Файл: Учебник для высших учебных заведений гражданской авиации по дисциплине Безопасность полетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36
удобство оперативного доступа к нему с целью снятия – установки носителя для проведения обработки записи. Защищенный накопитель размещается в месте, где обеспечивается наибольшая его сохранность
(обычно в хвостовой части фюзеляжа).
Каждый накопитель состоит из лентопротяжного механизма (ЛПМ), блока магнитных головок прямого хода, блока магнитных головок обратного хода. Запись информации на магнитную ленту осуществляется при прямом ходе одним блоком головок, при обратном ходе — другим блоком, смещенным относительно первого по высоте. Переключение с прямого на обратный ход происходит автоматически по сигналам с фотодиода, для чего на концевых участках ленты удаляется магнитный слой и лента становится прозрачной. Излучение светодиода попадает на фотодиод, преобразующий световую энергию в электрическую, которая усиливается и подается на исполнительный механизм реверса ЛПМ.
В состав самописца входит пульт управления, предназначенный для управления режимами работы и контроля работоспособности МСРП-64-2 и звукозаписывающей аппаратуры «Марс-БМ». На пульте имеется устройство набора опознавательных данных: числа, месяца, двух последних цифр года и номера рейса. Пульт выполнен в виде отдельного блока, все органы управления выведены на переднюю панель пилотов или штурмана.
Имеющийся в составе системы индикатор текущего времени предназначен для преобразования минутных отметок времени, поступающих из преобразующего устройства, в астрономическое время в часах и минутах и его индикации на циферблате.
Датчики аналоговых параметров преобразуют подлежащие записи на ленту МСРП физические параметры в электрические величины, поступающие на вход преобразующего устройства системы регистрации.
Кроме аналоговых параметров на МСРП записываются разовые команды
(РК), характеризующие отдельные события или явления, обычно индицируемые соответствующими сигнальными табло
(«Шасси выпущено», «Стружка в масле», «Выход на внешнюю связь» и т. д.).
Разовая команда формируется подачей напряжения 27В от датчика состояния контролируемой системы. Например, РК «Шасси выпущено» возникает при выпуске шасси, когда замыкается концевой выключатель в кинематике стоек шасси и напряжение 27В поступает на преобразующее устройство, свидетельствуя о соответствующем положении стоек и формируя запись разовой команды. Тридцать две разовые команды
(установленные перечнем РК для данного ВС) записываются по четырем каналам (по восемь команд на канал) в течение времени прохождения соответствующего сигнала от контролирующего устройства. К каждому контролирующему устройству система обращается последовательно 1 раз в
4 сек. При наличии на нем напряжения подается импульс на запись разовой команды в ЛПМ. Опознавательные данные и астрономическое время полета на магнитной ленте кодируются и регистрируются по одному каналу.


37
ОсобенностисистемыМСРП-256. Магнитная система регистрации параметров МСРП-256 по своему назначению, построению и принципу работы аналогична системе МСРП-64-2, но имеет более широкие информационные возможности. МСРП-256 как бы скомпонован из четырех МСРП-64-2.
В комплект входят один эксплуатационный и один аварийный накопители.
Скорость протяжки магнитной ленты эксплуатационного на- копителя—10,68 мм/с, а аварийного—5,34 мм/с, что обеспечивает сохранность полетной информации о последних 12,5 и 25 ч полета соответственно. При этом эксплуатационный накопитель регистрирует до
228 аналоговых параметров и до 128 разовых команд, а аварийный - до 114 аналоговых параметров и до 64 разовых команд.
В отличие от МСРП-64-2 опознавательные данные в МСРП-256 включают дополнительно взлетную массу самолета и начальную центровку.
Изменение аналоговых параметров может производиться с частотой опроса датчиков 2, 4, 8, 16 и 32 Гц путем использования соответствующего числа каналов записи для регистрации одного параметра. При этом, соответственно, уменьшается ресурс системы по составу регистрируемой информации.
ОсобенностиархитектурыМСРП-А-02. Система МСРП А-02 функционально совмещает сбор и частичную обработку регистрируемой в полете информации. В ее состав входят следующие устройства:

два защищённых бортовых накопителя (ЗБН);

два кассетных бортовых накопителя (КБН);

алфавитно-цифровое печатающее устройство (АЦПУ);

блок сбора параметрической информации (БСПИ);

пульт управления (ПУ).
ЗБН предназначены для хранения аварийной информации, КБН – для эксплуатационной
(эти накопители снабжены легкосъемными устройствами размещения носителя информации – кассетами или, в новой модификации, сменными блоками с твердотельной памятью).
В БСПИ используются два цифровых процессора первичной обработки информации с оперативной памятью емкостью 8 Кбайт (4К 16- разрядных слов), где К = 1024.
Информационная ёмкость накопителей системы - 138 Мбит. Время регистрации данных - до 25 часов.
Регистрируемая информация представлена тремя видами сигналов:

последовательными кодами (ПК) - до 32 каналов;

аналоговыми сигналами (АС) - до 45 каналов;

разовыми командами (РК) - до 92 каналов.

