ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- 61 -
Требования к проведению обязательной сертификации объектов ТОиР устанавливаются Авиационными правилами (в системе ССАТиОГА) и Феде- ральными правилами (в системе ССГА).
Рис. 9. Схема организации государственного контроля за летной годностью ВС на этапах разработки, производства и эксплуатации.
ФСНСТ
МАК
Обязательная сертификация экземпляра ВС
Обязательная сертификация типа ВС
Типовая конструкция в начале эксплуатации
Инспекционная проверка
Контрольный полет экз. ВС
Состояние кон- струкции типа
ВС на этапах эксплуатации
Определение степени соот- ветствия экз. ВС типовой кон- струкции
Разработчик-Изготовитель
Обеспечение ЛГ типовой конструкции
Выполне- ние бюлле- теней
Выполнение программы
ТОиР, регла- мента ТО
Разработка бюллетеней
Сертификация ЛГ экземпляра ВС
Физический износ и старение конструкции при эксплуатации
Состояние кон- струкции экз.
ВС на этапах эксплуатации
Эксплуатант
Поддержание ЛГ экземпляра
ВС
- 62 -
Схематично организация государственного контроля за летной годно- стью ВС на этапах разработки, производства и эксплуатации в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ показана на рис. 9.
При этом функции государственного контроля за летной годностью ти- повой конструкции ВС возложены на МАК, а за сохранение летной годности каждого экземпляра ВС, находящегося в эксплуатации на ФСНСТ.
4.2. СертификацияЭксплуатантовиОрганизацийпо техническомуобслуживаниюиремонтувоздушныхсудов
СертификационныетребованиядляЭксплуатантов коммерческой гражданской авиации и процедуры сертификации устанавливаются в ГА Фе- деральными авиационными правилами (утв. Приказом Министра транспорта
РФ от 04.02.03 № 11) [8]. Эксплуатанты, при наличии других объектов, под- лежащих обязательной сертификации (например, Организации по ТОиР ВС), проходят сертификацию в соответствующих органах по сертификации объ- ектов ГА. Эксплуатант обеспечивает наличие производственной базы, обору- дованной для организации и выполнения необходимых работ по поддержа- нию летной годности ВС, анализа полетной информации, сбора и обработки данных по надежности авиационной техники и безопасности полетов, учета и хранения эксплуатационно-технической документации и пономерной доку- ментации на основные и комплектующие изделия ВС, оперативного управ- ления и контроля полетов ВС, подготовки авиационного персонала.
Эксплуатант должен располагать достаточными финансовыми ресур- сами и имуществом для безопасной эксплуатации авиационной техники и поддержания требуемого уровня летной годности ВС.
Эксплуатант обязан разрабатывать и внедрять в своей организации ру- ководство по производству полетов, руководство по организации техниче- ского обслуживания и руководство по качеству. Содержащие установленные и принятые к исполнению авиационным персоналом Эксплуатанта правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов.
Эксплуатант выполняет собственными подразделениями оперативное и периодическое техническое обслуживание эксплуатируемых ВС российской регистрации в соответствии с сертификатом Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, выданным Эксплуатанту в соответствии с Федеральными авиационными правилами «организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники» (ФАП-145), утвержденными приказом Федеральной авиационной службы России от
19.02.00 № 41 [9].
Помимо этого инженерно-авиационная служба Эксплуатанта:
организует техническое обслуживание, доработку и ремонт авиацион- ной техники, включая выполнение директив по поддержанию летной годно- сти воздушных судов;
ведет учет ресурсного и технического состояния авиационной техники;
- 63 -
осуществляет контроль полноты и качества выполнения работ по ТОиР авиационной техники;
выполняет сбор, учет и обработку данных об отказах и неисправностях авиационной техники;
обеспечивает исследование отказавших объектов авиационной техники;
обеспечивает обработку и анализ полетной информации;
ведет рекламационно-претензионную работу;
обеспечивает поддержание и повышение профессионального уровня персонала инженерно-авиационной службы.
Обработка и анализ полетной информации должны осуществляться соответствующими подразделениями Эксплуатанта при наличии Свидетель- ства на право проведения необходимых работ или сертифицированными ор- ганизациями на основании договоров.
Эксплуатант обеспечивает ведение, использование и хранение борто- вых журналов, пономерной и производственно-контрольной документации по всей принятой в ИАС ГА номенклатуре.
Информацию о техническом состоянии и об особенностях эксплуата- ции ВС, авиационных двигателях и воздушных винтах Эксплуатант обязан регулярно представлять специально уполномоченному органу в области гра- жданской авиации.
