ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

53 библиотеке. Конечно, эта операция занимает время, пусть и не такое большое.
В то время, как он мог воспользоваться поиском по наименованию книг, нажать кнопку «сформировать» и посмотреть необходимую информацию всего в пару кликов, не отрываясь от рабочего места. Либо же, библиотекарю внепланово может понадобиться бегло просмотреть информацию по всем книгам, поступали ли они на баланс и в каком количестве имеются на складе.
Вручную подобная «сверка» будет очень трудозатратой.
При формировании данного отчёта можно применить сортировку по количеству, дате поступления и выдачи, инвентарному номеру и др. А также использовать фильтр для отображения только определённой позиции.
Пример работы отчёта «Остатки книг» показан на рисунке 11.
Рисунок 11 – Пример работы отчёта «Остатки книг»
Второй отчёт показывает историю пользования книгами по выбранной операции (поступление книг, выдача книг, возврат книг, списание книг), также можно использовать фильтр по дате и определённой книге. Может применяться для учёта статистики популярных книг, для отслеживания читательской активности и другой аналитической деятельности библиотекаря.
Пример работы отчёта «История пользования книгами» показан на рисунке 12.

54
Рисунок 12 – Пример работы отчёта «История пользования книгами»
Оба отчёта построены на основе схем компоновки данных (СКД), программный код каждой СКД будет представлен в приложении.

55 3.3 Описание процесса разработки, внедрения, адаптации и сопровождения информационной системы библиотеки
Информационная система библиотеки разрабатывалась рабочей группой в составе:
 системный аналитик (консультант по разработке и внедрению ИС);
 технический специалист (системный администратор);
 программист.
По окончанию проекта участникам, являющимся сотрудниками филиала. была выплачена разовая премия в размере 5000 рублей.
Лицензии на платформу 1С: Предприятие уже имелись филиале, поэтому дополнительной оплаты не производилось.
Этапы анализа, проектирования, реализации и внедрения информационной системы библиотеки представлены в таблице 13.
Таблица 13 – Этапы анализа, проектирования, реализации и внедрения информационной системы библиотеки
Название задачи Длительность
Начало
Окончание
Названия ресурсов

Анализ
10 дней
16.04.2018 27.04.2018
Анализ предметной области
5 дней
16.04.2018 20.04.2018
Консультант по разработке и внедрению ИС
Анализ существующей
ИС на предприятии
2 дня
23.04.2018 24.04.2018
Консультант по разработке и внедрению ИС
Моделирование бизнес-процессов библиотеки
1 день
25.04.2018 25.04.2018
Консультант по разработке и внедрению ИС
Сбор и анализ первичных требований к ИС
3 дней
25.04.2018 27.04.2018
Консультант по разработке и внедрению ИС

56
Проектирование
ИС
10 дней
27.04.2018 10.05.2018
Построение диаграмм деятельности библиотеки
(activity diagram)
2 дня
27.04.2018 30.05.2018
Консультант по разработке и внедрению ИС
Формирование справочников, документов и регистра накоплений ИС
8 дней
27.04.2018 08.05.2018
Программист;
Консультант по разработке и внедрению ИС
Реализация ИС
7 дней
30.04.2018 08.05.2018
Программист;
Консультант по разработке и внедрению ИС;
Системный администратор
Внедрение ИС
12 дней
11.05.2018 28.05.2018
Установка конфигурации
ИС
1 день
11.05.2018 11.05.2018
Системный администратор
Тестирование
5 дней
14.05.2018 18.05.2018
Системный администратор;
Консультант по разработке и внедрению ИС;
Программист
Частичное заполнение справочников
2 дней
21.05.2018 22.05.2018
Консультант по разработке и внедрению ИС
Разработка пользовательской инструкции
2 дня
23.05.2018 24.05.2018
Консультант по разработке и внедрению ИС
Проведение инструктажа по работе с ИС
2 дня
25.05.2018 28.05.2018
Консультант по разработке и внедрению ИС

57
Ниже на рисунке 13 представлена диаграмма Ганта, иллюстрирующая график работ по проекту внедрения информационной системы библиотеки.
Рисунок 13 – Диаграмма Ганта
Сопровождение информационной системы в ней не отображено, но стоит учитывать, что оно будет осуществляться системным администратором постоянно.
Как можно увидеть, выделено 4 главных этапа, это:
 анализ;
 проектирование информационной системы;
 реализация информационной системы;
 внедрение.
Этап анализа включал в себя:

