ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 5
БУКВЫ ДЛЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Занятие 26 Согласные звуки. Слог
Беседа с детьми
Перед началом занятия оформляется выставка детских рисунков с изображением домиков для букв, обозначающих гласные. Занятие начинается со звуковой игры и игры с буквами (по выбору педагога и детей).
Затем педагог задает детям вопросы: «Почему мы называем звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] гласными?» (они состоят из голоса), «Как это можно проверить?» (гласные умеют «петь»), «Какими буквами обозначаются гласные?» (буквами а, о, у, э, ы, и, я, ё, е, ю).
Педагог объясняет: «Букв для гласных больше, чем звуков. Для обозначения звука [а] существуют две буквы - а и я, звука [о] - буквы о и ё, звука [э] - буквы э и е, звука [у] - буквы у и ю». Педагог предлагает некоторым детям нарисовать эти буквы на доске или на большом листе бумаги.
И наконец просит вспомнить, как явились гласные звуки Поэту, придумавшему буквы (в виде бабочек с большими крыльями), и ответить на вопрос: «Каких еще бабочек разглядел Поэт на волшебной поляне?»
Текст для чтения или рассказывания
Звуковые поезда
...Кроме больших бабочек, Поэт сумел разглядеть и таких, которые появлялись на волшебной поляне, преодолевая различные преграды и препятствия на своем пути. Жили они совсем недолго: один взмах крылышек — и звук исчезал. Зато их появление производило невероятный шум: одни жужжали: «Ж-ж-ж!», другие шипели: «Ш-ш-ш!», третьи свистели: «С-с-с!», четвертые рычали: «Р-р-р!», пятые гудели, как слон в трубу: «Н-н-н!», а некоторые даже взрывались: «Г! К!». Эти звуки, объяснила Поэту Повелительница Звуков, называются согласными. Согласными их назвали потому, что они во всем соглашаются с гласными и составляют вместе с ними слова. Да и как им не соглашаться?! Ведь гласные главнее.
65
Есть такие коротенькие слова, которые состоят из одних гласных букв
С одним из таких слов вы уже познакомились. Это слово «ау». Если
переставить в нем буквы, как оно будет звучать? А из одних согласно
не только слов, даже слогов не бывает.
Что такое слог? Слушайте. Больше всего на свете согласные любят иг
рать с гласными звуками в поезд. Гласные всегда изображают парово-
зики, а согласные - вагончики. Паровозик-гласный может прицеплять
ся к вагончику спереди, а может сзади.
Вот паровозик-гласный [а]. С ним хочет поиграть звук [х]. Паровозик при-
цепился спереди: [ах]! Поехал поезд, вздыхает на ходу: [ах / ах / ах / ах]!
Надоело поезду вздыхать, паровозик решил прицепиться к вагончику сза
ди и поменял свое место: [ха]! Поехал поезд, хохочет на ходу: [ха/ха/ха]!|
Поезд, в котором вагончики-гласные сцеплены с вагончиками-соглас
ными, называется слог.
(Педагог может сопровождать объяснение движениями рук: называв
звук [а} и тут же показывает ладонь одной руки. Называет звук [х] —
показывает ладонь другой руки. Сливая звуки, сдвигает ладони вместе.
Меняя звуки местами, меняет местами и ладони — скрещивает кисти
рук).
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание (см. прил. 3), комментируя его сле- дующими словами: «Представьте, что в поезд играют звуки [у] и [ф]. Сначала гласный прицепился к согласному звуку спереди. Какой слог получился? Едет поезд в горку и пар от напряжения пускает: [уф / уф / уф]. (Дети повторяют слог вместе с педагогом.) Устал паровозик! Прицепился сзади. Что это за слог? Будто встретился наш поезд с чем-то неприятным: [фу / фу / фу]!» (Дети повторяют но вый слог. Произнесение звуков может сопровождаться жестами, аналогичными тем, что описаны выше.)
2. Педагог просит детей составить поезда со звуками [м] и [у], [х]; и М> М и [°]- (Произнесение звуков может сопровождаться жестами, аналогичными тем, что описаны выше.)
3. Педагог задает детям вопрос: «Какие буквы для согласных звуков мы уже отыскали в сказках?» (буквы ж, ч, и), задает задание: «Вот слог-паровозик из звуков [ж] и [у]: [жу]. Попробуйте выложить его буквами. Поменяйте местами буквы в слоге-паровозике [уж]. Какое слово у вас получилось? Сколько в нем букв для гласных звуков? Сколько букв для согласных звуков?»
