ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 пользователей, повысить качество предоставляемого сервиса, посредством преобразования и изменения части технологических процессов, а иногда и всех ключевых технологий. Автоматизация способствует ликвидации большинства однообразных и утомительных операций, повышает удобство и продуктивность работы персонала библиотеки, предоставляя пользователям современные способы для работы с информацией [4].
Процесс автоматизации достигается при помощи использования научно- технических достижений, создания электронных каталогов и баз данных в библиотеках, а также путём обширного применения телекоммуникаций, сети
Интернет, тем самым формируя и предлагая пользователям разнообразные информационные и другие услуги [4].
Важно понимать, что значительная часть библиотечно- библиографических процессов может быть автоматизирована. Стоит отметить, что средства автоматизации дают возможность выполнения сразу нескольких задач одновременно. Например, автоматизация такого процесса, как комплектование фонда позволяет:
 Освободить библиотечных сотрудников от существенных и непродуктивных временных затрат, сопряжённых, например, с необходимостью посещать места заказа и приобретения периодических изданий, литературы;
 улучшить культуру сервиса в целом;
 сократить физические затраты, связанные с осуществлением доставки заказанных документов в библиотеку;
 сократить время ожидания книги абонентом, что также позволит достичь оперативности исполнения работ [4].
Преимущества и возможности использования средств автоматизации послужили основанием для дальнейших действий по внедрению ИС библиотеки.

13 1.3 Обзор типовых информационных систем, используемых в библиотечном деле
Под информационной системой (ИС) понимается совокупность процедур, людей и ресурсов, которая собирает, обрабатывает и распространяет информацию в той организации, к которой она относится [6].
У информационной системы ровно, как и любой динамической системы есть три ключевые составляющее или же, проще говоря, функции:
 Ввод (выполняет получение и накопление данных)
 Обработка (преобразует входных данных в выходные, создавая тем самым информационные продукты)
 Вывод (предоставляет результаты, полученные после процесса обработки входных данных) [6].
Существуют большое количество ИС разных типов, определяющихся их конечным назначением.
Автоматизированная ИС (АИС) использует средства вычислительной техники, программное обеспечение, телекоммуникации и прочие разновидности информационных технологий (ИТ) для преобразования имеющихся данных в информационные продукты. Конечным пользователем называется любой, кто использует ИС или информацию, производимую ею.
ИС используются для предоставления информации, помогающей эффективно производить операции и осуществлять управление организацией в целом [14].
АИС, применяемая в библиотечной сфере, называется автоматизированной библиотечно-информационной системой (АБИС) [5].
Проклассифицировать АБИС довольно сложно, это объяснено тем, что при составлении классификации могут применяться различные подходы к формированию родовидовых соотношений и понятий, а также ввиду их сложности и масштабности. Фасетная классификация является наиболее предпочтительной, в её основе лежит выделение различных групп признаков
АБИС [5]. К примеру, АБИС можно подразделять на следующие группы:


14
 По виду и характеру вводимой и обрабатываемой информации: o библиографические o фактографические o полнотекстовые o справочные o смешанные
 С точки зрения масштабности может быть произведена автоматизация
3-х видов: o комплексная (максимальная), свойственна большим и очень большим библиотекам, обеспечивает доступ к внешним информационным ресурсам; o частичная (применяется в средних библиотеках, ею охвачены основные библиотечно-информационные направления деятельности библиотеки – учет и обработка фонда, обслуживание читателей и т.п.); o минимальная (применяется в небольших библиотеках, основным ее содержанием является предоставление доступа к внешним информационным ресурсам) [3].
 по профилю комплектования информационных массивов документов
(зависит от конкретного профиля комплектования библиотеки): o универсальные; o многоотраслевые; o узкотематические.
 В зависимости от состава подсистем и задач АБИС и характера их реализации в системе: o интегрированные; o не интегрированные.
При первом варианте АБИС включает в себя все базовые операции библиотечно-информационной деятельности, и все ее элементы пребывают в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом (к примеру, одни и те же базы данных используется в различных подсистемах АБИС).

15
 По функциональному назначению: o
Однопользовательские; o
Сетевые.

