Файл: 1. 2 Роль игрушки в развитии детей младшего дошкольного возраста.doc
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2-Показатели уровней восприятия
высокий | средний | низкий |
5 | 5 | 2 |
Диаграмма 1- Результат методики «Определение особенностей восприятия
Вывод: Дети хорошо справились с заданием, но были некоторые упущения. Например, Костя и Олег не выразили свое отношение к игрушкам и не использовали сравнение в своем описании. Настя и Алиса не назвали действие игрушки, не объяснили наличие определенных деталей. Мне было очень приятно, что все дети назвали признаки игрушки: цвет, форму, размер, материал, из которого изготовлена игрушка, детали объекта, пространственное расположение деталей. После выполнения этой техники становится ясно, что группа имеет средний уровень восприятия субъекта. Это положительный результат, полученный в начале практики. Далее была проведена еще одна методика
Методика № 2 «Диагностика уровня развития восприятия» (Л.А. Венгер) (Приложение 2)
Цель: диагностика и развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Таблица№3 Результат методики Диагностика уровня развития восприятия»( Л.А. Венгер)
№ | Ф.И.О. | Балл | Уровень |
1 | Даня | 5 | средний |
2 | Даша | 6 | высокий |
3 | Кира | 4 | средний |
4 | Костя | 4 | средний |
5 | Настя | 4 | средний |
6 | Олег | 5 | средний |
7 | Илья | 4 | средний |
8 | Карина | 2 | низкий |
9 | Аяна | 2 | низкий |
10 | Алиса | 2 | низкий |
11 | Владик | 5 | средний |
12 | Соня | 2 | низкий |
Таблица 4-Показатели уровней восприятия
высокий | средний | низкий |
4 | 4 | 2 |
Диаграмма 2- Результат методики Диагностика уровня развития восприятия» (Л.А. Венгер)
Вывод: по данным методики видно, что уровень восприятия предмета в целом у группы средний. После проведения методики 3 видно, что у группы уровень восприятия предмета средний. Это положительный результат, полученный в начале практики.
Методика №3 «Исследование дифференцирование формы» (Л.В. Занкова) (Приложение3)
Цель: определение уровня сформированности предметных умений
Таблица№5 Результат методики «Исследование дифференцирование формы» (Л.В. Занкова)
№ | Ф.И.О. | Восприятие формы |
1 | Даня | Не нарушено |
2 | Даша | Не нарушено |
3 | Кира | Нарушено слегка |
4 | Костя | Не нарушено |
5 | Настя | Нарушено слегка |
6 | Олег | Не нарушено |
7 | Илья | Нарушено слегка |
8 | Карина | Не нарушено |
9 | Аяна | Нарушено слегка |
10 | Алиса | Нарушено слегка |
11 | Владик | Не нарушено |
12 | Соня | Нарушено слегка |
Вывод: Таким образом, общий анализ результатов исследования дифференцирование формы показывает, что в исследуемой выборке дошкольников у детей очень разный уровень развития восприятия формы: наряду с наличием детей с очень хорошим восприятием (уровень развития восприятия – очень высокий и высокий),
есть достаточно большое количество детей, имеющих развитие восприятия в пределах возрастной нормы (уровень развития восприятия – выше среднего и средний).
Диаграмма 3 Исследование дифференцирование формы»
Оценка результатов:
-
Задание не выполнено – дифференцирование формы нарушено -
Задание выполнено с 1-2 ошибками – дифференцирование формы слегка нарушено -
Задание выполнено полностью, самостоятельно и без ошибок – дифференцирование формы не нарушено
Для вычисления уровня восприятия мы взяли такие показатели:
Очень низкий уровень – от 0 до 10
Низкий уровень – от 10 до 30
Средний уровень – от 30 до 50
Уровень выше младшего – от 50 до 80
Высокий уровень – от 80 до 100
Восприятие не нарушено – 60
Восприятие нарушено – 40
Результат представлен в таблице №4
Таблица №4 Результат (Приложение 4)
Вывод: из данной таблицы видно, что в первой методике высокого уровня не показал ни один ребенок. Во второй методике высокий результат показала Даша, а очень низкий – Соня. Из третьей методики видно, у шестерых детей дифференцирование формы нарушено – Кира, Настя, Илья, Аяна, Алиса и Соня. Но по общему итогу можно сказать, что у Карина, Аяна, Алиса и Соня низкий уровень развития и с этими детьми необходимо работать дополнительно.
