ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
жен найти ту букву, которую назовет водящий.
Игра имеет несколько степеней сложности и различные варианты.
Начинать надо с двух букв, увеличивая их количество.
2. Игра «Разложи буквы в нужном порядке» (см. занятие 15). Игру можно усложнить, если дети будут иметь дело с рельефными буквами и работать с закрытыми глазами.
Правда, с завязанными глазами играющие не смогут бегать. Тогда каждая новая пара сначала занимает позицию у стола или у другой поверхности, где разложены наборы букв, и начинает работать по звуковому сигналу.
3. Игра «Разложи буквы в два ряда». Соревноваться могут как два игрока, так и команды. Из общего набора букв одной команде надо выбрать те, которые обозначают гласный звук, другой — гласный и звук [1].
Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами.
Занятие 20
Закрепление знаний о букве Я
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознавание букв.
Затем педагог предлагает детям посмотреть на картинку с нарисованным домиком к «Буквоедской сказке» и просит ответить на вопросы: «Какие буквы жили в домике у Пети?», «Что произошло, когда Дед-Буквоед решил сварить в одном котле буквы о, а, у, э и букву и?», «Какие буквы получились в результате этого колдовства?», «Какие звуки обозначает буква я? Какой звук при озвучивании буквы я «поется»?
Задания для детей
1. Педагог просит детей закрыть глаза и выбрать из набора рельефных букв букву я.
2. Педагог дает детям задание: «Положите букву на альбомный лист и обведите по контуру. Помните: голова буквы я всегда смотрит влево. Раскрасьте букву».
59
3. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом. Педагог читает его вслух:
Яша по лесу ходил,
Яша в яму угодил.
Яше сразу стало ясно,
Что пошел он в лес напрасно.
Затем дает задание: «Отыщите в рифмовке все буквы я. Обведите их оранжевым треугольничком. Найдите в тексте буквы а, о, у, и».
4. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -подписи с пропущенной буквой я (...годы (ягоды), ...хта (яхта), ...ма (яма), ...корь (якорь)).
Педагог дает задание рассмотреть картинки, вписать букву я вме
сто пропусков.
5. Педагог просит детей скопировать слова.
6. Домашнее задание для желающих: нарисовать большую букву Я и превратить ее в свой «буквенный» портрет.
Занятия 21-24
Закрепление знаний о буквах Ё, Я, Е, Ю
Занятие 21
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознание букв.
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание отыскать в рифмовке все буквы е. Обвести их оранжевым квадратиком:
Ели дети в день рожденья Ежевичное варенье.
2. Педагог задает детям вопрос: «Какие еще буквы, содержащие звук [1], встретились в тексте?»
Занятие 22
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) или с игры распознания букв.
60
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание отыскать в рифмовке все буквы ю. Подчеркнуть их оранжевой черточкой:
На севере свищут вьюги. А солнце печет на юге, Там птички песни поют, Прекрасные гнездышки вьют.
2. Педагог задает детям вопрос: «Какие еще буквы, появившиеся в котле Буквоеда, встретились в этой рифмовке?»
3. Игра «Отгадай слово». Педагог показывает детям картинки, подписанные словами с пропущенной буквой ю (см. прил. 3), и задает вопрос: «Догадайтесь, какие слова подписаны под картинками:
Первое слово - имя мальчика. Оно начинается с буквы ю (Юра).
Второе слово обозначает сторону света. Это не север, а... (юг).
Третье слово обозначает переносной дом, сделанный из войлока (юрта)».
Педагог предлагает детям вписать вместо пропусков букву ю.
Занятие 23
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) или с игры распознания букв.
Задания для детей
1. Педагог показывает детям картинки (см. прил. 3), подписанные словами с пропущенной буквой ё (...ж(ёж), ...рш (ёрш), ...лка (ёлка)), задает вопрос: «Что нарисовано на картинках?»
2. Педагог дает задание детям в словах под картинками вместо пропусков вставить букву ё, ответить на вопрос: «Какая картинка в ряду лишняя?» и обвести слово под ней в рамочку.
Занятие 24
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознавание букв.
Задания для детей
1. Перед каждым ребенком - карточка с контурным домиком (см. прил. 3, занятие 18). Педагог дает задание: «Вот домик. Поселите
61
в него буквы а, о, у, э, ы. Рядом нарисуйте другой домик и заселите его новыми знакомыми: здесь должны жить буквы я, ё, ю, е».
