Файл: Практикум по дисциплине культура речи иркутск, 2019 Тема 1 Культура речи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 783
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
большой, страстной, истинной любви. О ней много говорят, но мало кто видел. Я мечтаю об огромном, сильном чувстве, как в книжке «Алые паруса». Мне бы очень хотелось, чтобы однажды появился прекрасный маленький принц и увѐз меня куда-нибудь далеко-далеко. На свою планету.
Чтобы этот принц был красивый, умный, богатый, здоровый и понимал меня с полуслова. И любил бы меня не за красоту моего тела, а за глубину моей души. 4. Варвара Никитична: Вот, значит, зачем ты пришел! Простить тебя здесь, в моей подсобке, я не смогу, я хочу, чтобы мы вместе с тобой пошли к ребятам и там при них, при всех я попробую это сделать. Ты слышишь, только попробую. Хотя признаюсь, после твоих выходок сделать мне это будет нелегко. И ты должен будешь приложить максимум усилий, чтобы убедить меня в искренности своих намерений. Согласись, поверить в них трудно. Ты растоптал все наши добрые отношения.
Чтобы этот принц был красивый, умный, богатый, здоровый и понимал меня с полуслова. И любил бы меня не за красоту моего тела, а за глубину моей души. 4. Варвара Никитична: Вот, значит, зачем ты пришел! Простить тебя здесь, в моей подсобке, я не смогу, я хочу, чтобы мы вместе с тобой пошли к ребятам и там при них, при всех я попробую это сделать. Ты слышишь, только попробую. Хотя признаюсь, после твоих выходок сделать мне это будет нелегко. И ты должен будешь приложить максимум усилий, чтобы убедить меня в искренности своих намерений. Согласись, поверить в них трудно. Ты растоптал все наши добрые отношения.
1 2 3 4 5 6 7
Тема 8 Чистота речи
Чистота речи – коммуникативное качество речи, которое заключается в отсутствии чуждых литературному языку элементов, а также элементов языка, отвергаемых нормами нравственности. Засоряют речь слова-паразиты, т.е. часто повторяющиеся слова, не несущие в себе информации, затрудняющие восприятие речи (ну, так сказать, как бы, вот), вульгаризмы – сниженные, грубые слова и выражения, в том числе бранные.
Исследователи не отрицают психобиологической оправданности существования в языке подобной лексики, но она должна оставаться сугубо экстремальным и индивидуальным языковым средством сброса отрицательных эмоций.
Упражнение 1.Найдите и исправьте ошибку, определите еѐ тип.
Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, чем слова-сорняки
отличаются от других языковых средств, нарушающих чистоту речи?
1. Да оставь все, как есть, и так проканает. 2. Во время отсутствия князя печенеги пришли, вломили и ушли. 3. Мы смотрели такое зашибенное кино! И сюжетная линия была интересная. 4. Сейчас я вам еще пару закидонов из
Шпенглера приведу. 5. Таким образом, числительные девяносто… Кулагина, кончай базар, опять ничего не поймѐшь! 6. И вот Есенин использует еще один как бы троп для усиления эффекта мифологичности текста. Вот…7. Дима Билан устроил расколбас на «Евровидении». 8. Надо как можно быстрее закончить научную проработку, так сказать, и начинать присматриваться что ли, так сказать, готовиться к строительству железнодорожной магистрали. 9. И вот нам прислали грамотный расклад на тему, как использовать гипсокартон. 10. Наша работа приносит реальные деньги. 11. У мужчины характер изменить как бы нельзя, а женщинам это как бы не нравится. 12. Противники Мавроди уверены, что ему стоило впаять все 6 лет. 13. Поездка была супровой (удачной). 14. Короче, ты еще долго будешь компьютер занимать? 15. Вот это главное, что создает, как бы, основу для оптимизма.
Упражнение 12.Найдите и исправьте нарушения чистоты речи, определите
тип ошибки.
1. Псалмы, которые в Псалтыри довольно пространны, значительно уменьшаются в парафразах, два псалма количеством стихов равны количеству строк оригинала, а те, которые в оригинале довольно небольшие, расширяются. 2.
Теперь людей с подобным экспириенсом заметно прибавится (Пятница. № 20.
2007). 3. Ну, от большого количества народа у нас фазан
, в принципе, скончался.