Результаты представлены в диаграмме №1(приложение 5)
Уровни развития игровой деятельности
Высокий уровень, 3 балла. Ребенок знает наименование игрушки.
Правильно называет характеристику и предметы, относящиеся к той или иной игрушке.
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно может отвечать на задаваемые ему вопросы. Понятно для собеседника может рассказать о том, что нового он узнал о игрушках.
По диаграмме можно сказать, что в группе 58% детей со средним и 15% с высоким уровнем развития восприятия, а 33% детей с низким уровнем.
На основе полученных данных, можно сделать вывод, что необходимо проводить занятия с использованием игрушки. Особенно надо уделить внимание некоторым детям.
2.2 Проведение работы по развитию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с помощью различных видов игрушек
Цель: провести занятия с использованием игрушек в экспериментальной группе для повышения уровня развития детей
Таблица 6-Занятия и упражнения по развитию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с помощью различных видов игрушек [12, с. 88]
Занятие №1 «Сравнение и описание предметов» | Задания: 1. Научить детей создавать истории. 2. Научиться сравнивать предметы (игрушки), выделять основные черты. 3. Развивайте визуальное восприятие. Развивающая среда: игрушки из дерева, стекла, пластика, предметы. Ход: Воспитатель предлагает детям назвать предметы, которые они видят вокруг себя. «Как мы можем отличить одну вещь от другой?» Дети сравнивают предметы, выделяя значимые знаки. - Предметы отличаются друг от друга по размеру, цвету и форме, а также из-за того, из какого материала они сделаны. Видите, из какого материала сделаны эти игрушки? (из дерева). Что вы можете сказать одним словом, что это за игрушки? (деревянный). Какие изделия из дерева? Воспитатель обращает внимание детей на группы предметов из стекла, пластика. - Теперь представьте, что вы сталкиваетесь с двумя девушками, одинаково одетыми, одинакового роста. Как мы можем их различить? (по имени). - А объекты различаются по именам, именам. Эта тема, что называется? (Мяч игрушка, он круглый). - Теперь давайте играть в игру. Каждый в свою очередь становится водителем. Водитель придумывает объект и пытается говорить о нем, называя только его знаки. А остальным следует угадать, что это за объект. Анализ урока: ребята охотно ответили на мои вопросы. Было не сложно говорить о задуманном предмете. Дети отлично справились и угадали все предметы. Очень часто дети называют цвет предмета и действия с ним. Урок по составлению сюжета «Игрушка» с использованием графического плана Связная история в серии эталонных картинок (пиктограмм) 1. Цвет - какого цвета игрушка 2. Форма - какой формы игрушка 3. Шарики - какой размер игрушки 4. Детали - назовите детали 5. Контур - из какого материала сделана игрушка 6. Мозаика - как играть с этой игрушкой Игрушка "Грузовик" (примерный рассказ на столе) Моя любимая игрушка - игрушечный автомобиль. Это ярко-красный цвет, прямоугольной формы. Мой грузовик маленький. У него есть: кузов, кабина, колеса, фары, руль, сиденья, стекло. У грузовика есть металлическая кабина, резиновые колеса, стеклянные окна и кожаные кресла. Мне очень нравится представляться как водитель, водить мой грузовик, мыть его, чинить, если он сломается. Вывод: все ребята отлично справились с этой задачей. Каждый принес игрушку группе и рассказал об этом. Даша привела зайчик. Илья и Олег говорили об автомобиле. Остальные привезли мягкие игрушки. Немо-столик помог детям рассказать о своих игрушках, не пропуская важный знак. Все рассказано в связных, логичных и полных предложениях с эпитетами и примерами из жизни. |
Упражнение №2 «К каждой фигуре подбери игрушки, похожие по форме» | Фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник С этим упражнением дети справились отлично, не сделав ни одной ошибки. Все ребята выполнили задание без нашей помощи. |
Упражнение№2 «Узнай предмет на ощупь» | В мешочек или коробочку положить знакомые для ребенка мелкие игрушки (матрешка, животное, пластмассовая чашка, ложка, машинка и др.). Завязать ребенку глаза и попросить узнать предметы на ощупь. Проделав это упражнение можно отметить, что дети обошлись без нашей помощи, а также выполнили задание быстро и без сомнений. |
