Файл: Учебник для высших учебных заведений гражданской авиации по дисциплине Безопасность полетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42

скорость полета при выпущенном положении закрылков более максимально допустимой;

крен на взлете более допустимого;

вертикальная перегрузка более допустимой;

вертикальная скорость снижения на высоте эшелона перехода более 20 м/с при выпущенном положении гасителей подъемной силы (спойлеров);

вертикальная скорость снижения с Н=3000 м до высоты эшелона перехода более допустимой;

вертикальная скорость снижения на высоте менее 100 м более 5 м/с;

нарушение условий реверсирования двигателей;

высокая температура газа за турбиной на режиме малого газа;

частота вращения ротора КНД более допустимой;

время работы двигателя на взлетном режиме более допустимого и др.
Примерыизкаталогасообщенийсописаниемалгоритмовэкспресс
1   2   3   4   5   6   7   8

-
анализаполетнойинформацииМСРП-А-02 самолетаТу-204
В
качестве примера представлено краткое содержание каталога сообщений с
описанием алгоритмов экспресс
-
анализа полетной информации
МСРП
-
А
-02
самолета
Ту
-204 (
только по эксплуатационному накопителю
КБН
-
1).
В
начальных разделах каталога приведены логические выражения по формированию признаков этапов и
режимов полета
,
готовностей и
счетчиков
,
используемые в
алгоритмах экспресс
-
анализа
.
К
признакам этапов и
режимов полета относятся признаки
:
руления
,
взлета
,
набора
,
полета
,
снижения
,
глиссады
,
ухода на второй круг
,
приземления
,
пробега
.
Например
,
Признак взлета определяется из выражения
:
___
Пвзл
= (
ГТразб
v
ГТотр
) &
ГТк
.
взл
,
где
ГТразб
-
готовность разбега
;
ГТотр
-
готовность отрыва
;
ГТк
.
взл
-
готовность конца взлета
;
& -
логическое умножение
; v -
логическое сложение
;
верхняя черта

отрицание
(
в рассматриваемом примере

не готовность
).
Готовности
(
ГТ
),
кроме перечисленных в
рассматриваемом примере
,
включают
:
ГТсн
-
готовность снижения
;
ГТ
(+6) -
готовность изменения вертикальной скорости при наборе высоты
;
ГТ
(-6) -
готовность изменения вертикальной скорости при снижении
,
ГТк
.
гл
-
готовность конца глиссады
;
ГТу
/
в лев
-
готовность убранного или выпущенного положения левой стойки шасси
;
ГТу
/
в пр
-
готовность убранного или выпущенного положения правой стойки шасси
;
ГТу
/
в пер
-
готовность убранного или выпущенного положения передней

43
стойки шасси
;
ГТлев
-
готовность выпуска
(
уборки
)
левой стойки шасси
;
ГТпр
-
готовность выпуска
(
уборки
)
правой стойки шасси
;
ГТпер
-
готовность выпуска
(
уборки
)
передней стойки шасси
;
ГТзап
1 (
ГТзап
2) -
готовность запуска двигателя
1 (2);
ГТруз у
-
готовность перекладки
РУЗ
на уборку закрылков
;
Для рассмотренного выше примера
:
ГТразб
-
выставляется через
2
с после выполнения условия
:
i
ш лев
[1] & i
ш лев
[2] & i
ш пр
[1] & i
ш пр
[2] & i
ш пер
& [(N
вд
1>80) v (N
вд
2>80)]
&| (max nx>0.15)
где
i
ш лев
(i
ш пр
, i
ш пер
) –
сигнал
(
РК
)
левая
(
правая
,
передняя
)
стойка шасси выпущена
;
N
вд
1(N
вд
2) –
частота вращения
РКВД
двигателя
1 (2);
Nx –
продольная перегрузка
;
ГТотр
-
выставляется через
2
с после пропадания условия
:
i
ш лев
[1] v i
ш лев
[2] v i
ш пр
[1] v i
ш пр
[2]
ГТк
.
взл
-
выставляется через
2
с после пропадания условия
:
___
ГТразб
& (
Нб
<=400) &
ГТсн
ГТсн

готовность снижения
,
выставляется через
5
с после появления условия
:
ГТк
.
взл
& (Vy<-4)
Счетчики подсчитывают число единичных значений отдельных разовых команд или являются линейными функциями времени
,
вычисляемыми на интервале от заданного появлением единичного значения отдельных разовых команд
.
Счетчики используются в
качестве переменных в
алгоритмах экспресс
-
анализа
(
всего
12
функций
),
например
,
Сч
al -
счетчик количества истинных значений разовой команды
i
атаки
(
угол атаки больше допустимого
)
за секунду
;
Сч в
/
у лев
-
счетчик выпуска
(
уборки
)
левой стойки шасси
,
считает количество появлений этой
РК
при выполнении условия
ГТлев и
сбрасывается при отсутствии этого условия
.
Приведенные далее в
основных разделах каталога алгоритмы экспресс
-
анализа включают логические выражения для выявления условий и
формирования технологических сообщений и
сообщений об отклонениях в
действиях экипажа по пилотированию
ВС
и в
работе силовых установок или функциональных систем
.
К
технологическим сообщениям относятся сообщения об этапах и
режимах полета по признакам
,
формируемым в
соответствии с
установленными правилами
.
Алгоритмы экспресс
-
анализа отклонений делятся на следующие категории
:

контроль выхода за летно
-
эксплуатационные ограничения
;

контроль выдерживания рекомендованных режимов
;

контроль работоспособности систем
.
Примерами сообщений об отклонениях
,
выявляемых по результатам контроля выхода за летно
-
эксплуатационные ограничения
,
являются
:

нормальная перегрузка больше максимально допустимой
;

нормальная перегрузка меньше минимально допустимой
;

угол атаки больше допустимого
;


44

крен левый велик
;

крен правый велик
;

масса при рулении превышает максимальную рулежную массу
;

масса при взлете больше максимальной взлетной массы
;

масса при посадке больше максимальной посадочной массы
;

скорость больше допустимой при выпущенных закрылках
;

скорость больше допустимой при выпущенных предкрылках
;

скорость при уборке
-
выпуске шасси больше допустимой
(V=425
км
/
ч
);

вертикальная перегрузка на посадке больше допустимой и
др
.
Пример алгоритма анализа признаков при формировании одного из таких сообщений
:
скорость больше максимальной эксплуатационной
S= (V
пр
>585) v [(V
пр
>555) & (H
б
>7100)] & (

t>=3) /V
пр
,H
б
Примеры сообщений об отклонениях
,
выявляемых по результатам контроля выдерживания рекомендованных режимов
:
после запуска двигатель
1
не выдержан на малом газе в
течение
2-
х минут
S =
ГТзап
1 & (
Сч зап
1<115) & (
руд
1>10)
(

t>=5) /
руд
1,
Сч зап
1;
преждевременная уборка закрылков на взлете по высоте
S =
Пвзл
& (
Нг
<110) & (
бруз
<2) & (

t>=3)
/H
г
,
бруз
;
Алгоритмы контроля работоспособности систем обеспечивают контроль и
формируют сообщения о
неисправностях следующих систем
ВС
:

система механизации крыла
– 4
сообщения
;

тормозная система
– 6;

система управления
– 20;

шасси
– 15;

гидросистема
– 9;

противопожарная система
– 15;

топливная система
– 13;

САРД
и кондиционирование
– 4;

БСПИ
– 8;

АСШУ
– 119;

МСРП
– 12;

электроснабжение
– 33;

остальные системы
– 15;

ВСУ
– 2;

силовая установка
– 42.
Каталоги сообщений, как правило, включены в состав конструкторской документации и в составе специального программного обеспечения внесены в «Реестр специального программного обеспечения систем обработки полетной информации, допущенного к использованию в авиапредприятиях Российской Федерации».
Некоторое представление о сборе и обработке полетной информации на различных типах отечественных ВС дают сведения, приведенные в табл. 4.4.
Перечень аналоговых параметров и разовых команд для каждого типа ВС свой. Он приводится в каталогах сообщений к программам экспресс-анализа полетной информации. Здесь же представлен перечень


45
событий-нарушений, которые могут быть получены с использованием приведенного перечня регистрируемой информации с указанием ограничений по параметрам полета и работе функциональных систем ВС в соответствии с РЛЭ.
Результатом экспресс-анализа полетной информации является спе- циальный бланк, на котором, помимо служебной информации о номерах рейса, ВС, дате полета, выводится сообщение о нарушении, времени его начала, окончания, экстремальное физическое значение определяющего параметра в процессе нарушения. Для подтверждения и уточнения достоверности выводимых на бланк экспресс-анализа сообщений о нарушениях выводится обзорный график с подтверждающими параметрами и разовыми командами.
Таблица 4.4
ТипВС
Типнако-
пителя
Количествопараметров регистрируемойинформация
Количество сообщенийпо результатам обработки
Аналог.
сигналы
Разовые команды
Последо-
ват. коды
ЭА-пило-
тирован.
ЭА-рабо-
тыАТ
Ан-24
МСРП-12-96 11-12 10-16
-
24 17
Ми-8
БУР-1-2Ж
24 43
-
47 38
Як-40
МСРП-12-96 12 12
-
41 12
Ту-134
МСРП-64-2 54 51
-
67 55
Як-42
МСРП-64-2 40 60
-
114 79
Ил-62
МСРП-12-96 58 32
-
105 56
Ту-154М МСРП-64-2 68 67
-
71 59
Ил-76
МСРП-64-2 53 56
-
117 44
Ил-86
МСРП-256 133 200
-
82 264
Ан-124
БАСК, Тестер
550 760 64 116
Ил-96
МСРП-А-02 220 846 32 57 116
Ту-204
МСРП-А-02 199 698 32 93 531
Предварительный анализ полетной информации, подтверждение достоверности событий и выдача результатов обработки в документированном виде соответствующим службам авиапредприятия возлагается на ППИ. Окончательный анализ результатов обработки полетной информации производится командно-руководящим составом летных подразделений.
В зависимости от характера сообщений ППИ принимается решение, какой службе должны быть переданы результаты экспресс-анализа
(бланки, графики).
Командно-руководящий состав летных подразделений при анализе полетной информации выявляет ошибки, тенденции к усугублению отклонений, разрабатывает соответствующие мероприятия по предупреждению нарушений нормативов пилотирования, обобщает результаты анализа и использует их при проведении разборов в летных подразделениях.

