Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 500

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Смешанная республика.

Здесь существует сильный президент, избираемый народом. Он, как правило, является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании правительства в обязательном порядке принимает участие парламент (например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом). Правительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно и перед парламентом. В смешанной республике повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства – премьер-министра. Премьер-министра назначает президент, но реально премьером может стать лишь тот, кто получит поддержку парламента.

Смешанная республика – Франция.
12. Особенности формы правления в РФ.
В Российской Федерации республиканская форма правления, которая была провозглашена в 1917 году.

По тексту Конституции РФ является смешанной республикой с доминирующим положением Президента в системе разделения властей. Таким образом, можно сказать, что РФ смешанная (президентско-парламентская) республика с преобладанием черт президентской республики.

Для Российской Федерации характерно сочетание черт как парламентской, так и президентской республики:

1. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федерации); исполнительную – Правительство РФ; судебную – Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

2. Особый статус Президента РФ. По Конституции он вне системы разделения властей (не входит не в одну из них).

3. Избрание Президента внепарламентским путём, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента, что не исключает взаимного влияния Президента и Парламента друг на друга.

4. Сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ.

5. Отсутствие должности вице-президента.


6. Исполнительная власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путём, т.е. депутат парламента не может быть одновременно членом правительства.

7. Не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию её деятельности.

8. По ст. 83 Конституции Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

9. Согласие на назначение Председателя Правительства даётся нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент РФ.

10. Президент при назначении Правительства не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, ни партийную принадлежность министров. В России политические партии недостаточно сильны, вотум недоверия крайне затруднён, к тому же он невозможен по отношению к отдельным министрам. Поэтому Президент совершенно свободен в подборе членов Правительства.

11. Часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел).

12. Вопрос об отставке, об ответственности Правительства и министров в конечном счёте решает Президент, а не Парламент.

13. Наличие института парламентской ответственности Правительства, т.е. Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия, но для решения вопроса об отставке Правительства нужны два вотума недоверия по инициативе Парламента, причём в трёхмесячный период (если срок истёк, первый вотум теряет силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не неизбежна. Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Если же вопрос о доверии ставиться по инициативе Правительства, то отказа в доверии достаточно, но Президент вправе решать: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу.

14. Наличие у Президента РФ права роспуска Парламента (Государственной Думы).
13. Понятие, структура гражданского общества. Гражданское общество и государство.
Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество

, ориентированное на конкретного человека, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, т.е. это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов и их объединений.

Основу гражданского общества составляют – свободная личность, семья, собственность, труд.
Признаки гражданского общества.
1. Это сообщество свободных индивидов.

В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда.

В социальном плане это означает, что индивид может принадлежать к определённой общности (семья, класс, нация и т.д.), но это не является обязательным. Он может существовать самостоятельно, иметь право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Это открытое социальное образование. В гражданском обществе обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями.

3. Это сложноструктурированная система. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы по интересам и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа.


4. Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои интересы (порой противоположные), тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надёжным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

5. Это правовое демократическое общество. Связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Принципы, лежащие в основе гражданского общества.


  1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения.

  2. Наличие эффективного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.

  3. Легитимность и легальность государственной власти.

  4. Демократический политический режим.

  5. Верховенство правового закона и равенство всех перед законом.

  6. Политический и идеологический плюрализм.

  7. Свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации.

  8. Невмешательство государства в частную жизнь граждан.

  9. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.


Структура гражданского общества – это внутренне строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
Структура гражданского общества.
1. Социальная система отношений. Это совокупность социальных институтов и отношений: 1) связанных с продолжением рода человеческого, воспитанием детей (семья); 2) конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубы по интересам, общественные объединения и т.п.); 3) отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями).

2. Экономическая система отношений. Это совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта, т.е. трудовые и производственные отношения (акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели и т.п.).


3. Духовно-культурная система отношений. Это совокупность отношений между людьми, их объединениями, в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных) через которые реализуются эти отношения.

4. Информационная система отношений. Складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации (организации, учреждения, предприятия, граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации).
Гражданское общество и государство.
Гражданское общество – не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидов и их объединений, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.

Государство не должно противостоять гражданскому обществу, а должно создавать для него нормальные условия функционирования и развития.

Государство не должно вмешиваться в деятельность гражданского общества, поскольку гражданское общество строится на принципах самоуправляемости, его деятельность, в основном, регулируется традициями, обычаями, нормами морали и защищена правовыми нормами от прямого или косвенного вмешательства государственной власти.
Конституция становится соглашением между обществом и государством о разграничении сфер их деятельности (государство – публичная власть, сфера общих интересов, общество – сфера индивидуальных свобод, сфера частных интересов).

Гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов.

Использование права не является обязанностью гражданина.

Отношения между гражданами, их объединениями, союзами строятся на началах равенства, свободы, координации. Их связи и отношения основываются на соглашениях договорах.

Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности только за правонарушение