ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И юноша вдруг понял, что больше не боится змеи. Он наклонился и ласково погладил змеиный лоб.
91
Тут случилось нечто странное: темнота, окружавшая замок, вдруг стала рассеиваться и в оконце замка показалось солнце! Наконец рыцарю уда лось нащупать оконца заколдованного замка, и солнечные лучи поли лись в них неудержимым светлым потоком.
Лампы смелый огонек Показал дорогу солнцу. Победив зловещий мрак, Хлынул свет в проем оконца.
Солнечные блики затанцевали на каменном полу, высветили безобраз-ное змеиное тело и заставили заблестеть каждую его чешуйку алмазной капелькой. Солнце, как в зеркале, отразилось в немигающих глазах |змеи, и на них выступили ... СЛЕЗЫ! — Но змеи не умеют плакать! — только и успел подумать юноша...
Задание для детей
Домашнее задание для желающих: нарисовать картинку к этой главе.
Занятие 57
Беседа с детьми
Перед началом занятия оформляется выставка рисунков. Дети вместе с педагогом разглядывают рисунки, восстанавливают содержание предшествующих сказочных отрывков.
Затем педагог с детьми повторяет пройденный материал: «С какого звука начинается слово «лампа»? Звук [л] гласный или согласный? Почему вы так решили? Согласный [л] мягкий или твердый? Подберите мягкую пару к звуку [л]. Придумайте как можно больше слов, которые начинаются со звуков [л] и [л'].
Какой звук прячется в середине этих слов, твердый [л] или мягкий [л']: «колодец» ([л]), «клятва» ([л']), «холод» ([л]), «глаза» ([л]), «слеза» ([л'])?
Еще раз произнесите звуки [л] и [л'], положив руку на горлышко. Это глухие или звонкие звуки? (Звонкие). Можно ли произнести их без голоса? (Нельзя). У звуков [л] и [л'] нет глухой пары».
Задания для детей
1. Педагог показывает детям картинку с изображением волшебной лампы (см. прил. 1) и дает задание: «Буква для изображения звуков [л] и [л'] называется л (эль). Отыщите ее на картинке».
2. Педагог произносит вместе с детьми заклинание из сказочного текста и просит их нарисовать букву л.
92
3. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом. Педагог
читает его:
Пробился лучик из-за туч. Я в кулачок его зажал.
Но выскользнул из пальцев луч И снова в тучу убежал.
Педагог показывает карточку с буквой л и дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы л и поставить под ними точки.
4. Перед детьми - карточки с изображением поездов по числу гласных. Надо прицепить к вагончикам с буквой л локомотивы с буквами для гласных звуков, прочитать слоги и «поезда» полностью.
5. Звуковые игры и игры на различение букв на карточках со включением буквы л.
6. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разноцветных буковок л.
Занятие 58
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковых игр и игр на различение букв.
Затем педагог с детьми повторяет пройденный материал: «Какую новую букву мы отыскали на волшебной картинке в прошлый раз? Для обозначения каких звуков она служит? Звуки [л] и [л'] гласные или согласные? Звонкие или глухие? Есть ли у звуков [л] и [л'] пары по глухости? Придумайте слова, которые начинаются с твердого звука [л]. Придумайте слова, которые начинаются с мягкого звука [л']».
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание, комментируя его следующим текстом: «Есть слоги, которые могут спеть веселую песенку. Это слоги ла и ля. Нарисуйте их на альбомных строчках. Прочитайте. Может быть, кто-нибудь пропоет мелодию, используя эти слоги?»
2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками - подписи с пропущенными буквами (...в(лев), ... ст (лист), ... с (лес)).
Педагог задает вопросы: «Что нарисовано на картинках?», «С какого звука начинаются эти слова?», «Вместо пропусков в слова под картинками надо вставить букву л и букву для гласного звука. Сумеете ли вы правильно подобрать гласную?», «Какую картинку можно было бы исключить из ряда и почему?», затем просит детей скопировать слова.
