Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 577
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общая характеристика англо-саксонской правовой семьи.
-
Основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела) - общее право. -
Ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов. -
На первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке. -
Главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право (процедурное, доказательственное), которое во многом определяет право материальное. -
Нет кодифицированных отраслей права. -
Отсутствует классическое деление права на частное и публичное. -
Широкое развитие статутного права (законодательство), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников. -
Юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер. -
Англия, США, Канада, Австралия и т.д.
Сравнительная характеристика романо-германской и англо-саксонской семей.
-
Для романо-германского права характерна рецепция римского права, а для семь общего права рецепция не характерна. -
Общее право создано исключительно судами, а в романо-германской - законодательными органами. -
Романо-германская - с самого начала руководствовалась идей кодификации. -
Источником права романо-германского права является нормативно-правовой акт, общего права - судебный прецедент. -
Романо-германское право при определённой точности допускает свободу усмотрения. -
В романо-германском праве доминантно материальное право, а в общем - процессуальное. -
В общем праве не сложилось деление на частное и публичное. -
Понятийный аппарат. -
Подготовка юристов.
Семья религиозного права.
-
Главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать. -
Источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов. -
Весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения. -
Особое место в системе источников права занимают труды учёных-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения. -
Отсутствует деление права на частное и публичное. -
Нормативно-правовые акты (законодательство) имеет вторичное значение. -
Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права. -
Во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека. -
Иран, Пакистан и т.д.
Семья традиционного (обычного) права.
-
Доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение. -
Обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путём и признанных государствами. -
Обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп и сообществ, а не отдельных индивидов. -
Нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время всё больше и больше. -
Судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права. -
Судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая её сплочённость. -
Юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ. -
Архаичность многих её обычаев и традиций. -
Страны экваториальной (тропической) Африки, Мадагаскар.
Российская правовая система.
Юридический источник - нормативно-правовой акт. Для российской законодательной системы характерно кодифицированность. Понятийный аппарат схож с романо-германской семьёй.
Историческое развитие шло путём отличным от запада. Россия на протяжении нескольких веков считалась единственным гарантом выживания нации, а отсюда поклонение государству. Право же воспринималось как чуждое, как насилие над совестью.
Вне рамок социалистической идеологии правомерно утверждать о том, что национально-правовая система складывается из двух элементов: Российская империя и Советский период.
Настоящее
-
Органическое вхождение в международное право. -
Развитие частного права. -
Разнообразие юридических источников права. -
Усиливается система кодификации. -
Децентрализация правового регулирования.
Правосознание - преодоление правового нигилизма
-
Юридическая норма: признаки, строение, виды.
Норма права - это общеобязательное формально-определённое правило поведения, обеспеченное обществом и государством, выраженное статье юридического документа и направленное на регулирование общественных отношений.
Признаки нормы права.
1. Это важнейшая разновидность социальных норм.
-
Представляет собой правило поведения общего характера, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере его действия. -
Достаточно полно выражает права, свободы, обязанности, меры поощрения, принуждения, что позволяет ей оказывать позитивное направляющее воздействие на субъектов (формально определённое правило). -
Закрепляется в статьях нормативно-правовых документов. -
Действие нормы права обеспечивается обществом, государством.
Структура (строение) нормы права.
Правовая норма состоит из трёх элементов: гипотеза, диспозиция, санкция.
-
Гипотеза - это элемент нормы права, определяющий условия, при которых она начинает действовать (место действия, время действия, участники действия и т.д.). -
Диспозиция - это элемент нормы права, определяющий само правило поведения (права и обязанности участников правоотношения). -
Санкция - это элемент нормы права, определяющий юридические последствиядля участников после реализации диспозиции.
а) при отступлении от диспозиции наступают нежелательные, негативные последствия - меры наказания.
б) при поведении в рамках диспозиции наступают желательные, позитивные последствия - приобретаются необходимые блага, даются поощрения.
Виды норм права.
Нормы права отличаются друг от друга. По отраслям они делятся на нормы государственного, гражданского, семейного, административного, уголовного и иных отраслей права.
В зависимости от характера содержащихся в нормах правил поведения.
1. Управомочивающая норма - это норма права, которая закрепляет возможность совершать различные положительные действия (распоряжаться вещью, голосовать на выборах, подать жалобу и т.п.).
2. Обязывающая норма - это норма права, которая закрепляет обязанность совершать определённые положительные действия (платить налоги, защищать Отечество и т.п.).
3. Запрещающая норма - это норма права, которая закрепляет обязанность не совершать недозволенные действия (насиловать, грабить, незаконно лишать свободы и т.п.).
По выполняемым функциям.
1. Регулятивная норма - непосредственно направлена на регулирование фактических отношений, возникающих между субъектами права, путём предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Такая норма определяет субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (например, норма, закрепляющая правомочия собственника).
2. Охранительная норма - фиксирует меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Такая норма определяет условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер (например, норма уголовного закона).
По методу правового регулирования.
1. Императивные нормы - имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении (нормы административного права).
2. Диспозитивные нормы - присущ автономный характер, позволяющий сторонам отношений самим договорится по вопросам объёма, процесса реализации субъективных прав и обязанностей (преимущественно гражданско-правовые нормы). Диспозитивная норма действует лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения.
3. Рекомендательные нормы - обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
По санкции.
-
Позитивные нормы. -
Поощрительные нормы. -
Наказательные нормы.
По сфере действия.
1. Нормы общего действия - распространяются на всех субъектов (Конституция, ГК РФ и др.).
2. Нормы ограниченного действия - имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти субъектов Федерации.
3. Нормы локального действия - действую в рамках общественных или частных структур.
По времени.
-
Постоянные нормы. -
Временные нормы.
По кругу лиц.
-
Нормы права, распространяющиеся на всех, кто подпадает под их действие. -
Нормы права, распространяющиеся на чётко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.
-
Правотворчество: понятие, стадии, виды, пути совершенствования в РФ.
Правотворчество - это деятельность уполномоченных на то субъектов правотворчества, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм.
Признаки правотворчества.
1. Это активная и творческая деятельность.
-
Правотворчество - это деятельность компетентных субъектов, направленная на создание и совершенствование норм права. -
Субъектами правотворчества являются государственные органы, наделённые соответствующей компетенцией (правом на издание нормативных актов), органы местного самоуправления, предприятия и учреждения, а также народ в процессе проведения референдума. -
Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами (Конституцией, регламентом, уставом и т.д.) -
Результат правотворческой деятельности - правовые нормы, которые воплощаются главным образом в нормативных актах, кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах. -
Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Процесс правообразования состоит из двух этапов:
1) выявление в обществе потребности в урегулировании нормами права социальных отношений. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты вопроса, его общезначимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое через свои институты - общественные организации, средства массовой информации, науку - может оказать влияние на субъекта правотворчества, так и сами правотворческие органы, государство (изучение, анализ общественных явлений и процессов, выявление потребности в правовой регламентации);