Файл: Н. Смирнов, Ю. М. Чинючин, С. П.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 67 -
Все должностные лица должны иметь соответствующие должностные инструкции.
Наземная материально-техническая (производственная) база Организа- ций по ТОиР представляет собой совокупность зданий, сооружений, машин, оборудования и инструмента, необходимых для выполнения всего комплекса работ по поддержанию летной годности ВС.
Организация по ТОиР должна быть обеспечена:
1)
необходимыми средствами наземного обслуживания общего при- менения согласно «Единому табелю оснащения основных производственных процессов комплексом средств механизации, средств и установок»;
2)
специальным инструментом, специальными средствами наземного обслуживания, приспособлениями и средствами механизации технологиче- ских процессов в соответствии с «Техническими условиями на поставку ВС»;
3)
средствами лабораторной проверки и текущего ремонта съемных изделий AT;
4)
контрольно-диагностическим оборудованием согласно эксплуатаци- онно-ремонтной документации.
По всем группам технических средств должны вестись перечни (реест- ры) нормативного состава средств с учетом их технического состояния, сро- ков проверки годности, ремонтных и профилактических работ.
В соответствии с ФАП-145 Организация по ТОиР AT должна иметь в штате руководящий и допускающий персонал. Руководящий персонал отвеча- ет за:
1)
поддержание соответствия Организации по ТОиР требованиям ФАП;
2)
соблюдение правил и процедур, установленных Организацией по
ТОиР AT;
3)
организацию и обеспечение работ по ТОиР;
4)
управление качеством.
Допускающий персонал - персонал, уполномоченный удостоверять от имени Организации по ТОиР AT выполнение ТОиР ВС, годность компонен- тов и ВС в целом к использованию по назначению.
В Организации по ТОиР должна быть разработана номенклатура катего- рий инженерно-технического персонала, необходимого для выполнения работ по ТО AT в соответствии с нормами и правилами руководящей и эксплуата- ционно-технической документации, которая определяется применительно к условиям деятельности конкретной Организации по ТОиР и к рассматривае- мому типу AT. Обычно она включает следующие категории специалистов:
1)
исполнители (авиатехники, рабочие по ремонту);
2)
инженеры производства (инженеры и начальники смен, мастерских, лабораторий; старшие, ведущие инженеры и начальники цехов ТО, лаборатор- ной проверки и ремонта AT);
3)
инженеры-контролеры (инженеры, старшие, ведущие инженеры и начальник ОТК);
4)
ведущие специалисты по типам AT (инженеры и начальники техни- ческих отделов, инженерных центров);
5)
главные руководители Организации по ТОиР (начальник или дирек- тор, его заместители).
В Организации по ТОиР должен быть разработан перечень специализа- ций инженерно-технического персонала, который предназначен для использо- вания при проверке укомплектованности подразделений Организации по ТО- иР специалистами каждой категории и специальности.


- 68 -
Организация по ТОиР должна планировать (вести перспективный гра- фик) проведения периодического ТО и трудоемких работ на приписных и прикрепленных ВС.
Требования к Организации по ТОиР в части материально-технического и финансового обеспечения ТОиР основываются на том положении, что Орга- низация по ТОиР или эксплуатант ВС, в структуре которого он находится, должны обладать достаточными финансовыми ресурсами, чтобы иметь воз- можность подобрать и подготовить соответствующий персонал для ТОиР, приобрести все необходимые технические средства, оборудование, запасные части и материалы, а также должны обеспечить необходимые условия хране- ния авиационно-технического имущества.
Ограниченные финансовые возможности Организации по ТОиР отрица- тельно влияют на безопасность полетов, так как могут привести к необосно- ванному сокращению расходов на проведение ТОиР, на замену агрегатов и деталей, отработавших ресурс или с ухудшенными характеристиками, на под- готовку кадров и их социальное обеспечение.
Процедуры сертификации Организаций по ТО AT включают в себя под- готовку к сертификации, непосредственную сертификацию (инспектирование) и последующее сопровождение деятельности сертифицированных Организа- ций по ТО AT (послесертификационное инспектирование).
Под подготовкой к сертификации понимается достижение Организацией по ТО AT такого уровня организации и обеспечение производства, которая определяется сертификационными требованиями.
Подготовка к сертификации обеспечивается Организацией по ТО AT са- мостоятельно на основе действующих нормативно-технических документов.
Каждая Организация по ТО ВС, претендующая на получение Сертифи- ката на производства ТО AT , должна разрабатывать для себя детальное " Ру- ководство по деятельности (данной) Организации по ТО AT, которое является доказательным документом и предъявляется в Орган сертификации, а также используется персоналом Организации в повседневной работе.
Руководство по деятельности должно включать: основные данные по Ор- ганизации; общие правила и процедуры ТО ВС; правила и процедуры обслу- живания ВС конкретных типов; процедуры системы контроля качества; про- цедуры взаимоотношений с Заказчиком и оформление документации.
Основные этапы сертификации Организаций по ТОиР ВС, содержание работ и оформление результатов представлено в табл. 3.
1   2   3   4   5   6   7

