Файл: Практикум по дисциплине культура речи иркутск, 2019 Тема 1 Культура речи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 646

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
территория будет просто непригодна для отдыха. 9. Если Макдональдс – хорошее заведение, почему люди умирают в 57 лет? (В. Жириновский) 10.
Тело должно быть сильным и привлекательным. Недаром бодибилдеры предпринимают всяческие усилия, чтобы усилить привлекательность кожи: без этого никто не обратит внимания на накачанные мышц. 11. Не надо ему отказывать в постановке на учѐт: дайте ему две вакансии – и пошел он!
(разговор в центре занятости). 12. Откуда же берутся деньги наразного рода развлечения? 13. Как ожидается, закон должен быть доведѐн до ума к ноябрю. В случае принятия он поможет безработным пережить черную полосу в жизни и трудоустроиться. 14. Может быть, лет 10 назад решимости сопротивляться и не хватило бы, но ныне времена другие. 15. Именно правильное и своевременное питание удержит вас от необходимости что-то перехватывать и позволит не испытывать чувство голода. 16. Можно было бы смерчем устроиться, но у меня машины нет. Поэтому буду просто консультантом (смерч – мерчендайзер). 17. Инвестор может выбрать несколько компаний, удовлетворяющей его надѐжности, и разместить деньги в ПИФах разных учредительных компаний. 18. На собрании, посвященном проблеме вывоза мусора, присутствовали жители частного сектора, а также городские жители. 19. Сырокопченые колбасы изготовлены по собственной классической технологии. 20. Лексические значения нужны, чтобы называть различные явления нашего мира (из школьного учебника). 21. Я с детства не привык читать. Поэтому скорость чтения очень мала, и я не успеваю прочитывать всю заданную литературу. В связи с этим у меня возникли небольшие проблемы с учѐбой. 22. Я уже вижу свет обетованной цели. 23. В фитнес-клуб люди приходят не только за стройной талией и хорошо прокачанными трицепсом и дельтовидной мышцей. За настроением, достижениями и победами, пусть даже и над собой. 24. О какой демократии вы говорите, если 65% территории России – вечная мерзлота?
(В. Жириновский). 25. Родилась эта героиня 9 Мая, поэтому коллектив нашей газеты поздравляет ее с днѐм рождения, желает ей от всей души здоровья, нахождения себя в этой жизни и оптимизма перед грозным взглядом сессии, а в качестве подарка помещает еѐ материал на одну из первых полос!
Упражнение 7.Какие качества речи нарушены в приведенных ниже
отрывках из сочинений. Классифицируйте типы ошибок. Исправьте
предложения там, где это возможно.
1. Там приводится пример сильного и храброго человека. 2. В произведении
«Премудрый пескарь». Он боялся выйти из своего дома. И переборов себя и выйдя из дома, его съедает щука. 3. Но я не думаю, что «Вишневый сад» – комедия, когда я читала, он мне показался литературным произведением и очень занимательным чтением, из этой пьесы можно понять очень чего поучительного для своей жизни и вообще для всех читателей. 4. Большой мир для него страшен, он там посмешище. Поэтому создается свой маленький мирок, в котором человек становится всем. Богом, судьей, царем,

жителем.
5. Мне кажется, что «Слово о полку Игореве» называют «военной повестью», потому что в этом произведении хорошо описываются военные события того времени. Что происходит много сражений, битв и стычек между княжествами. Поэтому «Слово о полку Игореве» вполне можно назвать
«воинской повестью». 6. Одним из важных фактов, определяющих Татьяну, является тот факт, что она очень много читает. Но самым важным фактом в еѐ определении является еѐ верность мужу. 7. Почему повесть? Наверное, потому, что события, которые там повествуются, мы – читатели – можем ярко представить в своем подсознании. 8. Природа может страдать вместе с человеком. Хотя есть еще один поэт Сергей Есенин, который тоже был близок с природой. Но всѐ же в нем не горели те чувства, которые горели в
Пастернаке. 9. А для женщины главное – это состояться как женщина, жена и, конечно же, мать для своих детей. Возможно, Татьяна и стала таковой, так как все предпосылки к этому были. Возможно, именно поэтому Татьяну
Ларину можно назвать «милым идеалом» русской литературы. 10. Я считаю, что Татьяну Ларину можно назвать «милым идеалом», так как она по всем соображениям идеально подходит главному герою. 11. А. Блок в своем стихотворении «Река раскинулась…» преподносит перед читателями свои чувства, мысли. 12. Я думаю, что преходящим в поэзии этого замечательного писателя (В. Маяковский.– О. К., О. М.) могут быть новые фанаты и поклонники его творчества. 13. Конфликты семейных отношений показаны в творчестве Тургенева «Отцы и дети». 14. А измена жены – это послужило толчком всех проблем. 15. Возьмем, к примеру, что возможно это из-за злой матери, которая ругает и унижает героев, еѐ строгость задевает чувство наших героев. Но для Кабанова измена жены, подобно, как подлить масло в огонь. Благодаря измене мужу, она почти обрекла на себя смерть.