По архитектуре используемых сетевых технологий: o файл-серверные; o клиент-серверные.
 По масштабам функционирования: o автономные (локальные); o распределенные (корпоративные); o с использованием технологий глобальных информационных систем (интернет-технологий).
 По адаптируемости (способности к изменению): o открытые; o закрытые; o гибкие.
Функциональная структура АБИС можно представить, как множество объектов и связей между ними. В АБИС в качестве таких объектов выступают ее подсистемы. Подсистема, в общенаучном плане, определяется, как часть всякой системы, выделенная по родовидовому признаку из нее, условиям жизнедеятельности, назначению, взаимодействию и функционированию [2].
Подсистема может выполнять одну или несколько главных, либо дополнительных функций системы. Подсистема по своим основным признакам также может являться системой, которая включена в состав другой более сложной системы.
АБИС состоит из нескольких определенных функциональных подсистем как составных частей целой системы, реализующих часть схожих библиотечным технологиям функций таких, как: комплектование, обработка, хранение, доставка документов, учет, менеджмент [3].
Функциональные подсистемы имеют связи между собой, объединяющие их в одно целое – АБИС, при этом, они действуют независимо друг от друга,


16 это достигается при помощи одного из базовых принципов построения АБИС
– принципа интегрированности. Он реализуется на разных уровнях взаимодействия и взаимосвязи в виде:
 Функционального, обеспечивающего возможность взаимосвязанного функционирования всех основных БИП и представляющего библиотеки как системы, функционирующие в среде других систем;
 технологического, обеспечивающего возможность осуществления одноразовой обработки информации и многоразового и многоаспектного ее использования в других автоматизированных рабочих местах (АРМ);
 управленческого, обеспечивающего возможность осуществлять и прослеживать в системе два основных пути в библиотеке: путь документа и путь запроса;
 корпоративного, обеспечивающего возможность участия в работе, доступе к другим системам и сетям [4].
Количество функциональных подсистем в разных АБИС может отличаться, их количество определяется степенью детализации библиотечных функций. В АБИС «БИТ-2000», например, таких функциональных подсистем семь:
 Комплектование и учет фонда;
 каталогизация и ведение каталога;
 сводный ЭК;
 библиотечное обслуживание;
 справочно-библиографическое и информационное обслуживание;
 управление библиотечной деятельностью;
 администрирование системы.
В то время, как АБИС «ИРБИС» поддерживает в себе пять функциональных подсистем:
 Комплектование;
 каталогизация;

17
 читатели;
 обслуживание;
 администрирование.
Все подсистемы в АБИС реализуются в виде функциональных задач, непосредственно связанных с соответствующими подсистемами и являющиеся её основными единицами.
Реализация в АБИС большого количества функциональных подсистем свидетельствует о ее качестве (в некоторых системах могут отсутствовать расчеты с бухгалтерией, оформление бланков-заказов и т.д.) В свою очередь, функциональные подсистемы реализованы в виде соответствующих АРМов
[2].
Под автоматизированным рабочим местом (АРМ) следует понимать совокупность программно-технических средств, обеспечивающих автоматизацию деятельности библиотеки [7].
Программные модули АБИС обеспечивают функционирование АРМов, но стоит отметить, что количество имеющихся в АБИС программных модулей может быть больше количества АРМов, т.е. некоторые АРМы могут осуществляться сразу несколькими программными модулями.
К примеру, АРМ «Каталогизатор» может осуществляться такими модулями, как: «Систематизатор», «Поиск», «Ретроимпорт», «Ретроэкспорт».
В АБИС, поддерживающих сетевые технологии, может иметься такой
АРМ, как WWW-шлюз, который предоставляет выход из любого режима
АБИС в сеть Интернет для осуществления импорта/экспорта информации.
В зависимости от конкретной библиотеки, с точки зрения объекта автоматизации, степени детализации функциональных подсистем и задач, состав АРМ может отличаться. Но как в отечественных, так и в зарубежных
АБИС выделяют следующие пять классических АРМов:
 Комплектатор;
 каталогизатор;
 читатель;


