Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 576

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.



Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой


1. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.



2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Шафиров В.М.


  1. Государственный служащий: понятие, виды.


Государственный служащий (в широком смысле слова) - это профессиональный работник умственного труда любой организации.
Государственный служащий (в узком смысле) - это лицо профессионально и возмездно работающее в государственно-властном органе.
Признаки государственного служащего.

  1. Это работник умственного труда.

  2. Работает на профессиональной основе и имеет специальное образование.

  3. Занимает государственную должность.

  4. Имеет права и обязанности.

  5. Лицо работающее в государственном органе.

  6. Работает возмездно.

  7. Подчиняется государственной дисциплине.


Статус государственного служащего - это правовое положение.
Структура статуса государственного служащего.

  1. Гражданство.

  2. Обязанности.

  3. Права.

  4. Ограничения по службе.

  5. Гарантии.

  6. Ответственность.


Виды государственных служащих.
1. По ветвям власти - 1) государственные служащие законодательных органов власти; 2) государственные служащие исполнительных органов власти; 3) государственные служащие судебных органов власти.

2. По уровням государственной власти - 1) федеральные государственные служащие; 2) региональные государственные служащие.

3. По характеру выполняемых функций - 1) должностные лица; 2) специалисты; 3) технические работники.

4. По группам государственных должностей - 1) высшие государственные служащие; 2) главные государственные служащие; 3) ведущие государственные служащие и т.д.

33. Государственный аппарат: понятие, принципы организации и деятельности государственного аппарата в современном обществе.
Государственный аппарат – это целостная иерархическая система всех государственных органов, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления его функций.
Признаки государственного аппарата.


  1. Он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. Все они вместе составляют единую систему властвования.

  2. Это целостная иерархическая система государственных органов. Целостность её обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов, едиными задачами и целями деятельности.

  3. Его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями.

  4. Государственный аппарат из особого разряда людей, специализировано занимающихся управлением либо его непосредственным обслуживанием, т.е. государственных служащих.

  5. Государственный аппарат во вне выступает как целостная организация, в силу чего государственные служащие действуют от имени и по поручению государства как его органы.

  6. Государственный аппарат обладает монополией на совершение действий, находящихся в исключительной компетенции государства (издание нормативных актов, легальное принуждение).

  7. Государственный аппарат является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов и выполняет функции государства.



Структура государственного аппарата.


  1. Государственные органы.

  2. Государственные служащие.

  3. Материальные и финансовые ресурсы, которые используются государственным аппаратом в процессе управления обществом.


Принципы организации и деятельности государственного аппарата.


  1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их.

  2. Принцип демократизма. Выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учёте в политике государства разнообразных интересов населения.

  3. Принцип суверенности. То есть независимости и самостоятельности государственной власти и её органов.

  4. Принцип единства системы государственной власти.

  5. Принцип разделения властей.

  6. Принцип выборности и назначаемости органов государственной власти.

  7. Участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти.

  8. Принцип государственной службы и равного доступа к ней.

  9. Принцип гласности – обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса функционирования государственных служащих.

  10. Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия – обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата.

  11. Принцип федерализма – учёт интересов регионов в федеративных государствах.

  12. Принцип профессионализма государственных служащих – создаёт благоприятные условия для использования квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов.

  13. Принцип иерархичности государственных органов – заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решение вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).


  1. Юридическая техника: понятие, средства, приёмы, правила.


Юридическая техника - это совокупность средств, правил и приёмов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.

Юридическая техника признана сконструировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным.
Технические средства.

Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определённого сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказания и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

Юридическая терминология. Термины - это словесные обозначения понятий, используемых при изложении содержания закона (иного нормативного юридического акта).

В текстах законов используются три вида терминов:

  1. Общеупотребляемые, т.е. термины в общепринятом, в известном всем смысле; например, “строение”, “здание”, “документ”.

  2. Специально-технические, т.е. имеющие смысл, который принят в области специальных знаний - техники, медицины, экономики, биологии, например, “депозит”, “промышленное предприятие”.

  3. Специально-юридические, т.е. имеющие особый юридический смысл, выражающий своеобразие того или иного правового понятия; например, “залог”, “владение”, “перевод долга”.


Использование терминологии в законах (иных нормативных юридических актах) подчиняется ряду требований. Основные из них такие:

  1. Единство терминологии: один и тот же термин (например “должностное лицо”, “несовершеннолетний”) должен употребляться в данном законе (и во всех других нормативных актах) в одном и том же смысле;

  2. Общепризнанность термина: слова не должны быть “изобретены”, придуманы законодателем только для данного закона или применяться в нём в каком-то особом смысле теми или иными разработчиками законопроекта;

  3. Стабильность терминов: они должны быть устойчивыми, их смысл не должен изменяться с каждым новым законом;

  4. Доступность термина: при всей сложности юридической терминологии слова и выражения закона должны давать правильное представление о содержании его норм.