ВОПРОСЫ для подготовкиКЗАЧЕТУ
1. Культура речи как наука о коммуникативных качествах хорошей речи.
Определение хорошей речи как совокупность параметров оценки высказывания.
2. Основные критерии хорошей речи: креативность, соблюдение языковых норм, понятность адресату, соответствие законам логики, целесообразность, соответствие этике общения.
3. Коммуникативные качества речи как свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.
4. Богатство как коммуникативное качество речи, предполагающее свободное использование говорящим разнообразных языковых средств, позволяющих оптимально передать мысль. Основные условия, обеспечивающие богатство речи.
5. Ошибки, нарушающие богатство речи: речевые стереотипы (клише и штампы); различные виды речевой избыточности (повторы одного и того же слова, тавтология). Понятие вынужденной тавтологии.
6. Правильность речи как основное коммуникативное качество, обеспечивающее единство речи, от которого зависит взаимопонимание общающихся. Правильная речь как речь, соответствующая норме.
Двусторонняя природа нормы: дескриптивная и прескриптивная норма (по Э.
Коссериу).
7. Норма как результат целенаправленной кодификации языка. Признаки нормы. Вариативность как важнейшая черта языковой нормы. Критерии выбора нормативного варианта.
Виды норм: акцентологические, орфоэпические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
8. Императивная и диспозитивная норма. Общеязыковая и ситуативная норма. Толерантность языковой нормы: структурная, коммуникативная, социальная. Функции нормы. Источники обновления литературной нормы.
9. Точность как коммуникативное качество речи, предполагающее соответствие способов выражения описываемой действительности и проявляющееся в умении эксплицировать мысль с помощью такого подбора языковых средств, который бы максимально полно соответствовал выражаемому понятию.
10. Предметная и понятийная точность (по Б. Н. Головину). Фактическая и коммуникативная точность (по А. Э. Мильчину). Основные условия, способствующие созданию точной речи. Ошибки, связанные с нарушением точности речи.
11. Ясность как коммуникативное качество речи, предполагающее адекватное понимание слушающим высказываемой говорящим мысли.
Ошибки, связанные с нарушением ясности речи: возникновение двусмысленности; речевая недостаточность; использование слов ограниченной сферы употребления.


12. Логичность как коммуникативное качество речи, возникающее благодаря умению последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Логика рассуждения и логика изложения.
13. Условия соблюдения логики рассуждения как соответствие требованиям законов мышления. Речевые ошибки, связанные с нарушением логики рассуждения: подмена понятия, смешение несопоставимых понятий, сопоставление несопоставимых понятий; несоответствие посылки и следствия, порочный круг в обосновании тезиса.
14. Условия соблюдения логики изложения как актуализация знаний языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.
15. Уместность как коммуникативное качество речи, предопределяющее выбор, упорядочивающее организацию языковых средств, которые более всего подходят для ситуации высказывания, отвечают задачам и целям общения, содействуют установлению контакта между Говорящим и
Слушающим. Виды уместности: стилевая, контекстуальная, ситуативная, личностно-психологическая. Условия соблюдения уместности.
16. Чистота речи как коммуникативное качество, предполагающее отсутствие в речи единиц, чуждых литературному языку, а также единиц, отвергаемых этическими нормами. Языковые средства, нарушающие чистоту речи: лишние слова (слова-паразиты), варваризмы, вульгаризмы.
17. Выразительность как коммуникативное качество речи, способствующее такому структурированию текста, при котором происходит усиление аттрактивной и персуазивной функций языка. Условия продуцирования выразительной речи. Автологическая и металогическая речь.
18. Тропы как средства создания выразительности (гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет).
19. Фигуры как средства создания выразительности (анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, оксюморон, эллипсис, парцелляция, умолчание).
20. Типология ошибок, связанных со стремлением говорящего к выразительности.