3. Педагог дает задание детям восстановить буквы по оставшимся от них кусочкам (с, о, л) (см. прил. 4), просит ответить на вопрос:
93
«Какой буквы не хватает, чтобы получилось слово?» (буквы ь), затем написать слово «соль» и объяснить, зачем нам понадобился мягкий знак.
4. Загадка: «Как переставить буквы в слове СОЛЬ, чтобы получилось новое слово?» (лось).
5. Педагог показывает детям картинку с изображением трех де
вочек (см. прил. 3), под ними - слова с пропущенными буквами (...да (Люда), ...ба (Люба), ...за (Лиза)).
Педагог дает детям задание, комментируя его следующим текстом: «Это три подружки. Их имена начинаются с буквы л. Догадайтесь, как их зовут. Сначала нарисуйте в словах букву л, а потом подберите букву для гласного звука.
Вы помните, что имена людей нужно писать с прописной (заглавной) буквы? Значит, необходимо превратить букву л в заглавную. Делают это особым способом: посыпают малютку л волшебным порошком буквенного роста и ласково приговаривают:
Буковка, бывшая крошкой, Скачет на длинных ножках!
Теперь у нас есть заглавная буква л, и мы можем нарисовать в альбомах имена девочек правильно: Люба, Люда, Лиза».
6. Игра «Превращения». Используются карточки или кубики с буквами для коллективной работы или разрезная азбука для индивидуальной работы каждого ребенка.
Педагог говорит следующие слова: «Вот буквы л и ч. А здесь спрятана буква для гласного звука», показывает зашумованную картинку (см. прил. 5, рис. 7), дает задание назвать букву, отыскать карточку с такой буквой и вставить между буквами л и ч. Дети работают с наборным полотном: берут букву у (луч); заменяют букву ч на букву к (лук); ставят вместо буквы у букву а (лак); теперь меняют букву л на букву б (бак); букву к меняют на букву л (бал); букву б меняют на букву з (зал).
Занятие 59 Встреча с буквой М
Дети вместе с педагогом рассматривают рисунки, восстанавливают содержание сказки, произносят волшебные слова, после которых продолжается повествование:
Вьется сказка, как дорожка, И куда-то нас ведет. Даже боязно немножко: Что-то впереди нас ждет?
94
Текст для чтения или рассказывания
Сказка про прекраснуюдочьЗвездочета и прокореньзла.Превращение
.. .И тут мертвое молчание, окружавшее замок много дней, словно сломалось. В ясном небе загремел гром, сверкнула ослепительная молния... Перед пораженным Рыцарем стояла прекрасная дочь Звездочета с сияющими от слез глазами и держала в руках его платок. Мрак рассеялся, и мир сиял всеми цветами радуги...
Здесь сказка обрывается. Со сказками так часто бывает: когда хотят, начинаются, когда хотят, заканчиваются.
Наверное, наша сказка решила, что счастливый конец вы придумаете сами - устроите его «по своему желанию».
Беседа с детьми
Педагог объясняет новый материал и показывает карточку и картинку (см. прил. 1) с буквой м: «А на прощание сказка подарила нам еще одну букву. Вот она, сияет в блеске молнии. Это буква м. Отыщите ее на картинке и обведите пальчиком. Для изображения каких звуков служит буква м? Для этого нужно четко произнести слово «молния», определить, с какого звука оно начинается, а потом подобрать к этому звуку мягкую пару.
Буква м - это домик для звука [м]. Еще эта буква служит для изображения звука [м'].
Со звука [м] начинаются слова «малыш», «малютка», «маленький». Может поэтому последняя глава сказки такая короткая?
Еще раз произнесите звуки [м] и [м'], положив руку на горлышко. Они глухие или звонкие? Звуки [м] и [м'] звонкие. Можно ли произнести их без голоса? Нельзя. У звуков [м] и [м'] нет глухой пары».
Задания для детей
1. Педагог дает задание нарисовать красивую, огненную букву м.
2. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом:
Мы рисуем букву м, Но нетрудно нам совсем.
Детям надо отыскать в рифмованном тексте все буковки м и поставить под ними точки.
3. Звуковые игры и игры на различение букв.
4. Домашнее задание для желающих: придумать, что же случилось в сказке дальше.
95
Занятие 60
Игры с буквами и словами
Беседа с детьми
В начале занятия дети рассматривают картинки, восстанавливают содержание сказки, предлагают свои варианты концовок и про- должений.
Педагог предлагает на большом листе бумаги или на доске нарисовать все буквы для согласных звуков, которые подарила детям сказка про заколдованную дочь Звездочета.
Дается характеристика звуков, для изображения которых служит буква м.
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание составить поезда с вагончиком-буквой м и локомотивами-гласными и прочитать получившиеся слоги.
2. Затем просит отыскать среди слогов тот, который может быть словом и состоит из букв м, ы, нарисовать в альбоме это важное слово - «мы».
3. Педагог дает детям следующее задание: «Какое слово можно составить с помощью букв м, а? Буквы можно повторять несколько раз. Конечно, это слово «мама». Нарисуйте его».
4. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенной буквой м (...ак(мак), ...яч (мяч), ...еч (меч)). Педагог дает задание заполнить пробелы и нарисовать слова.
5. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками — слова с пропущенными буквами (... сяц (месяц), ...ха (муха),.. .ре (море), ...ло(мыло)).
Педагог дает детям задание: «В каждом слове под картинками не хватает двух букв, одна из них м, а вторая - буква для гласного звука. Попробуйте заполнить пробелы в словах».
6. Игра «Превращения». Перед детьми - зашумованная картинка (см. прил. 5, рис. 2, 10, 11). Надо узнать спрятанные буквы, отыскать карточки с ними и составить из них слово. Дети работают с наборным полотном: набирают слово «дом»; меняют букву д на букву к (ком); меняют букву м на букву т (кот); меняют букву о на букву и (кит).
1, Домашнее задание для желающих: нарисовать все буквы для согласных звуков, которые уже знакомы.
Занятия 61-62 Встреча с буквой Ш
Занятие 61
Беседа с детьми
Занятие начинается с одной-двух игр (по выбору педагога и детей).
Затем педагог объясняет новый материал: есть несколько букв для согласных звуков, которые не попали в сказку про храброго Рыцаря и прекрасную дочь Звездочета. Но и про них есть истории. Вот история про букву ш (ша).
Текст для чтения или рассказывания
БукваШ, поселившиесяв камышах
Буква ш долго искала, где бы ей поселиться.
- Поселюсь-ка я в камышах! - наконец решила она. — Конечно, они неисправимые сплетники, но тихие и совершенно безвредные. А я с удовольствием помогу им шуршать.
Она сделала из камышей шалаш и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шепотом пересказывать друг другу последние лесные новости — утешительные и неутешительные. А буква ш изо всех сил старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие сказки.
В безветренную погоду, когда в лесу стихали звуки и воцарялся покой, лесная мышка приводила к берегу своих малышей — шестерых крошечных мышат, чтобы они послушали сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашептывает в камышах буква ш.
Задания для детей
1. Педагог показывает карточку с буквой ш, карточку с рифмовкой и просит назвать букву, с которой начинается первое слово в рифмованном тексте, дает задание нарисовать букву ш.
2. В этом рифмованном тексте надо отыскать все буквы ш и поставить под ними точки:
Шесть шустрых мышат Повстречали ежа. Проведать ежат Он шел не спеша.
97
96
3. Педагог просит детей назвать как можно больше слов, которые начинаются со звука [ш] или заканчиваются им, в которых он встречается в середине или несколько раз.
Словарик: шар, шарф, шкаф, шепот, шорох, шустрый; кошка, мышка, крошка, малышка, вышка; камыш, нет крыш, бросишь, кинешь, глянешь, видишь; шалаш, шуршишь, шепчешь.
4. Педагог дает детям задание: «Положите руку на горлышко и произнесите: [ш]. Это глухой звук или звонкий? Конечно, глухой. Как вы думаете, какой звонкий звук составит пару звуку [ш]?» (Звук [ж]).
5. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разноцветных букв ш.
Занятие 62
Беседа с детьми
В начале занятия проводится одна-две игры и беседа по содержанию предыдущего занятия.
Задания для детей
1. Педагог говорит: «Вот поезд-слог ша. Прочитайте его. Этот слог входит в состав многих слов, обозначающих имена девочек и мальчиков», дает задание прочитать слова на карточках (см. прил. 3):
Са - ша, Ма - ша, Па - ша, Да - ша, Ми - ша.
Затем просит ответить на вопрос: «Почему эти слова написаны с большой буквы?»
2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенными буквами (...р (шар), ...рф (шарф), мы...та (мышата)). Детям надо вставить буквы.
3. Педагог дает детям следующее задание: «Составьте поезда из буквы ш и гласных а, о, у, е, и. Прочитайте слоги. Как звучит слог ши ([шы])? Происходит так, потому что звук [ш] твердый: мягкость, которой могла бы поделиться с ним буква и, ему не нужна. Но буква ш терпеть не может букву ы. И все от того, что буква ы однажды пришла к болотцу и помяла любимые камыши буквы ш своей палкой. С тех пор буква ш никогда не встает в пару с буквой ы. Там, где мы слышим после звука [ш] звук [ы], приходится писать букву и».
4. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками - слова с пропущенными буквами (ш...п (шип), ш...на (шина), ш...шка (шишка)). Детям надо вставить буквы.
5. Перед детьми - зашумованные картинки (см. прил. 5, рис. 7, И, 12). Педагог дает задание узнать спрятанные буквы, отыскать карточки (кубики) с ними, составить слово из этих букв (шум).
98
6. Перед детьми - карточки (см. прил. 3). В карточках - слова, в которых все буквы одинаковые, но одной буквы - для гласного
91
Тут случилось нечто странное: темнота, окружавшая замок, вдруг стала рассеиваться и в оконце замка показалось солнце! Наконец рыцарю уда лось нащупать оконца заколдованного замка, и солнечные лучи поли лись в них неудержимым светлым потоком.
Лампы смелый огонек Показал дорогу солнцу. Победив зловещий мрак, Хлынул свет в проем оконца.
Солнечные блики затанцевали на каменном полу, высветили безобраз-ное змеиное тело и заставили заблестеть каждую его чешуйку алмазной капелькой. Солнце, как в зеркале, отразилось в немигающих глазах |змеи, и на них выступили ... СЛЕЗЫ! — Но змеи не умеют плакать! — только и успел подумать юноша...
Задание для детей
Домашнее задание для желающих: нарисовать картинку к этой главе.
Занятие 57
Беседа с детьми
Перед началом занятия оформляется выставка рисунков. Дети вместе с педагогом разглядывают рисунки, восстанавливают содержание предшествующих сказочных отрывков.
Затем педагог с детьми повторяет пройденный материал: «С какого звука начинается слово «лампа»? Звук [л] гласный или согласный? Почему вы так решили? Согласный [л] мягкий или твердый? Подберите мягкую пару к звуку [л]. Придумайте как можно больше слов, которые начинаются со звуков [л] и [л'].
Какой звук прячется в середине этих слов, твердый [л] или мягкий [л']: «колодец» ([л]), «клятва» ([л']), «холод» ([л]), «глаза» ([л]), «слеза» ([л'])?
Еще раз произнесите звуки [л] и [л'], положив руку на горлышко. Это глухие или звонкие звуки? (Звонкие). Можно ли произнести их без голоса? (Нельзя). У звуков [л] и [л'] нет глухой пары».
Задания для детей
1. Педагог показывает детям картинку с изображением волшебной лампы (см. прил. 1) и дает задание: «Буква для изображения звуков [л] и [л'] называется л (эль). Отыщите ее на картинке».