2. Педагог просит детей прочитать буквы в окошках нового домика, ответить на вопрос: «Можно ли «спеть» звуки, что прячутся внутри этих букв?» Затем сам отвечает: «Конечно, можно. Ведь в них живут наши старые знакомые - звуки [а], [о], [у], [э], те, что склеились со звуком [1]. Значит, я, ё, ю, е - буквы для гласных звуков. А так как в них живет еще звук [1], они называются йотированными».
3. Игра «Какая буква последняя?»
Первый вариант. Перед детьми - карточки с буквами я, ё, ю, е. Ведущий (педагог) придумывает какое-нибудь слово, которое кончается на йотированную букву, и говорит: «В слове «семья»...». Дети должны закончить предложение: «...последняя буква я» и показать карточку с буквой я.
Ведущий: Дети:
В слове «копье»... - ... последняя буква ё.
В слове «ружье»... - ... последняя буква ё.
В слове «клюю»... - ... последняя буква ю.
В слове «белье»... - .. .последняя буква ё.
В слове «полью»... - ...последняя буква ю.
Для удобства можно заранее заготовить карточки с текстом.
Второй вариант. Он отличается словами ведущего.
Ведущий: Дети:
Песню я тебе спою - Последняя буква ю.
Я увидел воробья - Последняя буква я.
Воин победил в бою - Последняя буква ю.
Льется песня соловья - Последняя буква я.
Когда дети освоят игру, можно предложить им попробовать свои силы в игре поодиночке.
5. Домашнее задание для желающих: нарисовать все буквы, которые были обнаружены в сказках.
Занятие 25 Встреча с буквой И
Беседа с детьми
Занятие начинается с оформления выставки и рассматривания рисунков. Педагог просит детей прочитать нарисованные буквы.
Текст для чтения или рассказывания
Карандаш слегка скрипит. Но у букв прекрасный вид! Кто все эти буквы знает,
62
Тот легко их оживит: Раз - и букву прочитает, Буква сразу зазвучит!
Как здорово у вас получается рисовать буквы и оживлять звуки! Как тут не обрадоваться, не улыбнуться! А знаете, какой звук самый «улыбчивый»? Ну-ка, улыбнитесь и попробуйте сами догадаться. Конечно, это звук [и].
Неслучайно он слышится в очень важном слове «мир». С него начинается слово «игры».
Для звука [и] есть специальная буква - буква и. (Педагог показывает карточку с буквой и). Возможно, она родилась из нашей улыбки:
Улыбнись - и букву и Нам скорее подари!
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание нарисовать большую красивую букву и, прочитать ее.
2. Педагог задает детям вопросы: «Какой звук обозначает буква и?», «Умеет ли этот звук петь?», «Звук [и] состоит из голоса, значит он -...» (гласный)
3. Педагог просит детей придумать слова, которые начинаются на звук [и], в которых звук [и] слышится в середине, в конце.
Словарик: игры, имя, ива, искра, Ира, Инна; мир, пир, тир, вид, рис, риф, рифма, ритм; говори, бери, буди, сиди, смотри, лети.
4. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом. Педагог читает его вслух:
Древний полководец Кир Покорил когда-то мир. И устроил этот Кир В честь своей победы пир.
Затем дает задание: «Отыщите в рифмовке все буквы и, поставьте под ними красную точку. При помощи условных значков выделите другие известные вам буквы для обозначения гласных» и спрашивает: «Каких букв для гласных не оказалось в тексте?»
5. Перед детьми - карточки с домиками, разделенными на окошки-клеточки (см. прил. 3, занятие 18). Педагог дает детям задание: «Заселите домики. В одном домике будут жить буквы, обозначающие гласные звуки, в другом - буквы, обозначающие два звука -звук [1] и гласный».
6. Педагог просит детей посчитать окошки в каждом домике и ответить на вопросы: «Сколько заселенных квартир в первом домике?», «Сколько заселенных квартир во втором домике?». Затем дает
63
задание: «Свободное окошко осталось с домике для йотированных!
букв. Вместе с ними будет жить буква и. Поселите ее в незанятую!
квартиру, т. к. буква и тоже умеет обозначать два звука - звук й
и звук [и]».
