Файл: Практикум по дисциплине культура речи иркутск, 2019 Тема 1 Культура речи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 797
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет сервиса и рекламы
ПРАКТИКУМ
по дисциплине
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Иркутск, 2019
Тема 1 Культура речи
Культура речи – раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей; это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникационных задач.
Свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего
-
коммуникативные качества речи.
Правильность – центральное понятие культуры речи – это соблюдение действующих норм русского языка. Правильная речь - речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка: орфоэпическая, грамматическая (правила образования новых слов и форм слова, употребления частей речи, построения синтаксических конструкция), лексическая, стилистическая, (орфографическая, пунктуация).Норма может быть императивной – не допускающей выбора и
диспозитивной – допускающей выбор.
Грамматические нормы: нормы употребления имѐн существительных, связанные с особенностями категории рода. падежа; нормы употребления имен прилагательных
(образование и употребление полной и краткой формы, образование простой и сложной форм сравнительной степени); нормы образование и употребление имени числительного;
нормы употребления глаголов и глагольных форм: ошибки при использовании глагола и его форм связаны с:неправильным образованием; незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм; несоблюдением чередований в основе глагола; ненормативным образованием форм повелительного наклонения; неверным образованием видовых пар глаголов.
Речь хорошая – богатая, точная, ясная логичная, чистая, уместная, точная, выразительная
ЗАДАНИЯ
I.По Учебному пособию Мурашов А.А. Культура речи прочитайте
пункты 2.3.1., 2.3.2, 2.3.6
II. Рассмотрите особенности произношения по спискам слов стр. 127-
129, 153-157
III. Письменно (в лекционных тетрадях) ответьте на следующие
вопросы:
1.Что такое произносительная норма?
2. В чем причины отступления от произносительных норм, возникновения и удержания вненормативных вариантов?
3. С чем связано разное произношение согласных (твердое и мягкое) перед звуком [ э ]?
4. В каких словах сохранилось старомосковское произношение?
5. Заполните таблицу
Основа
фонетической
(произносительной) ошибки
5 слов, в которых данная ошибка
может быть допущена
произношение отдельных буквосочетаний (перечислить)
неоправданная вставка звуков/ выпадение звука выбор звуков [ э] [о] после согласных выбор произношение твердого/мягкого согласного перед
[э ] произношение аббревиатур
6. Перечислите тенденции, существующие в русском языке, при постановке ударения (приведите примеры)
IV. Раскройте содержание следующего тезиса: Грамматические нормы –
это совокупность грамматических правил, по которым строится наша
речь. Знание грамматики – это знание правил изменения слов в потоке речи,
знание
норм
сочетаемости,
законов
объединения
слов
в
предложение.Грамматические
нормы подразделяются
на
две: морфологические (образование
форм
различных
частей
речи)
и синтаксические (образование
синтаксических
единиц).
В
центре
морфологии стоит слово с его грамматическими изменениями и
грамматическими характеристиками, сфере синтаксиса принадлежат те
языковые единицы, которые непосредственно служат для общения людей и
непосредственно соотносят сообщаемое с реальной действительностью.
Закономерности употребления форм слов непосредственно связывают
морфологию с синтаксисом. Сосредоточенность в синтаксисе таких
языковых средств, без которых невозможно осуществить общение,
определяет
отношение
синтаксиса
к
морфологии
-попробуйте
классифицировать грамматические нормы
и раскройте
- особенности склонения имен собственных - географических наименований;
- особенности склонения иноязычных фамилий.
Упражнение 1Проверив произношение слов по Словарю, прочтите
следующий текст вслух.
Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии
(свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди- украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.
Экзальтированным друзьям агента было завидно, что он как глубоко верующий христианин посвящает свой досуг дому и никогда не покидает семью по воскресеньям. Они мастерски устроили заговор и начали его третировать. Они дразнили агента, называя его «бесчувственной статуей, красивее обнаженного Давида» и утверждали, что его жизнь нормирована донельзя. В конце концов, они принудили его нарушить все табу.
