Файл: Н. Смирнов, Ю. М. Чинючин, С. П.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 74 -
6)
отчет о контрольном полете (в случае продления или возобновления сертификата). При первоначальной выдаче сертификата контрольный полет выполняется в период сертификации экземпляра ВС, после чего оформляется отчет о контрольном полете.
Перечень доказательной документации (п. 4) представляет собой, как правило, оригинал заверенной эксплуатационной или пономерной докумен- тации со всеми последними изменениями и дополнениями.
Акт оценки технического состояния (п. 5) составляется в свободной форме с отражением следующей информации:

организация, проводившая оценку технического состояния и годно- сти к полетам экземпляра ВС

состав проверяющей комиссии;

основание и сроки выполнения контрольного осмотра экземпляра
ВС;

основные сведения для идентификации экземпляра ВС (тип, мо- дель), серийный (заводской) номер, бортовой номер (если имеется);

основные сведения (в том числе ресурсные характеристики) об эк- земпляре ВС, его двигателях, воздушных винтах, несущих и рулевых винтах и других компонентах;

сведения о форме периодического (оперативного) обслуживания, в рамках которой выполнялся контрольный осмотр экземпляра ВС и состав- лялся акт;

выводы о комплектности экземпляра ВС;

выводы о выполненных доработках, разовых осмотрах и проверках, обязательных для выполнения на дату составления акта;

заключение комиссии о техническом состоянии и определении год- ности экземпляра ВС к полетам;

подписи членов комиссии.
Оценка технического состояния и годности к полетам экземпляра ВС выполняется сертифицированной в соответствии с ФАП-145 организацией по
ТОиР АТ; к акту прилагаются копии карт-нарядов и копии ведомостей де- фектов, выявленных при составлении акта. Если оценка технического со- стояния и годности к полетам экземпляра ВС выполняется зарубежной орга- низацией по ТОиР АТ, то к акту прикладывается заверенная заявителем ко- пия документов, подтверждающих выполненный объем работ по соответст- вующей форме техобслуживания.
Акт утверждается заявителем и руководителем организации по ТОиР.
Основанием для отказа Органа по сертификации в принятии акта оценки технического состояния готовности к полетам экземпляра ВС может быть от- сутствие в нем:

основных сведений для идентификации организации, проводившей оценку технического состояния и готовности к полетам экземпляра ВС;

основных сведений для идентификации экземпляра ВС;

выводов о комплектности экземпляра ВС;


- 75 -

выводов о выполненных на дату составления акта обязательных до- работках, разовых осмотрах и проверках;

положительного заключения комиссии о техническом состоянии и годности экземпляра ВС к полетам;

подписей членов комиссии, утверждающей подписи заявителя.
Для подготовки отчета о контрольном полете (п. 6) используется типо- вая Программа контрольного полета экземпляра ВС, предусмотренная экс- плуатационной документацией или материалы рейсовых полетов.
Отчет подписывается командиром экипажа, начальником группы рас- шифровки средств объективного контроля и непосредственным руководите- лем работ, а затем утверждается заявителем. Если контрольный полет и об- работка результатов этого полета проводилась не эксплуатантом, а иной ор- ганизацией, имеющей соответствующее разрешение от Органа по сертифи- кации или авиационной администрации, то отчет о контрольном полете ут- верждается руководителем этой организации, а затем утверждается заявите- лем.
Прием и регистрацию заявок производит региональный Орган по сер- тификации, при этом проверяется достаточность представляемых докумен- тов, необходимых для предварительной идентификации экземпляра ВС и декларирования его летной годности. Исходя из состава представленных до- кументов и материалов, Орган по сертификации готовит решение о приеме заявки, о направлении заявки и документов на доработку или о мотивирован- ном отказе в приеме заявки на сертификацию экземпляра ВС.
Заявка с приложениями, а также копия решения Органа по сертифика- ции оформляется в виде дела экземпляра ВС, которому присваивается соот- ветствующий номер.
При положительном решении дело экземпляра ВС официально направ- ляется в Центр по сертификации, а по окончании процедуры сертификации оно возвращается на постоянное хранение в Орган по сертификации.
Заявитель представляет комиссии Центра сертификации экземпляр ВС, выделяет необходимый персонал и оборудование для выполнения работ со- гласно Программе оценки соответствия ВС установленным требованиям. Ре- комендуется выполнение Программы приурочивать к очередной форме пе- риодического обслуживания или продлению ресурса ВС.
Программа работ по оценке соответствия экземпляра ВС установлен- ным требованиям разрабатывается Центром по сертификации совместно с заявителем и включает:

проверку конструкторской и эксплуатационной документации;

проведение детального осмотра конструкции, узлов, агрегатов, сис- тем и оборудования;

проведение наземных и летных испытаний.
В процессе выполнения указанных видов работ заявитель обязан пред- ставить:


- 76 -

копии документов о проведенных на ВС в отчетном периоде рабо- тах по периодическому техобслуживанию;

