Файл: Семинар Предпосылки зарождения цивилизации кочевников в эпоху древней металлургии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 1012

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Проблема соотношения культур и этносов.

В современной науке нет единства в понимании феноменов «этнос» и «культура», несмотря на давнюю историю вопроса. В представлении разных научных традиций и школ различаются взгляды на сущность, набор признаков, соотношение этих понятий. В условиях всплеска научного интереса к проблемам этничности и этнической культуры в ответ на глобализацию и роста межкультурных коммуникаций исследования этносов и культур чрезвычайно актуальны. Возникает необходимость упорядочить понятийно-методологический аппарат этих междисциплинарных объектов. В статье систематизированы основные направления этнокультурных исследований западной науки (европейской традиции, американской научной школы). Проанализирована эволюция взглядов отечественных учёных на объект исследования. Оценены основные понятия и подходы к их трактовке: примордиалистский (объективистский), постмодернистский (конструктивистский, инструменталистский) и деятельностный. Разделены и систематизированы и этнообразующие и этнодифференцирующие признаки. Показана иерархизация этносов. Рассмотрено соотношение понятий «диаспора», «этнические общины» или «этнические землячества», «этнокультурная группа», «региональная этнокультурная группа», «этния», «народ». Дано определение этнической культуры, показана её структура. Этнос и этническая культура понятия близкие, но не идентичные. Различают этническую культуру и культуру этносов. Этническая культура имеет несколько уровней: бытовая, профессиональная, массовая, как правило, интернационализированная. В статье проанализировано формирование на разных уровнях в процессе развития этносов внутри этнических культурных различий, в том числе и территориальных, а также межэтнического культурного сходства. Трансформация этнической культуры происходит под влиянием разных факторов, в том числе урбанизации и вестернизации отдельных частей этноса, географического положения, ландшафтов, соседства с другими этносами, взаимной комплиментарностью. На этнокультурную дифференциацию влияет также возрастная структура населения, уровень экономического развития, особенности организации экономики и др.

Протогородская культура.

Протогородская цивилизация ("Страна городов") Южного Зауралья – это "супер-" и "метакультурный" (с точки зрения категории археологической культуры) феномен, являющийся составной частью динамической системы "культурной непрерывности" степного мира эпохи бронзы. При наличии большого разнообразия ("разброса") в проявлении культурно-образующих элементов (керамика, домостроительство, фортификация, погребальный обряд; вероятно, специализация хозяйства и т.д.) "Страна городов" характеризуется ярко выраженным единством стиля культуры. Этот стиль культуры формируется на раннем этапе существования "Страны городов" и переживает свой расцвет и свой упадок в пределах исторического и культурного пространства "Страны.".


Организующим началом этого нового стиля культуры является появление крупных поселенческих центров с хорошо продуманной планировкой, системами коммуникаций, замкнутой системой монументальных оборонительных сооружений. Такие поселения можно атрибутировать как поселения протогородского типа.
Наиболее ранними, по современным представлениям, являются поселения овальной формы, затем появляются фортификационные сооружения округлых и прямоугольных форм. На каком-то отрезке они сосуществуют (на "классическом" синташтинском этапе и части позднего этапа), но завершают развитие военного зодчества бронзового века прямоугольные в плане крепостные сооружения.
Овальных поселений на территории "Страны городов" известно пять или шесть. Наиболее яркие памятники: Берсуат, Аландское, Исиней I, Кизильское. Примерно столько
же круглых поселений. В качестве эталонных памятников здесь.

Памятники монументальной архитектуры.

Памятники истории и культуры Казахстана республиканского значения — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями указанных построек, зданий и сооружений, мемориальные дома, кварталы, некрополи, мавзолеи и отдельные захоронения, произведения монументального искусства, каменные изваяния, наскальные изображения, памятники археологии, включённые в Государственный список памятников истории и культуры Казахстана и являющиеся потенциальными объектами реставрации, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность и имеющие особое значение для истории и культуры всей страны. Списки памятников истории и культуры государственного значения утверждаются Правительством Казахстана по представлению уполномоченного органа по охране и использованию историко-культурного наследия. 26 января 1982 года постановлением Совета Министров Казахской ССР был утверждён Государственный список памятников истории и культуры Казахской СCР республиканского значения. В данное постановление 6 раз вносились изменения. 28 мая 1997 года из списка в связи с необходимостью реконструкции центральной части города Акмолы были исключены памятник Ленину и мемориал борцам за власть Советов. 27 мая 2000 года в список были добавлены мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров в Айыртауском районе и памятник Карасай и Агынтай батырам в Петропавловске, 16 июня 2000 года — подземная мечеть Бекет-ата в местности Огланды, 16 октября 2000 года — резиденция первого президента Казахстана в Алма-Ате, 5 октября 2001 года — петроглифы Тамгалы. 21 апреля 2003 года из списка был исключён карагандинский памятник Ленину.


21 марта 2008 года постановлением правительства Казахстана был принят новый Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения. По сравнению с предыдущим списком в него вошёл один новый объект (памятник Джамбулу Джабаеву в Таразе) и исключены 19 памятников (в основном, памятники Ленину и другим советским партийным деятелям в различных городах). 31 июля 2014 года из списка был исключён жилой дом, в котором Амангельды Иманов был провозглашён предводителем восстания 1916 года, и включён дом культуры металлургов в Усть-Каменогорске.

