Файл: Практикум по дисциплине культура речи иркутск, 2019 Тема 1 Культура речи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 786
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Прошу оградить меня от посещений этой мегеры. Я, в свою очередь, чтобы избежать свиданий с ней, готов передавать алименты через третье лицо без задержек. 2. Что среднестатистический гражданин Украины делает для того, чтобы предотвратить авитаминоз? Хрумкает между делом сырую морковку… 3. А она мне говорит: «Подумайте, может, аборт сделаете, зачем вам, безработной, лишний спиногрыз?». 4. Ты не знаешь, сегодня осадки ожидаются? 5. И поэтому вы бегаете там, как бешеные тараканы (реплика преподавателя к студентам) 6.
Погода в нашем городе сегодня отвратная. Температура воздуха 5–7 градусов по
Цельсию, облачно, возможен дождь… 7. Было бы ошибочно считать властителей американской империи придурками. 8. – После того, как я приехала с моря, у меня на спине остались какие-то пятна. – Это последствие долгого воздействия ультрафиолетовых лучей, тебе загорать нельзя. 9. Намедни такую аварию видел, закачаешься! 10. Поистине сегодня на улицах крупных немецких городов так же легко встретить этих готов, рэйверов и других подобных, простите за выражение, моральных уродов. 11. Еще до этого на ул. Красноярская «Беларусь» на всем ходу врезался в багажник впереди идущих «Жигулей», после чего дал деру. 12. Нет, я с этим кретином участвовать в одной передаче не буду, вот с этаким кретином! Да вы смеетесь надо мной! (участник телевизионной передачи, указывая пальцем на одного из ее героев). 13. Наш народ, в силу известных исторических обстоятельств, меньше всех походит на толпу зажравшихся придурков (из речи политического деятеля, комментирующего в телевизионной передаче ситуацию во Франции). 14. Докладчик, объясняя принципы антициклического регулирования, вел себя как полный идиот, путая понятие цикла и фазы, и в результате окончательно запутал слушателей. 15. Хватит уже придуриваться, сядь за стол нормально и делай уроки.
Речь правильная и речь хорошая
Упражнение 1. Сравните предложения, определите характер ошибок, устраненных редактором (алогизм, подмена понятия, неоправданное расширение или сужение понятия, употребление отвлеченного существительного вместо конкретного, неясность или нелогичность высказывания вследствие неправильного словоупотребления). Приведите свои варианты стилистической правки предложений.
1. Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.
1. Возникает ситуация, напоминающая те ситуации, которые описал Бальзак в своих ранних романах.
2. Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем обследовании, с предыдущими обследованиями.
2. Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.
3. Клейковина этих гибридов в отличие от пшеницы имеет более темный цвет.
3. У этих гибридов клейковина более темная, чем у пшеницы.
4. Применение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее средство.
4. Настой березового гриба применяется как общеукрепляющее средство.
5. Низкую температуру в служебных помещениях стремятся компенсировать всевозможными обогревательными приборами.
5. Служебные помещения настолько плохо отапливаются, что приходится пользоваться всевозможными обогревательными приборами.
6. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям.
6. Окончание курсов не может быть юридически приравнено к окончанию высших и средних учебных заведений.
7. Парк паровозов заменился тепловозами, и с их вводом значительно уменьшилось количество топлива и воды.
7. Паровозы заменили тепловозами, что значительно уменьшило расход топлива и воды.
8. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.
8. Композитор в своем творчестве опирается на лучшие традиции русской музыки.
9. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, что дети любят больше смотреть телевизор, чем читать книги.
9. Те, у кого есть дети и внуки, знают, что ребята больше любят смотреть телепередачи, чем читать книги.
Упражнение 2. Что стало причиной нелогичности, абсурдности высказывания в приведенных предложениях? Устраните логические и лексические ошибки, сформулируйте мысль правильно.
1. Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань, пламень, глас. Их использовали писатели, создавая в художественной литературе колорит древности. 2. Мы узнаем об этой женщине, так непохожей на свои письма, нечто новое, что роднило ее с композитором; мы видим ее лицо, читающее его письмо, ее тонкую фигуру, идущую по прекрасному парку. 3. Балерина создает проникновенный образ Жизели - от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини. 4. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь и сама-то я тамбовская. 5. Дождевальная установка уже пущена в работу; взметающиеся вверх рано утром длинные струи не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами. 6. Многие сотни людей каждое утро направляются на фермы, чтобы делать обычное, самое будничное дело -
производить молоко, выращивать скот и птицу. 7. Труженики фермы должны строго соблюдать график отела коров.