Завсегдатаи ресторанов, работники таможни и хозяева рудников, они повели его на воскресную вечеринку в кулинарию, где спиртное лилось прямо из водопровода, и поэтому его продавали втридорога. И только для давнишних друзей хозяева отпускали товар по оптовой цене. Очутившись за столиком, друзья заказали гренки, вино в пиале, свеклу, творог, щавель и языковую колбасу. Исчерпав все средства убедить нашего героя пригубить вина, его друзья подлили ему малую толику медицинского спирта в газированную воду. Но и этого мизерного количества оказалось достаточно для того, чтобы облегчить намерение компании устроить дебош. Лицо агента начало багроветь, очки на три диоптрии сползли, он кашлянул и предложил ходатайствовать о заключении договора об организации целой индустрии по добыче гусениц и обеспечению их превращения в бабочек. «Нас ждет, – уведомил он всех, – гарантированный успех, ведь аналога подобной индустрии не существует, прибыль мы будем получать каждый квартал и
сможем баллотироваться на пост президента». Произнесенная речь повлекла рассредоточение общего внимания, и агент ощутил тошноту, предвещающую инсульт. Блокировав приступ, агент предложил друзьям поехать в его зимовье, находящееся в 735 километрах от кулинарии, если двигаться наискось. Но тут он полностью забыл алфавит и всю языковую систему в целом и потерял сознание.
Очнулся он утром в помещении, где были закупорены все форточки, поэтому он понял, что находится в аэропорту. Как он добрался до аэропорта, он не знал. Сидевший рядом столяр рассказал ему, как он брыкался, кричал, что не хочет идти в диспансер, кидался невесть откуда взявшимися кухонными ножами, за что его чуть не заключили под арест.
Агент решил тотчас же позвонить домой и вдоль старого бензопровода, оставленного ржаветь, и мешков с цементом отправился к ближайшему таксофону, на ходу придумывая алиби.
Упражнение 3 Составьте текст (150 слов), в который включите слова из
Словаря (списка слов) стр 127 - 129 УП Мурашов А.А., списка слов стр 153-
157, составные имена числительные в косвенных падежах (запишите их цифрами).
Упражнение 4Составьте контексты, в которых выявилась бы родовая принадлежность приведѐнных ниже слов.
Арабески, атташе, бар-бильярдная, бра, бренди, Вальпараисо, виски, «Вог»,
ГИБДД, депо, Душанбе, жюри, иваси, кашне, колибри, манжеты, Миссисипи, мозоль, мокко, пенальти, плацкарты, пони, протеже, резюме, рельсы, салями, сирокко, СПИД, статус-кво, табу, тапки, туфли, тюль, ФСБ, шасси, шимпанзе, эполеты, эсперанто.
Упражнение 5Поставьте данные существительные в форму родительного падежа множественного числа. Какие окончания конкурируют при выражении данного грамматического значения? На какие группы обычно делятся такие слова?
Апельсин, армянин, блюдце, болотце, ботинок, бурят, валенок, гектар, грамм, доля, зеркальце, карат, кегля, килограмм, клипс, кочерга, кровля, носок, оглобля, отрепья, панталоны, полотенце, помидор, потемки, простыня, рейтузы, рельс, рожок, сапог, свеча, солдат, сплетня, сумерки, томат, ясли.
Упражнение 6.Есть ли у данных слов парное родовое наименование?
Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте им функционально-стилистическую характеристику.
Очнулся он утром в помещении, где были закупорены все форточки, поэтому он понял, что находится в аэропорту. Как он добрался до аэропорта, он не знал. Сидевший рядом столяр рассказал ему, как он брыкался, кричал, что не хочет идти в диспансер, кидался невесть откуда взявшимися кухонными ножами, за что его чуть не заключили под арест.
Агент решил тотчас же позвонить домой и вдоль старого бензопровода, оставленного ржаветь, и мешков с цементом отправился к ближайшему таксофону, на ходу придумывая алиби.
Упражнение 3 Составьте текст (150 слов), в который включите слова из
Словаря (списка слов) стр 127 - 129 УП Мурашов А.А., списка слов стр 153-
157, составные имена числительные в косвенных падежах (запишите их цифрами).
Упражнение 4Составьте контексты, в которых выявилась бы родовая принадлежность приведѐнных ниже слов.