38
4.4.Наземныесистемыобработкиполетнойинформации
Обработка полетной информации, собранной и накопленной бортовыми магнитоэлектрическими системами регистрации, заключается в ее декодировании, расшифровке и анализе полученных результатов.
Необходимость декодирования обусловлена записью информации в магнитных системах регистрации в виде специальных кодов, обеспечивающих сжатие и точность представления собираемой информации в условиях воздействия электромагнитных помех. Вместе с тем, закодированная информация не обладает наглядностью при воспроизведении и последующем использовании в целях оценки опасных значений регистрируемых параметров.
Обработка исходной информации, т. е. процесс ее преобразования к виду, удобному для анализа, может производиться неавтоматизированным и автоматизированным методами.
Неавтоматизированнаяобработка включает следующие операции:

декодирование – преобразование закодированных сигналов и их запись на фото или электрографическую бумагу в установленных масштабах с помощью наземных декодирующих устройств магнитных систем типа ДУМС или НДУ-8, а также осциллографов (К – 12, К -20,
«Нева»);

предварительная обработка осциллограмм
- определение принадлежности шлейфов осциллограмм измеряемым параметрам
(кроссировка), запись номера ВС, даты полета, номера рейса, разметка начала и окончания этапов полета (взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение, заход на посадку и посадка) и наиболее характерных участков полета;

расшифровка осциллограмм
- считывание данных с осциллограммы и определение по градуировочному графику значений параметров в физических величинах в определенные моменты времени; заполнение соответствующих таблиц для анализа результатов обработки, построение графика физической величины.
Автоматизированная обработка полетной информации с использованием ЭВМ может быть следующих видов:

автоматизированная
(первичная) обработка
- считывание, декодирование, расшифровка и документирование (представление в графической форме и табулированном виде) в физических величинах исходной информации;

экспресс-анализ - проведение по заданным алгоритмам автомати- ческого количественного и логического анализа зарегистрированной и расшифрованной полетной информации с целью выявления событий, явлений опасных отклонений зарегистрированных параметров от их нормативных значений;

автоматизированная (вторичная) обработка - определение до- полнительных нерегистрируемых параметров полета по значениям


39
регистрируемых параметров для более глубокого анализа, систематизации и обобщения результатов обработки, оценки и прогнозирования технического состояния авиатехники, надежности пилотирования.
Автоматизированная обработка и экспресс-анализ параметрической информации производятся с помощью наземных специализированных компьютерных систем типа "Луч-74", "Луч-84", ПС-90 (новые системы на базе персонального компьютера) и др.
Наземнаяавтоматизированнаясистема «Луч-74» предназначена для обработки полетной информации, накопленной бортовыми регистраторами МСРП-12-96, МСРП-64 и МСРП-256.
В состав системы входят: управляющая цифровая вычислительная машина М-6000, стойка оператора с устройством ввода информации с магнитной ленты, блоком сопряжения, блоком управления и индикации, устройством печати. Кроме того, в состав системы входят устройство ввода с перфоленты на базе фотосчитывателя; устройство вывода на перфоленту на базе перфоратора ПЛ-150; устройство ввода-вывода на базе телетайпа; блок графической регистрации.
Работа системы обеспечивается специальным программным комплексом, включающим программы автоматизированной обработки и экспресс-анализа полетной информации. Программа автоматизированной обработки включает в себя модули автоматизированной обработки с использованием матриц тарировочных характеристик датчиков.
Программы экспресс-анализа для каждого типа ВС состоит из двух частей: модуля контроля техники пилотирования; модуля контроля технического состояния авиатехники. Каждому модулю соответствует свой алгоритм обработки информации.
Модуль контроля пилотирования обеспечивает контроль выхода за установленные в РЛЭ летно-эксплуатационные ограничения следующих параметров:

массы самолета, скорости и числа М полета, вертикальной перегрузки, углов крена и тангажа, высоты полета;

режимы работы силовой установки, конфигурация ВС на различных этапах полета, порядок эксплуатации самолетных систем.
Модуль контроля работоспособности АТ оценивает соответствие установленным нормам следующих самолетных систем: двигатели, систему управления, систему энергоснабжения, гидросистему, систему регулирования давления, пожарную систему и систему дымоизвещения; топливную систему, пилотажно-навигационное оборудование, автоматизированную бортовую систему управления (АБСУ) и др.
На бланк экспресс-анализа выдаются номера самолета и рейса, дата полета, номера событий (факты нарушения РЛЭ, отказов и неисправностей авиационной техники) и время их появления и окончания.
Наземнаяавтоматизированнаясистема «Луч-84» аналогична системе «Луч-74», но в отличие от нее может реализовать более сложные алгоритмы, позволяющие оценивать соответствие летно-технических