58
 Анализ предметной области. В анализе рассматривались основные функции и задачи библиотеки в целом, особенности организации библиотечной деятельности в филиале «СГУПС», основные понятия, необходимые для ознакомления с предметной областью. Результаты анализа описаны в п. 1.1 и в п. 2.2 выпускной квалификационной работы.
 Анализ существующей ИС на предприятии. Во время анализа особенностей организации деятельности библиотеки филиала (п. 2.2), было выявлено, что текущая ИС малоэффективна и примитивна, большинство операций производится вручную, учёт книг ведётся в word-документе.
 Сбор и анализ первичных требований к ИС. Данный этап необходим для идентификации потребностей стейкхолдеров. Аналитики используют разные методы в своей практике по выявлению требований. Для получения более полной картины рекомендуется использовать сразу несколько методов.
Во время выявлений требований на разработку информационной системы было использовано 3 метода: интервьюирование (опрос), наблюдение и варианты использования. Результат этого анализа был приведён в приложении.
Этап проектирование ИС включал в себя:
 Построение диаграмм деятельности библиотеки (activity diagram).
Диаграммы создавались при помощи такого ПО, как IBM Rational Rose 7.0.
Диаграммы и их описание можно увидеть в п. 3.1.
 Формирование справочников, документов и регистра накоплений информационной системы (п. 3.1).
Реализация ИС происходила на базе платформы 1С: Предприятие 8.3.
Разработка конфигурации выполнялась программистом, системный администратор и консультант по разработке и внедрению лишь вносили небольшие коррективы в этот процесс. Описание и назначение используемых в конфигурации метаданных приведены в п. 3.2
Этап внедрения ИС включал в себя:


59
Установка конфигурации
ИС.
Установка конфигурации производилась системным администратором. При запуске 1С: Предприятие выбран пункт «Добавить» - «Создание новой информационной базы» -
«Создание информационной базы из шаблона» - выбор ИБ «Библиотека».
Также возможно пропустить пункт с шаблоном и в режиме конфигуратора нажать «Конфигурация» - «Загрузить конфигурацию из файла» - выбрать расположение файла конфигурации с расширением .cf.
Тестирование. Было произведено несколько видов тестирования.
Тестирование производительности производилось для определения быстроты и отклика работы системы под определённой нагрузкой. Оно также служило для подтверждения таких атрибутов качества ИС, как надёжность и потребление ресурсов. К примеру, импорт 200 заполненных строк занял всего
5 секунд и использование процессора на всех ядрах составляло 10% на небольшом по мощности компьютере. В то время как импорт 44 000 заполненных строк составил 16,43 минуты, а нагрузка на процессор была 39%.
Но стоит отметить, что «краша» системы не произошло. Это говорит в пользу надёжности системы. Юзабилити-тестирование осуществлялось при поддержке библиотекаря филиала. Оно было необходимо для выявления сложностей в работе с системой обычному пользователю, для их последующего устранения. В целом, библиотекарь счёл интерфейс интуитивно-понятным и удобным, критических замечаний в процессе тестирования выявлено не было.
Частичное заполнение справочников. Частично справочники были заполнены консультантом по разработке и внедрению ИС на основе word- документа, содержащего основные реквизиты книг (наименование, издательство, автор и др.). Также в систему были внесены данные последних абонентов. Дальнейшее заполнение будет производиться библиотекарем.
Разработка пользовательской инструкции.
Пользовательская инструкция составлялась консультантом по разработке и внедрению ИС и отдана библиотекарю. Инструкция прикреплена в Приложение.

60
Проведение инструктажа по работе с информационной системой.
Инструктаж происходил в формате, так называемого, тренинга, т.е. в активной форме обучения, сочетающей в себе различные форматы проведения. Во время инструктажа библиотекарь приобрёл базовые навыки по работе с информационной системой, научился формировать отчёты и самостоятельно заполнять справочники.
Информационная система библиотеки позволяет качественно повысить уровень работы образовательного учреждения за счёт внедрения информационных технологий, даёт возможность предоставлять более высокий уровень обслуживания читателей.
Для использования информационной системы библиотеки пользователю необходим персональный компьютер средней мощности, платформа «1С: Предприятие 8.3» и базовые навыки её использования, легко приобретаемые в процессе работы с системой.
Информационная система библиотеки, предназначенная для библиотеки филиала «СГУПС», может быть внедрена и на другие библиотеки, имеющие схожие параметры.


61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения выпускной квалификационной работы было выполнено внедрение информационной системы для автоматизации деятельности библиотеки филиала «СГУПС» в г. Новоалтайск на платформе
1С:Предприятие 8.3. Разработанная информационная система поддерживает следующие функции:
 учёт литературы, в частности, хранение основной информации о литературе;
 учёт движения литературы (поступление, выдача, возврат);
 учёт абонентов;
 формирования отчётов.
В процессе выполнения проектирования и разработки информационной системы был выполнен обзор современных информационных технологий в библиотечном деле:
- были рассмотрены основные понятия библиотечного дела, функции и основные принципы работы библиотеки;
- библиотека была рассмотрена как объект автоматизации.
- произведён обзор существующих типовых решений для поддержки деятельности библиотек (АБИС) и дана рекомендация к разработке
(конфигурация на платформе 1С: Предприятие).
Проанализированы особенности организации деятельности библиотеки в филиале «СГУПС», в результате выявлено, что, в целом, материально- техническая база библиотеки несколько ограничена в ресурсах, но тем не менее, имеет всё необходимое для ведения библиотечной деятельности.
Имеется потенциал для модернизации части базовых операций по ведению библиотечной деятельности посредством внедрения информационной системы.
При постановке задачи по разработке информационной системы библиотеки филиала «СГУПС» в результате применения методов

62 интервьюирования, наблюдения и анализа диаграммы прецедентов были сформулированы первоначальные требования к информационной системе.
При проектировании информационной системы с использованием объектно-ориентированного подхода, были описаны прикладные объекты информационной системы: справочники, документы, регистр накоплений.
Спроектированная информационная система была реализована на платформе 1С:Предприятие 8.3.
Также было произведено внедрение информационной системы библиотеки средствами «1С: Предприятие 8.3», создана пользовательская инструкция для работы с информационной системой библиотеки.