7. Игра «Какая буква последняя?».
Педагог: Дети:
В слове «соловьи»... - .. .последняя буква и.
В слове «воробьи»... - .. .последняя буква и.
В слове «муравьи»... - ... последняя буква и.
В слове «ручьи»... - ...последняя буква и.
Расшумелись воробьи:
- Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы? Чьи?
- Разбудили нас лучи Солнышка, — журчат ручьи.
Педагог: Дети:
Есть ладья. - Нет... (ладьи). - Последняя буква и.
Есть попадья. - Нет... (попадьи). - Последняя буква и.
Есть бадья. - Нет... (бадьи). - Последняя буква и.
8. Перед каждым ребенком - карточка с кусочками «размытой» буквы и (см. прил. 4). Педагог просит детей восстановить букву. ?
9. Игра «Найди свой домик». Окончив работу по восстановлению букв, дети становятся обладателями карточек с изображением! йотированных или нейотированных гласных. По взмаху «волшебной» палочки на время предстоящей игры они сами превращаются5 в эти буквы. «Буквы» каждой группы собираются в свой «домик». Это может быть круг, обозначенный обручем или веревкой, или флажок, другой символ, вокруг которого надо встать, взявшись за руки, или нарисованный на плотной бумаге либо на ткани домик с клеточками наподобие классиков. По первому условному сигналу дети разбегаются по комнате, по второму - собираются в свой домик. Побеждает та команда, «буквы» которой соберутся быстрее. Чтобы услож-1 нить игру, ведущий может все время менять место сбора команды.
10. Игра «Выразительные звуки». Добавляется настроение звука [и]: «Звук [ы] произносим со злобой и с угрозой: зубы оскалены, кулаки сжаты, все тело напряжено. Застыть в напряжении на не-] сколько секунд. Но тут опасность отступает: мы ее напугали.
Глубокий выдох. Тело расслабляется, кулаки разжимаются, кисти рук плавно разводятся в стороны. Губы расплываются в улыбке. Произносим звук [и]: нас охватывает радость, умиление, доброта».
11. Домашнее задание для желающих: в нарисованные домики заселить нейотированные и йотированные буквы.
Игра имеет несколько степеней сложности и различные варианты.
Начинать надо с двух букв, увеличивая их количество.
2. Игра «Разложи буквы в нужном порядке» (см. занятие 15). Игру можно усложнить, если дети будут иметь дело с рельефными буквами и работать с закрытыми глазами.
Правда, с завязанными глазами играющие не смогут бегать. Тогда каждая новая пара сначала занимает позицию у стола или у другой поверхности, где разложены наборы букв, и начинает работать по звуковому сигналу.
3. Игра «Разложи буквы в два ряда». Соревноваться могут как два игрока, так и команды. Из общего набора букв одной команде надо выбрать те, которые обозначают гласный звук, другой — гласный и звук [1].
Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами.
Занятие 20
Закрепление знаний о букве Я
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознавание букв.
Затем педагог предлагает детям посмотреть на картинку с нарисованным домиком к «Буквоедской сказке» и просит ответить на вопросы: «Какие буквы жили в домике у Пети?», «Что произошло, когда Дед-Буквоед решил сварить в одном котле буквы о, а, у, э и букву и?», «Какие буквы получились в результате этого колдовства?», «Какие звуки обозначает буква я? Какой звук при озвучивании буквы я «поется»?
Задания для детей
1. Педагог просит детей закрыть глаза и выбрать из набора рельефных букв букву я.
2. Педагог дает детям задание: «Положите букву на альбомный лист и обведите по контуру. Помните: голова буквы я всегда смотрит влево. Раскрасьте букву».
59
3. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом. Педагог читает его вслух:
Яша по лесу ходил,
Яша в яму угодил.
Яше сразу стало ясно,
Что пошел он в лес напрасно.
Затем дает задание: «Отыщите в рифмовке все буквы я. Обведите их оранжевым треугольничком. Найдите в тексте буквы а, о, у, и».
4. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -подписи с пропущенной буквой я (...годы (ягоды), ...хта (яхта), ...ма (яма), ...корь (якорь)).
Педагог дает задание рассмотреть картинки, вписать букву я вме
сто пропусков.
5. Педагог просит детей скопировать слова.
