, системные требования не должны быть слишком высокими. Минимальные требования к компьютеру для работы с ИС – Intel Pentium 1800 МГц, ПЗУ 400 Мбайт, ОЗУ 1Гб.


38
Требования к программной совместимости: возможность внедрения ИС на компьютер с ОС Windows 7 и выше; возможность импорта списка литературы, сохранённого в формате .xls. Система должна иметь перспективы развития – дополнение системы.
Требования к программной документации. Руководство пользователя должно описывать работу с графическим интерфейсом ИС и отражать основные этапы работы с ним для решения отдельных типовых задач из общего функционала системы, для этого оно должно иметь хорошее наглядное представление (скриншоты работы информационной системы).
Требования к режимам работы. Система должна поддерживать два основных режима работы:
 Пользовательский режим (режим, в котором выполняется работа пользователя с системой, возможность просмотра каталога библиотеки и поиска книги по наименованию, возможность редактировать основные справочники, производить выдачу и возврат литературы);
 режим администратора (режим полных прав для редактирования и настройки всех подсистем и объектов).
На основании полученных требований будет производиться проектирование и реализация информационной системы.

39 3 РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
БИБЛИОТЕКИ
3.1 Проектирование информационной системы библиотеки
После рассмотрения особенностей организации деятельности библиотеки филиала «СГУПС» и первоначальных требований, выдвигаемых к
ИС, можно приступить к её проектированию, используя современные технологии и методологии.
Диаграмма деятельности (activity diagram) в языке UML применяется для моделирования процесса выполнения некоторых операций. Диаграмма деятельности – это своего рода блок-схема, описывающая последовательность выполнения операций в определённый отрезок времени. Их используют для моделирования динамических аспектов поведения системы. на диаграмме деятельности каждое состояние соответствует выполнению какой-либо определённой элементарной операции, и только после завершения этой операции в предыдущем состоянии, срабатывает переход в следующее состояние.
Два основных вида деятельности в библиотеке – это выдача и возврат книг.
На рисунке 8 представлена диаграмма деятельности «Выдача книги».

40
Рисунок 8 —Диаграмма деятельности «Выдача книги»
Как видно на диаграмме, Читатель инициирует «Запрос книги», после чего Библиотекарь вводит данные (например, автор или наименование издания) о запрашиваемой книге, ИС получает введённые данные, и реализуется поиск книг (всех экземпляров). По окончания поиска, происходит вывод его результатов. Библиотекарь, используя результаты поиска совершает либо отказ в выдаче, по причине отсутствия подобных изданий в наличии, либо инициирует новый поиск книги, но уже на книжных полках (или в хранилище). После поиска, он выдаёт Читателю запрашиваемый экземпляр.
Читатель получает книгу, деятельность «Выдача книги» прекращается.
Диаграмма деятельности «Возврат книги» представлена на рисунке 9.