4. Мы с корешем часто к ним ездили, но потом они переехали, а адрес нам не оставили. 5. В каждом из нас есть как бы фишка, и ребята это чувствуют (группа
«Премьер-министр»). 6. Струны достану мэйд ин джапан. 7. Он, в принципе, все слова заменяет словом «как бы». 8. Путин спросил у коллег, кивнув на дансинг:
«Не хотите присоединиться?» Плясать с народом те не рискнули, а жаль: то-то был бы прикол, если бы на танцплощадке внезапно появились Фрадков, Иванов и
Патрушев. 9. Кроме большого числа собственно разбазаренных моментов, гости умудрились не забить пенальти. 10. Это чисто для контекста, чтоб знать, как они выглядят. 11. Плиз, у меня еще один вопрос… 12. Третьей причиной стал обострившийся раздрай между премьером, с одной стороны, и Г. Грефом и А.
Кудриным – с другой. 13. Жанр рождественского рассказа предполагает счастливую концовку, все заканчивается весело, то есть хеппи энд. 14. По-любому придется прочитать эту книгу. 15. Это типа сейчас принято так, когда типа молодой человек несѐт сумочку типа своей девушки.
Тема 9 Уместность речи
Уместность речи –коммуникативное качество речи, которое заключается в соответствии языковых средств условиям общения. Уместность речи соот- ветствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам письменного или устного выступления. Уместность речи охватывает
разные
уровни
языка (употребление словосочетаний, грамматических категорий и форм, синтаксических конструкций и целых композиционно-речевых систем).Различают уместность речи текстовую и ситуативную. Текстовая уместность заключается в целесообразности использования того или иного речевого средства в конкретном высказывании.
Речевые средства должны соответствовать жанру и функциональному стилю текста. Например, неуместны слова и выражения официально-делового стиля в разговорной речиСитуативная уместность– соответствие речи ситуации общения, которое проявляется в построении высказывания с учѐтом интересов адресата, уровня его образования, настроения и т.д.
Упражнение 1 .Проанализируйте высказывания, нарушающие стилевую,
контекстуальную, ситуативную, личностно-психологическую уместность.
Определите, всегда ли необходим комментарий для установления нарушения
ситуативной уместности. Обоснуйте свою точку зрения.
1. Вот она, кисть руки, мы не можем себе позволить расслабленную клешню
(преподаватель на лекции). 2. Бурные роды лингвистики текста как относительно самостоятельной дисциплины приходятся приблизительно на 60–70 гг.
(преподаватель на лекции). 3. Мэр г. Тулуна во время посещения школы сделал замечание детям, которые на перемене рвали глотки («Школьная газета»). 4. У меня не сложилось впечатления, что все те, кто шли сплошным потоком туда и обратно по проспекту Сахарова, с готовностью подхватят лозунг «Россия для русских», но я не эксперт, и увиденные мной лица не являются репрезентативной выборкой… 5. Да и глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, будучи еще председателем пенсионного фонда, забрасывал удочку по поводу увеличения пенсионного возраста. 6. Учитель на уроке подводит итоги обсуждения романа Ф.
М. Достоевского «Белые ночи»: «Мы можем сказать, что герой не просто человек безвольный, он просто дурак, раз так отнесся к разрыву отношений». 7. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта
Федерации. 8. Только такие инвалиды, как ты, не ходят на прогулку (воспитатель в детском саду). 9. Башкирские власти заявили, что надо быть полными идиотами, чтобы запретить этот рейс (программа «Вести», цитата из официального заявления). 10. Определяем цель высказывания, присобачиваем интонацию. 11.
Заткнитесь все! Я диктую номера упражнений для контрольной работы. 12.
Дохнут они, фразеологизмы, не употребляем мы их (преподаватель на лекции).
13. Увлечением Петра III было коллекционирование оловянных солдатиков. Это он слизал у Фридриха (женщина гид на экскурсии). 14. Может быть, многие и на самом деле думают, что Миша Ходорковский сделал первоначальный капитал, играя на бирже или занимаясь куплей-продажей импортного барахла. 15. Я даже не могу охарактеризовать тебе то платье, которое мы вчера в магазине с мамой видели.
Упражнение 5.Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, на какие
группы можно разделить высказывания, нарушающие контекстуальную
уместность.
1. Многие экономисты обратили взоры на проблему предпринимательской способности. 2. Николенька хочет, чтобы его заметили, поэтому он выделывает всякие выкрутасы на своей лошади. 3. Надо слушать Анатолия Петровича внимательно, ибо он истину гласит. 4. Человек с переломом шейки бедра будет валяться в постели не менее 2–3 месяцев. 5. Жители последних домов не ведают понятия «жаркая квартира». 6. Белошапкова на своих лекциях про сложное предложение говорит всего один час, а остальной материал отфутболивает на практические занятия. 7. Может, Вам на бейсболку логотип справа приляпать?