Процедуры сертификации эксплуатантов включает два этапа: а) доку- ментационную проверку и б) инспекционную проверку.
Заявка на сертификацию Эксплуатантом подается в орган по сертифи- кации заблаговременно:
•
на продление срока действия Сертификата – не позднее, чем за два ме- сяца до окончания срока;
•
на внесение изменений в условия эксплуатации: освоение новых типов
ВС; выполнение международных полетов; изменение аэропорта базирования; аренда ВС иностранной регистрации – не позднее, чем за два месяца до пла- нируемого срока начала полетов в новых эксплуатационных условиях.
Проведение экспертизы заявки и необходимой документации (доку-
ментационнуюпроверку) орган по сертификации поручает центру по серти- фикации, который готовит заключение о соответствии представленной доку- ментации сертификационным требованиям и требованиям законодательства
РФ (заключение утверждается руководителем органа по сертификации), а также решение о проведении инспекционной проверки Эксплуатанта.
ИнспекционнаяпроверкаЭксплуатанта организуется при изменении условий эксплуатации ВС, связанных с освоением нового типа ВС, междуна- родных полетов или изменением аэропортов базирования. Инспекционная проверка, связанная с продлением срока действия сертификата Эксплуатанта или внесением изменений в условия эксплуатации ВС и обеспечением поле- тов, может быть совмещена с плановым инспекционным контролем.
Проверка на маршруте в ходе инспекционной проверки перед получе- нием сертификата Эксплуатанта или при освоении нового типа ВС проводит-
- 64 - ся в не коммерческом полете в соответствии с правилами, установленными в области гражданской авиации.
Результаты инспекционной проверки оформляются актом, в котором излагаются выводы:
•
о соответствии представленных заявителем основных данных заявки его реальным производственным возможностям и условиям эксплуатации
ВС;
•
о соблюдении заявителем сертификационных требований, указанных в необходимой документации, прилагаемой к заявке.
Акт инспекционной проверки оформляется на основании контрольных карт, заполненных экспертами по формам установленного образца и утвер- ждается руководителем органа по сертификации.
Во всех случаях центром по сертификации составляется комплексное заключение по сертификации Эксплуатанта, которое утверждается руководи- телем органа по сертификации. Орган по сертификации принимает решение и оформляет Сертификат Эксплуатанта на основании комплексного заклю- чения по сертификации Эксплуатанта. Порядок заполнения Сертификата
Эксплуатанта определяется органом по сертификации.
Сертификат Эксплуатанта вступает в силу с даты его регистрации в Го- сударственном реестре ССГА. При невозможности завершить процедуры сертификации в установленные сроки при продлении срока действия серти- фиката эксплуатанта орган по сертификации при наличии акта инспекцион- ной проверки может продлить действие сертификата Эксплуатанта на срок до одного месяца.
При принятии решения о несоответствии Эксплуатанта сертификаци- онным требованиям Сертификат Эксплуатанта заявителю не выдается (не продлевается). Решение органа по сертификации с указанием причин отказа направляется заявителю не позднее чем через три дня после регистрации ре- шения органом по сертификации. В случае отказа в сертификации, а также возникновения спорных вопросов заявитель может подать апелляцию (жало- бу) в Центральный орган ССГА, специально уполномоченный орган в об- ласти гражданской авиации, либо обжаловать соответствующее решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
СертификацияОрганизацийпоТОиремонтуВС в рамках ССГА про- водится в соответствии с комплексом организационно-технических и норма- тивных документов, определяющих объем сертификационных требований, предъявляемых к Организациям по ТОиР ВС, и порядок оценки их соответ- ствия.
Согласно ст. 8 Воздушного Кодекса РФ юридические лица, осуществ- ляющие ТО и ремонт ВС, а также авиационный персонал подлежат обяза- тельной сертификации (аттестации). Концепция сохранения летной годности
ВС включает сертификацию основных объектов технической эксплуатации
ВС как важнейший комплекс мероприятий по регулированию и управлению в данной сфере.
- 65 -
Основным нормативно-техническим документом по данному направ- лению деятельности в ГА является «ФАП-145. Организации по ТОиР авиа- ционной техники», введенные в действие приказом ФАС России от 19.02.99
№ 41
[
9
]
ФАП-145 регулирует отношения, возникающие между организациями и физическими лицами, осуществляющими ТОиР ВС и Федеральным орга- ном исполнительной власти в области ГА, специально уполномоченным в соответствии с законодательном РФ осуществлять государственное регули- рование в сфере поддержания летной годности гражданских ВС.
К организациям по ТОиР относятся: a)
самостоятельные авиационно-технические базы (АТБ), авиационно- технические и летно-технические комплексы, Центры ТОиР ВС, входящие в структуру объединений, предприятий ВТ, авиакомпаний и т.п., а также учеб- ные заведения ГА; b)
специализированные по ТО ВС структурные единицы (несамостоя- тельные АТБ), службы или подразделения предприятий ВТ; c)
летно-испытательные станции (ЛИС) заводов ГА; d)
муниципальные, кооперативные и частные предприятия различных видов, занимающиеся ТО АТ.
Гражданские ВС могут использоваться для осуществления авиацион- ных перевозок и авиационных работ только при наличии документального подтверждения годности этих ВС к эксплуатации. Удостоверять летную год- ность ВС после выполнения ТОиР может только Организация, имеющая
Сертификат соответствия требованиям ФАП-145.
Сертификат – это документ, свидетельствующий о «пригодности»
(подготовленности) Организации к ТОиР ВС, выдаваемые Органом сертифи- кации на основании удовлетворительных результатов проверки соответствия данной организации определенным сертификационным требованиям (ФАП-
145).
ФАП-145 регламентирует требования к Организациям по ТОиР ВС ГА
РФ, при этом разрешенная сфера деятельности Организации по ТОиР опре- деляется Сертификатом, имеющимся у этой Организации. К сертифицируе- мым сферам деятельности относятся:
1.
Оперативное ТО ВС отдельных типов, в том числе текущий ремонт, устранение несложных повреждений, замена агрегатов и комплектующих из- делий по ограниченному перечню;
2.
Периодическое ТО (по наработке, по календарным срокам) ВС от- дельных типов, в том числе замена авиадвигателей, текущий ремонт АТ, ла- бораторные проверки и восстановление исправности агрегатов и комплек- тующих изделий;
3.
Ремонтно-восстановительные работы на планере ВС, авиадвигате- лях и комплектующих изделиях АТ, эксплуатируемых без капитального ре- монта;
4.
Обновление (переоборудование) интерьера ВС;
- 66 -
5.
Выполнение работ по модификации ВС и доработок по бюллетеням промышленности;
Выполнение работ, связанных с эксплуатацией ВС с установленными
(увеличенными) ресурсами и сроками службы.
Характеристики, контролируемые при сертификации организаций по ТО
AT , и их содержание приведены в табл. 2. Организация по ТОиР AT должна иметь в полном объеме необходимую организационно-распорядительную и эксплуатационную документацию по сохранению летной годности ВС, чтобы выполнять работы в разрешенной сфере деятельности.
В Организации по ТОиР должны быть определены: а) порядок хранения, использования (выдачи) типовой документации; б) порядок внесения изменений и дополнений в документацию в течение установленных сроков, размножение извещений о корректировке документов; в) порядок оперативного изучения авиаперсоналом поступающих доку- ментов и дополнений к ним.
Таблица 2
Характеристики, контролируемые при сертификации организаций по
ТОиР
Характеристики
Содержание характеристик
1. Организацион- но- распорядительная документация
Совокупность организационных (положения, уставы, инструкции, правила и т.п.), распорядительных (прика- зы по основной деятельности, указания, постановле- ния, решения и т.п.), справочно-информационных
(протоколы, акты, планы работ, докладные и объясни- тельные записка, служебные письма, справки, обзоры) договоров и др. документов
2. Эксплуатаци- онная докумен- тация
Совокупность общей, типовой (для определенного ти- па ВС), пономерной и производственно-технической документации
3. Информацион- ное обеспечение процессов ТО АТ
Совокупность правил сбора, обработки, анализа и ис- пользования (в целях обеспечения процессов ТО) дан- ных объективного контроля состояния АТ, а также ус- тановления значений показателей, определяющих пе- речни работ АТ и сроки их выполнения
4. Производст- венная структура
Иерархическая система, отражающая наличие и сопод- чиненность должностных лиц и подразделений органи- заций по ТО АТ
5. Производст- венная база
Комплекс зданий и сооружений для ТО ВС, производ- ственных и вспомогательных площадей, средств на- земного обслуживания АТ, КПА и инструмента
6. Персонал
Комплекс операций по поддержанию работоспособно- сти или неисправности ВС, авиационных двигателей и комплектующих изделий АТ при использовании по на- значению, ожидании. хранении и транспортировании
7. Финансовое обеспечение
Комплекс мероприятий по планированию и финанси- рованию деятельности организаций по ТО АТ
Организация по ТОиР разрабатывает и обеспечивает функционирование системы информации об отказах и повреждениях АТ.