30 мая 2019 года и 14 апреля 2020 года список обновлялся приказами министра культуры и спорта Казахстана, в него были включены новые объекты.

5. Новые подходы в изучении эпохи энеолита и бронзы на территории древнего Казахстана в контексте культуры ранних кочевников

 В 20 веке было написано множество трудов по истории Казахстана. Но в исторической сфере и теоретическими принципами они не были признаны полностью. Однако, эти труды имели точную историческую информацию и были полезны в изучении древней истории и рассмотрении прошлого с критической точки зрения. В данный момент, собраны новые исторические материалы их сравнивают с трудами написанными в советский период ,проводят глубокий исторический анализ ,исследуют ряд исторических принципов.

            Изучение бронзового века с научной стороны было учреждено в Советском союзе. В результате археологических исследований, было оставлено множество трудов по бронзовому веку в Казахстане, однако авторы трудов не проводили исторических анализов. В данный момент , очень важно изучить труды по бронзовому веку, провести по ним исторический анализ , показать их преимущества и недостатки.

             Бронзовый век - крупный исторический, культурный период в истории человечества. Его можно описать как период освоения металлургии и создания из металла  орудий труда и оружия. Это период развития культуры неолита , начало освоения металлургии.  Главным образом , в  эпоху бронзы этот металл развивался во многих регионах. Бронзовая посуда, сделанная в этих регионах, постепенно распространялась на прилегающие районы. Человек освоил медь в эпоху энеолита. По сравнению с медью, бронза- более прочный металл ,укрепивший качество орудий труда, что способствовало поднятию уровня производительности. Хронологические рамки бронзового века ( конец 4го тысячелетия до н.э , начало 1го тысячелетия до н.э).


            В эпоху бронзы в районах Сибири, Жайыка , Казахстана и Средней Азии обитали племена, близкие по родству и образу жизни, оставившие за собой своеобразную культуру. Эти культуры были названы в честь мест, где найдены исторические памятники – Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры.

            Эпоха бронзы в Казахстане делится на три крупных периода : Ранняя бронза(18-16вв. до н.э.), Средняя бронза(15-12вв до н.э.), Поздняя бронза (12-7вв. до н.э.). Андроновская культура относится к раннему и среднему периоду, а Бегазы- Дандыбаевская  к позднему периоду.

             В 40-70 г. Прошлого столетия такие ученые как А.Маргулан, К.Акишев, А.Оразбаев, М.Кадырбаев проводили исследования в Центральном Казахстане по Андроновской и Бегазы-Дандыбаевской культурам. Они нашли и изучили множество могильников бронзового века и оставили свой вклад в изучение древнего мира. Памятники эпохи бронзы исследовала О.А.Кривцова – Гаркова, Северный Казахстан - О.М.Оразбаев, Восточный Казахстан- С.С.Черников , позже к нему присоединилась А.Г.Максимова, Северный и Западный Казахстан- В.С.Сорокин, Жетысу изучили А.Н.Бернштам,  К.А.Акишев и оставили ценные материалы.

             После Октябрьской революции в целях изучения исторических памятников Казахстана Академия истории Материальной культуры и местные научные краеведческие учреждения организовали несколько крупных экспедиций по эпохе бронзы.

             В 1926-1928гг. начались исследования по эпохе бронзы и степным андроновским культурам  М.П.Грязнова и Б.Н.Гракова Западного и Южного Казахстана в районах реки Урал. В результате исследований М.П.Грязнов , на основе материалов, найденных в могилах Киргельда I и Киргельда II , и в курганах Оралсай и Кунанбайсай опроверг мнение о том , что Андроновская культура распространялась лишь на Западной Сибири.

             Краевед Л.Ф.Семенов так же вложил свой вклад в исследовании эпохи бронзы в Казахстане. С 1927г он начал заниматься регистрацией археологических памятников. До войны он зарегистрировал самые известные памятники, а после стал заниматься исследованием памятников ранней бронзы. Но он в 1933г, провел крупную археологическую экспедицию, организованную Академией истории Материальной культуры , под названием «Нура» в Центральном Казахстане.

             В экспедиции участвовали известные археологи : А.И.Артамонов, Н.Арзютов, И.В.Синицын, М.Н.Комарова ,А.Н.Рогачев. Во главе экспедиции был П.С.Рывков. Экспедиция проводила масштабные работы в районах рек Нура, Шерубай-Нура, Жаксы и Жаман-Сарысу. Были раскопаны и изучены 32 кургана и 43 могилы, относящиеся к андроновской культуре. В начале была попытка сгруппировать памятники. Курганы разделили на 9 типов , но они не делились по хронологической и социально-этнической сторонам. Авторы заметили , что в одном маленьком регионе могли располагаться совершенно разные памятники. Результаты этой экспедиции: открытие бегазы-дандыбаевской культуры , изучение 11 кургана. Этот памятник отличается особой сложной конструкцией кургана .