Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 497

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Юридическая конструкция - это своеобразное модельное построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, в которые облекается “юридический материал.

Технические правила.

  1. Ясность и чёткость, простота и доступность языка правовых актов.

  2. Сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстракцией выражения соответствующих предписаний.

  3. Последовательность в изложении юридической информации.

  4. Взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

  5. Последовательность и компактность изложения юридических норм.

  6. Однородность содержания.

  7. Исключение противоречий.

  8. Соответствие содержания закона его наименованию.

  9. Исключение пробелов, использование с этой целью отсылочных статей.

  10. Издание вместо нового закона поправок к ранее принятому действующему закону или издание действующего акта в новой редакции.

  11. Приведение в каждом случае перечня отменённых актов.

  12. Конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования.

  13. Отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства.

  14. Краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.


Способы изложения. Существует два основных способа изложения юридических норм в тексте закона (иного юридического акта): абстрактный и казуистический.

Абстрактный способ характеризуется тем, что признаки явлений, их многообразие даются в обобщённом виде, т.е. в виде абстрактного понятия.

Казуистический способ - такой, когда явления, их разновидности, факты характеризуются индивидуальными признаками, путём перечисления тех или иных случаев - казусов.

Юридический стиль - законы, иные нормативные акты имеют особый, юридический стиль изложения: они должны быть официально и терминологически строги, в них не должно быть художественной красивости, текст нормативного акта нельзя загружать декларативными положениями, лозунгами, призывами.

Юридический язык - язык закона - общелитературный, однако он имеет особенности, что позволяет условно говорить о “юридическом языке”. Эти особенности - чёткость, сжатость, определённость и точность мысли законодателя, повелительный, императивный характер изложения, специальная терминология.
Технические приёмы.


Технические приёмы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Заголовки. Существенное значение при изложении норм в законе имеет формулирование в каждой статье заголовка. Этот технико-юридический приём используется преимущественно в кодексах; благодаря ему легче найти в кодексе ту или иную статью, лучше понять содержание юридической нормы.

Виды юридической техники.

  1. Законодательная (правотворческая техника).

  2. Техника систематизация нормативных актов.

  3. Техника учёта нормативных актов.

  4. Правоприменительная (техника индивидуальных правовых актов).



Юридическая техника.
Юридическая техника - это совокупность правили, приёмов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учёта.

Различаются следующие виды юридической техники: 1) законодательная (правотворческая) техника; 2) техника систематизации нормативных актов; 3) техника учёта нормативных актов; 4) техника индивидуальных актов.

Цель юридической техники - рационализирование юридической деятельности, достижение ясности, простоты, краткости, определённой стандартности, единообразия (унифицированности) юридических документов.

Законодательная (правотворческая) техника - это совокупность правил, приёмов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов.

Законодательная техника имеет две основные цели:

1) рационально, адекватно урегулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно чётко, недвусмысленно, определённо и в то же время достаточно кратко, экономично, в определённой мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная чёткость, пробельность снижают эффективность правового регулирования;

2) другая цель правотворческой техники ориентирована на субъектов - адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно своих прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.



Правила законодательной (правотворческой) техники можно подразделить на три вида.

1. Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов.

Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, придавали бы ему официальность.

Каждый нормативный акт должен иметь название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т.д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования.

Далее, нормативный акт должен содержать дату и место его принятия, а для более рационального учёта нормативных актов и его номер. Такие реквизиты нормативного акта, как его название (по виду и содержанию), дата, орган и место принятия, взятые вместе, составляют так называемый титул нормативного акта. Обязательным реквизитом является подпись соответствующего должностного лица.

2. Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта.

Нормативный акт должен иметь определённый предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами.

Из этого правила вытекает другое: нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом. Например, нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права. В нём могу содержаться лишь предписания об отмене или изменении норм, составляющих предмет регулирования данного акта.

В нормативном акте должны быть решены все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений. Нормативный акт, следовательно, не должен содержать пробелов.

В нормативном акте должна быть определённая структура, которая строится на логически последовательном изложении акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследовать цель удобства пользования нормативным актом.

В числе правил, относящихся к структуре нормативного акта, можно назвать следующие: 1) нормы более общего характера должны помещаться в начале нормативного акта; 2) однородные нормы должны выделяться,
излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта (в крупных нормативных актах должны обособляться в главы, разделы, части; каждая глава, раздел, часть должны иметь название).

Каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы); нумерация статей должна быть сплошной, т.е. одна нумерация должна идти через все разделы, части, главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной. В случае внесения дополнений в нормативный акт эти дополнения или вносятся в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением её цифрой, которая ставится рядом с номером статьи (например, ст. 327-1 УК РФ).


3. Правила и приёмы изложения норм права (язык нормативных актов).

  1. Ясность и простота изложения нормативного текста (гарантии реализации).

  2. Максимальная точность выражения, т.е. соответствие между идеей субъекта правотворчества и найденной нормативной формулировкой.

  3. Экономичность (лаконичность) предложений. Это требование не направлено против глубины, а должно способствовать для отсутствия повторов в тексте.

  4. Логическая связанность и последовательность изложения. Для законодательного текста недопустим разрыв мысли, противоречия, двусмысленность. Для законодательного текста присуще однозначность мотивировки и выводов.

  5. Экспрессивная (т.е. выразительность) нейтральность изложения, ровность, спокойность, безэмоциональность.

  6. Преобладание понятий, категорий, отражающих динамическую, а не статическую (уголовные нормы) стороны общественной жизни.

  7. Безличный характер изложения текста, т.е. полный отказ от употребления личных местоимений, глаголов, повелительного наклонения).

  8. Выражение одной и той же мысли с помощью одного и того же ряда слов, использованных в одной последовательности - формальность.

  9. Терминология нормативных актов должна быть единой. Для этого необходимо один и тот же термин, слово в нормативном акте употреблять в одном и том же значении; одно и то же понятие (явление предмет) обозначать одним и тем же термином.

  10. В нормативном акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины.

  11. Следует избегать иностранных слов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов и т.п. нечётких, двусмысленных, многозначных выражений.



35. Права и свободы человека и гражданина: понятие и виды. Человек, его права и свободы как высшая ценность.
Права и свободы человека (в юридическом смысле) - это официально признанная общая мера возможного поведения.
Признаки прав и свобод человека.
1. Являются центральным элементом содержания позитивного (объективного) права. В настоящее время большинство общепризнанных прав и свобод человека выражены в международных (декларациях, пактах) и национальных (законах) источниках.

2. Есть общая мера возможного поведения. Когда речь идёт о правах человека обычно употребляются формулировки “каждый”, “никто”, свидетельствующие об их принадлежности любому человеку планеты Земля, а не только гражданам того или иного государства.