Файл: Учебник для высших учебных заведений гражданской авиации по дисциплине Безопасность полетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19 1.
Число неисправностей, выявленных экипажем в полете и на земле при всех видах технического обслуживания, приходящееся на 1000 ч налета
ВС,
1000
)
/
(
1000
Т
П
К
с с
=
, (3.3) где Пс — число неисправностей (отказов), обнаруженных в анализируемый период;
Т налет (наработка) ВС (двигателя) за рассматриваемый период.
2.
Число неисправностей
(отказов), выявленных в полете, приходящееся на 1000 ч налета ВС,
1000
)
/
(
1000
Т
П
К
П
п
=
(3.4) где П
П
— число неисправностей (отказов), обнаруженных в полете за анализируемый период.
После определения коэффициентов К
1000с и К
1000п и нахождения отношения (K
1000с
—K
1000п
)/K
1000c
, можно оценить в общем виде эффективность работ, выполняемых при техническом обслуживании и наземных проверках экипажем для выявления и устранения не- исправностей (если К
с
< К
П
то эффективность технического обслуживания очень низкая).
Основная цель анализа – выявление повторяемости опасных отказов по одним и тем же причинам, оценка эффективности проводимых мер для их предотвращения. Он позволяет выявить также новые, ранее не проявлявшиеся отказы для принятия своевременных мер по их исключению. Для достижения указанных целей должны быть собраны материалы не только по отказам, приведшим к АП или инцидентам, но и по неисправностям, которые опасны по своему существу (трещины на стойках шасси и силовых элементах планера, на трубопроводах топливной, гидравлической и других систем, которые могут привести к пожару на ВС и т.п.). При проведении анализа должны быть собраны и изучены материалы по инцидентам, которые происходили в результате: конструктивных и производственных недостатков по вине предприятий промышленности; некачественного технического обслуживания и технического ремонта; некондиционности ГСМ; неудовлетворительного ремонта АТ на заводах гражданской авиации; отказов АТ, причины которых не установлены; неправильной эксплуатации АТ экипажами.
3.7. МероприятияИАСпоповышениюбезопасностиполетов
Разработка и проведение мероприятий по инженерно-авиационной службе (ИАС) — составная часть профилактической работы, проводимой в авиапредприятии. ИАС проводит единый комплекс мероприятий, направленных на повышение надежности авиационной техники и безопасности полетов.
К основным мероприятиям ИАС по повышению безопасности полетов относятся: обеспечение надежности AT за счет повышения эффективности и качества ТО ВС; обучение летного и инженерно-


20
технического состава; разработка требований к промышленности по устранению недостатков и совершенствованию AT.
Для повышения эффективности и качества технического обслуживания в АТБ разрабатывают мероприятия, предусматривающие:

совершенствование системы управления производством;

внедрение прогрессивных методов организации стимулирования труда, обеспечение равномерной и ритмичной загрузки подразделений и отдельных исполнителей;

совершенствование организации и технологии работ по обслуживанию AT и материально-техническое обеспечение технического обслуживания;

улучшение системы контроля выполняемых работ, объективность оценки качества труда;

повышение квалификации инженерно-технического и летного состава по эксплуатации AT;

соблюдение личным составом ИАС трудовой, производственной и технологической дисциплины;

совершенствование формы морального и материального стиму- лирования за высококачественный труд;

проведение технических разборов с анализом работы исполнителей и подразделений за определенный период, причин отказов и неисправностей AT, инцидентов, задержек вылетов по техническим причинам;

обобщение положительного опыта работы специалистов по обеспечению высокого качества работ;

рассмотрение фактов нарушения трудовой, производственной и технологической дисциплины с анализом их причин;

изучение с подчиненными вновь поступивших руководящих документов с постановкой задач на предстоящий период.
Важное место в повышении надежности AT и безопасности полетов играет организация авиационно-технической подготовки летного и технического состава. Наряду с первоначальной профессиональной подготовкой личного состава в высших и средних учебных заведениях гражданской авиации проводится повышение квалификации инженерно- технических работников в учебно-тренировочных отрядах, средних и высших учебных заведениях, а также на предприятиях промышленности..
Авиационно-техническая подготовка ИТС проводится по типовым программам и включает:

текущую техническую подготовку, при которой осуществляется оперативное изучение поступающих на предприятие документов, регламентирующих работу ИАС и эксплуатацию AT. ИАС приобретает навыки по новым видам работ на AT, изучает причины отказов и неисправностей AT, методы их выявления, устранения, предупреждения, изучает конструктивные изменения AT, бюллетени по ее доработке;

подготовку к эксплуатации AT в сезонных условиях. Проводится


21 2 раза в год - к осенне-зимнему и весенне-летнему сезонам.
Предусматривается изучение опыта эксплуатации ВС в аналогичных периодах в прошлые годы, правил охраны труда и техники безопасности;

технические конференции и семинары, на которых ИТС изучает и обобщает опыт эксплуатации ВС, мероприятия по обеспечению надежности AT, новые прогрессивные формы труда, опыт по освоению отдельных видов работ на AT, рациональному использованию средств диагностирования и наземного обслуживания;

курсы целевого назначения по изучению AT, повышения квалификации технического, инженерного и руководящего инженерного состава. Обучение проводится в УТО, на предприятиях или в учебных заведениях;

стажировку летного и ИТС на AT. Она осуществляется по заданиям, подписанным соответствующим должностным лицом. После стажировки специалисту выдается заключение об итогах стажировки;

самостоятельную подготовку, которая проводится по отдельным темам в соответствии с личными планами специалистов или по индивидуальным заданиям.
Инженерному и техническому составу разрешается переучиваться в порядке самоподготовки с последующей сдачей экзаменов экстерном в
УТО и оформлением допуска к техническому обслуживанию AT. Допуск для выполнения работ на AT оформляется для инженеров не более чем на четырех типах ВС - при периодическом обслуживании и не более чем на шести типах - при оперативном техническом обслуживании, авиатехникам
- соответственнонатрех и пяти типах ВС.
Допуск к самостоятельному обслуживанию инженерам и авиатехникам АТБ, прошедшим переучивание, а также специалистам, прибывшим из учебных заведений, оформляют приказом руководителя авиапредприятия по завершению ими программы стажировки, утвержденной для ВС данного типа.
Разработка требований к промышленности осуществляется на основании исследования технического состояния AT и оформления рекламационных актов. Важными в данной работе являются контроль за ходом выполнения доработок AT и оценка эффективности мероприятий по
БП.
Оценка эффективности мероприятий, направленных на повышение безопасности полетов, может быть проведена на основании анализа информации о неблагоприятных событиях, характеризующих уровень безопасности полетов. Прослеживая динамику изменения статистических показателей по календарному времени, можно судить об эффективности проведенных мероприятий. Для авиапредприятия достаточным критерием эффективности выполненных мероприятий является отсутствие в течение определенного времени случаев повторения отказов AT.


22
1   2   3   4   5   6   7   8

3.8. Обеспечениебезотказнойработыавиационнойтехникипри подготовкеВСкполетам
ОбеспечениебезопасностиполетовИАС. В процессе эксплуатации важную роль в обеспечении требуемого уровня надежности ВС и безопасности полетов играет ИАС. Это достигается соответствующим проведением проверок исправности жизненно важных систем ВС с использованием современных методов и средств диагностирования, выполнением необходимых регулировочных и профилактических работ, заправкой систем ГСМ и спецжидкостями при техническом обслуживании
ВС и подготовке их к полету. Подготовка современных ВС к полету производится большим числом различных специалистов высокой квали- фикации с применением многообразных и сложных средств механизации, аэродромного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры.
Однако среди многих причин, вызывающих АП (инциденты), встречаются отказы авиационной техники по вине ИАС.
Основными причинами недостатков в работе инженерно- технического состава по обеспечению безопасности полетов являются: слабые знания личным составом конструкции обслуживаемой AT, особенностей ее эксплуатации и технического обслуживания; низкая квалификация отдельных исполнителей; нарушения правил заправки ВС
ГСМ и спецжидкостями; некачественное или несвоевременное выполнение работ, предусмотренных регламентом технического обслуживания; недостаточный контроль качества выполняемых работ и состояния ВС; низкий уровень технической культуры; слабая постановка воспитательной работы среди инженерно-технического состава.
По данным ИКАО на регулярных авиалиниях происходит в среднем
15 % АП в результате некачественного технического обслуживания AT.
Анализ инцидентов показывает, что наиболее характерными ошибками инженерно-технического состава, допускаемыми в процессе технического обслуживания ВС и подготовке их к полету, являются:

нарушение инструкции по запуску и опробованию двигателей, что ведет к выходу их из строя или повреждениям в результате превышения допустимых температур;

попадание посторонних предметов в двигатели в процессе запуска (не снятие заглушек, лед, инструмент, мелкие предметы с площадки под двигателем), приводящее к повреждениям двигателей;

оставление в результате недосмотра снега в различных узлах самолета и образований льда, в результате чего появляются поломки некоторых узлов в системах управления и механизации ВС, разрушения сот маслорадиатора и т. д.;