6. Домашнее задание для желающих: нарисовать большую букву Я и превратить ее в свой «буквенный» портрет.
Занятия 21-24
Закрепление знаний о буквах Ё, Я, Е, Ю
Занятие 21
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознание букв.
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание отыскать в рифмовке все буквы е. Обвести их оранжевым квадратиком:
Ели дети в день рожденья Ежевичное варенье.
2. Педагог задает детям вопрос: «Какие еще буквы, содержащие звук [1], встретились в тексте?»
Занятие 22
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) или с игры распознания букв.
60
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание отыскать в рифмовке все буквы ю. Подчеркнуть их оранжевой черточкой:
На севере свищут вьюги. А солнце печет на юге, Там птички песни поют, Прекрасные гнездышки вьют.
2. Педагог задает детям вопрос: «Какие еще буквы, появившиеся в котле Буквоеда, встретились в этой рифмовке?»
3. Игра «Отгадай слово». Педагог показывает детям картинки, подписанные словами с пропущенной буквой ю (см. прил. 3), и задает вопрос: «Догадайтесь, какие слова подписаны под картинками:
Первое слово - имя мальчика. Оно начинается с буквы ю (Юра).
Второе слово обозначает сторону света. Это не север, а... (юг).
Третье слово обозначает переносной дом, сделанный из войлока (юрта)».
Педагог предлагает детям вписать вместо пропусков букву ю.
Занятие 23
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) или с игры распознания букв.
Задания для детей
1. Педагог показывает детям картинки (см. прил. 3), подписанные словами с пропущенной буквой ё (...ж(ёж), ...рш (ёрш), ...лка (ёлка)), задает вопрос: «Что нарисовано на картинках?»
2. Педагог дает задание детям в словах под картинками вместо пропусков вставить букву ё, ответить на вопрос: «Какая картинка в ряду лишняя?» и обвести слово под ней в рамочку.
Занятие 24
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознавание букв.
Задания для детей
1. Перед каждым ребенком - карточка с контурным домиком (см. прил. 3, занятие 18). Педагог дает задание: «Вот домик. Поселите
61
в него буквы а, о, у, э, ы. Рядом нарисуйте другой домик и заселите его новыми знакомыми: здесь должны жить буквы я, ё, ю, е».
2. Педагог просит детей прочитать буквы в окошках нового домика, ответить на вопрос: «Можно ли «спеть» звуки, что прячутся внутри этих букв?» Затем сам отвечает: «Конечно, можно. Ведь в них живут наши старые знакомые - звуки [а], [о], [у], [э], те, что склеились со звуком [1]. Значит, я, ё, ю, е - буквы для гласных звуков. А так как в них живет еще звук [1], они называются йотированными».
3. Игра «Какая буква последняя?»
Первый вариант. Перед детьми - карточки с буквами я, ё, ю, е. Ведущий (педагог) придумывает какое-нибудь слово, которое кончается на йотированную букву, и говорит: «В слове «семья»...». Дети должны закончить предложение: «...последняя буква я» и показать карточку с буквой я.
Ведущий: Дети:
В слове «копье»... - ... последняя буква ё.
В слове «ружье»... - ... последняя буква ё.
В слове «клюю»... - ... последняя буква ю.
В слове «белье»... - .. .последняя буква ё.
В слове «полью»... - ...последняя буква ю.
Для удобства можно заранее заготовить карточки с текстом.
Второй вариант. Он отличается словами ведущего.
Ведущий: Дети:
Песню я тебе спою - Последняя буква ю.
Я увидел воробья - Последняя буква я.
Воин победил в бою - Последняя буква ю.
Льется песня соловья - Последняя буква я.
Когда дети освоят игру, можно предложить им попробовать свои силы в игре поодиночке.
5. Домашнее задание для желающих: нарисовать все буквы, которые были обнаружены в сказках.
Занятие 25 Встреча с буквой И
Беседа с детьми
Занятие начинается с оформления выставки и рассматривания рисунков. Педагог просит детей прочитать нарисованные буквы.
Текст для чтения или рассказывания
Карандаш слегка скрипит. Но у букв прекрасный вид! Кто все эти буквы знает,
62
Тот легко их оживит: Раз - и букву прочитает, Буква сразу зазвучит!
