ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- 9 - регламентирована вероятность возникновения особых ситуаций при отказах функциональных систем ВС.
Существо этих требований сводится к тому, что более опасные ситуа- ции должны быть отнесены к событиям менее вероятным, чем менее опасные ситуации.
Например, катастрофическая ситуация, вызванная отказом функцио- нальных систем ВС, не должна быть отнесена к событиям более частым, чем практически невероятным.
Так как уровень безопасности полета существенно зависит от работо- способности функциональных систем ВС и от степени его защищенности на случай отказов этих систем, требованиями обусловлено, что если отказ функциональной системы приводит к возникновению опасных ситуаций, то экипажу должна быть обеспечена возможность своевременного обнаружения отказа, ликвидации его последствий и завершения полета с отказавшей сис- темой.
При нормировании требований к летным характеристикам соблюден принцип, заключающийся в том, что при отказах авиатехники, которые могут встретиться в эксплуатации, ВС должно благополучно завершить полет.
Поэтому в требованиях занормированы запасы энерговооруженности, устойчивости и управляемости ВС при отказах двигателей на всех этапах по- лета: на взлете, при полете по маршруту, при заходе на посадку, уходе на второй круг и на посадке.
В нормах летной годности даются рекомендации по определению рас- четных масс ВС, диапазонов скоростей полета, значений маневренных пере- грузок и перегрузок в неспокойном воздухе, которые используются при рас- чете эксплуатационных и расчетных нагрузок, действующих на элементы конструкции планера ВС.
ПрочностьпланераВС и его деталей проверяется при проведении ста- тических испытаний, в программу которых включаются нормируемые случаи нагружения, являющиеся расчетными для основных частей планера ВС, а также испытания всех частей и элементов конструкции планера ВС, для ко- торых расчет на прочность не дает надежного решения. Прочность тех пане- лей и элементов конструкции планера ВС, для которых расчет показывает существенное влияние повышенных температур (деталей, подверженных воз- действию струи двигателя), проверяется статическими испытаниями, как с нагревом, так и без нагрева. После снятия нагрузки в силовых элементах кон- струкции не должно быть видимых остаточных деформаций.
При испытании опытных и первых серийных ВС производится подроб- ный анализ всех разрушений, имевших место в процессе испытаний, и при- нимаются решения по необходимым доработкам конструкции по обеспече- нию необходимых запасов прочности.
Конструкция планера ВС должна в течение определенного времени эксплуатации (установленного ресурса) выдерживать без разрушений, угро- жающих безопасности полета, воздействие повторяющихся в эксплуатации нагрузок. Удовлетворение этому требованию должно подтверждаться совме-
- 10 - стным рассмотрением результатов теоретического анализа, результатов ла- бораторных испытаний на выносливость и данных опыта эксплуатации ВС.
При эксплуатации производится анализ условий нагружения ВС и со- стояния элементов конструкции (наличие разрушений и повреждений) при увеличении налета парка ВС с целью уточнения программ лабораторных и стендовых испытаний на выносливость.
Испытаниям на выносливость подвергаются крыло, в том числе элеро- ны, закрылки и другие элементы механизации крыла, горизонтальное и вер- тикальное оперение, фюзеляж с герметической кабиной, шасси, система управления, двигательная установка, элементы остекления герметической кабины. Программа испытаний на выносливость каждой части ВС включает все те режимы нагружений, имеющих место в нормальной эксплуатации, для которых сочетание величины повторяющихся нагрузок и числа циклов на- гружений может повлиять на ресурс ВС.
Если во время испытаний на выносливость разрушается •какой-либо конструктивный элемент, то производится его ремонт или замена с выполне- нием соответствующих доработок на уже построенных ВС, а испытания про- должаются с целью выявления других опасных мест конструкции и проверки эффективности ремонта.
Должен быть определен перечень критических мест конструкции, рас- смотрение совокупности которых обеспечивает полноту анализа конструк- ции в целом. Перечень критических мест разрабатывается (прогнозируется) на этапе проектирования конструкции и уточняется по результатам лабора- торных испытаний и опыта эксплуатации.
Для уточнения перечня критических мест проводится анализ результа- тов детального контроля состояния конструкции (в том числе с использова- нием инструментальных методов) с разборкой (расклепкой) неразъемных со- единений. Такому контролю обязательно подвергаются конструкции по за- вершении натурных лабораторных испытаний на сопротивление усталости и остаточную прочность, а также при возможности (и в случае необходимости) отдельные ВС парка (или их части) с большой наработкой (сроком службы).
Для всех критических мест конструкции, в особенности для особо от- ветственных конструктивных элементов, в соответствии с последующими требованиями и рекомендациями должны устанавливаться условия, обеспе- чивающие безопасную отработку назначенных ресурсов (сроков службы).
При проектировании ВС должна быть обеспечена эксплуатационная живучесть конструкции. Исключение могут составлять те части (элементы, детали) конструкции, где требования эксплуатационной живучести практи- чески невыполнимы.
Должны быть обеспечены условия осмотра, и определены средства контроля (в том числе инструментального) силовых элементов конструкции в процессе эксплуатации, особенно в зонах вероятного возникновения устало- стных, коррозионных и случайных эксплуатационных повреждений. Должен быть обеспечен возможно более медленный рост вероятных повреждений с тем, чтобы требуемая периодичность осмотра (инструментального контроля),
- 11 - позволяющая надежно обнаружить повреждение до достижения конструкци- ей предельного состояния, была приемлемой.