46
Для определения достоверности событий (нарушений экипажами требований НПП, РЛЭ, отказов и неисправностей в работе авиационной техники), выявленных при проведении экспресс-анализа полетной ин- формации, анализа причин ошибочных действий экипажа, обычно возникает необходимость в восстановлении траектории полета. С этой целью используют совокупность значений зарегистрированных аналоговых параметров и разовых команд после их обработки и представления в графической форме.
Для анализа конкретного полета на графики изменения параметров во времени наносят дополнительную информацию, позволяющую связать их с установленными в РЛЭ рубежами, такими как касание самолетом
ВПП, пролет БПРМ и ДПРМ, выпуск и довыпуск шасси и закрылков и пр.
Помимо этого синхронизируют информацию параметрических и звуковых регистраторов.
После того как на графиках изменения параметров будут выделены характерные моменты полета и расшифрованы значения параметров в эти моменты, полученные значения параметров сравниваются с требованиями
РЛЭ (с учетом погрешностей записи, декодирования и расшифровки параметров).
Подтвержденные события выводятся на лист результатов объективного контроля полета. Пример такого листа приведен в табл.4.5.
Таблица 4.5
1.Идентификационные данные
Тип ВС
№ борта
Дата полета
КВС
Маршрут
2.Общие сведения о полете
Взлет
Посадка
Замечания (к-во)
Время
№ фрейма
Время
№ фрейма
Пилот
Авиатехник
3. Перечень замечаний по полету
Код события
Время начала
Длитель- ность, с
Краткое описание события
(отклонение, нарушение)
Ознакомлен
Ф.И.О.
4. Сведения об обработке полетной информации
Дата установки носителя
Дата снятия носителя
Дата обработки
Оператор
Ф.И.О.
Подпись оператора
Вторичная автоматизированная обработка использует специализированные программы, в которых, как правило, реализованы математические модели пространственного движения ВС, отказов систем и оборудования с учетом их реального технического состояния и ресурса.
Модели дают возможность оценить статистические характеристики прочности элементов конструкции и надежности элементов ВС, оптимизировать вид и характер предстоящего технического обслуживания, с учетом экономических показателей и т.п.


47
4.5.Обработказвуковойинформации
При проведении комплексного контроля полета с использованием технических средств сбора полетной информации обработке и анализу подлежит также записываемая в кабине экипажа акустическая информация. Это позволяет повысить достоверность оценки качества выполнения установленной технологии работы экипажа, включая характер взаимодействия членов экипажа между собой и с диспетчерскими службами УВД.
Эта информация прослушивается и анализируется с помощью наземных средств - магнитофона МН-61 и комплекса наземной аппаратуры МАРС-Н.
Материал для прослушивания подготавливают специалисты под- разделения ПИ по заявке летной службы для комплексной проверки экипажа. Содержание переговоров в кабине экипажа при проведении таких работ оценивают специалисты летной службы (бортрадисты-инструкторы, пилоты-инструкторы и т.д.).
По итогам прослушивания и анализа звуковой информации составляется текстовая выписка, выполняется хронометрирование отдельных фрагментов записи и синхронизация записи с графиками параметров полета.
Составление текстовой выписки производится обязательно при расследовании АП и АИ, при выявлении нарушений установленной фразеологии ведения переговоров, возникновении спорных вопросов между экипажами ВС и диспетчерами службы УВД, при комплексной проверке качества работы экипажа и в других случаях.
4.6. Бортоваясистемасбораиобработкиполетнойинформации
Самолет А
Н
-124, находящийся в эксплуатации в авиапредприятиях
ГА, оснащен техническими средствами объективного контроля полетов, обеспечивающими сбор и обработку полетной информации непосредственно бортовыми средствами.
На борту самолётов А
Н
-124 используются следующие средства объективного контроля полётов: бортовая автоматизированная система контроля БАСК-Г002, аварийный магнитный регистратор полётной информации "Тестер-M", бортовой магнитофон П507-ЗБС и самописец К3-63.
Одной из особенностей применяемых на этом самолете бортовых средств является малое время регистрации информации (3 часа) аварийным регистратором (по рекомендациям ИКАО это время должно составлять 25 часов).
Другой особенностью является наличие в составе бортового оборудования бортовой автоматизированной системы контроля (БАСК), выполняющей следующие функции:

сбор и предварительную обработку полетной информации, поступающей по 550 аналоговым и 760 бинарным каналам первичных данных;