1   2   3   4   5   6   7

Приложение 1
Оцените речь выступающего (оратора, диктора, комментатора)
Для тренировки нужно подготовить оценочные листы
№№
п/п
Основные вопросы
оценка
1.
Содержательность речи
1 2 3 4 5 6 7 8 9
— наличие главной мысли
1 2 3
— ценность сообщаемых фактов
1 2 3
— новизна сообщаемого
1 2 3 2.
Понятность речи
1 2 3 4 5 6 7 8 9
— логичность речи
1 2 3
— учет аудитории
1 2 3
— ясность языка
1 2 3 3.
Выразительность речи
1 2 3 4 5 6 7 8 9
— правильность ударений в словах и интонация
1 2 3
— богатство или бедность лексики
1 2 3
— образность
1 2 3
Оценка производится по трем основным параметрам (содержательность, понятность и выразительность речи), каждый из которых складывается из трех составляющих. Если, например, в выступлении четко прослеживается главная мысль (3 балла), сообщаются ценные факты (3 балла) и оно отличается новизной (3 балла), то по содержательности данное выступление оценивается в 9 баллов. Если степень выраженности этих составляющих не такая яркая, то они оцениваются в 1 и 2 балла. Максимальная общая оценка выступления 27 баллов, однако блестящему оратору можно выставить и 30 баллов.

Приложение 2
Упражнение 1. Обогащение словаря
Для занятия необходим текст по специальности. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы заменяются другими глаголами, подходящими по смыслу. Подобное можно проделывать также с именами существительными и именами прилагательными. Первые 5-10 дней под рукой можно иметь словари.
Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.
Упражнение 2. Краткое выступление по опорным точкам
Для упражнения произвольно берутся пять слов. Можно воспользоваться любой книгой, открыв ее на середине. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов.
Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума.
Упражнение 3. Тренировка с зеркалом
Выполняя упражнение 2 и 3, наблюдайте за своим лицом в зеркале. Как вам нравится ваше выражение лица? Нравится ли это выражение другим людям?
Проделайте следующее действие: а) произнесите несколько взятых из книг слов вяло, нормально, энергично. Следите за мимикой; б) «изобразите» один и тот же рассказ (упражнение 3) сначала при неподвижном лице, а потом с мимическим сопровождением. Замечайте, какая мимика производит наибольший эффект.
Упражнение с зеркалом способствует выработке навыков по сознательному управлению своей мимикой.
Упражнение 4. Краткое выступление по опорным точкам
Данное упражнение аналогично упражнению 3 с той разницей, что составление рассказа осуществляется здесь на 10 произвольно выбранных словах.
Упражнение 5. Тренировка с диктофоном
Диктофон дает возможность осуществлять обратную связь, которая необходима для устранения изъянов в речи. Кроме совершенствования в устной речи, диктофон

способствует тренировке рефлексивности мышления. При прослушивании записи следует: а) оценивать самого себя; б) прогнозировать оценку своей речи другими лицами.
С диктофоном отрабатываются: а) чтение отрывка (прозы, стихотворения) и прослушивание прочитанного; б) пересказ прочитанного текста. В процессе работы обращайте внимание на ударения в словах. Заведите списки слов со сложным или необычным ударением.
Упражнение 6. Диалог
Как известно, диалогическая речь предполагает участие двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.
Собеседник подбирается в одном случае из лиц, отрабатывающих данную программу.
Тренировка при этом осуществляется на базе одного, трех, пяти опорных слов (см. упр. 3).
В другом случае в собеседники намечается любое интересующее вас лицо. Здесь заранее выдвигается тема диалога, составляется план его ведения и выбирается удобный момент для вступления в контакт.
Главная цель данного упражнения — это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 4-5 минут.
Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.