Как здорово у вас получается рисовать буквы и оживлять звуки! Как тут не обрадоваться, не улыбнуться! А знаете, какой звук самый «улыбчивый»? Ну-ка, улыбнитесь и попробуйте сами догадаться. Конечно, это звук [и].
Неслучайно он слышится в очень важном слове «мир». С него начинается слово «игры».
Для звука [и] есть специальная буква - буква и. (Педагог показывает карточку с буквой и). Возможно, она родилась из нашей улыбки:
Улыбнись - и букву и Нам скорее подари!
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание нарисовать большую красивую букву и, прочитать ее.
2. Педагог задает детям вопросы: «Какой звук обозначает буква и?», «Умеет ли этот звук петь?», «Звук [и] состоит из голоса, значит он -...» (гласный)
3. Педагог просит детей придумать слова, которые начинаются на звук [и], в которых звук [и] слышится в середине, в конце.
Словарик: игры, имя, ива, искра, Ира, Инна; мир, пир, тир, вид, рис, риф, рифма, ритм; говори, бери, буди, сиди, смотри, лети.
4. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом. Педагог читает его вслух:
Древний полководец Кир Покорил когда-то мир. И устроил этот Кир В честь своей победы пир.
Затем дает задание: «Отыщите в рифмовке все буквы и, поставьте под ними красную точку. При помощи условных значков выделите другие известные вам буквы для обозначения гласных» и спрашивает: «Каких букв для гласных не оказалось в тексте?»
5. Перед детьми - карточки с домиками, разделенными на окошки-клеточки (см. прил. 3, занятие 18). Педагог дает детям задание: «Заселите домики. В одном домике будут жить буквы, обозначающие гласные звуки, в другом - буквы, обозначающие два звука -звук [1] и гласный».
6. Педагог просит детей посчитать окошки в каждом домике и ответить на вопросы: «Сколько заселенных квартир в первом домике?», «Сколько заселенных квартир во втором домике?». Затем дает
63
задание: «Свободное окошко осталось с домике для йотированных!
букв. Вместе с ними будет жить буква и. Поселите ее в незанятую!
квартиру, т. к. буква и тоже умеет обозначать два звука - звук й
и звук [и]».
7. Игра «Какая буква последняя?».
Педагог: Дети:
В слове «соловьи»... - .. .последняя буква и.
В слове «воробьи»... - .. .последняя буква и.
В слове «муравьи»... - ... последняя буква и.
В слове «ручьи»... - ...последняя буква и.
Расшумелись воробьи:
- Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы? Чьи?
- Разбудили нас лучи Солнышка, — журчат ручьи.
Педагог: Дети:
Есть ладья. - Нет... (ладьи). - Последняя буква и.
Есть попадья. - Нет... (попадьи). - Последняя буква и.
Есть бадья. - Нет... (бадьи). - Последняя буква и.
8. Перед каждым ребенком - карточка с кусочками «размытой» буквы и (см. прил. 4). Педагог просит детей восстановить букву. ?
9. Игра «Найди свой домик». Окончив работу по восстановлению букв, дети становятся обладателями карточек с изображением! йотированных или нейотированных гласных. По взмаху «волшебной» палочки на время предстоящей игры они сами превращаются5 в эти буквы. «Буквы» каждой группы собираются в свой «домик». Это может быть круг, обозначенный обручем или веревкой, или флажок, другой символ, вокруг которого надо встать, взявшись за руки, или нарисованный на плотной бумаге либо на ткани домик с клеточками наподобие классиков. По первому условному сигналу дети разбегаются по комнате, по второму - собираются в свой домик. Побеждает та команда, «буквы» которой соберутся быстрее. Чтобы услож-1 нить игру, ведущий может все время менять место сбора команды.
10. Игра «Выразительные звуки». Добавляется настроение звука [и]: «Звук [ы] произносим со злобой и с угрозой: зубы оскалены, кулаки сжаты, все тело напряжено. Застыть в напряжении на не-] сколько секунд. Но тут опасность отступает: мы ее напугали.
Глубокий выдох. Тело расслабляется, кулаки разжимаются, кисти рук плавно разводятся в стороны. Губы расплываются в улыбке. Произносим звук [и]: нас охватывает радость, умиление, доброта».
11. Домашнее задание для желающих: в нарисованные домики заселить нейотированные и йотированные буквы.