4. Педагог просит детей ответить на вопросы: «Какое слово можно составить из трех известных нам букв: а, и, ч?», «Сколько звуков
в слове «чай?», «А сколько слогов?» (столько же, сколько гласных звуков).
66
Занятие 27
Звонкие и глухие согласные
Беседа с детьми
В начале занятия проводятся звуковые игры с гласными: «Поезд» (на слияние согласного и гласного), игра на различение букв на карточках или на кубиках (по выбору педагога и детей).
Педагог предлагает вспомнить содержание прошлых занятий: «Мы с вами познакомились с гласными звуками и отыскали буквы для их обозначения. На прошлом занятии мы узнали, кроме гласных, и другие звуки. Как они называются? (Согласные). Чем они отличаются от гласных? (Вылетая в воздух, они встречают на своем пути различные препятствия).
В отличие от гласных, получающихся из голоса, в образовании согласных звуков принимают участие шумы - те, что получаются в результате преодоления препятствий. Кроме того, при произнесении гласных мы открываем рот. А все согласные требуют, чтобы мы, наоборот, закрывали рот (поэтому они не умеют «петь»). Почему согласные так называются?»
Текст для чтения или рассказывания
Глухие и звонкисогласные
Все согласные умеют шуметь, но по-своему. Одни делают это потихоньку, а другие в полный голос. Те, что шумят в полный голос, называются звонкими. Про них еще говорят, что они состоят из шума и голоса. А те, что шумят потихоньку, называются глухими. В них есть только шум, а голоса нет.
Задания для детей
1. Педагог учит детей узнавать звонкие и глухие согласные: «Положите руку на горлышко и скажите: [м]. Чувствуете, как горлышко дрожит? А дрожит оно, потому что звук [м] - звонкий. Он состоит не только из шума, но и из голоса. Голос и заставляет дрожать горлышко.
Снова положите руку на горлышко и скажите: [с]. Горлышко не дрожит. В звуке [с] нет голоса, а есть только шум. Это звук безголосый, или глухой».
2. Педагог просит детей определить, есть ли голос у звуков [н], [х], [ж], [ч] ([н] - звонкий, [х] - глухой, [ж] - звонкий, [ч'] - глухой).
3. Игра «Глухой - звонкий». Педагог называет согласный звук. Если звук звонкий, дети громко хлопают в ладоши, если глухой -
беззвучно дотрагиваются одной ладошкой до другой.
67
Занятие 28
Мягкие и твердые согласные
Беседа с детьми
В начале занятия педагог повторяет с детьми пройденный мате-риал: «Звуки бывают гласные и согласные. Назовите несколько глас-ных звуков. Назовите несколько согласных звуков. Из чего состоят гласные звуки? Из чего могут состоять согласные звуки? Какие со-гласные называются звонкими? Какие согласные называются глухи- ми? Как мы можем доказать глухость или звонкость согласного?»
И проводится игра «Глухой - звонкий».
Текст для чтения или рассказывания
Звуки мягкие, как вата/ и твердые, как камень
Какая на ощупь вата? Мягкая. А камень какой? Конечно, твердый. Со- гласные звуки тоже бывают твердые и мягкие. Только как же их пощупаешь, если они невидимые и бестелесные?. Да понарошку! Представьте себе, что звук летит маленьким комочком, а вы его ловите и щупаете.
Вот звук [м]. Какой он на ощупь? Давайте его «потрогаем». (Педагог имитирует движения, будто он поймал нечто и пробует сжать это нечто в кулаке.) С непривычки трудно понять. А возьмем-ка мы для сравнения звук [м'] (мь). Тут уж мы не ошибемся: чувствуете, какой он мягкий? Ну, а звук [м] твердый.
Теперь пощупаем понарошку звук [с']. Он твердый или мягкий? Верно, мягкий. А вот звук [с] - твердый».
Задания для детей
1. Игра «Твердый - мягкий». Первый вариант. Педагог произносит согласный звук и делает вид, что подкидывает его в воздух, словно мячик. Если звук твердый, дети выбрасывают вперед сжатый кулачок и говорят «твердый». Если звук мягкий, дети делают мягкое движение кистью и говорят «мягкий».
Второй вариант. Его можно использовать, когда дети научатся различать согласные звуки по твердости - мягкости.
Выходят двое играющих. Им выдается мяч. По жребию определяют, кто из детей первым кидает мяч.
