Файл: Семинар Предпосылки зарождения цивилизации кочевников в эпоху древней металлургии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 1124
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Причиной аридизации в пустынно-степной зоне является усиление зимнего азиатского антициклона, в результате чего средиземноморские и каспийские циклоны не проходят в зону пустынных степей. В этих условиях начинаются холодные бесснежные зимы. В почвах аридизация проявляется в том, что происходит накопление солей в верхних горизонтах, увеличивается содержание карбонатов и гипса, усиливается эрозия. Для древних скотоводов в такие периоды складываются очень благоприятные условия, что позволяет им выпасать скот в течение всего года и не запасать корм. Обратный процесс гумидизация, связанная с ослаблением азиатского зимнего антициклона и проникновением в регион пустынных степей циклонов, которые приносят осадки в виде дождя и снега. В такие периоды в почвах вымываются токсичные соли, увеличивается содержание гумуса, формируются сегрегационные формы карбонатных новообразований, и создается запас влаги для растений. Однако зимние осадки приводят к формированию мощного снежного покрова, обледенению растений и созданию ледяной корки. В этих условиях выпас скота становится невозможным, что приводит к истощению и гибели стада. Таким образом, в периоды аридизации в степи складывались максимально благоприятные условия для скотоводства, в то время как в гумидные периоды, которые ранее считались наиболее благоприятными, возможности для ведения традиционного пастушеского хозяйства отсутствовали. Так, в условиях резко выраженной аридизации климата в середине второй половине III тыс. до н. э. в пустынной степи наступает расцвет катакомбных культур и посткатакомбных культурных общностей.
Ареал распространения и проблема происхождения культур эпохи бронзы.
Бронзовый век на территории Казахстана представлен андроновской культурно - исторической общностью, охватывающей территорию от р. Урал на западе до р. Енисей - на востоке, от линии леса на севере, до подножия горных систем Памира, Тянь-Шаня, Тарбагатая, Алтая, тем самым занимая зоны лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.
Хронологические рамки андроновской культурно-исторической общности занимают период с XVIII по VIII вв. до н.э., в течение которых происходит последовательная смена андроновских культур: средней бронзы - петровской и алакульской, поздней бронзы - федоровской и саргаринской, а также бегазы-дандыбаевской. Отмеченные культуры генетически связаны друг с другом.
Антропологический тип древних насельников Казахстана.
Проблема антропогенеза. Древнейшая, или доисторическая, эпоха на территории Казахстана, так же как и в других регионах мира, связана с проблемой антропогенеза, то есть с процессом историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Проблема происхождения человека является особенно острой для современной науки, она актуализируется как в сфере естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин. Существует ряд теорий и гипотез о месте и времени происхождения человека, каждая из которых может либо дополнять другие, либо опровергать их. В человеческой цивилизации изначально преобладало теологическое понимание проблемы происхождения человека, которое основывалось на постулате о Боге как творце. Краеугольным камнем религиозных воззрений является теория о божественном происхождении человеческой цивилизации (см. древние книги Талмуд, Библию, Коран). Священные книги говорят о семи днях творения и тем самым утверждают невозможность случайного происхождения мира: за короткий срок Вселенная могла сформироваться только под действием могущественных сил. Как известно, ученые XX века выдвинули теорию «Большого взрыва», положившего начало существующему миру. Проблема происхождения человека стала изучаться с материалистических позиций с XVIII века, когда шведский врач Карл Линней создал единую систему растительного и животного мира, в которой человеку отводилось место рядом с человекоподобными обезьянами. К началу XIX века накопленный материал позволил оформиться антропогенезу как научному направлению. В ходе исследований был обнаружен ряд археологических материалов, которые способствовали созданию альтернативной (по отношению к теологической) гипотезы происхождения человека. Большое значение в становлении материалистическо-атеистической теории происхождения человека имели эволюционные идеи Чарльза Дарвина, который большое значение придавал естественному отбору. Эволюционная теория долгое время являлась наиболее популярной, но, тем не менее, она не дала окончательного ответа на вопрос о происхождении человека. Более того, в этой теории не хватало ключевого звена: она не давала ответа на вопрос о том, как происходит качественный переход к человеческому разуму, к человеческой нравственности. Начиная со второй половины XX века теологи и ученые-материалисты стали все больше прислушиваться друг к другу. Свидетельством этого являются совместные конференции, изучение религиоведения как специального предмета в университетах, признание важности религиозного опыта для человеческой жизни. Сами тексты священных книг, факты, доктрины и пророчества стали объектом пристального изучения серьезных исследователей. Гипотезы о месте и времени происхождения человека можно разделить на две основные теории. Первая предполагает появление популяции homo sapiens в Африке с дальнейшим ее расселением по остальным континентам. Согласно второй - человек является потомком различных популяций гоминид, появившихся в разных точках планеты. Хронологическая дата происхождения homo sapiens также трактуется по-разному. Если ранее появление этого вида датировали около 40 тыс. лет назад, то теперь появление человека датируется приблизительно 140- 150 тыс. лет назад. Учитывая возможность новых открытий, вопрос о времени происхождении homo sapiens остается актуальным и сегодня.