18
 книговыдача;
 администратор.
В некоторых АБИС, кроме перечисленных, также есть АРМы:
 Книгохранение;
 периодика
 поиск
 МБА (межбиблиотечный абонемент)
 домашний абонемент и другие [7].
По месту использования АРМов различают:
 локальные (представляют из себя комплекс, осуществляемый в той же локальной сети, что и сервер баз данных, используемых в АРМ);
 удаленные (осуществляют работу отделов библиотеки, а также ее филиалов, территориально распределённых);
 с доступом в Интернет (используют для работы интернет-приложения, дающих возможность поучить доступ к определенному АРМу и системе в масштабе мира) [8].
Ниже на Рисунке 1 представлен список наиболее популярных в России
АБИС:

19

20

21
Рисунок 1 – список наиболее популярных в России АБИС
Проанализировав функциональные возможности и технологии АБИС из открытых источников, можно заключить, что большинство отечественных
АБИС:
 Являются универсальными и интегральными;
 имеют поддержку большинства технологических БИП;
 предоставляют возможность обеспечения пользователей библиотек информацией, соответствующей требованиям российских ГОСТов на библиографическую информацию;
 предоставляют возможность форматной совместимости с другими
АБИС, как российскими, так и зарубежными;
 имеют технологию штрихкодирования для учета книг и абонентов;
 имеют возможность работы с мультимедиа-документами;
 позволяют вести поддержку корпоративной работы библиотек.
К наиболее распространенным недостаткам можно отнести:
 Встречаются проблемы с быстродействием;

22
 ограниченная возможность поддержки мультиязычных
(универсальных) шрифтов;
 встречаются проблемы со средствами защиты
БД от несанкционированного доступа и порчи;
 сопроводительная документация не всегда на достаточном уровне;
 непроработанная система маркетинга.
Подводя итог, можно сказать, что несмотря на все возможности и большой функционал, у всех этих систем есть один большой недостаток – их стоимость. В небольших и малофинансируемых библиотеках будет нерентабельно устанавливать дорогостоящие системы. Это не значит, что стоит полностью отказаться от идеи автоматизации основных процессов деятельности библиотеки. Можно прибегнуть к созданию собственной информационной системы, пусть и с меньшим функционалом.
Рекомендуется рассмотреть вариант внедрения собственной конфигурации на базе платформы 1С: Предприятие 8.3.


23 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА
«СГУПС» И БИБЛИОТЕКИ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
2.1 Общая характеристика деятельности филиала «СГУПС» в г.
Новоалтайск
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске (далее - филиал) является обособленным структурным подразделением ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» (далее университет), расположенным вне места его нахождения [33].
Филиал был создан на основании решения ученого совета СГУПС от
28.02.2006 протокол №5, приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта Российской Федерации от 20.12.2006 № 231 на базе
Новоалтайского филиала федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирский техникум железнодорожного транспорта, который реорганизован распоряжением Правительства Российской Федерации от 1.12 2005 г. № 2095- р путем присоединения к государственному образовательному учреждению
ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения».
Эмблема и наименование на бланках и документах филиала охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Место нахождения филиала: Алтайский край, г. Новоалтайск,
Красногвардейская, дом 13.
Почтовый адрес филиала: 658080, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул.
Красногвардейская, дом 13.
Филиал не является юридическим лицом и осуществляет постоянно все или часть функций университета, в соответствии с Уставом университета и настоящим Положением, в том числе функции представительства. Филиал

24 имеет отдельный баланс, лицевой счет, открытый в установленном порядке в территориальном органе Федерального казначейства, штамп, бланк, печать и другие реквизиты со своим наименованием.
Филиал обеспечивает необходимые условия, в том числе социальную, культурную, спортивную инфраструктуру, для обучения, профессиональной деятельности, творческого развития и сохранения здоровья обучающихся, педагогических, и других категорий сотрудников филиала [33].
Предметом деятельности филиала является:
 Подготовка высококвалифицированных кадров по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с потребностями общества и государства;
 удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
 реализация дополнительных образовательных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки);
 формирование современной материально-технической базы для организации и проведения образовательного процесса в целях эффективной реализации деятельности филиала.
Целями деятельности филиала являются:
 удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием;
 организация и проведение научно-исследовательских работ, направленных на решение актуальных проблем, в том числе в сфере образования;
 развитие материально-технической базы филиала;
 информационное обеспечение структурных подразделений Филиала, работников и обучающихся филиала; создание, развитие и применение информационных сетей, баз данных, программ;
 создание для обучающихся и работников условий для реализации их