Упражнение 3. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку.
Какие логические и лексические ошибки заметил и устранил редактор? Приведите свои варианты правки, если редакторский вариант нуждается в доработке.
1. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.
1. Сегодня мы узнаем наших чемпионов: они играют превосходно.
2. Если правильно вырастить и посадить рассаду картофеля, можно получить не уступающий нормальному способу посева урожай картофеля.
2. Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю, получаемому при обычном способе посадки клубнями.
3. Подобно многим другим произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет.
3. Идею этой картины, как и многих других произведений, художник вынашивал не один год.
4. Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде.
4. Вырубка деревьев по берегам рек наносит ущерб природе: реки мельчают и высыхают.
5. На Дальнем Востоке вальдшнепы зимуют в Индии, Иране, на острове Шри-Ланка и в
Китае.
5. Вальдшнепы, обитающие на Дальнем Востоке, зимуют в Индии, Иране, на острове
Шри-Ланка и в Китае.
6. Источником пневматического воздуха служит компрессор.
6. Для нагнетания воздуха используется компрессор.
7. Владелец «Москвича» Гуляев оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом.
7. Гуляев выехал в город на своем «Москвиче» с неисправными тормозами и поврежденным крылом.
8. Группа инструкторов уделяет постоянное внимание колхозному стаду, после проведенных заседаний коровы стали давать больше молока.
8. Группа инструкторов внимательно следит за организацией работ на ферме, в результате удойность коров повысилась.
Упражнение 3. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку.
Какие логические и лексические ошибки заметил и устранил редактор? Приведите свои варианты правки, если редакторский вариант нуждается в доработке.
1. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.
1. Сегодня мы узнаем наших чемпионов: они играют превосходно.
2. Если правильно вырастить и посадить рассаду картофеля, можно получить не уступающий нормальному способу посева урожай картофеля.
2. Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю, получаемому при обычном способе посадки клубнями.
3. Подобно многим другим произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет.
3. Идею этой картины, как и многих других произведений, художник вынашивал не один год.
4. Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде.
4. Вырубка деревьев по берегам рек наносит ущерб природе: реки мельчают и высыхают.
5. На Дальнем Востоке вальдшнепы зимуют в Индии, Иране, на острове Шри-Ланка и в
Китае.
5. Вальдшнепы, обитающие на Дальнем Востоке, зимуют в Индии, Иране, на острове
Шри-Ланка и в Китае.
6. Источником пневматического воздуха служит компрессор.
6. Для нагнетания воздуха используется компрессор.
7. Владелец «Москвича» Гуляев оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом.
7. Гуляев выехал в город на своем «Москвиче» с неисправными тормозами и поврежденным крылом.
8. Группа инструкторов уделяет постоянное внимание колхозному стаду, после проведенных заседаний коровы стали давать больше молока.
8. Группа инструкторов внимательно следит за организацией работ на ферме, в результате удойность коров повысилась.
1 2 3 4 5 6 7
Упражнение 4.Найдите и исправьте ошибку, определите еѐ тип.
1. Продуктивность лексической единицы и еѐ валентность – это практически одна и та же хрень. 2. Я, типа, сказала ей, что, типа, не смогу участвовать в конференции. 3. Твои предки сегодня приедут? 4. Сорри, меня давно не было: проблемы. 5. Надо ли говорить, что ролик получился лажовейший? 6.
Я ношу однотипные вещи, пока меня не зацепит другой стиль. 7. Когда начнется капремонт, сразу будет видно шлангов (тех, кто отлынивает от работы). 8. Шум от клуба совершенно ужасный. 9. Эти изменения вэриимпотант для нашего дела. 10. Вчера встретилась с подругой, давно не виделись. Она мне такую темасу раскачала про семейную жизнь. 11.
Значение ВЕРХНИЙ 2 ‘близкий к истоку реки’ достаточно неактуально для современного языка. 12. Она тащится по тому чуваку в мажорномприкиде.
13. Огромный респект всем любителям кино. 14. Как бы тебе это объяснить.
Вот тут как бы проход, а там комната и дальше как бы коридор. 15. Я совсем
уже впухла! Десять раз переписывала эти грамматические значения, а она мне одни незачеты ставит. Я запарилась уже!
Упражнения для подготовки к контрольным работам и тестированию.
Упражнение 1.Исправьте ошибки, связанные с нарушением правильности
речи.
1. Детали, поступаемые с завода, иногда не отвечают требованиям стандарта.
2. Сложную психологическую схему смыслового восприятия предлагает И.
