Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 508

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, т.е. виновное противоправное деяние. Должностные лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.


14. Сущность и признаки государства, его определение.
Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нём, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Сущность государства – состоит в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина.
Государство – это особая суверенная организация публичной власти, официально представляющая и охватывающая всё общество (народ, нации, классы) в пределах определённой территории и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

Признаки государства.

1. Публичная политическая власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Публичная власть, делая свои веления всеобщими, охватывает население страны, осуществляет защиту общества в целом и каждого человека в отдельности. Политическую публичную власть отличают также универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы государства.

2. Государственный аппарат. Публичная политическая власть есть особая организация, состоящая из совокупности государственных органов, которые наделены полномочиями управления (в соответствии со своей компетенцией) и осуществлять принуждение, когда в том возникает необходимость.

3. Деление населения по территории. В процессе возникновения государства кровно-родственные связи, сложившиеся в предшествующий период, утрачивают своё значение. Они уступают место территориальным связям (по месту жительства). Таким образом, жители в политическом отношении становятся тесно связанными с территорией, на которой они проживают. Переход к территориальному принципу деления населения вызывает необходимость создания систем центрального и местного управления, образование государственного аппарата, осуществляющего этот вид деятельности, и, что самое главное, - системы административно-территориального деления государства.

Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт -–подданство или гражданство.



4. Государству принадлежит суверенитет. Под которым понимается его верховенство внутри страны и его независимость от власти какого-либо иностранного государства. Суверенитет означает право государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику.

5. Важнейшим средством осуществления государственной власти выступает право. Выполняя стоящие перед ним задачи, государство обладает правом издания нормативно-правовых актом, которые распространяются на всё население и на всю территорию. Государство, как и его органы и учреждения, в своей организации и деятельности связаны правом, обязаны строго следовать правовым предписаниям. В то же время право является основным и решающим средством выражения и реализации властных велений государства.

5. Налоги, сборы, государственные пошлины. Государство имеет право устанавливать налоги, сборы и государственные пошлины, с помощью которых формируется бюджет государства, который необходим для функционирования государства (выполнение функций, целей, задач).

6. Государство обладает символикой: названием, флагом, гербом и гимном.
15. Методология теории государства и права (система подходов и методов научного познания государства и права).
Методология теории государства и права – это система подходов и методов научного познания государства и права, посредством которых происходит познание основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений.
Мировоззренческие подходы к научному познанию государства и права.

Экзегетическая теория (от «экзегеза» – толкование) создаётся всегда в результате истолкования неких конечных истин, которые не достигает учёный, а заимствует готовые из каких-либо источников. При этом таковыми могут выступать:

  1. Религиозные учения. Содержащиеся в них божественные откровения являются основой построения научных доктрин всех религиозно-правовых систем, в том числе канонического, мусульманского права.

  2. Политическо-философские учения. Например, советское правоведение в своих исследованиях на протяжении многих десятилетий не выходило за рамки узкого круга марксистских догм.

  3. Труды научных авторитетов. Служащие объектом апологетического (апологет – приверженец, активный защитник и пропагандист какого-либо учения, теории, мнения и т.п., неумеренно и предвзято восхваляющий их) комментирования для их последователей. Такого подхода в своих исследованиях большей частью придерживались представители школы глоссаторов, выросшей из комментирования трудов римских юристов.

  4. Нормативно-правовые акты. В этом случае экзегетический подход выступает как юридико-догматический, когда понятия государства, права, других юридических явлений прямо заимствуют либо выводят посредством формально-логического анализа из текста нормативно-правового акта. В своё время догматическое истолкование закона привело к возникновению нормативистской школы права.


Познавательные возможности экзегетического подхода весьма ограничены. Тот факт, что лежащие в основе экзегетической теории догмы не подлежат критике, придаёт данной теории характер обоснования уже известного. Теория не открывает качественно нового знания. В этих условиях научные исследования, как правило, выливаются в подбор иллюстрирующих канонизированные догмы цитат из текстов-первоисточников, а также в периодические кампании очищения положений последних от «нервного» толкования, борьбу против ревизий и научных ересей.

В конце концов, развитие основанной на экзегетическом подходе теории практически прекращается. Рано или поздно она объявляется завершённой. Особенностью экзегетической теории является то, что она существует, пока сохраняется авторитет её первоисточника. Причём поддержание данного авторитета мало зависит от самой науки, делающей её заложницей религии, политики и т.д.

Экзегетическая теория государства и права может стать внутренне непротиворечивой и логически завершённой, но зачастую не способна выдержать проверку практикой, которую в своих исследованиях старательно игнорирует.
Позитивный подход. Он является противоположностью экзегетического подхода в исследовании государства и права. Учённые – сторонники позитивного подхода – решают познавательные задачи не комментированием освященных чьим-либо авторитетом текстов, а посредством исследования реальных фактов государственно-правовой жизни общества. Если для экзегетов объект и предмет науки фактически совпадают («священные истины»), то для приверженцев позитивного подхода объект исследования – реальные социальные явления – и его предмет – знания о данных явлениях – чётко различаются.

Истоки позитивной теории всегда находятся в эмпирическом знании, т.е. полученном в результате наблюдения, практического эксперимента, иного опыта. Вместе с тем позитивный подход не исключает формулировку теоретических суждений высокого уровня абстракции и сведения их в единую систему путём логического согласования. Другое дело, что теоретические суждения должны поддаваться проверке с помощью эмпирических данных и уж во всяком случае не приниматься как бесспорная и полная истина, если они не позволяют объяснить результаты таких исследований.

Позитивный подход исследования государства и права значительно потеснил экзегетический особенно на рубеже 19-20 веков. Это связано с тем, что формально-догматическая юриспруденция, стремившаяся найти ответы на все вопросы правоведения в законе, была не в силах объяснить причины появления в Америке и Европе нового государственно-правового уклада жизни общества. Новая нормативная система не могла быть выведена из старой при помощи формально-логического анализа. Становление новых государственно-правовых порядков предопределялось действием неюридических факторов, никак не предусмотренных старыми законами или даже противоречащих им.

Выбор одного из двух вышеназванных мировоззренческих подходов в исследовании задаёт вектор движения теории государства и права к концептуальной модели данных явлений. В то же время по ходу этого движения перед исследователем встаёт огромное количество конкретных познавательных задач, для решения которых должны использоваться разнообразные конкретные методы познания.

Методы теории государства и права – это приёмы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов.

Общенаучные методы познания государства и права – это самые общие подходы к исследованию, всеобщие принципы познания, используемые всеми науками.

1. Диалектическая логика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Эти принципы конкретизируются законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики - понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное, особенное и общее и др.).

2. Формальная логика – это наука о приёмах и способах мышления. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, моделирование и др.), законы логики (тождества, противоречия, исключение третьего, достаточного основания и др.).

3. Системный подход – в отношении государства и права предполагает их понимание как целостных систем, входящих в качестве элементов в более сложную систему, каковой является общество в целом.

4. Структурно-функциональный метод – основан на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, и в то же время сами входят в качестве составного элемента в другую, более общую структуру. В ходе структурно-функционального анализа вычленяются отдельные элементы структуры, даётся их функциональная характеристика, анализируются их взаимосвязи.

Специальные научные методы – они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права.