Для критичных по условиям коррозионной прочности мест конструк- ции, устанавливаемых на основе имеющегося опыта, при проектировании должна быть предусмотрена эффективная антикоррозионная защита. Одно- временно должно быть обращено внимание на выбор соответствующего кон- струкционного материала, учтена его чувствительность к коррозии под на- пряжением и к другим видам коррозии, а также рассмотрена степень агрес- сивности окружающей среды. Особое внимание должно быть обращено на поверхности стыкующихся элементов, допускающих взаимное перемещение в процессе нагружения, а также на те элементы конструкции, в которых воз- можно возникновение коррозии под напряжением, где необходимо преду- смотреть мероприятия, обеспечивающие отсутствие значительных внутрен- них остаточных напряжений (монтажных, сварочных, технологических и др.).
Силоваяустановка включает в себя двигатели, воздушные винты, топ- ливную и масляную системы, системы управления и контроля работы двига- телей и агрегатов силовой установки, воздухозаборники, пожарную защиту.
По требованию летной годности двигатели и их системы в силовой ус- тановке ВС должны располагаться и быть изолированными друг от друга та- ким образом, чтобы каждый двигатель с соответствующими системами мог управляться и работать независимо от других двигателей
Системы силовой установки должны обеспечивать работу всех двига- телей при всех ожидаемых условиях эксплуатации в пределах ограничений, указанных в РЛЭ. Для контроля за работой силовой установки на ВС должны быть установлены приборы и сигнализаторы как текущих значении парамет- ров двигателя и систем силовых установок, так и параметров, необходимых для раннего обнаружения неисправностей в двигателе, которые могут явить- ся причиной возникновения опасных ситуаций.
Элементы силовой установки ВС должны быть выполнены и смонти- рованы так, чтобы был обеспечен доступ к ним для проведения необходимых осмотров и технического обслуживания по возможности без необходимости разъединения частей конструкции или снятия агрегатов. Двигатель должен быть спроектирован так, чтобы возможное при эксплуатации попадание в не- го посторонних предметов, регламентированных в требованиях норм, не вы- звало возникновения опасных (сложных) ситуаций.
Статические и динамические напряжения, деформации и нагрузки в де- талях и узлах двигателя, а также вибрации в местах его подвески к ВС и кре- пления агрегатов не должны превышать значений установленных с учетом опыта эксплуатации и результатов специальных испытаний.
Обрыв рабочей лопатки компрессора или турбины, а также вторичные явления, возникающие в результате ее обрыва (разрушение других лопаток, увеличение дисбаланса ротора, местное повышение температуры и т. д.), не должны вызывать сложных (опасных) ситуаций в течение промежутка вре- мени, необходимого для остановки двигателя.
- 12 -
Качество изготовления элементов ротора, не удерживаемых при раз- рушении корпуса двигателя, должно подвергаться усиленному контролю на всех этапах производства.
Учитывая важность надежной работы двигателя для обеспечения безо- пасности полета ВС, в нормы включен большой по объему, количеству и ка- честву проверок раздел требований к стендовым испытаниям опытных, се- рийных и ремонтных двигателей, а также к объему проверок опытных двига- телей на ВС в летных испытаниях.
В нормах летной годности сформулированы требования кфункцио-
нальнымсистемамВС, определяющие состав минимально необходимого оборудования, устанавливаемого на ВС для обеспечения безопасности поле- тов. Даны также основные требования, регламентирующие условия функ- ционирования и надежности работы, как отдельных систем, так и наиболее важных их элементов.
Особое место отведено требованиям к компоновке кабины экипажа с целью унификации размещения органов управления и приборов для обеспе- чения эффективного использования экипажем в ожидаемых условиях экс- плуатации ВС.
Смысл требований к функциональным системам сводится к тому, что системы должны быть достаточно надежными в ожидаемых условиях экс- плуатации ВС, удобными для использования их при эксплуатации и отказо- безопасными, когда при появлении возможных в эксплуатации отказов функциональных систем обеспечивается безопасное завершение полета.
Требования к авиационному и радиоэлектронному оборудованию из- ложены в следующих тематических разделах норм летной годности:
•
технические требования к пилотажно-навигационному оборудова- нию и приборам контроля работы силовой установки (к системам измерения курса, к авиагоризонту, высотомерам, указателям воздушной скорости и чис- ла М, приемникам воздушной скорости, расходомерам, манометрам топлива, тахометрам и т.п.);
•
технические требования к радиотехническому оборудованию (к ап- паратуре радиосвязи, к аппаратуре внутренней связи и записи переговоров экипажа, к аппаратуре обеспечения речевой информации об аварийной си- туации и т.п.);
•
технические требованиям к электротехническому оборудованию (к генераторам постоянного и переменного тока, к преобразователям, к аппара- туре защиты бортовых электрических цепей и т.п.).
Элементы оборудования ВС, а также ряд важных систем, изготовлен- ных до или одновременно с созданием ВС, должны пройти серию таких ис- пытаний (до постановки на ВС), на основании результатов которых была бы обеспечена возможность гарантировать сохранение их работоспособности на
ВС в ожидаемых условиях эксплуатации.
- 13 -