4.3. Сертификацияэкземпляравоздушногосудна
К числу важнейших задач, направленных на сохранение летной годно- сти ВС, относится задача сертификации каждого экземпляра ВС, находяще- гося в эксплуатации. Необходимость сертификации экземпляра ВС обуслов- лена действующими нормативно-правовыми документами (Doc. 9389 ИКАО;
Воздушный кодекс РФ, ст.37, п. 7), в соответствии с которыми каждый эк- земпляр ВС должен иметь Сертификат летной годности [1].
Общая концепция (физический смысл) сертификации экземпляра ВС состоит в следующем. С момента ввода ВС в массовую эксплуатацию имеют место два одновременно протекающих процесса. Суть первого из них состо- ит в том, что под действием требований по повышению безопасности поле- тов и экономической эффективности в типовую конструкцию ВС постоянно

- 69 - вносятся различные изменения, которые реализуются в конструкции каждого экземпляра ВС. Процессы второго рода связаны с естественным изменением технического состояния конструкции экземпляра ВС под воздействием раз- личных внешних факторов (нагрузок), коррозийного поражения, в результате старения материалов и т.п.
Таким образом, в период эксплуатации фактическое состояние конст- рукции экземпляра ВС, равно как и его типовая конструкция, оцениваются переменными характеристиками.
Однако обеспечение безопасности полетов требует, чтобы для любого момента времени эксплуатации фактическое состояние конструкции экземп- ляра ВС соответствовало его типовой конструкции.
Для выполнения этого условия необходимы техническое обслужива- ние, ремонт и контроль. В оперативном плане контроль выполняет Эксплуа- тант по действующей эксплуатационной и нормативной документации. Од- нако исторический опыт международной гражданской авиации давно привел к выводу, что контроль Эксплуатанта недостаточен. Обязательно необходим государственный контроль за летной годностью ВС. В мировой практике этот контроль реализуется, прежде всего, через сертификацию каждого эк- земпляра ВС.
Исходя из физического смысла сертификации экземпляра ВС, сформу- лированы следующие основные цели этой сертификации:
1.
Определение степени соответствия определению сертификата лет- ной годности, приведенному в Воздушном Кодексе России (ст.37, п.3);
2.
Контроль соблюдения условий эксплуатации и применения экземп- ляра ВС, которые зафиксированы в его эксплуатационной документации. На- пример, при продлении ресурса и срока службы указываются условия их от- работки и нарушение этих условий недопустимо;
3.
Контроль выполнения директив летной годности и других норма- тивных документов в части сохранения летной годности.
Таким образом, выдаваемый сертификат летной годности – это доку- мент, удостоверяющий соответствие экземпляра ВС типовой конструкции и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации данного экземпляра ВС с установленными для него ограничениями.
Требования, предъявляемые к экземпляру воздушного судна, сформу- лированы в Федеральных авиационных правилах «Экземпляр ВС. Требова- ния и процедуры сертификации» [10].
Требования направлены на проведение государственного контроля за летной годностью каждого экземпляра ВС, зарегистрированного в Государ- ственном реестре РФ.
Экземпляр ВС соответствует требованиям летной годности, если он со- ответствует типовой конструкции. Экземпляр ВС соответствует типовой конструкции, если для данного экземпляра ВС и его документации выполня- ются следующие требования:


- 70 -

судовые документы соответствуют требованиям Воздушного ко- декса РФ и технических документов специально уполномоченного органа в области гражданской авиации РФ;

эксплуатационная документация содержит все изменения и допол- нения, которые должны быть внесены в нее своевременно и в полном объеме,

пономерная документация соответствует требованиям технической документации и содержит все необходимые записи;

экземпляр ВС и каждый компонент ВС имеют остаток ресурса и срока службы, достаточные для выполнения полета, полностью укомплекто- ван согласно перечню в пономерной документации (формулы, бортовой журнал и др.);

на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнен полный ком- плекс технического обслуживания и ремонта в организациях по техническо- му обслуживанию и ремонту авиационной техники, сертифицированных в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ФАП-145)»
[9];

на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнены все работы
(разовые осмотры, проверки и доработка), предусмотренные техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;

в каждом компоненте экземпляра ВС выполнены все замены агре- гатов, деталей и комплектующих изделий с ограниченным ресурсом или сро- ком службы согласно их эксплуатационной документации и технически до- кументам специально уполномоченного органа в области гражданской авиа- ции;

для экземпляра ВС и всех его компонентов любые запасные ком- плектующие изделия и части, а также оборудование соответствуют их типо- вой конструкции и устанавливаются в соответствии с эксплуатационной до- кументацией и техническими документами специально уполномоченного ор- гана в области гражданской авиации;

сохранены основные летные характеристики экземпляра ВС, то есть их соответствия характеристикам, указанным в руководстве по летной экс- плуатации, что подтверждено материалами контрольного полета, предусмот- ренного эксплуатационной документацией или техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации РФ;

экземпляр ВС в соответствии с эксплуатационной документацией и техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации РФ укомплектован средствами радиосвязи, навигаци- онным оборудованием и соответствующей документацией, обеспечивающи- ми полеты в заявленных условиях навигации;

раскраска экземпляра ВС соответствует утвержденному специально уполномоченным органом в области гражданской авиации РФ типу и экс- плуатационной документации.


- 71 -
Таблица .3
Порядок проведения сертификации организаций по ТО АТ
Этапы сертификации
Исполнители
Содержание документов
Оформление результатов
1 2
3 4
1. Представление заявоч- ной документации
1.1. Заявление о намере- нии пройти сертифи- кацию
1.2. Заявка на оформле- ние сертификата
(по форме Ф-02-1А)
Организации по
ТО
Орган сертифика- ции
Организация по
ТО
Орган сертифика- ции
Заявление с приложением: общими данными о производственной базе, укомплектованности персоналом и доп. Информации

Заявка с приложениями

Копия устава организации по
ТО

Схема орг-производственной структуры

Список руководящих работни- ков

Описание сфер деятельности

Общие данные по производст- венной базе

Общие данные по укомплекто- ванности ИТП
Внесение в сводный реестр
Решение Органа сертификации

Решение о регистрации заявки

Уточнение перечня доказатель- ной документации

Определение состава участников

Оповещение

- 72 -
Продолжение табл. 3
Этапы сертификации
Исполнители
Содержание документов
Оформление результатов
1 2
3 4
2. Представление и рас- смотрение доказательной документации
Орган сертифика- ции
Центр сертифика- ции

Заявка на сертификация с при- ложениями

Устав организации по ТО

Руководство по деятельности организации по ТО

Данные по организации в це- лом, по типам ВС и видам работ

Руководство по качеству АТ

Заключение экспертов по доказа- тельной документации

Заключение центра сертифика- ции по доказательной документации

Протокол инспекционной про- верки с выводом о соответствии сер- тификационным требованиям

- 73 -
Для определения степени соответствия экземпляра ВС установленным требованиям могут использоваться (отдельно или в комбинации):

предусмотренные его эксплуатационной документацией методы, методики и технические средства, используемые для получения объективной оценки технического состояния и летной годности экземпляра ВС (или его компонента), введенные в действие установленным порядком;

контрольный полет и контрольное руление;

экспертиза документов, то есть анализ документов, представленных заявителем;

экспертная оценка, оформленная письменно соответствующим ак- том;

оценка аутентичности комплектующих изделий.
ПолномочияпосертификацииэкземпляраВС возложены на регио- нальных уполномоченных представителей Органа по сертификации органи- заций, по техническому обслуживанию, ремонту авиационной техники и на- земной авиационной техники. Такими представителями назначены замести- тели руководителей межрегиональных территориальных управлений воз- душного транспорта (МТУ ВТ). Одновременно на них возложены функции по выдаче сертификатов летной годности экземпляров ВС, по организации и проведению инспекционного контроля за сертифицированными экземпляра- ми ВС, по отмене или приостановлении действия выданных сертификатов.
Порядок проведения сертификации экземпляра ВС предусматривает на первом этапе подачу заявителем заявки по установленной форме в регио- нальный орган сертификации организаций по ТО и ремонту авиационной техники. Заявитель по первому требованию должен предъявить документы, удостоверяющие законные основания на владение указанного в заявке экзем- пляра ВС.
Сроки подачи заявки определены:
А) для вновь изготовленного экземпляра ВС – не менее чем за 20 дней до окончания срока действия первичного сертификата;
Б) для эксплуатируемого экземпляра ВС – не менее чем за 35 дней до истечения срока действия сертификата.
К заявке на выдачу, продление (возобновление) срока действия серти- фиката летной годности экземпляра ВС прилагаются:
1)
сертификат летной годности, выданный ранее;
2)
свидетельство о регистрации экземпляра ВС в Государственном реестре гражданских ВС РФ (документ, удостоверяющий возможность такой регистрации);
3)
сведения об экземпляре ВС и условиях его эксплуатации;
4)
перечень документации (материалов), подтверждающей соответст- вие ВС общим техническим требованиям к летной годности экземпляра ВС;
5)
акт оценки технического состояния и годности к полетам экземпля- ра ВС;