Арабески, атташе, бар-бильярдная, бра, бренди, Вальпараисо, виски, «Вог»,
ГИБДД, депо, Душанбе, жюри, иваси, кашне, колибри, манжеты, Миссисипи, мозоль, мокко, пенальти, плацкарты, пони, протеже, резюме, рельсы, салями, сирокко, СПИД, статус-кво, табу, тапки, туфли, тюль, ФСБ, шасси, шимпанзе, эполеты, эсперанто.
Упражнение 5Поставьте данные существительные в форму родительного падежа множественного числа. Какие окончания конкурируют при выражении данного грамматического значения? На какие группы обычно делятся такие слова?
Апельсин, армянин, блюдце, болотце, ботинок, бурят, валенок, гектар, грамм, доля, зеркальце, карат, кегля, килограмм, клипс, кочерга, кровля, носок, оглобля, отрепья, панталоны, полотенце, помидор, потемки, простыня, рейтузы, рельс, рожок, сапог, свеча, солдат, сплетня, сумерки, томат, ясли.
Упражнение 6.Есть ли у данных слов парное родовое наименование?
Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте им функционально-стилистическую характеристику.
Артист, балерина, библиотекарь, врач, Герой РФ, директор, доктор, индеец, кассир, комендант, корреспондент, лаборант, летчик, педагог, пилот, преподаватель, профессор, редактор, санитар, секретарь, спринтер, ткач, филолог.
Упражнение 7.Поставьте глаголы в форму 1 лица единственного числа.
Басить, будить, бузить, выздороветь, держать, дерзить, дудеть, мерцать, опостылеть, опротиветь, очутиться, ощутить, победить, преградить, пылесосить, ржаветь, сквозить, соседить, теплиться, убедить, чудить, шкодить.
Упражнение 8.Сгруппируйте слова по типу образования видовой пары.
Выхлопотать, заподозрить, обеспокоить, облагородить, обработать, обусловить, оздоровить, ознакомить, опозорить, опорочить, освоить, оспорить, подытожить, приурочить, просрочить, сосредоточить, удостоить, узаконить, уполномочить, усвоить, ускорить, условиться.
Упражнение 9.Исправьте и объясните ошибки, связанные с неправильным определением родовой принадлежности имѐн существительных.
1.
Очень хорошая толь продаѐтся в магазине напротив.
2. Потряс меня чудесный слоган удивительного ЛДПР, придуманный для последних выборов, – «2 декабря не врать и не бояться!». 4. У меня туфель сломался: каблук отлетел. 5. А бутылочка сыне нужна была! 6. ДПС выписал нам штраф. 7. Трудно представить моѐ восхищение путешествием по сказочной Индии, а Дели просто поразило моѐ воображение. 8. Я решила попробовать мыть волосы новойшампунью. 9. Автобус «Азия Космос» резко затормозил, и в него врезалось «Жигули» шестой модели. 10. Какао был ужасно приготовлен. 11. На завтрак подали гренки со сливовойповидлой. 12.
Купите мне с вуалем шляпку. 13. Глубоководный Онтарио является источником пресной воды. 14. Для решения этого вопроса следует свериться с новой УПК. 15. Сколько стоит твоѐ шкаф-купе? 16. На Ваше имя прислан заказной бандероль. 17. Официальное день рождения команды 4 сентября.
Упражнение 10.Исправьте и объясните ошибки в образовании грамматических форм слов.
1. Их нужно соединить, а потом посмотреть, как они сочетутся. 2. Я в этом году в Сочах была, там так красиво! 3. По тому, как живет цветочек, можно определить, как к тебе относятся. Если начнет вять … сама понимаешь. 4. Я хожу без носок, босиком. 5. Сколько же платий тебе нужно? 6. Ты мне наклала каши? 7. Только почетные гражданины города у нас ездят бесплатно.
8. Я обожаю романтическую музыку, поэтому мои любимые песни – это песни Элтон Джона и Джордж Майкла. 9. В той квартире, где она сейчас
живет, раньше цыгане жили. И она после этих цыганей нашла у себя под половицей их карты. 10. Сколько доль наследства ты получил? 11. Я понимаю, что лето на дворе наступает, но совсем-то до бикиней не раздевайтесь! 12. Вам не позволено влазить в чужую семью. 13. Он сознавает, что виноват, но исправить уже ничего не может. 14. У вас только такие, а другие какие-нибудь брелки есть? 15. Иногда она забывается, что пишет дипломное сочинение.
