Файл: Семинар Предпосылки зарождения цивилизации кочевников в эпоху древней металлургии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 1123
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Древние люди и становление кочевой цивилизации
Семинар 1. Предпосылки зарождения цивилизации кочевников в эпоху древней металлургии
-
Энеолит и эпоха бронзы на территории Великой степи. Техника древнейшей металлообработки.
Энеолит («медный камень») - эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому веку.
Орудия из меди были непрочными и могли быстро ломаться. Такие орудия не годились для тяжелых работ и из-за этого не смогли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. Поэтому авторы термина “Энеолит” назвали эту эпоху не Медный век, а Энеолит, так как на протяжении этой эпохи «одновременно применялись каменные и медные орудия труда». Но сам переход на медь позволил в следующем этапе усилить качество металлов.
Энеолит стал первым периодом, когда человечество освоило качественно новый материал – металлы. Медь в то время была самым доступным металлом из всех, которая могла быть подвержена холодной ковке. Изначально люди познакомились с медью через самородки, которые могли путать с камнями. В регионах, где медь была распространена, она быстро заменила камень. В других регионах, из-за нехватки меди, Энеолита фактически не было.
В Казахстане Энеолит был на довольно высоком уровне. В IV-III тысячелетиях до н.э. стали появляться первые медные изделия в Казахстане. В Центральном и Восточном Казахстане в итоге было найдено около 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.).
Бронзовый век назван таким образом в силу того, что произошел качественно новый поворот в технологическом укладе народов Евразии. Если эпоха меди и камня (Энеолит) характеризировалась параллельным функционированием меди и камня, причем в случае если меди было мало, то камень продолжал доминировать, то бронзовый век фактически положил конец эпохе камня.
Бронза представляет собой сплав меди и олова, причем гораздо более крепкий, чем сама медь. Улучшение обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, привело к тотальному исчезновению камня как материала для орудий труда и военного оружия.
Бронзовая эпоха на территории Казахстана в основном представлена Андроновской культурой
, которая датируется XVIII-XII вв. до н.э. Памятники Андроновской культурыбыли найдены в степях Южного Урала, Казахстана и Южной Сибири. На этой территории сложился единый для всех андроновцев «хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев». Андроновцы жили вдоль рек оседло в полуземлянках и в наземных бревенчатых хижинах. Их поселки всегда располагались в долинах рек, для более успешного ведения земледелия и скотоводства. В стаде андроновцев доминировали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Считается, что если Ботайцы первые одомашнили лошадь как мясное животное, то Андроновцы продолжили одомашнивание и сделали из лошади средство передвижения и андроновцы стали первыми наездниками лошадей. Земледелие и скот у андроновцев были разделены. Скот пасся отдельно большую часть года. А зимой находился в загонах. Злаковые же культуры выращивались на приречных пойменных землях. Земледельческие инструменты были в основном из бронзы, но встречались и каменные. Охота, рыболовство и собирательство перестали играть большую роль в хозяйстве андроновцев.
Андроновцы также были также производили металлы. Их металлурги изготавливали как орудия труда (серпы, топоры, мотыги и т.д.), так и военное оружие (кинжалы, наконечники, копья). Причем данные продукты в рамках торговли поставлялись за пределы андроновской культуры. Помимо «оседлания лошади» андроновцы первыми изобрели колесницы. На сегодняшний момент самые ранние колесницы были найдены в захоронениях синташтинской культурой (захоронение Кривое озеро, 2026 г. до н.э.). Данные колесницы – это легкие повозки с двумя спицевыми колесами, которые запрягались конями и управляли при помощи кольцевых удил, для быстрой езды.
2.Становление и этапы производящего хозяйства на основе скотоводства. Ботайская культура Северного Казахстана. Казахстан – древнейшая территория одомашнивания лошади. Развитие древнейшей конно-транспортной коммуникации в Евразии. Степная зона – один из центров развития древнейшего колесного транспорта.
Скотоводство, возникшее в комплексе с земледельческим хозяйством, постепенно выделялось в отдельную отрасль. У населения, занимающимся преимущественно скотоводством, формируется своеобразные способы ведения хозяйства, выражавшиеся в создании кормовой базы, получении приплода, стихийной селекции и т. д. Увеличение количества скота, содержащегося в одном хозяйстве, приводившее к перевыпасу и истощению пастбищ, инициировало переход к полукочевым и кочевым формам ведения хозяйства. Разнообразие природно-климатических и географических обстановок, в которых проживали древние скотоводы привело к формированию многообразия типов хозяйства. Степные, пустынные, полупустынные,
горно-долинные, высокогорные пастбищные пространства, разнообразие водных источников и растительного мира породили, в результате адаптации населения к условиям среды, множество способов разведения и содержания домашних животных, максимально приспособленных к местным условиям. С течением времени под влиянием природных условий и специфичной экономики складываются культурные особенности, определившие облик степных цивилизаций. При более детальном рассмотрении всех особенностей хозяйства и культурно-этнических характеристик выявляются различия не только между крупными регионами, но и между отдельными областями и районами.Одомашнивание диких животных для получения мяса, молока, кожи, меха, шерсти или использования их тягловой силы. После собак были одомашнены овцы около 9000 года до н.э., в течение следующих трёх тысячелетий приручаются козы, крупный рогатый скот и свиньи. Лошадь приручается во II тысячелетии до н.э., а верблюд - в I тысячелетии до н.э.
Казахстан – древнейшая территория одомашнивания лошади. Доместикация (одомашнивание) лошади человеком произошла 5 с половиной тысяч лет назад до нашей эры. Доказательством тому служит обнаруженное археологами древнее поселение Ботай. Наиболее ранние из несомненных свидетельств одомашнивания лошади относятся к ботайской культуре (территория современного Казахстана). В эпоху палеолита лошадь нередко изображали на стенах пещер, но это была дикая лошадь, объект охоты. Наиболее ранние изображения лошадей, впряжённых в колесницы, сохранились на стенах ближневосточных гробниц XX века до н. э. Носители ботайской культуры освоили езду верхом с целью охоты на диких лошадей. В ботайских поселениях, состоявших из 50—150 землянок, найдены сотни тысяч костей животных, из которых от 65 до 99 % составляют кости лошадей. Носители ранней культуры охотников и собирателей, которая была в этом регионе замещена ботайской культурой, охотились не столь эффективно, и в их селениях, существовавших на той же территории тысячи лет, найдено не более 200 костей.
Развитие древнейшей конно-транспортной коммуникации в Евразии.
к числу событий, имевших общемировое значение и с которых открывается «историческая эра» человечества, относится одомашнивание лошади: «Это привело к тому, что человек оторвался от привычной почвы
, ему открылись дали и свобода передвижения, возможность создания новой, превосходящей прежнюю, боевой техники; к появлению господствующего слоя, способного приручить лошадь и подчинить ее своей воле, проявить личное мужество наездника и воина, оценить красоту животного».
Вследствие доместикации лошади и развития коневодства на обширных степных просторах Евразии сложилась уникальная и самобытная конно-кочевая цивилизация. Именно конно-кочевая, так как ученые различают несколько форм номадизма. Так, в кочевниковедении выделяется следующие ее формы:
-
североафриканско-переднеазиатская; -
африканская к югу от Сахары; -
евразийская; -
тибетская; -
североазиатская.
Конечно, такое деление в какой-то степени условное, но все же позволяет исследователям охарактеризовать хозяйственно-культурную направленность народов этих регионов. Исходя из исключительной важности того или иного вида домашнего животного в системе жизнеобеспечения этих кочевых народов, первых называют верблюдоводами, вторых – коровопасами, третьих – коневодами, четвертых – яководами, пятых – оленеводами. Таким образом, евразийская степная кочевая культура, по оценке исследователей, имела ярко выраженный «коневодческий облик».
Развитие коневодства стало одним из основных факторов зарождения и последующей жизнестойкости в степных просторах Евразии такого вида хозяйственной деятельности как кочевое скотоводство. По сути, коневодство, как стержневой элемент кочевого хозяйства и породило номадизм в его классическом варианте. Уже в эпоху энеолита в комплексном земледельческо-скотоводческом хозяйстве насельников евразийских степей прослеживаются первые зачатки одного из основных отраслей кочевого скотоводства – табунного коневодства.
Таким образом, археологические свидетельства позволяют отнести территорию Казахстана к одному из первичных очагов конно-кочевой цивилизации. Здесь на протяжении нескольких тысячелетий складывалась и развивалась история м
ногих конных народов. Находки из энеолитического поселения Ботай свидетельствуют об исключительной важности коневодства для насельников древнего Казахстана. Не потеряло свое значение коневодство и в последующие исторические периоды. Саки, гунны, тюрки, кыпчаки, монголы, перманентно доминировавшие в степных евразийских просторах, известны в истории именно как представители конно-кочевой культуры.
Степная зона – один из центров развития древнейшего колесного транспорта.
В своем развитии колесо прошло несколько этапов. Дисковое сменилось трехчастным композитным, а потом появилось облегченное колесо со спицами. Последнее, как считают исследователи, стало не столько новым типом, сколько новым технологическим решением для изготовления легких двухколесных повозок — колесниц. Двухколесные повозки известны на Ближнем Востоке с III тыс. до н.э. Правда на изображениях из Шумера дисковые колеса, а в качестве тягловой силы — полуослы и онагры (модель квадриги из Тель-Аграба, «Штандарт из Ура»). Судя по изображениям на сирийских печатях и моделям из Месопотамии, колесо со спицами использовали уже в XIX–XVII вв. до н.э. В Египет колесничный комплекс с востока привнесли гиксосы в XVIII–XVI вв. до н.э., переняв их от индоевропейских народов Евразии. Если двухколесную боевую повозку изобрели на Ближнем Востоке, то вопрос о конской запряжке и колесе со спицами остается открытым. Как предполагают исследователи, возможно, контакты между населением евразийской степи и социальной элитой Ближнего Востока привели к «изобретению» колесницы — совмещению боевой повозки и лошади как упряжного животного. Произошло это между XXIII и XX вв. до н.э. и связано с населением, которое пришло на Южный Урал с запада. Самые древние остатки колесниц и элементов упряжи (псалиев) обнаружены археологами на памятниках синташтинской культуры и относятся к XXI – XVIII вв. до н.э. Еще одним важным свидетельством использования колесниц как транспортного средства в повседневной жизни стали находки псалиев. Псалий представляет собой костяную или роговую деталь конского снаряжения, которая использовалась для управления лошадью путем давления на морду и как распределитель ремней оголовья. Псалии имеют широкую географическую распространенность: Балкано-Карпатский регион, Подонье, Поволжье, Южный Урал и Казахстан.
3.Процессы аридизации в регионе.
Аридизация (от лат. aridus — сухой) — это комплекс процессов уменьшения степени увлажнения территорий, который вызывает сокращение биологической продуктивности экосистем за счёт уменьшения разницы между осадками и испарением. Со временем испарения начинают преобладать над осадками. Существенная аридизация суши произошла во время бурного развития сельского хозяйства за счёт вырубки лесов и снижения в результате суммарного испарения (эвапотранспирации).