Первый играющий произносит какой-нибудь согласный звук и кидает мячик другому игроку. Тот, кто ловит мяч, должен угадать, мягкий это звук или твердый, а затем придумывает и называет свой
68
звук и кидает мяч сопернику. При неправильном ответе или слиш
ком долгой паузе игроку засчитывают «гол». Три «гола» означают поражение в игре.
2. Проводятся звуковые игры на различение гласных звуков, на различение букв и на составление слогов.
Занятия 29-31 Встреча с буквой 3
Занятие 29
Беседа с детьми
В начале занятия проводятся игры на слияние гласных и согласных в слог, на определение глухости - звонкости и твердости -мягкости согласных.
Затем педагог начинает объяснение нового материала: «Вот как много мы уже знаем: и про гласные звуки, и про согласные. Во время прошлых сказочных путешествий мы стали обладателями десяти букв для обозначения гласных звуков. А вот букв для согласных у нас только три. Самое время произнести волшебные слова и отправиться по дороге в новую сказку...»
Дети вместе с педагогом произносят «волшебные» слова:
Вьется сказка, как дорожка, И куда-то нас ведет. Даже боязно немножко: Что-то впереди нас ждет?
А ждет нас сказка про прекрасную дочь Звездочета и про корень зла.
Текст для чтения или рассказывания
Сказка про прекрасную дочь Звездочета и про корень зла. Заколдованный замок
В давно забытые времена в загадочной заозерной стране жил-был Звездочет. Как только на землю спускалась ночь, Звездочет брал свою подзорную трубу и взбирался на самую высокую башню замка. Безотрывно смотрел он в темное небо и считал звезды - одну за другой, одну за другой! Как мечтал Звездочет закончить счет и занести заветное число в заколдованную книгу! Но каждый раз, когда ему казалось, что цель близка, время ночи близилось к завершению и занималась заря. На балкон старого замка выходила встречать утро прекрасная дочь Звездочета. Она успевала еще застать бледнеющие звезды и слышала их
69
прощальный привет рассвету. Дочь Звездочета ласково махала рукой гаснущим звездочкам и запевала песню зари. Ей было радостно и легко на сердце.
А Звездочету — тоскливо и грустно. Год от года все больше боялся ста рик первых вестников утра - зари и песни дочери. Ему казалось, именно они - причина его неудачи. Из-за них не успевает он закончит счет небесных светил, из-за них звезды гаснут в светлеющем небе.
БУКВЫ ДЛЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Занятие 26 Согласные звуки. Слог
Беседа с детьми
Перед началом занятия оформляется выставка детских рисунков с изображением домиков для букв, обозначающих гласные. Занятие начинается со звуковой игры и игры с буквами (по выбору педагога и детей).
Затем педагог задает детям вопросы: «Почему мы называем звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] гласными?» (они состоят из голоса), «Как это можно проверить?» (гласные умеют «петь»), «Какими буквами обозначаются гласные?» (буквами а, о, у, э, ы, и, я, ё, е, ю).
Педагог объясняет: «Букв для гласных больше, чем звуков. Для обозначения звука [а] существуют две буквы - а и я, звука [о] - буквы о и ё, звука [э] - буквы э и е, звука [у] - буквы у и ю». Педагог предлагает некоторым детям нарисовать эти буквы на доске или на большом листе бумаги.
И наконец просит вспомнить, как явились гласные звуки Поэту, придумавшему буквы (в виде бабочек с большими крыльями), и ответить на вопрос: «Каких еще бабочек разглядел Поэт на волшебной поляне?»
Текст для чтения или рассказывания
Звуковые поезда
...Кроме больших бабочек, Поэт сумел разглядеть и таких, которые появлялись на волшебной поляне, преодолевая различные преграды и препятствия на своем пути. Жили они совсем недолго: один взмах крылышек — и звук исчезал. Зато их появление производило невероятный шум: одни жужжали: «Ж-ж-ж!», другие шипели: «Ш-ш-ш!», третьи свистели: «С-с-с!», четвертые рычали: «Р-р-р!», пятые гудели, как слон в трубу: «Н-н-н!», а некоторые даже взрывались: «Г! К!». Эти звуки, объяснила Поэту Повелительница Звуков, называются согласными. Согласными их назвали потому, что они во всем соглашаются с гласными и составляют вместе с ними слова. Да и как им не соглашаться?! Ведь гласные главнее.
65
Есть такие коротенькие слова, которые состоят из одних гласных букв
С одним из таких слов вы уже познакомились. Это слово «ау». Если
переставить в нем буквы, как оно будет звучать? А из одних согласно
не только слов, даже слогов не бывает.