40
характеристик ВС (которые в процессе эксплуатации постепенно изменяются) требованиям НЛГС. Система одновременно реализует программы контроля техники пилотирования и контроля работоспособности авиационной техники.
Устройство
«Луч-84» базируется на ЭВМ серии СМ, входящей в состав комплекса системы.
Программное обеспечение включает комплект специальных про- грамм (СПО) для системы «Луч-84». Он состоит из:

комплекса программ общего назначения;

комплекса программ обработки информации формата реги- страции системами МСРП-64-2, МСРП-256;

комплекса программ обработки информации формата реги- страции системой МСРП-12-96.
Комплект СПО предназначен для тестового контроля устройств системы, а также для автоматизированной обработки и экспресс-анализа информации с регистраторов типа МСРП.
Комплекс программ общего назначения предназначен для обеспечения функционирования всего комплекта СПО и состоит из следующих программ и рабочих файлов:

рабочего файла идентификации самолета;

программы тестового контроля устройства графической ре- гистрации;

программы подготовки градуировочных характеристик;

программы вывода результатов экспресс-анализа;

программы распечатки файлов градуировочных характеристик.
Входная информация комплекса программ — это информация, вводимая с магнитной ленты регистратора типа МСРП и с видеотерминала в режиме диалога, а также информация, записанная на внешних файлах.
Выходная информация может быть текстовой и графической. Ее вывод может осуществляться на электрохимическую бумагу устройства графической регистрации, на аналого-цифровое печатающее устройство
(АЦПУ) и на видеотерминалы.
Наземнаяавтоматизированнаясистема «ПС-90» по своим функциям и программному обеспечению аналогична системе «Луч-84», но в отличие от нее реализована средствами компьютерной системы на базе персонального компьютера.
Входная информация с магнитного бортового носителя считывается с помощью наземного воспроизводящего устройства и через аппаратно- программный интерфейс связи вводится в компьютер. В случае применения носителей информации, совместимых для бортового накопителя и наземной системы (например, стандартных магнитных или оптических дискет), полетная информация вводится в наземную систему непосредственным считыванием с бортового носителя стандартными входными устройствами системы.
Выходная информация в текстовой и графической форме выдается на экран видеотерминала (дисплея) инженера ППИ и документируется на


41
бумажном носителе с помощью принтера и графопостроителя.
Первичная автоматизированная обработка производится с помощью программ автоматизированной обработки, разработанных для каждого типа бортовых накопителей и предназначенных для вывода на график или цифропечать физических или кодовых значений параметров.
Для выполнения первичной обработки необходимо ввести в систему обработки данные о градуировочных (тарировочных) характеристиках датчиков бортовой системы сбора ПИ, установленных на конкретном ВС.
В предприятиях ГА обработка ПИ по программам автоматизирован- ной обработки применяется в следующих случаях:

при расследовании АП и инцидентов;

при поступлении в ППИ информации об отказах в полете систем и оборудования ВС;

при необходимости подтверждения достоверности сообщений экспресс-анализа когда алгоритмы этих сообщений содержат параметры, не выводимые на график экспресс-анализа;

при невозможности обработки полетной информации по программе экспресс-анализа;

при отсутствии или неправильном оформлении паспорта к магнитной ленте.
Экспресс-анализявляется основным видом обработки ПИ, при котором компьютерной системой выполняются в автоматическом режиме расшифровка и анализ записанной информации с выявлением любых отклонений в правилах полета и работы ВС от ограничений, установленных РЛЭ, отклонений в действиях экипажа от установленной технологии его работы, отказов, сбоев, неисправностей в работе функциональных систем и силовых установок ВС. По результатам экспресс-анализа система выдает сообщения, которые документируют результаты контроля действий экипажа и работоспособности AT в полете по информации, накопленной МСРП.
Алгоритмы экспресс-анализа ПИ представляют собой процедуры логического анализа записанных в полете параметров движения ВС, работы его силовых установок и функциональных систем на предмет оценки соответствия требованиям и рекомендациям, установленным нормативной документацией по летной и технической эксплуатации ВС, его систем и оборудования (РЛЭ, ИТЭ и т.п.). Для каждого типа ВС эти алгоритмы сведены в каталоги сообщений.
При составлении алгоритмов входящие в них константы берутся с учетом допусков на погрешность измерения и обработки ПИ при условии отклонения контролируемого параметра на оценку «хорошо» согласно действующим в ГА нормативам.
В качестве примера выявляемых с помощью экспресс-анализа ПИ возможных отклонений в пилотировании и нарушений в работе функциональных систем ВС для конкретного самолета (например, Ил-86) можно привести следующие сообщения: