Файл: Удк 373 ббк 74. 102 А79.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
звука не хватает.

Вместо пропусков по очереди надо вставить буквы о, и, ы, у, прочитать получившиеся слова (м...шка (мошка, мишка, мышка, мушка)).

Занятие 63 Встреча с буквой Щ

Беседа с детьми

Педагог показывает детям карточку с буквой ш и задает вопро­сы: «Как называется эта буква?», «Домиком для какого звука она слу­жит?», «Это звонкий или глухой звук?», «Какой звук составит с ним звонкую пару?», «Это твердый или мягкий звук?», «С какой буквой буква ш никогда не встает в пару?», и дает задание: «Попробуйте подобрать мягкую пару для звука [ш]. Это звук [щ']. Для него есть специальная буква».

Текст для чтения или рассказывания

Сказка про буквуЩ и ВасюЩеглова, который боялся щекотки

Жила-была на свете буква щ. И надо же так случиться, что как раз в это самое время жил на свете Вася Щеглов. Буква щ старательно изобра­жала в словах звук [щ'], а Вася ужасно боялся щекотки. Стоило кому-нибудь до него дотронуться, как Вася тут же начинал издавать стран­ное шипение:

-Щ...Щ...Щ-Щ-Щ...

Услышав привычный звук, буква щ тут же высовывала голову из доми­ка, серьезно полагая, что в ней кто-то нуждается! Но Вася наконец выкрикивал:

- Щ-щекотно! Ой, щекотно! Умираю! — хватался за живот и начинал смеяться, как безумный.

На том дело заканчивалось, и букве приходилось ни с чем возвращать­ся обратно.

- Что? Как? О чем? - с любопытством расспрашивали ее соседки. Но букве щ совершенно нечего было ответить. И это, согласитесь, ставило ее в щекотливое положение.

В один прекрасный день Вася умудрился умирать от щекотки целых де­сять раз подряд. Буква щ все высовывалась и высовывалась из домика, будто деревянный щелкунчик, и от этого у нее ужасно разболелась голова.

99

-Я больше не могу этого слышать! Пощадите меня наконец! -восклик- нула она в сердцах, совершенно разобидевшись, решительно направи­лась к одежному шкафу, пролезла в щелочку между приоткрытыми двер­цами и сердито щелкнула изнутри замочком, готовясь провести остаток дней своих в суровом одиночестве.

Но тут... Тут она почувствовала, как что-то невыносимо щекочет ей хвостик. Буква щ поджала хвостик вправо, но щекотка только усили­
лась. Поджала хвостик влево и не смогла больше сдерживаться:

- Щ... Щ... Щ-щ-щекотно! - заверещала она, распахнула дверцу шка­фа и вывалилась прямо в комнату, где продолжал умирать от смеха Вася Щеглов.

И они стали умирать от смеха вместе: это гораздо веселее, чем умирать в одиночку.

А пока они корчились от смеха, и сгибались пополам, и щелкали паль­цами, привлекая внимание друг друга, на них с осуждением смотрела старая одежная щетка, вывалившаяся из шкафа вслед за буквой щ.

- Ну, зацепила хвостиком за щетинки! Чего уж так смеяться-то? Поду­маешь - щекотно!..

Задания для детей

1. Педагог показывает детям карточку с буквой щ, дает задание обвести ее пальчиком, задает вопрос: «На какую букву она похожа? Конечно, на букву ш. Только у буквы щ есть хвостик», просит на­рисовать ее.

2. Педагог дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы щ и поставить под ними точки:

Уберите щетки! Я боюсь щекотки.

3. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенной буквой щ (...ётка (щетка), ...ука (щука), ...енок (щенок)).

Педагог просит определить звук, с которого начинаются все эти слова, вместо пропусков в словах под картинками вставить нужную букву, скопировать слова.

3. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разно­цветных букв щ.

Занятие 64

Правописание слогов ча, ща, чу, щу

Беседа с детьми

Дети рассматривают рисунки, подбирают слова, которые начи­наются со звука [щ'].

100

Затем отвечают на вопросы: «Звук [щ'] гласный или согласный?», «Глухой или звонкий?», «Твердый или мягкий?».

Далее педагог произносит текст: «В русском алфавите суще­ствуют только три буквы, которые служат для обозначения мягкого звука, - и, ч, щ. Остальным буквам для обозначения мягкого звука нужны помощники. А буквы ч, щ с некоторыми буквами вообще не дружат, например, с буквой я. Почему? Да вот какая история вышла».

Текст для чтения или рассказывания

Почему буквы Ч и Щ не дружат с буквой Я

Однажды под Новый год буквы пришли на новогодний карнавал. Буквы ч и щ нарядились птичками: ч надела костюм чибиса, а щ -

щегла. По случаю праздника они даже выучились чирикать и щебе­тать.

Буква я тоже пришла на праздник. Она нарядилась Бабой-ягой. Баба-яга получилась что надо: нос якорем, щеки - яблоки, а по яркой юбке ядовитые ящерицы ползают. Ящерицы рты раскрывают, на птичек ч да щ поглядывают, того и гляди проглотят.

Ч-чибис да щ-щегол от страха трепещут, крылышками машут, клюви­ками стучат. Букве я надо было их успокоить, а она обрадовалась свое­му успеху и давай буквы стращать: «Я злая да голодная, для пакостей годная. Человечинки нет, так птичками полакомлюсь!» Буквы ч и щ от страха не знают, куда деваться. Кинулись к окошку, вы­порхнули на улицу и улетели. Веселого праздника так и не получилось. С тех пор буквы чище буквой я никогда в пару не встают: как увидят ее, сразу Бабу-ягу вспоминают. А еще они не любят букву ю. Только вот почему - никто не знает.