63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Родионова И.П., «Курс начинающего библиотекаря» Учебно- практическое пособие [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/sbornik13-2_FULL.htm – Загл. с экрана.
2. Методологии моделирования предметной области
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/2195/55/lecture/1628?page=3
– Загл. с экрана.
3. Теоретические основы АБИС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://megalektsii.ru/s52758t6.html – Загл. с экрана.
4. Автоматизация библиотек и АБИС [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mylektsii.ru/11-79815.html – Загл. с экрана.
5. АБИС. Определение и виды [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://oplib.ru/random/view/208258 – Загл. с экрана.
6. Автоматизация библиотечной деятельности [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://docplayer.ru/33978765-Razdel-iv-avtomatizaciya- bibliotechnoy-deyatelnosti.html – Загл. с экрана.
7. Организационно-функциональная структура АБИС [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mylektsii.ru/11-79818.html – Загл. с экрана.
8. АБИС «OPAC-Global» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://opac-global.ru/ – Загл. с экрана.
9. АБИС «ФОЛИАНТ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://foliant.ru/ – Загл. с экрана.
10. АИС «Фундаментальная библиотека» [Электронный ресурс] –
Режим доступа: https://fblib.ru/ – Загл. с экрана.
11. АБИС «Руслан» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ruslan.ru/ – Загл. с экрана.


64 12. 1С: Библиотека. Редакция 2.0 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://solutions.1c.ru/catalog/library/features – Загл. с экрана.
13. Теоретические основы библиотековедения [Электронный ресурс] –
Режим доступа: https://knigi.link/delo-bibliotekovedenie- bibliotechnoe/teoreticheskie-osnovyi-bibliotekovedeniya-19540.html – Загл. с экрана.
14. Автоматизация библиотечной деятельности [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://docplayer.ru/33978765-Razdel-iv-avtomatizaciya- bibliotechnoy-deyatelnosti.html – Загл. с экрана.
15. Библиотечные фонды: комплектование и организация работы
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studwood.ru/897684/istoriya/bibliotechnye_fondy_komplektovanie_organiz atsiya_raboty – Загл. с экрана.
16. Доклад «Использование электронных и сетевых ресурсов в
Библиотечно-информационном комплексе» Тарунина Г. А., Падерина О. А.
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.library.fa.ru/page.asp?id=122 – Загл. с экрана.
17. Определение заинтересованных сторон проекта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fb.ru/article/388168/zainteresovannyie-storonyi- proekta-avtoryi-i-rukovoditeli-proekta – Загл. с экрана.
18. Заинтересованные стороны проекта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://timemanagement.by/zainteresovannye-storony-proekta- identifikaciya-zainteresovannyx-storon-proekta/ – Загл. с экрана.
19. Статья «Определение требований как основа эффективности поставки программного обеспечения» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ibm.com/developerworks/ru/library/r-raw/ – Загл. с экрана.
20. Джосеф Галла, статья «7 причин, по которым ИТ-проекты терпят неудачу» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.advanta- group.ru/blog/7-pricin-neudachi-it/ – Загл. с экрана.

65 21. Анализ требований по Вигерсу, 2004г. Этапы сбора требований.
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://iiba.ru/requirements- analysis/analysis-of-requirements-wiegers-2004/ – Загл. с экрана.
22. Академия Microsoft: Анализ требований к автоматизированным информационным системам, Лекция 6: Выявление требований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/2188/174/lecture/4722?page=2 – Загл. с экрана.
23. Методы выявления требований пользователей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.ru/9_100316_metodi-viyavleniya- trebovaniy-polzovateley-opros-intervyu-podgotovka-provedenie-oprosa- opredelenie-posleduyushchih-deystviy.html – Загл. с экрана.
24. Проведение опроса: 5 основных правил, о которых не стоит забывать
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://blog.zolle.ru/2018/03/30/provedenie-oprosa/ – Загл. с экрана.
25. Сценарий использования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%
D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%
D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F –
Загл. с экрана.
26. Денис Иванов и Федор Новиков «ВВЕДЕНИЕ В UML»
27. Справочник библиотекаря. / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.М. Минкина.
– Изд. 3-е. перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 184-186.
28. Учебный курс «Язык UML в анализе и проектировании систем и бизнес-процессов», Леоненков А.В.
29. James Heumann, «Советы для написания хороших сценариев использования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ashamray.wordpress.com/2011/03/02/tips_for_writing_good_use_cases/ –
Загл. с экрана.