Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 577

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общая характеристика англо-саксонской правовой семьи.

  1. Основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела) - общее право.

  2. Ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов.

  3. На первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке.

  4. Главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право (процедурное, доказательственное), которое во многом определяет право материальное.

  5. Нет кодифицированных отраслей права.

  6. Отсутствует классическое деление права на частное и публичное.

  7. Широкое развитие статутного права (законодательство), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

  8. Юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

  9. Англия, США, Канада, Австралия и т.д.


Сравнительная характеристика романо-германской и англо-саксонской семей.

  1. Для романо-германского права характерна рецепция римского права, а для семь общего права рецепция не характерна.

  2. Общее право создано исключительно судами, а в романо-германской - законодательными органами.

  3. Романо-германская - с самого начала руководствовалась идей кодификации.

  4. Источником права романо-германского права является нормативно-правовой акт, общего права - судебный прецедент.

  5. Романо-германское право при определённой точности допускает свободу усмотрения.

  6. В романо-германском праве доминантно материальное право, а в общем - процессуальное.

  7. В общем праве не сложилось деление на частное и публичное.

  8. Понятийный аппарат.

  9. Подготовка юристов.


Семья религиозного права.

  1. Главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать.

  2. Источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов.

  3. Весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения.

  4. Особое место в системе источников права занимают труды учёных-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения.

  5. Отсутствует деление права на частное и публичное.

  6. Нормативно-правовые акты (законодательство) имеет вторичное значение.

  7. Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права.

  8. Во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

  9. Иран, Пакистан и т.д.



Семья традиционного (обычного) права.

  1. Доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение.

  2. Обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путём и признанных государствами.

  3. Обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп и сообществ, а не отдельных индивидов.

  4. Нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время всё больше и больше.

  5. Судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права.

  6. Судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая её сплочённость.

  7. Юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ.

  8. Архаичность многих её обычаев и традиций.

  9. Страны экваториальной (тропической) Африки, Мадагаскар.


Российская правовая система.

Юридический источник - нормативно-правовой акт. Для российской законодательной системы характерно кодифицированность. Понятийный аппарат схож с романо-германской семьёй.

Историческое развитие шло путём отличным от запада. Россия на протяжении нескольких веков считалась единственным гарантом выживания нации, а отсюда поклонение государству. Право же воспринималось как чуждое, как насилие над совестью.

Вне рамок социалистической идеологии правомерно утверждать о том, что национально-правовая система складывается из двух элементов: Российская империя и Советский период.

Настоящее

  1. Органическое вхождение в международное право.

  2. Развитие частного права.

  3. Разнообразие юридических источников права.

  4. Усиливается система кодификации.

  5. Децентрализация правового регулирования.

Правосознание - преодоление правового нигилизма


  1. Юридическая норма: признаки, строение, виды.


Норма права - это общеобязательное формально-определённое правило поведения, обеспеченное обществом и государством, выраженное статье юридического документа и направленное на регулирование общественных отношений.

Признаки нормы права.

1. Это важнейшая разновидность социальных норм.



  1. Представляет собой правило поведения общего характера, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере его действия.

  2. Достаточно полно выражает права, свободы, обязанности, меры поощрения, принуждения, что позволяет ей оказывать позитивное направляющее воздействие на субъектов (формально определённое правило).

  3. Закрепляется в статьях нормативно-правовых документов.

  4. Действие нормы права обеспечивается обществом, государством.


Структура (строение) нормы права.

Правовая норма состоит из трёх элементов: гипотеза, диспозиция, санкция.

  1. Гипотеза - это элемент нормы права, определяющий условия, при которых она начинает действовать (место действия, время действия, участники действия и т.д.).

  2. Диспозиция - это элемент нормы права, определяющий само правило поведения (права и обязанности участников правоотношения).

  3. Санкция - это элемент нормы права, определяющий юридические последствиядля участников после реализации диспозиции.

а) при отступлении от диспозиции наступают нежелательные, негативные последствия - меры наказания.

б) при поведении в рамках диспозиции наступают желательные, позитивные последствия - приобретаются необходимые блага, даются поощрения.
Виды норм права.

Нормы права отличаются друг от друга. По отраслям они делятся на нормы государственного, гражданского, семейного, административного, уголовного и иных отраслей права.

В зависимости от характера содержащихся в нормах правил поведения.

1. Управомочивающая норма - это норма права, которая закрепляет возможность совершать различные положительные действия (распоряжаться вещью, голосовать на выборах, подать жалобу и т.п.).

2. Обязывающая норма - это норма права, которая закрепляет обязанность совершать определённые положительные действия (платить налоги, защищать Отечество и т.п.).

3. Запрещающая норма - это норма права, которая закрепляет обязанность не совершать недозволенные действия (насиловать, грабить, незаконно лишать свободы и т.п.).

По выполняемым функциям.

1. Регулятивная норма - непосредственно направлена на регулирование фактических отношений, возникающих между субъектами права, путём предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Такая норма определяет субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (например, норма, закрепляющая правомочия собственника).


2. Охранительная норма - фиксирует меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Такая норма определяет условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер (например, норма уголовного закона).

По методу правового регулирования.

1. Императивные нормы - имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении (нормы административного права).

2. Диспозитивные нормы - присущ автономный характер, позволяющий сторонам отношений самим договорится по вопросам объёма, процесса реализации субъективных прав и обязанностей (преимущественно гражданско-правовые нормы). Диспозитивная норма действует лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения.

3. Рекомендательные нормы - обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По санкции.

  1. Позитивные нормы.

  2. Поощрительные нормы.

  3. Наказательные нормы.

По сфере действия.

1. Нормы общего действия - распространяются на всех субъектов (Конституция, ГК РФ и др.).

2. Нормы ограниченного действия - имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти субъектов Федерации.


3. Нормы локального действия - действую в рамках общественных или частных структур.

По времени.

  1. Постоянные нормы.

  2. Временные нормы.

По кругу лиц.

  1. Нормы права, распространяющиеся на всех, кто подпадает под их действие.

  2. Нормы права, распространяющиеся на чётко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.




  1. Правотворчество: понятие, стадии, виды, пути совершенствования в РФ.


Правотворчество - это деятельность уполномоченных на то субъектов правотворчества, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм.

Признаки правотворчества.

1. Это активная и творческая деятельность.

  1. Правотворчество - это деятельность компетентных субъектов, направленная на создание и совершенствование норм права.

  2. Субъектами правотворчества являются государственные органы, наделённые соответствующей компетенцией (правом на издание нормативных актов), органы местного самоуправления, предприятия и учреждения, а также народ в процессе проведения референдума.

  3. Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами (Конституцией, регламентом, уставом и т.д.)

  4. Результат правотворческой деятельности - правовые нормы, которые воплощаются главным образом в нормативных актах, кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах.



Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Процесс правообразования состоит из двух этапов:

1) выявление в обществе потребности в урегулировании нормами права социальных отношений. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты вопроса, его общезначимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое через свои институты - общественные организации, средства массовой информации, науку - может оказать влияние на субъекта правотворчества, так и сами правотворческие органы, государство (изучение, анализ общественных явлений и процессов, выявление потребности в правовой регламентации);