Упражнение№3 «Узнай игрушку по деталям» | Детали: колесо от машины, нижняя часть матрешки, платье от куклы, голова льва, трубка от телефона, чайник от кофемолки, нога от глиняной барыни и др. Предложив детям такую игру, они быстро сообразили, что необходимо делать. Справились с заданием очень быстро, назвав игрушку, которой принадлежит определенная деталь. |
Упражнение №4 «Найди похожие предметы. Что у них похоже» | Предметы: Чайник – ложка, ежик – елка, кегли – мячик, пазлы – пирамидка и др. Проделав упражнение можно сказать, что были некоторые сомнения у Алисы и Кости в правильности выполнения задания. Они долго думали и не решались положить рядом похожие предметы |
Упражнение № 5 «Узнай по описанию» | - Желтый, маленький, пищит. - Большая, гудит, фыркает, из железа, помогает людям. - Ростом разные подружки, но похоже друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. Играя в эту игру, дети отгадывали все предметы, которые были задуманы. Им было легко отгадать игрушку по описанию, так как были названы отличительные признаки предмета. |
Упражнение № 6 «Кто больше назовет особенностей у этих игрушек?» | Игрушки: Кукла, машина, слон, матрешка, скакалка, обруч, мишка, попугай, енот, лев, паровоз и др. Это упражнение мы провели с детьми, у которых низкий уровень развития. Ребята с нашей помощью перечислили все особенности, которые можно было назвать для определенной игрушки. Выводы: Все занятия и упражнения были очень интересны для детей. Они с удовольствием рассказывали о любимой игрушки и выполняли упражнения с ними. Дети были очень внимательными и наблюдательными. Особенно обращали свое внимание на цвет, форму, величину, пространственное положение игрушки. |
2.3 Рекомендации воспитателям и родителям в использовании игрушек в игровой развивающей среде
Рекомендации воспитателям и родителям в использовании игрушек в игровой развивающей среде [18, с. 124]:
1. В играх с игрушками участие взрослых обязательно.
2. В жизни ребенка дошкольного возраста должны использоваться различные виды игрушек: сюжетные, дидактические, технические, театральные, спортивные, музыкальные, веселые игрушки, конструкторы и строительные наборы.
3. Игрушки должны соответствовать возрастным, педагогическим, психологическим, гигиеническим, эстетическим требованиям.
4. Игрушки должны быть направлены на развитие познавательной, сенсомоторной сферы младенцев, коммуникативных, конструктивных, творческих способностей, на развитие ребенка физически.
5. Игрушка должна развиваться, воспитывать, воспитывать ребенка, быть полезной.
6. Игрушка должна давать базовые представления об объектах и явлениях жизненных действий.
7. Игрушка должна побуждать ребенка играть и способствовать развитию содержания игры: развивать воображение и изобретательность детей.
8. Игрушка должна формировать позитивное отношение к людям, работе и уважение к результатам общего человеческого труда.
9. Игрушка должна приучать ребенка к самостоятельности.
10. Игрушка должна побуждать ребенка вступать в роль, реализовывать план, то есть создавать игровой образ.
11.Игрушки должны влиять на воспитание чувства доброты, коллективизма и укрепление дружеских отношений.
12. Сломанная игрушка должна быть отремонтирована или удалена.
13. Ребенок должен обращаться с игрушкой осторожно
Руководство для педагогов [22, с. 125]:
1. Педагогу необходимо воспитывать у детей дошкольного возраста интерес к игрушкам на уроках для развития речи, знакомства с художественной литературой и окружающим миром, рисования, моделирования, конструирования, музыки, физического воспитания и дидактических игр.
2. Педагог должен использовать игрушки в процессе организации режимных процессов.
3. Взаимодействие с детьми должно строиться на основе личностно-ориентированного подхода, чтобы создать благоприятный эмоциональный климат в игре с игрушками.
4. На занятиях важно использовать «неожиданные моменты», «сказки, рассказы», должна быть выразительность слов и действий, педагог должен обладать эмоциональностью.
5. Педагог должен быть знаком с методологией внедрения новой игрушки (игрушку нужно избивать, «оживлять»).