Файл: Удк 373 ббк 74. 102 А79.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
жен найти ту букву, которую назовет водящий.

Игра имеет несколько степеней сложности и различные вари­анты.

Начинать надо с двух букв, увеличивая их количество.

2. Игра «Разложи буквы в нужном порядке» (см. занятие 15). Игру можно усложнить, если дети будут иметь дело с рельефными буквами и работать с закрытыми глазами.

Правда, с завязанными глазами играющие не смогут бегать. Тог­да каждая новая пара сначала занимает позицию у стола или у дру­гой поверхности, где разложены наборы букв, и начинает работать по звуковому сигналу.

3. Игра «Разложи буквы в два ряда». Соревноваться могут как два игрока, так и команды. Из общего набора букв одной команде надо выбрать те, которые обозначают гласный звук, другой — глас­ный и звук [1].

Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами.

Занятие 20

Закрепление знаний о букве Я

Беседа с детьми

Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на рас­познавание букв.

Затем педагог предлагает детям посмотреть на картинку с на­рисованным домиком к «Буквоедской сказке» и просит ответить на вопросы: «Какие буквы жили в домике у Пети?», «Что произош­ло, когда Дед-Буквоед решил сварить в одном котле буквы о, а, у, э и букву и?», «Какие буквы получились в результате этого колдов­ства?», «Какие звуки обозначает буква я? Какой звук при озвучива­нии буквы я «поется»?

Задания для детей

1. Педагог просит детей закрыть глаза и выбрать из набора рель­ефных букв букву я.

2. Педагог дает детям задание: «Положите букву на альбомный лист и обведите по контуру. Помните: голова буквы я всегда смот­рит влево. Раскрасьте букву».

59

3. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом. Педагог читает его вслух:

Яша по лесу ходил,

Яша в яму угодил.

Яше сразу стало ясно,

Что пошел он в лес напрасно.

Затем дает задание: «Отыщите в рифмовке все буквы я. Обведи­те их оранжевым треугольничком. Найдите в тексте буквы а, о, у, и».

4. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -подписи с пропущенной буквой я (...годы (ягоды), ...хта (яхта), ...ма (яма), ...корь (якорь)).

Педагог дает задание рассмотреть картинки, вписать букву я вме­
сто пропусков.

5. Педагог просит детей скопировать слова.

6. Домашнее задание для желающих: нарисовать большую букву Я и превратить ее в свой «буквенный» портрет.

Занятия 21-24

Закрепление знаний о буквах Ё, Я, Е, Ю

Занятие 21

Беседа с детьми

Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на рас­познание букв.

Задания для детей

1. Педагог дает детям задание отыскать в рифмовке все буквы е. Обвести их оранжевым квадратиком:

Ели дети в день рожденья Ежевичное варенье.

2. Педагог задает детям вопрос: «Какие еще буквы, содержащие звук [1], встретились в тексте?»

Занятие 22

Беседа с детьми

Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) или с игры рас­познания букв.

60

Задания для детей

1. Педагог дает детям задание отыскать в рифмовке все буквы ю. Подчеркнуть их оранжевой черточкой:

На севере свищут вьюги. А солнце печет на юге, Там птички песни поют, Прекрасные гнездышки вьют.

2. Педагог задает детям вопрос: «Какие еще буквы, появившиеся в котле Буквоеда, встретились в этой рифмовке?»

3. Игра «Отгадай слово». Педагог показывает детям картинки, подписанные словами с пропущенной буквой ю (см. прил. 3), и зада­ет вопрос: «Догадайтесь, какие слова подписаны под картинками:

Первое слово - имя мальчика. Оно начинается с буквы ю (Юра).

Второе слово обозначает сторону света. Это не север, а... (юг).

Третье слово обозначает переносной дом, сделанный из войлока (юрта)».

Педагог предлагает детям вписать вместо пропусков букву ю.

Занятие 23

Беседа с детьми

Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) или с игры рас­познания букв.

Задания для детей

1. Педагог показывает детям картинки (см. прил. 3), подпи­санные словами с пропущенной буквой ё (...ж(ёж), ...рш (ёрш), ...лка (ёлка)), задает вопрос: «Что нарисовано на картинках?»

2. Педагог дает задание детям в словах под картинками вместо пропусков вставить букву ё, ответить на вопрос: «Какая картинка в ряду лишняя?» и обвести слово под ней в рамочку.

Занятие 24

Беседа с детьми



Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на рас­познавание букв.

Задания для детей

1. Перед каждым ребенком - карточка с контурным домиком (см. прил. 3, занятие 18). Педагог дает задание: «Вот домик. Поселите

61

в него буквы а, о, у, э, ы. Рядом нарисуйте другой домик и заселите его новыми знакомыми: здесь должны жить буквы я, ё, ю, е».

2. Педагог просит детей прочитать буквы в окошках нового до­мика, ответить на вопрос: «Можно ли «спеть» звуки, что прячутся внутри этих букв?» Затем сам отвечает: «Конечно, можно. Ведь в них живут наши старые знакомые - звуки [а], [о], [у], [э], те, что склеились со звуком [1]. Значит, я, ё, ю, е - буквы для гласных звуков. А так как в них живет еще звук [1], они называются йотированными».

3. Игра «Какая буква последняя?»

Первый вариант. Перед детьми - карточки с буквами я, ё, ю, е. Ведущий (педагог) придумывает какое-нибудь слово, которое кон­чается на йотированную букву, и говорит: «В слове «семья»...». Дети должны закончить предложение: «...последняя буква я» и показать карточку с буквой я.

Ведущий: Дети:

В слове «копье»... - ... последняя буква ё.