А. Зимняя, в которой учитывается не только восприятие, но и порождение речи. 3. Я поехала в другой город почву пробивать. 4. В рамках психологического подхода рассматривается модель восприятия текста как процесс формирования образа содержания текста, предложенная А. А.
Леонтьевым. 5. Со слов Вашего адвоката следует, что Вы перепутали этажи.
6. В этом году у Натальи Ищенки был прямой шанс завоевать золото. 7.
Некоторым депутатам поставили на вид за то, что они нарушают правила. 8.
Расскажите, пожалуйста, о более ближайших событиях. 9. Именно центризм, гибкость и уважение Валуева к мнению правых и левых помогли ему выжить в чехарде министерских перестановок, разработать и провести в жизнь ряд великих реформ александровской эпохи, стать одним из ведущих российских политиков и так долго играть ведущую роль в правительстве. 10. Поэтому дилемма «Стоит ли тратить деньги на фитнес?» для современного человека не стоит.
Упражнение 2.Какие качества речи нарушены в данных предложениях?
Классифицируйте типы ошибок, предложите правку.
1.
Для их ликвидации сделаны соответствующие меры.
2. Выходя замуж, нам только ставят штампики в ЗАГСах в паспортах, но никто не идѐт венчаться. 3. Он там гетры на скамейке переобувает. 4. А бегущая строка бежит и бежит каждый день с орфографическими ошибками.
5. Подняв один, я поняла, что ковер покрывают разорванные криминальные романы, стоящие, между прочим, в шкафу. 6. Вчера случился юбилей у знаменитого барда. 7. Коротко изложить существо произведения. 8. На выходах Кингстон, вы уж извините, полная салага (спортивный комментатор). 9. Чем больнее человек, чем тяжелее его заболевание, тем строже следует соблюдать диету. 10. Принять ответные действия. 11.
Распустила осень желтый веер, Снова караваны птиц летят на юг, Дует по ночам холодный ветер, Ничего уже не радует вокруг. 12. Просьба не мусорить и не бросать окурки. 13. На новом музыкальном канале вы сможете
24 часа в сутки смотреть самые современные и любимые музыки. 14. Закрой свой рот! Твои вопросы не по теме! 15. Отчѐтливо видные разновидности. 16.
Эти качели – уродливая опухоль на теле прекрасной лужайки, среди окружавших дом лилий. 17. На конкурс «Мисс Иркутск» три года назад
Упражнения для подготовки к контрольным работам и тестированию.
Упражнение 1.Исправьте ошибки, связанные с нарушением правильности
речи.
1. Детали, поступаемые с завода, иногда не отвечают требованиям стандарта.
2. Сложную психологическую схему смыслового восприятия предлагает И.
А. Зимняя, в которой учитывается не только восприятие, но и порождение речи. 3. Я поехала в другой город почву пробивать. 4. В рамках психологического подхода рассматривается модель восприятия текста как процесс формирования образа содержания текста, предложенная А. А.
Леонтьевым. 5. Со слов Вашего адвоката следует, что Вы перепутали этажи.
6. В этом году у Натальи Ищенки был прямой шанс завоевать золото. 7.
Некоторым депутатам поставили на вид за то, что они нарушают правила. 8.
Расскажите, пожалуйста, о более ближайших событиях. 9. Именно центризм, гибкость и уважение Валуева к мнению правых и левых помогли ему выжить в чехарде министерских перестановок, разработать и провести в жизнь ряд великих реформ александровской эпохи, стать одним из ведущих российских политиков и так долго играть ведущую роль в правительстве. 10. Поэтому дилемма «Стоит ли тратить деньги на фитнес?» для современного человека не стоит.
Упражнение 2.Какие качества речи нарушены в данных предложениях?
Классифицируйте типы ошибок, предложите правку.
1.
Для их ликвидации сделаны соответствующие меры.
2. Выходя замуж, нам только ставят штампики в ЗАГСах в паспортах, но никто не идѐт венчаться. 3. Он там гетры на скамейке переобувает. 4. А бегущая строка бежит и бежит каждый день с орфографическими ошибками.
5. Подняв один, я поняла, что ковер покрывают разорванные криминальные романы, стоящие, между прочим, в шкафу. 6. Вчера случился юбилей у знаменитого барда. 7. Коротко изложить существо произведения. 8. На выходах Кингстон, вы уж извините, полная салага (спортивный комментатор). 9. Чем больнее человек, чем тяжелее его заболевание, тем строже следует соблюдать диету. 10. Принять ответные действия. 11.