Что такое слог? Слушайте. Больше всего на свете согласные любят иг
рать с гласными звуками в поезд. Гласные всегда изображают парово-
зики, а согласные - вагончики. Паровозик-гласный может прицеплять
ся к вагончику спереди, а может сзади.
Вот паровозик-гласный [а]. С ним хочет поиграть звук [х]. Паровозик при-
цепился спереди: [ах]! Поехал поезд, вздыхает на ходу: [ах / ах / ах / ах]!
Надоело поезду вздыхать, паровозик решил прицепиться к вагончику сза
ди и поменял свое место: [ха]! Поехал поезд, хохочет на ходу: [ха/ха/ха]!|
Поезд, в котором вагончики-гласные сцеплены с вагончиками-соглас
ными, называется слог.
(Педагог может сопровождать объяснение движениями рук: называв
звук [а} и тут же показывает ладонь одной руки. Называет звук [х] —
показывает ладонь другой руки. Сливая звуки, сдвигает ладони вместе.
Меняя звуки местами, меняет местами и ладони — скрещивает кисти
рук).
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание (см. прил. 3), комментируя его сле- дующими словами: «Представьте, что в поезд играют звуки [у] и [ф]. Сначала гласный прицепился к согласному звуку спереди. Какой слог получился? Едет поезд в горку и пар от напряжения пускает: [уф / уф / уф]. (Дети повторяют слог вместе с педагогом.) Устал паровозик! Прицепился сзади. Что это за слог? Будто встретился наш поезд с чем-то неприятным: [фу / фу / фу]!» (Дети повторяют но вый слог. Произнесение звуков может сопровождаться жестами, аналогичными тем, что описаны выше.)
2. Педагог просит детей составить поезда со звуками [м] и [у], [х]; и М> М и [°]- (Произнесение звуков может сопровождаться жестами, аналогичными тем, что описаны выше.)
3. Педагог задает детям вопрос: «Какие буквы для согласных звуков мы уже отыскали в сказках?» (буквы ж, ч, и), задает задание: «Вот слог-паровозик из звуков [ж] и [у]: [жу]. Попробуйте выложить его буквами. Поменяйте местами буквы в слоге-паровозике [уж]. Какое слово у вас получилось? Сколько в нем букв для гласных звуков? Сколько букв для согласных звуков?»
4. Педагог просит детей ответить на вопросы: «Какое слово можно составить из трех известных нам букв: а, и, ч?», «Сколько звуков
в слове «чай?», «А сколько слогов?» (столько же, сколько гласных звуков).
66
Занятие 27
Звонкие и глухие согласные
Беседа с детьми
В начале занятия проводятся звуковые игры с гласными: «Поезд» (на слияние согласного и гласного), игра на различение букв на карточках или на кубиках (по выбору педагога и детей).
Педагог предлагает вспомнить содержание прошлых занятий: «Мы с вами познакомились с гласными звуками и отыскали буквы для их обозначения. На прошлом занятии мы узнали, кроме гласных, и другие звуки. Как они называются? (Согласные). Чем они отличаются от гласных? (Вылетая в воздух, они встречают на своем пути различные препятствия).
В отличие от гласных, получающихся из голоса, в образовании согласных звуков принимают участие шумы - те, что получаются в результате преодоления препятствий. Кроме того, при произнесении гласных мы открываем рот. А все согласные требуют, чтобы мы, наоборот, закрывали рот (поэтому они не умеют «петь»). Почему согласные так называются?»
Текст для чтения или рассказывания
Глухие и звонкисогласные
Все согласные умеют шуметь, но по-своему. Одни делают это потихоньку, а другие в полный голос. Те, что шумят в полный голос, называются звонкими. Про них еще говорят, что они состоят из шума и голоса. А те, что шумят потихоньку, называются глухими. В них есть только шум, а голоса нет.
Задания для детей
1. Педагог учит детей узнавать звонкие и глухие согласные: «Положите руку на горлышко и скажите: [м]. Чувствуете, как горлышко дрожит? А дрожит оно, потому что звук [м] - звонкий. Он состоит не только из шума, но и из голоса. Голос и заставляет дрожать горлышко.
Снова положите руку на горлышко и скажите: [с]. Горлышко не дрожит. В звуке [с] нет голоса, а есть только шум. Это звук безголосый, или глухой».
2. Педагог просит детей определить, есть ли голос у звуков [н], [х], [ж], [ч] ([н] - звонкий, [х] - глухой, [ж] - звонкий, [ч'] - глухой).