Упражнение 11.Найдите ошибки, связанные с использованием глагольных форм. Классифицируйте выявленные ошибки, предложите свой вариант правки.
1. Такое исследование предполагает анализ поступков человека, определяемым его покупательским поведением, обусловленным воздействием рекламы. 2. Вот когда я победю на олимпиаде, мне цветы подарят, но ты не волнуйся, я поделюсь. 3. Расстеливай кровать, а то так спать хочется. 4. Свернѐшь на первом повороте направо и дальше ехай по этой дороге всѐ время прямо. 5. Куда вы потом деѐте курсовые? 6. Кран постоянно текѐт. 7. Сейчас он нам продемонстрирует свой выдающий результат. 8. Отнесѐшь мою зачѐтку и скажешь, что у меня всѐ сдато. 9.
Вещь, постиратая «Тайдом», разве неприятно пахнет? 10. Я убежу его в том, что он неправ. 11. Французы любят ложить эту обжаренную смесь на ломтики хлеба и поедать этот хлеб. 12. Голубчик, сегодня лучше ляжьте пораньше, а на рассвете езжайте с Богом! 13. Учась в вузе, они просто отсрачивались от службы в армии. 14. Однако у него что-то не склалось… 15.
На него сыпаются куча заказов. 16. Сейчас, я только учебники выкладу. 17. А она же не отдыхает почти: лягет, полежит и дальше. 18. Бери себе на тарелку, ложи да ешь. 19. Туда я всѐ и складу. 20. Мы просим парламент использовать полномочия, которые ему дадены. 21. Да, мама, не волнуйся: я гуляюсь. 22.
Мы просим помочь разобрать в этой проблеме. 23. Рабочие начали ложить фундамент. 24. У вас проезд оплочен? 25. Я рад, что пригодился людям в качестве человека, который может их улыбнуть. 26. Как он расклала эту формулу? 27. Так нельзя отряхать! 28. Мы этим летом тоже хочим сделать ремонт. 29. Он сознавает, что виноват, но исправить уже ничего не может. 30.
Чем дальше, тем больше мы осмелевали.
Упражнение 12.Запишите предложения, заменив цифры словами.
Расшифруйте сокращения. Вспомните, чем отличается склонение сложных и составных числительных от склонения порядковых
(счѐтных) прилагательных.
1. Он находится примерно в 450 км отсюда. 2. Это все у нас уже учтено в этих 578 руб. 3. Да и минимальная оплата труда повысилась до 709 руб. 4.
Мне 300 руб. не хватило, чтобы ботинки купить. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала 23 учащихся. 6. Открываем учебник на стр. 542. 7. В честь
Упражнение 11.Найдите ошибки, связанные с использованием глагольных форм. Классифицируйте выявленные ошибки, предложите свой вариант правки.
1. Такое исследование предполагает анализ поступков человека, определяемым его покупательским поведением, обусловленным воздействием рекламы. 2. Вот когда я победю на олимпиаде, мне цветы подарят, но ты не волнуйся, я поделюсь. 3. Расстеливай кровать, а то так спать хочется. 4. Свернѐшь на первом повороте направо и дальше ехай по этой дороге всѐ время прямо. 5. Куда вы потом деѐте курсовые? 6. Кран постоянно текѐт. 7. Сейчас он нам продемонстрирует свой выдающий результат. 8. Отнесѐшь мою зачѐтку и скажешь, что у меня всѐ сдато. 9.
Вещь, постиратая «Тайдом», разве неприятно пахнет? 10. Я убежу его в том, что он неправ. 11. Французы любят ложить эту обжаренную смесь на ломтики хлеба и поедать этот хлеб. 12. Голубчик, сегодня лучше ляжьте пораньше, а на рассвете езжайте с Богом! 13. Учась в вузе, они просто отсрачивались от службы в армии. 14. Однако у него что-то не склалось… 15.
