Файл: Семинар Предпосылки зарождения цивилизации кочевников в эпоху древней металлургии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 1126

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этнической истории Старого Света колоссальная роль принадлежит степной и лесостепной зонам Восточной Европы, являвшимся прародиной народов индоиранской языковой группы. Именно с носителями последней правомерно отождествлять термин «арии, арийцы», служивший самоназванием определенной индоиранской группы индоевропейских племен, затем разделившихся на индоарийскую и индоиранскую ветви. Многие ученые связывают гибель древнеиндийских цивилизаций Мохенджодаро и Хараппы с нашествием северных степных народов. Переселение и инфильтрация носителей индоарийских и индоиранских диалектов были длительным
процессом, не сопровождавшимся сменой аборигенного населения на территории Средней Азии, Афганистана, Индостана и Ирана. При этом пришлые племена усваивали образ жизни и культуру местных народов. Тем не менее пути миграции археологически фиксируются в материальной культуре аборигенного населения. Это прежде всего появление лепной керамики, металлических изделий, погребальных комплексов, новых сюжетов и образов в наскальной живописи, характерных для северных степных народов, а также распространение колесного транспорта и культа коня.

Открытие куюсайской археологической культуры эпохи поздней бронзы на территории Жетысу.

Куюсайская культура — археологическая культура раннего железного века (VII—IV вв. до н. э.) в районе древней Присарыкамышской дельты реки Амударья (Сарыкамышская котловина) на территории современной Туркмении. Стала одним из компонентов культуры античного Хорезма. Культура получила название по поселению Куюсай (Дашогузский велаят Туркмении), открытому Б. В. Андриановым в 1953 г., и исследованному Б. И. Вайнберг в 1970-71 годах. В культурном облике куюсайская культура представляет собой культуру скотоводов или кочевников и явно характеризует одну из групп раннекочевнических племён, бывших в пору раннего железа непосредственными соседями осёдлых оазисов. В основе хозяйства — скотоводство (в основном крупный рогатый скот, лошади, верблюды), подсобное богарное земледелие.

Проживали куюсайцы в открытых поселениях в полуземлянках или в наземных каркасных постройках. Наземные дома столбовой конструкции, стены из прутьев обмазаны глиной, что указывает на быт, принципиально отличный от оседлых земледельцев юга, обитавших в прочных домах из сырцового кирпича. Отлична от южных комплексов и лепная керамика, среди которой имеются и круглодонные формы. Железные ножи и бронзовые наконечники стрел характеризуют предметы вооружения.


Местная керамика лепная, в основном красного или красно-бурого цвета, с примесью в тесте шамота, иногда толчёных раковин. Вместе с тем при раскопках найдена как серая керамика культуры архаического Дахистана, так и сосуды баночной формы язовского культурного ареала. Это позволяет синхронизировать Куюсай с памятниками юга и указывает на наличие тесных культурных связей. Вместе с тем, археологические материалы, полученные в ходе раскопок, обнаруживают чёткие параллели в нижнесырдарьинском могильнике Уйгарак и демонстрируют восточное направление культурных связей присарыкамышского населения.

Зафиксированы остатки домашнего ремесленного производства. Какой-либо заметной социальной дифференциации общества по археологическим данным в этот период не обнаружено.

К VII веку до н. э. в низовьях Амударьи в результате мощного культурного импульса из южных земледельческих областей Средней Азии (прежде всего Маргианы) изменяется палеоэкономическая система хозяйствования и начинает процесс урбанизации. В это время в южной части Левобережного Хорезма (Хумбузтепе), а затем и на территории Присаракамышской дельты появляются обжигательные керамические печи, гончарный круг, освоено строительство из форматного сырцового кирпича. К этому же времени относятся и первые ирригационные сооружения. Не позднее рубежа VII—VI вв. до н. э. в наиболее густонаселённой области Хорезма — Присаракамышской дельте Амударьи, возникает крупный городской или протогородской центр — городище Кюзели-гыр, являвшийся, надо полагать, центром историко-культурной области до завоевания Хорезма державой Ахеменидов.

В V—IV в. до н. э. Хорезм входит в состав Ахеменидской державы (что произошло незадолго до 530 г. до н. э.]), однако вскоре в низовьях Амударьи возникает независимое раннегосударственное образование. Параллельно этому процессу в дельте Амударьи формируется своеобразный археологический комплекс (древнехорезмийский), который с одной стороны генетически связан с предыдущей традицией периода раннего железного века (дингильджинский этап), а с другой, явно испытывает влияние позднеахеменидской культурной традиции.


СТИЛЬ ЖИЗНИ