3. Игра «Глухой - звонкий». Педагог называет согласный звук. Если звук звонкий, дети громко хлопают в ладоши, если глухой -
беззвучно дотрагиваются одной ладошкой до другой.
67
Занятие 28
Мягкие и твердые согласные
Беседа с детьми
В начале занятия педагог повторяет с детьми пройденный мате-риал: «Звуки бывают гласные и согласные. Назовите несколько глас-ных звуков. Назовите несколько согласных звуков. Из чего состоят гласные звуки? Из чего могут состоять согласные звуки? Какие со-гласные называются звонкими? Какие согласные называются глухи- ми? Как мы можем доказать глухость или звонкость согласного?»
И проводится игра «Глухой - звонкий».
Текст для чтения или рассказывания
Звуки мягкие, как вата/ и твердые, как камень
Какая на ощупь вата? Мягкая. А камень какой? Конечно, твердый. Со- гласные звуки тоже бывают твердые и мягкие. Только как же их пощупаешь, если они невидимые и бестелесные?. Да понарошку! Представьте себе, что звук летит маленьким комочком, а вы его ловите и щупаете.
Вот звук [м]. Какой он на ощупь? Давайте его «потрогаем». (Педагог имитирует движения, будто он поймал нечто и пробует сжать это нечто в кулаке.) С непривычки трудно понять. А возьмем-ка мы для сравнения звук [м'] (мь). Тут уж мы не ошибемся: чувствуете, какой он мягкий? Ну, а звук [м] твердый.
Теперь пощупаем понарошку звук [с']. Он твердый или мягкий? Верно, мягкий. А вот звук [с] - твердый».
Задания для детей
1. Игра «Твердый - мягкий». Первый вариант. Педагог произносит согласный звук и делает вид, что подкидывает его в воздух, словно мячик. Если звук твердый, дети выбрасывают вперед сжатый кулачок и говорят «твердый». Если звук мягкий, дети делают мягкое движение кистью и говорят «мягкий».
Второй вариант. Его можно использовать, когда дети научатся различать согласные звуки по твердости - мягкости.
Выходят двое играющих. Им выдается мяч. По жребию определяют, кто из детей первым кидает мяч.
Первый играющий произносит какой-нибудь согласный звук и кидает мячик другому игроку. Тот, кто ловит мяч, должен угадать, мягкий это звук или твердый, а затем придумывает и называет свой
68
звук и кидает мяч сопернику. При неправильном ответе или слиш
ком долгой паузе игроку засчитывают «гол». Три «гола» означают поражение в игре.
2. Проводятся звуковые игры на различение гласных звуков, на различение букв и на составление слогов.
Занятия 29-31 Встреча с буквой 3
Занятие 29
Беседа с детьми
В начале занятия проводятся игры на слияние гласных и согласных в слог, на определение глухости - звонкости и твердости -мягкости согласных.
Затем педагог начинает объяснение нового материала: «Вот как много мы уже знаем: и про гласные звуки, и про согласные. Во время прошлых сказочных путешествий мы стали обладателями десяти букв для обозначения гласных звуков. А вот букв для согласных у нас только три. Самое время произнести волшебные слова и отправиться по дороге в новую сказку...»
Дети вместе с педагогом произносят «волшебные» слова:
Вьется сказка, как дорожка, И куда-то нас ведет. Даже боязно немножко: Что-то впереди нас ждет?
А ждет нас сказка про прекрасную дочь Звездочета и про корень зла.
Текст для чтения или рассказывания
Сказка про прекрасную дочь Звездочета и про корень зла. Заколдованный замок
В давно забытые времена в загадочной заозерной стране жил-был Звездочет. Как только на землю спускалась ночь, Звездочет брал свою подзорную трубу и взбирался на самую высокую башню замка. Безотрывно смотрел он в темное небо и считал звезды - одну за другой, одну за другой! Как мечтал Звездочет закончить счет и занести заветное число в заколдованную книгу! Но каждый раз, когда ему казалось, что цель близка, время ночи близилось к завершению и занималась заря. На балкон старого замка выходила встречать утро прекрасная дочь Звездочета. Она успевала еще застать бледнеющие звезды и слышала их
69
прощальный привет рассвету. Дочь Звездочета ласково махала рукой гаснущим звездочкам и запевала песню зари. Ей было радостно и легко на сердце.
А Звездочету — тоскливо и грустно. Год от года все больше боялся ста рик первых вестников утра - зари и песни дочери. Ему казалось, именно они - причина его неудачи. Из-за них не успевает он закончит счет небесных светил, из-за них звезды гаснут в светлеющем небе.