Распустила осень желтый веер, Снова караваны птиц летят на юг, Дует по ночам холодный ветер, Ничего уже не радует вокруг. 12. Просьба не мусорить и не бросать окурки. 13. На новом музыкальном канале вы сможете
24 часа в сутки смотреть самые современные и любимые музыки. 14. Закрой свой рот! Твои вопросы не по теме! 15. Отчѐтливо видные разновидности. 16.
Эти качели – уродливая опухоль на теле прекрасной лужайки, среди окружавших дом лилий. 17. На конкурс «Мисс Иркутск» три года назад
привалили все. 18. Вы должны взять с собой простую, зимнюю и парадную мантии. 19. Научная литература ХХ века – это вам не хухры-мухры! 20. Эта работа выеденного гроша не стоит.
Упражнение 3.Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, какие
качества речи в них нарушены. Определите тип ошибки, предложите свой
вариант правки.
1. Впереди лидируют гонщики под номером пять. 2. Это хорошо ещѐ, если у вас карбункул на руке или ноге: попарить в тазике можете. 3. А я дакмучальница, до сих пор одна. 4. Ты должна быть завтра в университете как штык из носа. 5. Мое начальство должно во всем показывать мне образец. 6. Сколько можно балду бить? Иди работать! 7. Евгений Базаров вскоре, работая с трупом, заразился ядом и умер. 8. Будет ждать, пока рак на горе не перекрестится. 9. Мы с Вовкой подлинные друзья. 10. Онегин – романтик, и все в его жизни должно быть в розовых очках. 11Больные, не посетившие врача в течение трѐх недель, выкладываются в архив. 12. Олег
Данилов выступил в качестве продюсера в строительстве нового комбината.
13. Отношения в семье Курагиных разрознены. 14. Когда мы с тобой на экскаваторе поднимались, они уже вниз спускались. 15. Свои вопросы иркутянам можно будет задать с 15 до 17 часов. 16. Сотрудники агентства
«Щит» с удовольствием займутся кражами, разбоем. 17. В нашем обувном магазине вы всегда найдѐте свежую обувь. 18. Первый раз на экране ОРТ премьера фильма…19. Художник изобразил, как Петр I ведѐт войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 20. Вообще в этой пьесе идет речь о взаимоотношениях вышестоящих слоев общества к нижестоящему слою общества.
Упражнение 4.Проанализируйте высказывания героев повести Боры
Чосича «За что боролись…», отметьте те высказывания, которые
нарушают уместность речи, определите тип ошибки. Необходима ли
правка?
1. Дядя сказал: «Да нет, разве что только одеваются они очень неэлегантно, в случайные предметы одежды не сочетающихся цветов!» 2. Дядя, лежа на животе, рассматривал немецкий солдатский журнал «Сигнал», после чего спросил: «А сколько стоят все эти танки, на сегодняшний момент уже сожженные!» 3. Мама сказала: «Самая изумительная опера – это «Мадам
Баттерфляй», о самоубийстве японской девушки на почве любви!» 4. У нас, в нашей семье, среди людей, являющихся ее членами, началось обожание различных народов, в основном, великих, хотя и не совсем чуждых. 5. Дядя предложил осуществить перепись практикующихся ремесел, чтобы знать, кто чем занимается. 6. Я сказал: «Мы отполоскали одного типчика, который настучал учителю математики, что мы смылись с уроков!» 7. Дедушка сказал: «Я запрещаю тебе жаргон как способ общения!»
Упражнение 3.Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, какие
качества речи в них нарушены. Определите тип ошибки, предложите свой
вариант правки.
1. Впереди лидируют гонщики под номером пять. 2. Это хорошо ещѐ, если у вас карбункул на руке или ноге: попарить в тазике можете. 3. А я дакмучальница, до сих пор одна. 4. Ты должна быть завтра в университете как штык из носа. 5. Мое начальство должно во всем показывать мне образец. 6. Сколько можно балду бить? Иди работать! 7. Евгений Базаров вскоре, работая с трупом, заразился ядом и умер. 8. Будет ждать, пока рак на горе не перекрестится. 9. Мы с Вовкой подлинные друзья. 10. Онегин – романтик, и все в его жизни должно быть в розовых очках. 11Больные, не посетившие врача в течение трѐх недель, выкладываются в архив. 12. Олег
Данилов выступил в качестве продюсера в строительстве нового комбината.