В слове «ружье»... - ... последняя буква ё.

В слове «клюю»... - ... последняя буква ю.

В слове «белье»... - .. .последняя буква ё.

В слове «полью»... - ...последняя буква ю.

Для удобства можно заранее заготовить карточки с текстом.

Второй вариант. Он отличается словами ведущего.

Ведущий: Дети:

Песню я тебе спою - Последняя буква ю.

Я увидел воробья - Последняя буква я.

Воин победил в бою - Последняя буква ю.

Льется песня соловья - Последняя буква я.

Когда дети освоят игру, можно предложить им попробовать свои силы в игре поодиночке.

5. Домашнее задание для желающих: нарисовать все буквы, ко­торые были обнаружены в сказках.

Занятие 25 Встреча с буквой И

Беседа с детьми

Занятие начинается с оформления выставки и рассматривания рисунков. Педагог просит детей прочитать нарисованные буквы.

Текст для чтения или рассказывания

Карандаш слегка скрипит. Но у букв прекрасный вид! Кто все эти буквы знает,

62

Тот легко их оживит: Раз - и букву прочитает, Буква сразу зазвучит!


Как здорово у вас получается рисовать буквы и оживлять звуки! Как тут не обрадоваться, не улыбнуться! А знаете, какой звук самый «улыбчи­вый»? Ну-ка, улыбнитесь и попробуйте сами догадаться. Конечно, это звук [и].

Неслучайно он слышится в очень важном слове «мир». С него начина­ется слово «игры».

Для звука [и] есть специальная буква - буква и. (Педагог показывает карточку с буквой и). Возможно, она родилась из нашей улыбки:

Улыбнись - и букву и Нам скорее подари!

Задания для детей

1. Педагог дает детям задание нарисовать большую красивую букву и, прочитать ее.

2. Педагог задает детям вопросы: «Какой звук обозначает буква и?», «Умеет ли этот звук петь?», «Звук [и] состоит из голоса, значит он -...» (гласный)

3. Педагог просит детей придумать слова, которые начинаются на звук [и], в которых звук [и] слышится в середине, в конце.

Словарик: игры, имя, ива, искра, Ира, Инна; мир, пир, тир, вид, рис, риф, рифма, ритм; говори, бери, буди, сиди, смотри, лети.

4. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом. Педагог читает его вслух:

Древний полководец Кир Покорил когда-то мир. И устроил этот Кир В честь своей победы пир.

Затем дает задание: «Отыщите в рифмовке все буквы и, поставь­те под ними красную точку. При помощи условных значков выдели­те другие известные вам буквы для обозначения гласных» и спраши­вает: «Каких букв для гласных не оказалось в тексте?»

5. Перед детьми - карточки с домиками, разделенными на окош­ки-клеточки (см. прил. 3, занятие 18). Педагог дает детям задание: «Заселите домики. В одном домике будут жить буквы, обозначаю­щие гласные звуки, в другом - буквы, обозначающие два звука -звук [1] и гласный».

6. Педагог просит детей посчитать окошки в каждом домике и от­ветить на вопросы: «Сколько заселенных квартир в первом доми­ке?», «Сколько заселенных квартир во втором домике?». Затем дает

63

задание: «Свободное окошко осталось с домике для йотированных!

букв. Вместе с ними будет жить буква и. Поселите ее в незанятую!

квартиру, т. к. буква и тоже умеет обозначать два звука - звук й

и звук [и]».
7. Игра «Какая буква последняя?».
Педагог: Дети:
В слове «соловьи»... - .. .последняя буква и.

В слове «воробьи»... - .. .последняя буква и.
В слове «муравьи»... - ... последняя буква и.
В слове «ручьи»... - ...последняя буква и.

Расшумелись воробьи:

- Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы? Чьи?

- Разбудили нас лучи Солнышка, — журчат ручьи.

Педагог: Дети:

Есть ладья. - Нет... (ладьи). - Последняя буква и.
Есть попадья. - Нет...
(попадьи). - Последняя буква и.
Есть бадья. - Нет... (бадьи). - Последняя буква и.

8. Перед каждым ребенком - карточка с кусочками «размытой» буквы и (см. прил. 4). Педагог просит детей восстановить букву. ?

9. Игра «Найди свой домик». Окончив работу по восстановле­нию букв, дети становятся обладателями карточек с изображением! йотированных или нейотированных гласных. По взмаху «волшеб­ной» палочки на время предстоящей игры они сами превращаются5 в эти буквы. «Буквы» каждой группы собираются в свой «домик». Это может быть круг, обозначенный обручем или веревкой, или фла­жок, другой символ, вокруг которого надо встать, взявшись за руки, или нарисованный на плотной бумаге либо на ткани домик с клеточ­ками наподобие классиков. По первому условному сигналу дети раз­бегаются по комнате, по второму - собираются в свой домик. Побеж­дает та команда, «буквы» которой соберутся быстрее. Чтобы услож-1 нить игру, ведущий может все время менять место сбора команды.

10. Игра «Выразительные звуки». Добавляется настроение зву­ка [и]: «Звук [ы] произносим со злобой и с угрозой: зубы оскалены, кулаки сжаты, все тело напряжено. Застыть в напряжении на не-] сколько секунд. Но тут опасность отступает: мы ее напугали.

Глубокий выдох. Тело расслабляется, кулаки разжимаются, кисти рук плавно разводятся в стороны. Губы расплываются в улыбке. Произносим звук [и]: нас охватывает радость, умиление, доброта».

11. Домашнее задание для желающих: в нарисованные домики заселить нейотированные и йотированные буквы.