Последние достижения в археологии, лингвистике, теологии и других научных дисциплинах позволяют более широко рассматривать историю человечества, и Казахстана в частности. Так, ряд ученых Запада в 2009 году признали, что лошадь впервые в истории была одомашнена древними жителями степной Евразии на территории Казахстана. Доказательством этому служат обнаруженные в 1980 году на территории Северного Казахстана в поселении Ботай артефакты древности. Поселение датируется 4-3 тыс. до н.э., что дает основание предполагать, что местное автохтонное население одним из первых приручило лошадей. Общий ход человеческой истории в европейской научной традиции представлялся, как правило, в виде линейного прогресса. История выступала не просто как последовательность событий, происходящих с людьми, но как неуклонное прогрессивное движение к наиболее разумному состоянию общества. Данная схема была в свое время разработана в идеалистических трудах Гегеля, затем она нашла свое отражение в историческом материализме Карла Маркса. Однако реальный исторический опыт показывает, что человеческая история не только линейна, но и периодична, циклична.
Искусство эпохи бронзы: петроглифы
Искусство становится все более разнообразным и распространяется с Ближнего Востока по огромной территории евразийских степей, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, европейского Севера.
Среди наиболее значительных видов эпохального искусства выделяют:
•керамику;
•скульптуру;
•орнамент и символику;
•художественное оформление различных предметов из металла, кости, дерева;
•мегалитическую архитектуру.
Визобразительном творчестве как основные направления выделяют антропоморфную и зооморфную (представление богов в образе человека или животного) скульптуру, предметы бытового назначения из камня, глины, дерева, бронзовые и костяные, а также памятники мегалитической архитектуры, которые до сегодняшнего дня вызывают огромный интерес ученых-археологов.
В антропоморфной глиняной пластике предметом изучения стали небольшие человеческие фигурки, выполненные в строгих канонических формах: крупный нос, козырек над глазами, отсутствие рук и причудливая изогнутость туловища. Пиктография - рисуночное письмо. В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации изображения, что ведет к появлению орнамента. Эпоха бронзы - время распада эгалитарного общества, характеризуется становлением религии с особыми служителями культа - жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов. Развитие ремесла стимулирует расцвет прикладного искусства - ювелирного, ковроткачества, гончарного. Появляются художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями. Апогеем духовного развития доисторического общества было изобретение письменности. Это происходило путем постепенной трансформации пиктографического письма в иероглифическое, а затем и в буквенное. С появлением письменности, первоначально в Шумере, Египте, Китае, а затем и в других странах, эпоха доистории завершается. Наскальные изображения обнаружены более чем в 20-ти ущельях хребта Ешкиольмес, среди которых выделяются 5-6 крупных местонахождений. Точное количество петроглифов не установлено, но, по оценке исследователей, общая численность изображений здесь приближается к 10 000, что позволяет сегодня считать Ешкиольмес крупнейшим памятником наскального искусства Казахстана (Марьяшев, Горячев, 2002, с. 16).
Задачи документирования петроглифов Ешкиольмес до недавнего времени сводились к выборочной фиксации изображений методами контактного копирования и фотографии. Предварительная периодизация петроглифов Ешкиольмес, предложенная еще на начальном этапе изучения комплекса (Марьяшев, Рогожинский, 1987, с. 58-59), не получила дальнейшей разработки. Несмотря на значительный объем выполненных археологических работ, вопросы культурно-хронологической атрибуции и периодизации памятников комплекса остаются слабо разработанными. Фактически не был выявлен в полной мере и состав археологического комплекса, не определены его структура и территориальные границы.
В связи с этим, основной задачей исследований 2003 г. в рамках настоящего проекта явилась подготовка базовой документации (археологическая карта, планы, панорамы местонахождений и др.), более полно представляющей контекст петроглифов комплекса Ешкиольмес . В задачи археолого-геологических исследований входили также разведка, изучение геоморфологии района и стратиграфии поселений правобережья р. Коксу, как опорных памятников комплекса, для получения новых данных по палеогеографии района и корреляции основных археологических событий. Так, на поселении Талапты I частично вскрыто жилище эпохи бронзы, пройдены стратиграфические шурфы на поселениях Куйган I и II; на всех памятниках взяты образцы для радиоуглеродного датирования и палинологического анализа; в долине р. Ащибулак, правого притока р. Коксу, исследован разрез голоценовых отложений района. В ходе разведки в долине р. Коксу и горах Ешкиольмес выявлено более ста разновременных памятников – поселений, могильников и местонахождений петроглифов.
Полученные новые данные существенно меняют представление о масштабах комплекса археологических памятников долины р. Коксу, позволяют в целом определить его структуру, а также место петроглифов и других памятников гор Ешкиольмес в их природном и археологическом контексте. Несмотря на то, что полное обследование района не завершено и некоторые заключения, касающиеся в первую очередь датировки малоисследованных памятников, вынужденно носят предварительный характер, имеющиеся данные позволяют наметить основные этапы исторического развития района.
Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы
В 170 км от Алматы находится самое большое собрание древних рисунков Казахстана, внесенное с 2004 года в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом с озером Балхаш в горном массиве Арнахай можно увидеть уникальные изображения – «Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы».