Файл: Удк 373 ббк 74. 102 А79.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И юноша вдруг понял, что больше не боится змеи. Он наклонился и ласково погладил змеиный лоб.

91

Тут случилось нечто странное: темнота, окружавшая замок, вдруг стала рассеиваться и в оконце замка показалось солнце! Наконец рыцарю уда лось нащупать оконца заколдованного замка, и солнечные лучи поли лись в них неудержимым светлым потоком.

Лампы смелый огонек Показал дорогу солнцу. Победив зловещий мрак, Хлынул свет в проем оконца.

Солнечные блики затанцевали на каменном полу, высветили безобраз-ное змеиное тело и заставили заблестеть каждую его чешуйку алмазной капелькой. Солнце, как в зеркале, отразилось в немигающих глазах |змеи, и на них выступили ... СЛЕЗЫ! — Но змеи не умеют плакать! — только и успел подумать юноша...

Задание для детей

Домашнее задание для желающих: нарисовать картинку к этой главе.

Занятие 57

Беседа с детьми

Перед началом занятия оформляется выставка рисунков. Дети вместе с педагогом разглядывают рисунки, восстанавливают содер­жание предшествующих сказочных отрывков.

Затем педагог с детьми повторяет пройденный материал: «С ка­кого звука начинается слово «лампа»? Звук [л] гласный или соглас­ный? Почему вы так решили? Согласный [л] мягкий или твердый? Подберите мягкую пару к звуку [л]. Придумайте как можно больше слов, которые начинаются со звуков [л] и [л'].

Какой звук прячется в середине этих слов, твердый [л] или мяг­кий [л']: «колодец» ([л]), «клятва» ([л']), «холод» ([л]), «глаза» ([л]), «слеза» ([л'])?

Еще раз произнесите звуки [л] и [л'], положив руку на горлышко. Это глухие или звонкие звуки? (Звонкие). Можно ли произнести их без голоса? (Нельзя). У звуков [л] и [л'] нет глухой пары».

Задания для детей

1. Педагог показывает детям картинку с изображением волшеб­ной лампы (см. прил. 1) и дает задание: «Буква для изображения звуков [л] и [л'] называется л (эль). Отыщите ее на картинке».

2. Педагог произносит вместе с детьми заклинание из сказочного текста и просит их нарисовать букву л.

92

3. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом. Педагог

читает его:

Пробился лучик из-за туч. Я в кулачок его зажал.
Но выскользнул из пальцев луч И снова в тучу убежал.

Педагог показывает карточку с буквой л и дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы л и поставить под ними точки.

4. Перед детьми - карточки с изображением поездов по числу гласных. Надо прицепить к вагончикам с буквой л локомотивы с бук­вами для гласных звуков, прочитать слоги и «поезда» полностью.

5. Звуковые игры и игры на различение букв на карточках со вклю­чением буквы л.

6. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разно­цветных буковок л.

Занятие 58

Беседа с детьми

Занятие начинается со звуковых игр и игр на различение букв.

Затем педагог с детьми повторяет пройденный материал: «Какую новую букву мы отыскали на волшебной картинке в прошлый раз? Для обозначения каких звуков она служит? Звуки [л] и [л'] гласные или согласные? Звонкие или глухие? Есть ли у звуков [л] и [л'] пары по глухости? Придумайте слова, которые начинаются с твердого звука [л]. Придумайте слова, которые начинаются с мягкого звука [л']».

Задания для детей

1. Педагог дает детям задание, комментируя его следующим тек­стом: «Есть слоги, которые могут спеть веселую песенку. Это слоги ла и ля. Нарисуйте их на альбомных строчках. Прочитайте. Может быть, кто-нибудь пропоет мелодию, используя эти слоги?»

2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками - под­писи с пропущенными буквами (...в(лев), ... ст (лист), ... с (лес)).

Педагог задает вопросы: «Что нарисовано на картинках?», «С како­го звука начинаются эти слова?», «Вместо пропусков в слова под кар­тинками надо вставить букву л и букву для гласного звука. Сумеете ли вы правильно подобрать гласную?», «Какую картинку можно было бы исключить из ряда и почему?», затем просит детей скопировать слова.

3. Педагог дает задание детям восстановить буквы по оставшим­ся от них кусочкам (с, о, л) (см. прил. 4), просит ответить на вопрос:

93

«Какой буквы не хватает, чтобы получилось слово?» (буквы ь), затем написать слово «соль» и объяснить, зачем нам понадобился мягкий знак.

4. Загадка: «Как переставить буквы в слове СОЛЬ, чтобы полу­чилось новое слово?» (лось).

5. Педагог показывает детям картинку с изображением трех де­

вочек (см. прил. 3), под ними - слова с пропущенными буквами (...да (Люда), ...ба (Люба), ...за (Лиза)).

Педагог дает детям задание, комментируя его следующим тек­стом: «Это три подружки. Их имена начинаются с буквы л. Догадай­тесь, как их зовут. Сначала нарисуйте в словах букву л, а потом под­берите букву для гласного звука.

Вы помните, что имена людей нужно писать с прописной (заг­лавной) буквы? Значит, необходимо превратить букву л в заглавную. Делают это особым способом: посыпают малютку л волшебным по­рошком буквенного роста и ласково приговаривают:

Буковка, бывшая крошкой, Скачет на длинных ножках!

Теперь у нас есть заглавная буква л, и мы можем нарисовать в альбомах имена девочек правильно: Люба, Люда, Лиза».

6. Игра «Превращения». Используются карточки или кубики с бук­вами для коллективной работы или разрезная азбука для индиви­дуальной работы каждого ребенка.

Педагог говорит следующие слова: «Вот буквы л и ч. А здесь спрятана буква для гласного звука», показывает зашумованную картинку (см. прил. 5, рис. 7), дает задание назвать букву, отыс­кать карточку с такой буквой и вставить между буквами л и ч. Дети работают с наборным полотном: берут букву у (луч); заме­няют букву ч на букву к (лук); ставят вместо буквы у букву а (лак); теперь меняют букву л на букву б (бак); букву к меняют на букву л (бал); букву б меняют на букву з (зал).

Занятие 59 Встреча с буквой М

Дети вместе с педагогом рассматривают рисунки, восстанавли­вают содержание сказки, произносят волшебные слова, после кото­рых продолжается повествование:

Вьется сказка, как дорожка, И куда-то нас ведет. Даже боязно немножко: Что-то впереди нас ждет?


94

Текст для чтения или рассказывания

Сказка про прекраснуюдочьЗвездочета и прокореньзла.Превращение

.. .И тут мертвое молчание, окружавшее замок много дней, словно сло­малось. В ясном небе загремел гром, сверкнула ослепительная молния... Перед пораженным Рыцарем стояла прекрасная дочь Звездочета с сия­ющими от слез глазами и держала в руках его платок. Мрак рассеялся, и мир сиял всеми цветами радуги...

Здесь сказка обрывается. Со сказками так часто бывает: когда хотят, начинаются, когда хотят, заканчиваются.

Наверное, наша сказка решила, что счастливый конец вы придумаете сами - устроите его «по своему желанию».

Беседа с детьми

Педагог объясняет новый материал и показывает карточку и кар­тинку (см. прил. 1) с буквой м: «А на прощание сказка подарила нам еще одну букву. Вот она, сияет в блеске молнии. Это буква м. Отыщите ее на картинке и обведите пальчиком. Для изображения каких звуков служит буква м? Для этого нужно четко произнести слово «молния», определить, с какого звука оно начинается, а потом подобрать к этому звуку мягкую пару.

Буква м - это домик для звука [м]. Еще эта буква служит для изображения звука [м'].

Со звука [м] начинаются слова «малыш», «малютка», «малень­кий». Может поэтому последняя глава сказки такая короткая?

Еще раз произнесите звуки [м] и [м'], положив руку на горлыш­ко. Они глухие или звонкие? Звуки [м] и [м'] звонкие. Можно ли произнести их без голоса? Нельзя. У звуков [м] и [м'] нет глухой пары».

Задания для детей

1. Педагог дает задание нарисовать красивую, огненную букву м.

2. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом:

Мы рисуем букву м, Но нетрудно нам совсем.

Детям надо отыскать в рифмованном тексте все буковки м и по­ставить под ними точки.

3. Звуковые игры и игры на различение букв.

4. Домашнее задание для желающих: придумать, что же случи­лось в сказке дальше.

95

Занятие 60

Игры с буквами и словами

Беседа с детьми

В начале занятия дети рассматривают картинки, восстанавливают содержание сказки, предлагают свои варианты концовок и про- должений.

Педагог предлагает на большом листе бумаги или на доске нари­совать все буквы для согласных звуков, которые подарила детям сказ­ка про заколдованную дочь Звездочета.

Дается характеристика звуков, для изображения которых служит буква м.

Задания для детей

1. Педагог дает детям задание составить поезда с вагончиком-буквой м и локомотивами-гласными и прочитать получившиеся слоги.

2. Затем просит отыскать среди слогов тот, который может быть словом и состоит из букв м, ы, нарисовать в альбоме это важное слово - «мы».

3. Педагог дает детям следующее задание: «Какое слово можно составить с помощью букв м, а? Буквы можно повторять несколько раз. Конечно, это слово «мама». Нарисуйте его».

4. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенной буквой м (...ак(мак), ...яч (мяч), ...еч (меч)). Педагог дает задание заполнить пробелы и нарисовать слова.

5. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками — слова с пропущенными буквами (... сяц (месяц), ...ха (муха),.. .ре (море), ...ло(мыло)).

Педагог дает детям задание: «В каждом слове под картинками не хватает двух букв, одна из них м, а вторая - буква для гласного звука. Попробуйте заполнить пробелы в словах».

6. Игра «Превращения». Перед детьми - зашумованная картинка (см. прил. 5, рис. 2, 10, 11). Надо узнать спрятанные буквы, отыскать карточки с ними и составить из них слово. Дети работают с набор­ным полотном: набирают слово «дом»; меняют букву д на букву к (ком); меняют букву м на букву т (кот); меняют букву о на букву и (кит).

1, Домашнее задание для желающих: нарисовать все буквы для согласных звуков, которые уже знакомы.

Занятия 61-62 Встреча с буквой Ш

Занятие 61

Беседа с детьми

Занятие начинается с одной-двух игр (по выбору педагога и детей).

Затем педагог объясняет новый материал: есть несколько букв для согласных звуков, которые не попали в сказку про храброго Рыцаря и прекрасную дочь Звездочета. Но и про них есть истории. Вот история про букву ш (ша).

Текст для чтения или рассказывания

БукваШ, поселившиесяв камышах

Буква ш долго искала, где бы ей поселиться.

- Поселюсь-ка я в камышах! - наконец решила она. — Конечно, они не­исправимые сплетники, но тихие и совершенно безвредные. А я с удо­вольствием помогу им шуршать.

Она сделала из камышей шалаш и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шепотом пересказывать друг другу последние лесные новости — утешительные и неутешительные. А буква ш изо всех сил старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, ше­лестящие сказки.

В безветренную погоду, когда в лесу стихали звуки и воцарялся покой, лесная мышка приводила к берегу своих малышей — шестерых крошеч­ных мышат, чтобы они послушали сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашептывает в камышах буква ш.

Задания для детей

1. Педагог показывает карточку с буквой ш, карточку с риф­мовкой и просит назвать букву, с которой начинается первое сло­во в рифмованном тексте, дает задание нарисовать букву ш.

2. В этом рифмованном тексте надо отыскать все буквы ш и по­ставить под ними точки:

Шесть шустрых мышат Повстречали ежа. Проведать ежат Он шел не спеша.



97


96



3. Педагог просит детей назвать как можно больше слов, кото­рые начинаются со звука [ш] или заканчиваются им, в которых он встречается в середине или несколько раз.

Словарик: шар, шарф, шкаф, шепот, шорох, шустрый; кошка, мышка, крошка, малышка, вышка; камыш, нет крыш, бросишь, кинешь, глянешь, видишь; шалаш, шуршишь, шепчешь.

4. Педагог дает детям задание: «Положите руку на горлышко и произнесите: [ш]. Это глухой звук или звонкий? Конечно, глу­хой. Как вы думаете, какой звонкий звук составит пару звуку [ш]?» (Звук [ж]).

5. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разно­цветных букв ш.

Занятие 62

Беседа с детьми

В начале занятия проводится одна-две игры и беседа по содер­жанию предыдущего занятия.

Задания для детей

1. Педагог говорит: «Вот поезд-слог ша. Прочитайте его. Этот слог входит в состав многих слов, обозначающих имена девочек и маль­чиков», дает задание прочитать слова на карточках (см. прил. 3):

Са - ша, Ма - ша, Па - ша, Да - ша, Ми - ша.

Затем просит ответить на вопрос: «Почему эти слова написаны с большой буквы?»

2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенными буквами (...р (шар), ...рф (шарф), мы...та (мышата)). Детям надо вставить буквы.

3. Педагог дает детям следующее задание: «Составьте поезда из буквы ш и гласных а, о, у, е, и. Прочитайте слоги. Как звучит слог ши ([шы])? Происходит так, потому что звук [ш] твердый: мягкость, которой могла бы поделиться с ним буква и, ему не нужна. Но буква ш терпеть не может букву ы. И все от того, что буква ы однажды пришла к болотцу и помяла любимые камыши буквы ш сво­ей палкой. С тех пор буква ш никогда не встает в пару с буквой ы. Там, где мы слышим после звука [ш] звук [ы], приходится писать букву и».

4. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками - сло­ва с пропущенными буквами (ш...п (шип), ш...на (шина), ш...шка (шишка)). Детям надо вставить буквы.

5. Перед детьми - зашумованные картинки (см. прил. 5, рис. 7, И, 12). Педагог дает задание узнать спрятанные буквы, отыскать карточки (кубики) с ними, составить слово из этих букв (шум).

98

6. Перед детьми - карточки (см. прил. 3). В карточках - слова, в которых все буквы одинаковые, но одной буквы - для гласного