справку о выполненных в отчетном периоде директивах летной годности, обязательных бюллетеней и разовых осмотров;

справку о весовых и центровочных данных ВС;

перечень оборудования безопасности ВС;

перечень средств связи и навигационного оборудования ВС;

перечень комплектующих изделий с ограниченным ресурсом и сро- ком службы;

отчет о техническом состоянии экземпляра ВС (в соответствии с
«Положением о системе документирования технического состояния ВС ГА
России», 2003 г.);

отчет о контрольном полете.
В общем случае в процессе сертификационных работ осуществляется идентификация экземпляра ВС и выполнение предусмотренных Программой работ. По результатам указанных видов работ оформляются акты, в которых отражается факт соответствия экземпляра ВС требованиям к типовой конст- рукции.
Акты являются обоснованием для выводов Заключения. На основании положительных выводов Заключения Центр по сертификации оформляет
Комплексное заключение о возможности выдать (продлить) сертификат лет- ной годности экземпляра ВС.
Решение о выдаче (продлении) сертификата принимается в течение 2-х рабочих дней после поступления Заключения и Комплексного заключения в
Орган по сертификации.
Сертификат летной годности выдается или продляется на период дей- ствующих сроков службы (ресурсов) экземпляра ВС или до капитального ремонта, но не более чем на 2 года.

- 77 -
Литература
1.
Воздушный Кодекс Российской Федерации М.: Авиаиздат, 1997.
2.
Конвенция о международной гражданской авиации. ИКАО, 8 изда- ние, 2000 (Doc. 7300).
3.
Приложение 6 и Конвенции «Эксплуатация ВС», часть 1, ИКАО,
2000.
4.
Приложение 8 и Конвенции «Летная годность ВС», ИКАО, 2001.
5.
Руководство по летной годности. Том 1 и 2, ИКАО, 2001 (Doc.
9760).
6.
Авиационные правила. Часть 25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории. М.,: МАК, 1993.
7.
Приложение 13 к Конвенции «Расследование авиационных проис- шествий и инцидентов». ИКАО, 1994.
8.
Федеральные авиационные правила «Сертификационные требова- ние и эксплуатантам коммерческой ГА. Процедуры сертификации»
- М.: ГСГА, 2003.
9.
Федеральные авиационные правила «Организации по ТОиР АТ
(ФАП-145)» -М.: ГСГА, 2003.
10.
Федеральные авиационные правила «Экземпляр ВС. Требования и процедуры сертификации» - М.: ГСГА, 2003.
11.
Елистратов В.Н. Нормирование летной годности и сертификации гражданских воздушных судов. – Рига, РКИИГА, 1983.
12.
Арепьев А.Н., Громов М.С., Шапкин В.С. Введение в теорию экс- плуатационной живучести авиаконструкций. – М.: МГТУ ГА, 2000.
13.
Смирнов Н.Н. Основы теории технической эксплуатации летатель- ных аппаратов. Учебное пособие. Части 1 и 2.- М.: МГТУ ГА, 2001-
2003.
14.
Смирнов Н.Н., Чинючин Ю.М. Эксплуатационная технологичность летательных аппаратов.- М.: Транспорт, 1994.
15.
Поддержание летной годности – основа безопасной эксплуатации воздушных судов. Под ред. М.С. Громова, Г.Я. Полторанина, В.С.
Шапкина.- М.: ГосНИИГА, 2002 16.
Чинючин Ю.М. Сертификация Организаций по техническому об- служиванию АТ. Учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2001.
17.
Циркуляр 253 – АN/151. «Роль человеческого фактора при техниче- ском обслуживании и инспекции ВС», ИКАО, 1995.


- 78 -
Содержание
Введение
4
Глава 1. Общие требования к летной годности воздушных судов в ожидаемых условиях эксплуатации
5 1.1. Термины и определения
5 1.2. Требования к конструкции планера, силовым установкам и функциональным системам ВС
8 1.3. Основные сведения о нормировании летной годности
13 1.4. Ожидаемые условия эксплуатации
15
Глава 2. Основные факторы сохранения летной годности ВС
19 2.1. Эксплуатационная живучесть конструкции ВС
19 2.2. Сохранение целостности конструкции ВС по условиям прочности
24 2.3. Установление и продление ресурсов и сроков службы ВС
29 2.4. Человеческий фактор при техническом обслуживании ВС
35
Глава 3. Система сохранения летной годности ВС
41 3.1. Структура системы сохранения летной годности ВС и характеристика ее компонентов
41 3.2. Нормативно-техническая и организационная документация по сохранению летной годности ВС
46 3.3. Материально-техническое обеспечение в системе сохранения летной годности ВС
48 3.4. Информационное обеспечение в системе сохранения летной годности ВС
55
ГЛАВА 4. Государственный контроль за сохранением летной годности ВС
59 4.1. Организация государственного контроля за сохранением летной годности ВС
59 4.2. Сертификация Эксплуатантов и Организаций по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов
62 4.3. Сертификация экземпляра воздушного судна
68
Литература
77