2. Педагог произносит вместе с детьми заклинание из сказочного текста и просит их нарисовать букву л.
92
3. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом. Педагог
читает его:
Пробился лучик из-за туч. Я в кулачок его зажал.
Но выскользнул из пальцев луч И снова в тучу убежал.
Педагог показывает карточку с буквой л и дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы л и поставить под ними точки.
4. Перед детьми - карточки с изображением поездов по числу гласных. Надо прицепить к вагончикам с буквой л локомотивы с буквами для гласных звуков, прочитать слоги и «поезда» полностью.
5. Звуковые игры и игры на различение букв на карточках со включением буквы л.
6. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разноцветных буковок л.
Занятие 58
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковых игр и игр на различение букв.
Затем педагог с детьми повторяет пройденный материал: «Какую новую букву мы отыскали на волшебной картинке в прошлый раз? Для обозначения каких звуков она служит? Звуки [л] и [л'] гласные или согласные? Звонкие или глухие? Есть ли у звуков [л] и [л'] пары по глухости? Придумайте слова, которые начинаются с твердого звука [л]. Придумайте слова, которые начинаются с мягкого звука [л']».
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание, комментируя его следующим текстом: «Есть слоги, которые могут спеть веселую песенку. Это слоги ла и ля. Нарисуйте их на альбомных строчках. Прочитайте. Может быть, кто-нибудь пропоет мелодию, используя эти слоги?»
2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками - подписи с пропущенными буквами (...в(лев), ... ст (лист), ... с (лес)).
Педагог задает вопросы: «Что нарисовано на картинках?», «С какого звука начинаются эти слова?», «Вместо пропусков в слова под картинками надо вставить букву л и букву для гласного звука. Сумеете ли вы правильно подобрать гласную?», «Какую картинку можно было бы исключить из ряда и почему?», затем просит детей скопировать слова.
3. Педагог дает задание детям восстановить буквы по оставшимся от них кусочкам (с, о, л) (см. прил. 4), просит ответить на вопрос:
93
«Какой буквы не хватает, чтобы получилось слово?» (буквы ь), затем написать слово «соль» и объяснить, зачем нам понадобился мягкий знак.
4. Загадка: «Как переставить буквы в слове СОЛЬ, чтобы получилось новое слово?» (лось).
5. Педагог показывает детям картинку с изображением трех де
вочек (см. прил. 3), под ними - слова с пропущенными буквами (...да (Люда), ...ба (Люба), ...за (Лиза)).
Педагог дает детям задание, комментируя его следующим текстом: «Это три подружки. Их имена начинаются с буквы л. Догадайтесь, как их зовут. Сначала нарисуйте в словах букву л, а потом подберите букву для гласного звука.
Вы помните, что имена людей нужно писать с прописной (заглавной) буквы? Значит, необходимо превратить букву л в заглавную. Делают это особым способом: посыпают малютку л волшебным порошком буквенного роста и ласково приговаривают:
Буковка, бывшая крошкой, Скачет на длинных ножках!
Теперь у нас есть заглавная буква л, и мы можем нарисовать в альбомах имена девочек правильно: Люба, Люда, Лиза».
6. Игра «Превращения». Используются карточки или кубики с буквами для коллективной работы или разрезная азбука для индивидуальной работы каждого ребенка.
Педагог говорит следующие слова: «Вот буквы л и ч. А здесь спрятана буква для гласного звука», показывает зашумованную картинку (см. прил. 5, рис. 7), дает задание назвать букву, отыскать карточку с такой буквой и вставить между буквами л и ч. Дети работают с наборным полотном: берут букву у (луч); заменяют букву ч на букву к (лук); ставят вместо буквы у букву а (лак); теперь меняют букву л на букву б (бак); букву к меняют на букву л (бал); букву б меняют на букву з (зал).
Занятие 59 Встреча с буквой М
Дети вместе с педагогом рассматривают рисунки, восстанавливают содержание сказки, произносят волшебные слова, после которых продолжается повествование:
Вьется сказка, как дорожка, И куда-то нас ведет. Даже боязно немножко: Что-то впереди нас ждет?
94
Текст для чтения или рассказывания
Сказка про прекраснуюдочьЗвездочета и прокореньзла.Превращение
.. .И тут мертвое молчание, окружавшее замок много дней, словно сломалось. В ясном небе загремел гром, сверкнула ослепительная молния... Перед пораженным Рыцарем стояла прекрасная дочь Звездочета с сияющими от слез глазами и держала в руках его платок. Мрак рассеялся, и мир сиял всеми цветами радуги...
Здесь сказка обрывается. Со сказками так часто бывает: когда хотят, начинаются, когда хотят, заканчиваются.
Наверное, наша сказка решила, что счастливый конец вы придумаете сами - устроите его «по своему желанию».
Беседа с детьми
Педагог объясняет новый материал и показывает карточку и картинку (см. прил. 1) с буквой м: «А на прощание сказка подарила нам еще одну букву. Вот она, сияет в блеске молнии. Это буква м. Отыщите ее на картинке и обведите пальчиком. Для изображения каких звуков служит буква м? Для этого нужно четко произнести слово «молния», определить, с какого звука оно начинается, а потом подобрать к этому звуку мягкую пару.
Буква м - это домик для звука [м]. Еще эта буква служит для изображения звука [м'].
Со звука [м] начинаются слова «малыш», «малютка», «маленький». Может поэтому последняя глава сказки такая короткая?
Еще раз произнесите звуки [м] и [м'], положив руку на горлышко. Они глухие или звонкие? Звуки [м] и [м'] звонкие. Можно ли произнести их без голоса? Нельзя. У звуков [м] и [м'] нет глухой пары».
Задания для детей
1. Педагог дает задание нарисовать красивую, огненную букву м.
2. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом:
Мы рисуем букву м, Но нетрудно нам совсем.
Детям надо отыскать в рифмованном тексте все буковки м и поставить под ними точки.
3. Звуковые игры и игры на различение букв.
4. Домашнее задание для желающих: придумать, что же случилось в сказке дальше.
95
Занятие 60
Игры с буквами и словами
Беседа с детьми
В начале занятия дети рассматривают картинки, восстанавливают содержание сказки, предлагают свои варианты концовок и про- должений.
Педагог предлагает на большом листе бумаги или на доске нарисовать все буквы для согласных звуков, которые подарила детям сказка про заколдованную дочь Звездочета.
Дается характеристика звуков, для изображения которых служит буква м.
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание составить поезда с вагончиком-буквой м и локомотивами-гласными и прочитать получившиеся слоги.
2. Затем просит отыскать среди слогов тот, который может быть словом и состоит из букв м, ы, нарисовать в альбоме это важное слово - «мы».
3. Педагог дает детям следующее задание: «Какое слово можно составить с помощью букв м, а? Буквы можно повторять несколько раз. Конечно, это слово «мама». Нарисуйте его».
4. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенной буквой м (...ак(мак), ...яч (мяч), ...еч (меч)). Педагог дает задание заполнить пробелы и нарисовать слова.
5. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками — слова с пропущенными буквами (... сяц (месяц), ...ха (муха),.. .ре (море), ...ло(мыло)).
Педагог дает детям задание: «В каждом слове под картинками не хватает двух букв, одна из них м, а вторая - буква для гласного звука. Попробуйте заполнить пробелы в словах».
6. Игра «Превращения». Перед детьми - зашумованная картинка (см. прил. 5, рис. 2, 10, 11). Надо узнать спрятанные буквы, отыскать карточки с ними и составить из них слово. Дети работают с наборным полотном: набирают слово «дом»; меняют букву д на букву к (ком); меняют букву м на букву т (кот); меняют букву о на букву и (кит).
1, Домашнее задание для желающих: нарисовать все буквы для согласных звуков, которые уже знакомы.
Занятия 61-62 Встреча с буквой Ш
Занятие 61
Беседа с детьми
Занятие начинается с одной-двух игр (по выбору педагога и детей).
Затем педагог объясняет новый материал: есть несколько букв для согласных звуков, которые не попали в сказку про храброго Рыцаря и прекрасную дочь Звездочета. Но и про них есть истории. Вот история про букву ш (ша).
Текст для чтения или рассказывания
БукваШ, поселившиесяв камышах
Буква ш долго искала, где бы ей поселиться.
- Поселюсь-ка я в камышах! - наконец решила она. — Конечно, они неисправимые сплетники, но тихие и совершенно безвредные. А я с удовольствием помогу им шуршать.
Она сделала из камышей шалаш и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шепотом пересказывать друг другу последние лесные новости — утешительные и неутешительные. А буква ш изо всех сил старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие сказки.
В безветренную погоду, когда в лесу стихали звуки и воцарялся покой, лесная мышка приводила к берегу своих малышей — шестерых крошечных мышат, чтобы они послушали сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашептывает в камышах буква ш.
Задания для детей
1. Педагог показывает карточку с буквой ш, карточку с рифмовкой и просит назвать букву, с которой начинается первое слово в рифмованном тексте, дает задание нарисовать букву ш.
2. В этом рифмованном тексте надо отыскать все буквы ш и поставить под ними точки:
Шесть шустрых мышат Повстречали ежа. Проведать ежат Он шел не спеша.
97
96
3. Педагог просит детей назвать как можно больше слов, которые начинаются со звука [ш] или заканчиваются им, в которых он встречается в середине или несколько раз.
Словарик: шар, шарф, шкаф, шепот, шорох, шустрый; кошка, мышка, крошка, малышка, вышка; камыш, нет крыш, бросишь, кинешь, глянешь, видишь; шалаш, шуршишь, шепчешь.
4. Педагог дает детям задание: «Положите руку на горлышко и произнесите: [ш]. Это глухой звук или звонкий? Конечно, глухой. Как вы думаете, какой звонкий звук составит пару звуку [ш]?» (Звук [ж]).
5. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разноцветных букв ш.
Занятие 62
Беседа с детьми
В начале занятия проводится одна-две игры и беседа по содержанию предыдущего занятия.
Задания для детей
1. Педагог говорит: «Вот поезд-слог ша. Прочитайте его. Этот слог входит в состав многих слов, обозначающих имена девочек и мальчиков», дает задание прочитать слова на карточках (см. прил. 3):
Са - ша, Ма - ша, Па - ша, Да - ша, Ми - ша.
Затем просит ответить на вопрос: «Почему эти слова написаны с большой буквы?»
2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенными буквами (...р (шар), ...рф (шарф), мы...та (мышата)). Детям надо вставить буквы.
3. Педагог дает детям следующее задание: «Составьте поезда из буквы ш и гласных а, о, у, е, и. Прочитайте слоги. Как звучит слог ши ([шы])? Происходит так, потому что звук [ш] твердый: мягкость, которой могла бы поделиться с ним буква и, ему не нужна. Но буква ш терпеть не может букву ы. И все от того, что буква ы однажды пришла к болотцу и помяла любимые камыши буквы ш своей палкой. С тех пор буква ш никогда не встает в пару с буквой ы. Там, где мы слышим после звука [ш] звук [ы], приходится писать букву и».
4. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками - слова с пропущенными буквами (ш...п (шип), ш...на (шина), ш...шка (шишка)). Детям надо вставить буквы.
5. Перед детьми - зашумованные картинки (см. прил. 5, рис. 7, И, 12). Педагог дает задание узнать спрятанные буквы, отыскать карточки (кубики) с ними, составить слово из этих букв (шум).
98
6. Перед детьми - карточки (см. прил. 3). В карточках - слова, в которых все буквы одинаковые, но одной буквы - для гласного