Задания для детей

1. Педагог дает детям задание составить слоги-поезда из букв ч и щ и букв для гласных звуков: а, и, у, я, е, ю, указать гласные, которые не смогут стать паровозиками.

2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенными буквами (...шка (чашка), ...шик (чайник), ...ка (щука)).

Педагог просит детей определить слова под картинками и напо­минает, что буквы ч и щ никогда не встают в пару с буквами я и ю.

3. Проводятся игры с буквами.

101

Занятие 65 Встреча с буквой X

Текст для чтения или рассказывания

Про буквуX

Буква х обожала ходить на руках вниз головой, болтала в воздухе нога­ми и все время громко хохотала: «Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хо-хо-хо!» Она так много ходила на руках и так громко хохотала: «Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хо-хо-хо!» - что к вечеру могла уже только хрипеть осип­шим голосом: «Хе-хе-хе!»

Все-все-все любили букву х за ее веселый характер и прощали ей един­ственный недостаток: по ночам буква х страшно храпела, потому что и во сне умудрялась переворачиваться вверх ногами.


Задания для детей

Задания подбираются по аналогии с заданиями к занятиям 30 (задания 3-7) и 31 (задания 2-4) главы 5. Буква х, как и буквы г, к, никогда не пользуется помощью мягкого знака. Мягкое звучание она приобретает только тогда, когда за ней стоят буквы е, и.

1. Педагог показывает детям карточку с буквой х, дает задание отыскать в рифмованном тексте все буквы х и поставить под ними точки:

Воду черпает слониха

Хоботом из пруда лихо.

Пусть кругом жара и сушь,

У нее прохладный душ.

2. Педагог просит детей с помощью буквы х и гласных составить «хохотальные» и «жалостные» слоги.

3. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками - слова с пропущенными буквой (... омяк (хомяк),.. .леб (хлеб),... обот (хобот)). Педагог просит детей определить слова под картинками.

Занятие 66 Встреча с буквой Р

Текст для чтения или рассказывания

Сказка о том,какпропалабукваР

Буква р была необыкновенно спортивной. Перед тем, как отправиться на работу в первый класс, или в какой-нибудь компьютерный журнал, или в рекламное агентство, она всегда делала утреннюю зарядку: 102

раскачивалась в разные стороны, приседала, подпрыгивала, сгибалась и разгибалась.

И вот как-то раз буква р так упражнялась, а мимо проходил Родя Горош-кин. Родя оказался здесь совершенно случайно. Вообще-то он собирал­ся на рыбалку и шел забрать червяков для наживки, которых хранил в морозильной камере. Но Родя зачем-то свернул к секретеру, где пры­гала буква р, махнул случайно рыболовной удочкой, удочка качнула крючком, буква р зацепилась за крючок и повисла на нем, дрыгая нож­кой, совсем как червяк. Выпутаться она не сумела и потому вынуждена была отправиться на рыбалку вместе с Родей Горошкиным. Буква р не вышла на работу, и все переполошились.

- Может быть, букву р съел тигр, чтобы громче рычать? - спрашивают.

- Или ее проглотил крокодил? Он ведь такой прожорливый и никогда не разбирает, что можно глотать, а что нельзя?

- А может быть, букву р присвоили раки? Недаром они с утра все куда-то попрятались.

Но все эти предположения оказались неверными. Пришел Родя на речку, взмахнул удочкой, буква р сорвалась с крючка
и угодила прямо в заросли тростника - в домик личинки ручейника. Личинке очень понравилась буква р, а букве р понравилась личинка ручейника, ее странный домик и загородная жизнь. Теперь буква р по утрам ездит на работу на электричке, а вечером возвращается к ручей­нику. «По-моему, порядочная буква заслуживает порядочного отдыха, -говорит р. - Пусть не во дворце, а на скромной даче среди речного тростника».

Задания для детей

1. Педагог показывает детям карточку с буквой р и дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы р и поставить под ними точки:

Как-то раз случилась драка,

Подрались два серых рака.

«Этот рак - коварный враг», -

Думал каждый серый рак.

Не досталось им победы:

Отловили их к обеду.

2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенной буквой р (тиг... (тигр), кома... (комар), шофё... (шофер), зуб... (зубр)).

Педагог просит детей ответить на вопросы: «На какой звук оканчиваются слова под картинками? Вставьте вместо пропусков нужную букву», «Какое слово (картинку) можно исключить из ряда и почему?» (Шофер).

103

Занятие 67 Встреча с буквой Ц

Текст для чтения или рассказывания

Сказка о том, какпропалабукваЦ

Когда пропала буква ц, никто не стал спрашивать, где ее искать. Все просто побежали и купили билеты в цирк. А в цирке в тот день было удивительное представление: белые цапли танцевали медленный вальс, молоденькие цыплята трех месяцев от роду дружно исполняли куриные народные песни «Сочиняют небылицы, буд­то курица — не птица» и «Как бы стать мне молодцом, а не жареным яйцом», Царевна-Лягушка показывала фокусы. Для циркового представ­ления она сменила свою будничную корону на черный блестящий ци­линдр.

Сначала под дружные аплодисменты из цилиндра вылетели белые го­луби, потом - разноцветные воздушные шары, а в самом конце появи­лась буква ц, целая и невредимая.

Задания для детей

1. Педагог дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы ц и поставить под ними точки:

По вороньему совету Цапля села на диету. Эта цапля целый год Не брала лягушек в рот.

2. Педагог просит детей из букв ц, р, ь, а составить слово и