На него сыпаются куча заказов. 16. Сейчас, я только учебники выкладу. 17. А она же не отдыхает почти: лягет, полежит и дальше. 18. Бери себе на тарелку, ложи да ешь. 19. Туда я всѐ и складу. 20. Мы просим парламент использовать полномочия, которые ему дадены. 21. Да, мама, не волнуйся: я гуляюсь. 22.
Мы просим помочь разобрать в этой проблеме. 23. Рабочие начали ложить фундамент. 24. У вас проезд оплочен? 25. Я рад, что пригодился людям в качестве человека, который может их улыбнуть. 26. Как он расклала эту формулу? 27. Так нельзя отряхать! 28. Мы этим летом тоже хочим сделать ремонт. 29. Он сознавает, что виноват, но исправить уже ничего не может. 30.
Чем дальше, тем больше мы осмелевали.
Упражнение 12.Запишите предложения, заменив цифры словами.
Расшифруйте сокращения. Вспомните, чем отличается склонение сложных и составных числительных от склонения порядковых
(счѐтных) прилагательных.
1. Он находится примерно в 450 км отсюда. 2. Это все у нас уже учтено в этих 578 руб. 3. Да и минимальная оплата труда повысилась до 709 руб. 4.
Мне 300 руб. не хватило, чтобы ботинки купить. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала 23 учащихся. 6. Открываем учебник на стр. 542. 7. В честь
250-летия города была подготовлена интересная концертная программа. 8.
Сейчас вы должны сделать упражнение 891. 9. Город находится в 150 км от областного центра. 10. Речь идѐт о списке из 90 новых слов. 11. Мне сегодня пришлось отправить около 135 сообщений. 12. На сайте «Одноклассники» зарегистрировано более 4 568 940 человек. 13. Расстояние от Иркутска до
Усть-Илимска равно примерно 1100 км. 14. В их коллекции 248 сортов фиалок. 15. Я живу на 12 этаже, и каждый день мне приходится преодолевать не менее 240 ступенек.
Упражнение
13.Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением форм сравнительной и превосходной степеней.
Проанализировав примеры, сформулируйте правила образования степеней сравнения качественных прилагательных.
1. Да она еще ширше меня. 2. Это самый наичудеснейший день в моей жизни. 3. Я из-за них оказалась в преглупейшем положении. 4. Земля не однородна: есть более лучшие участки, есть более худшие. 5. Именно атеросклероз вызывает наиболее фатальнейшие состояния сердечно- сосудистой системы, такие как инфаркт и инсульт. 6. В самые ближайшие дни мы ожидаем снижения уровня воды. 7. Наша цель – показать наиболее лучшие выступления фигуристов.
8. У меня план продуман до самых наимельчайших подробностей. 9. У нас колбаса более вкуснее, чем в том магазине.
10. Теперь ты богатее всех. 11. Ты сегодня самая наипрекраснейшая. 12.
Женя сегодня более приветливее поздоровался. 13. Сергей выбрал самый кратчайший путь к дому. 14. Более чем в три раза меньше теперь придѐтся платить пенсионеру. 15. Расскажите немного более подробнее.
Упражнение 14.Исправьте и объясните ошибки, связанные с образованием форм числительных и местоимений.
1. Пошли слухи, что если мы живѐм вместе, то между мной и ей что-то есть.
2. Куда я со своими трѐхсот рублями пойду?. 3. Я посмотрю, если у меня есть егошний телефон, я тебе дам. 4. Тоже живут-то: обои пенсионеры, а дочь в тюрьме сидит. 5. Ты принесла егонную кассету?. 6. Пятеро автобусов не вышло на трассу. 7. Обоих женщин хорошо знают в деревне. 8. Открываю дверь на кафедру – а там трое профессоров! 9. В нашей группе – семеро девчонок и я. 10. Фирме требуется двое секретарш. 11. С обоими претендентками на звание «Мисс Россия» я познакомился в весьма необычной обстановке. 12. Я посмотрю, как ребята проголосуют. Этим скажется ихнее отношение ко мне. 13. А во всех троих стаканах водка! 14. На сегодняшний день у нас уже работают около семьсот пятидесяти ветеринарных врачей. 15. Они два года жили с еѐшными родителями. 16. Он был обоими руками за принятие новой декларации о принципах международного права. 17. В пятьсот километрах отсюда бушует ураган. 18.