13. Отношения в семье Курагиных разрознены. 14. Когда мы с тобой на экскаваторе поднимались, они уже вниз спускались. 15. Свои вопросы иркутянам можно будет задать с 15 до 17 часов. 16. Сотрудники агентства
«Щит» с удовольствием займутся кражами, разбоем. 17. В нашем обувном магазине вы всегда найдѐте свежую обувь. 18. Первый раз на экране ОРТ премьера фильма…19. Художник изобразил, как Петр I ведѐт войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 20. Вообще в этой пьесе идет речь о взаимоотношениях вышестоящих слоев общества к нижестоящему слою общества.
Упражнение 4.Проанализируйте высказывания героев повести Боры
Чосича «За что боролись…», отметьте те высказывания, которые
нарушают уместность речи, определите тип ошибки. Необходима ли
правка?
1. Дядя сказал: «Да нет, разве что только одеваются они очень неэлегантно, в случайные предметы одежды не сочетающихся цветов!» 2. Дядя, лежа на животе, рассматривал немецкий солдатский журнал «Сигнал», после чего спросил: «А сколько стоят все эти танки, на сегодняшний момент уже сожженные!» 3. Мама сказала: «Самая изумительная опера – это «Мадам
Баттерфляй», о самоубийстве японской девушки на почве любви!» 4. У нас, в нашей семье, среди людей, являющихся ее членами, началось обожание различных народов, в основном, великих, хотя и не совсем чуждых. 5. Дядя предложил осуществить перепись практикующихся ремесел, чтобы знать, кто чем занимается. 6. Я сказал: «Мы отполоскали одного типчика, который настучал учителю математики, что мы смылись с уроков!» 7. Дедушка сказал: «Я запрещаю тебе жаргон как способ общения!»
Упражнение 5.Какие качества речи нарушены в данных высказываниях?
Предложите свой вариант правки.
1. При проведении работ, значит, проводятся исследования, значит, на содержание радона. 2. Декану и замдекану перспектива весь день выдавать допуска явно не улыбалась, поэтому они где-то шлялись. 3. Остаются смельчаки, сидят, типа, рукой машут: «А, де, спасатели спасут!» 4. Осудили еѐ за преступление, которое она совершенно не совершала. 5. Строго следуя лишь одному узкому моменту, невозможно было бы осветить столь многостороннее и многоаспектное явление, каким является заимствование. 6.
Присутствуя в местах развлечения дворян (на балах, в театрах, ресторанах), его окружал один пафос. 7. Работа лимитируется из-за отсутствия времени. 8.
Кто, значит, шарахался, кто, значит, подлетает и спрашивает… (из интервью с монахиней). 9. Автор с помощью второстепенных персонажей подводит к второстепенным мыслям. 10. Мне по жизни было достаточно сильно тяжело.
11. Анна Васильевна заблаговременно подошла бы и сказала, что вы там поставьте на мое окно решетку. 12. Районная Дума приняла решение закрыть вход в игорные заведения для подростков и тем взрослым, которые пришли туда под градусом.
13. Мы представляем достаточно много средств, которые предназначены для борьбы с первыми признаками старения кожи. 14. Это музыкальное произведение поѐтся акапеллой. 15. Учѐный исследовали жесты обезьян, так как мы являемся их последователями. 16. У всех приборов есть погрешность: они ничего точно не взвешивают. 17. Результаты исследования позволяют судить о том, как использование стратегий и тактик, реализующих через определенные языковые средства, помогают личности добиться определенной цели. 18. Коэльо совершает своѐ паломничество от Москвы до
Владивостока в рамках презентации книги «Дневник мага». 19. Всѐ нормально и спокойно, и не надо никакого ажиотажа этому придавать. 20.
Авантюрный роман не может закончиться хэппи-эндом.
Упражнение 6.Какие качества речи нарушены в данных высказываниях?
Предложите свой вариант правки.
1. «Слово…» К. Туровского («Слово на антипасху» Кирилла Туровского) – яркий пример церковной литературы. Текст отличается особым лиризмом и чувственностью. 2. Гречку не нужно варить, достаточно залить кипятком на ночь. К тому же твой желудок привык к этой крупе, россияне едят еѐ гораздо чаще, чем лобстеры. 3. Обращение «Княже мои, господине!» обуславливает содержание «высокой» книжной речи. 4. Этот великий человек был, действительно, умным человеком, ведь недаром его называли великим человеком. 5. Он имел целый букет болезней, и всѐ же от работы никогда не уклонялся. 6. Сердце России сегодня развивается быстрее других городов страны. 7. Если упряжка разорвѐтся, то сами мы еѐ вряд ли починим
(упряжка – сцепка между вагонами). 8. И в дальнейшем просто эта