Слева не очень будет. 8. Данное мероприятие переносится на четверг. К этому времени все участники перетащат свои инструменты. 9. Главарей подразделения этой китайской мафии, которая орудовала в Сибири, суд на днях отправил на нары (газета «КП-Байкал»). 10. Вера Петровна возвестить намерена всем, что плата за общежитие повышается.
Упражнение 6.Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, чем
стилевая уместность отличается от контекстуальной. Предложите вариант
правки предложений.
1. Моя центральная нервная система и так на пределе, а ещѐ ты со своими нравоучениями! 2. Проигрыш русскими войсками аустерлицкого сражения
Андрей Болконский объясняет тем, что при Аустерлице им не за что было драться. 3. Я опоздала на работу, так как в квартире прорвало трубу и пришлось вызвать сантехника, а он припѐрся только к обеду. 4. Каждый день думаю, что надо к стоматологу сходить, а то в ротовой полости всего четыре зуба осталось, да всѐ некогда: то одно, то другое. 5. Ну что, ты помыл свои ушные раковины? 6.
Самурай, для того чтобы отстоять честь своего феодала, мог замочить любого. 7.
Двоеборец Васильев сиганул с трамплина на 104, 5 м., хотя еще недавно считали, что трамплин нам не доступен. 8. Женя, ты охранник или кто? Посмотри на тех ребят у стойки: они своим девиантным поведением скоро всех клиентов распугают! 9. Эта победа вызвала повышенный интерес к спортивным драндулетам. 10. На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла. 11. Народу внушена мысль: а на кой хрен этот парламент? (Ст.
Говорухин, председатель Комитета по культуре Государственной Думы)
Упражнение 7.Исправьте предложения, устранив канцелярский оттенок
высказывания.
1. Ввиду отсутствия учебников, я не успела сделать контрольную. 2. Вы можете заболеть, если, например, вы контактировали с мясом или рыбой и вовремя не помыли руки. 3. Ну и вследствие чего у тебя такие проблемы? 4. Мы не хотим тратить дополнительные единицы времени на работу. 5. Она разные применяла методы, чтобы где-то встречать меня. 6. – Бабуля, что ты купила? –
Молоко и хлебобулочные изделия. 7. При наличии желания мы могли бы сходить в кино. 8. Ты не имеешь оснований, чтобы говорить со мной в таком тоне. 9.
Похоже, мы попали в трудную ситуацию, потому что у меня имеет место отсутствие запасного колеса. 10. Тебе пора принять к сведению, что так нельзя делать. 11. По словам учеников, в школьной столовой, несмотря на наличие в ней необъяснимых вещей, кормят довольно хорошо. 12. А ты эти листочки только для себя делаешь или для всех учащихся?
Упражнение 8.Найдите предложения, в которых нарушена уместность
речи, определите тип нарушения. Предложите свой вариант правки
предложений.
1. Телевидение – последышлингво-
- по полной программе? 3. Настя, урок уже начался, прижми свой зад! 4. На медосмотре вожатому не надо выпендриваться, чтобы произвести впечатление на детей и их родителей. 5. Недавно встречаю одного знакомого по турклубу.
Подбегает ко мне радостно: «Поехали с нами летом на Урал! В прошлом году так здорово отдохнули! Всего два человека погибло!» 6. С одной стороны, это забава, с другой – эпизод потребовал больших усилий, доселе не ведомых мне. 7.
Почему-то совершенно уверена, что во времена «примадонн» «звездой эпохи» не могла стать коза прыгучая, сыгранная Мариной Александровой. 8. Я, конечно, в последнее время ограничиваю себя немного в трапезе. 9. Ваша честь, я не виноват и не буду выплачивать деньги ее мамаше. 10. Если ты будешь упорствовать в своем заблуждении, я тебе глаз на лоб натяну и моргать заставлю (учитель на уроке). 11. По мысли разработчиков, это будет способствовать контролю граждан над действиями милиции – при них участковый взятку не возьмет и физиономию пьяному дебоширу начистить поостережется. 12. Ваша честь, я сознаю свою ошибку и готов понести наказание. Но жениться на этой дуре я не буду! 13. Вам необходимо научиться находить общий язык с кучей народа (преподаватель студентам). 14. У твоего покорного слуги больше нет сил так жить (разговор соседей в подъезде). 15. Инспектор ГИБДД в громкоговоритель: «Я вам дорогу уступаю, глаза протрите!»
Упражнение 9.Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, насколько
частотны примеры с нарушением нескольких видов уместности. Предложите
вариант правки предложений.