Файл: В. А. Ситаров доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Вологодского государственного педагогического университета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 1. Идентификация Идентификация в психологии употребляется в нескольких значениях отождествление себя с другим человеком, другими людьми на основе установления эмоциональной связи сними
-самоотождествление с собой или различными аспектами Я. Например, отождествление с именем, полом, ролью, какими-либо своими качествами опознание чего-либо (кого-либо), в этом значении говорят об опознании стимула, идентификации преступника, идентификации человека с профессией и многом другом. С позиций проблемы самопознания наиболее важными являются первые два аспекта. Остановимся на них подробнее. Идентификация (лат) — отождествление, равнозначность, уподобление, одинаковость, сходство. Начнем с идентификации с другим человеком, другими людьми, образцом, в роли которого может выступать вымышленный герой, литературный персонаж. В свою очередь,
здесь выделяются также две стороны одна входе идентификации осуществляет перенос качеств другого на себя вторая — перенос своих качеств на другого. Предпосылки идентификации можно обнаружить уже в животном мире. Например, детеныши животных имитируют поведение взрослых особей. Подражая им, они усваивают типичные навыки поведения, в результате чего происходит своеобразное имитационное обучение. Кроме того, у животных инстинктивно заложены многие формы жизнедеятельности позы, звуки, действия, которые необходимо опознать (идентифицировать, чтобы сработали ответные реакции. У человека в начальном периоде его развития идентификация также играла одну из главенствующих ролей. Как отмечают многие историки, психологи, во времена родовых отношений личность не отделяла себя от рода, воспринимала себя как часть всеобщего Мы. Это давало возможность кооперировать усилия в достижении общих целей, укрепляло взаимозависимость, формировало то, что впоследствии будет названо коллективными отношениями. По мере развития общества возникает такой феномен, как целенаправленная передача знаний, умений, навыков от старшего поколения младшему, те. обучение. А если есть обучение, то есть учитель и ученики. Первоначально роль учителя сводилась к тому, что он выступал в качестве своеобразного образца для своих учеников. Последние, идентифицируясь с учителем, повторяли его действия, осваивали способы мышления, различные знаковые системы. Постепенно идентификация становится универсальным механизмом и начинает определять направления развития личности, своеобразие ее самопознания. Первая идентификация происходит, конечно, с родителями. Пример. Отождествляясь с матерью и отцом, ребенок за счет подражания воспроизводит действия, поступки, словесные выражения родителей, познавая тем самым как самих взрослых, таки себя. Вначале этот процесс происходит неосознанно, но постепенно становится все более осознанными целенаправленным. Он особенно активно происходит в период кризиса 3 лет. Если взрослый начинает чем-то заниматься, ребенок тут же изъявляет желание делать тоже самое. Я хочу, Я буду, Я сам становятся жизнеутверждающими формулами маленького человечка. Со временем круг людей, с которыми идентифицируется личность, значительно расширяется это и родственники, и воспитатели в детском саду, и учителя в школе, а также сверстники, литературные герои, герои кинофильмов и т.п. Таким образом, через идентификацию личность познает другого человека, через подражание переносит познанное на себя и, обнаруживая перенесенное уже в себе, становится способной к установлению сходства и различия. Следовательно, в процессе идентификации с другим человек продвигается от простой имитации к присвоению и осознанию поведения, качеств, навыков и т.д., что изначально ему не принадлежало. С возрастом и опытом этот процесс становится все более сложными избирательным. Чаще личность идентифицируется уже не столько с другим человеком, сколько с определенными его свойствами и качествами в силу их значимости для себя. И еще на одном моменте хотелось бы остановиться. Идентификация с раннего детства происходит не только с близкими людьми как таковыми, те. их действиями и поведением, но и стем, что другие говорят о ребенке, как они его оценивают. Другими словами, ребенок постоянно примеривает точку зрения других на себя. Процесс неосознанного включения индивидом в свой внутренний мир взглядов, установок, оценок других людей называется в психологии интроекция. В результате интроекции эти взгляды, мнения, оценки, в том числе и по поводу собственной личности, воспринимаются как свои собственные. Со временем в результате развития другого механизма — рефлексии см. с. 51) — этот процесс становится более критичными осознанным, когда человек приобретает способность уже самостоятельно строить представление о себе и своих качествах личности. На ранних же этапах развития интроекция играет одну из ведущих ролей, выступая как результат соответствующей идентификации. Другой стороной идентификации является стремление приписывать собственные черты, свойства, взгляды, отношения другим людям. Подобным образом формируются наши многочисленные ожидания по отношению к другим людям. Пример. Родители формируют по отношению к своему ребенку определенные ожидания и, когда он их не оправдывает, пытаются сделать все, чтобы втиснуть его в соответствующие рамки, считая это главной целью
воспитания. Ребенок со своей стороны, освоив определенные нормативы поведения, приобретя те или иные черты, ожидает обнаружить их в других, искренне полагая, что если это есть у него, если он так думает, то так должны думать и другие. Данная сторона идентификации имеет как позитивный, таки негативный смысл. Стремление видеть в другом продолжение себя — неотъемлемое свойство идентификации. Обнаружение тех фактов, что далеко не всегда другие думают, чувствуют, мыслят, действуют, как ты, является стимулом для более глубокого познания других и самого себя. В этом состоит позитивный смысл. Негативный смысл описываемого процесса заключается в том, что приписывание другим своих собственных качеств, особенно тех, которые не осознаются личностью, как говорил 3. Фрейд, вытесняются в бессознательное, выполняет функцию психологической защиты и свидетельствует о том, что с какими-то чертами собственной личности человек не идентифицируется. Здесь мы уже вплотную подходим к проблеме самоидентификации, или самоотождествления, которая играет неменьшую роль в процессе самопознания, чем идентификация с другими людьми. Человек идентифицируется со многими аспектами своего Я именем, полом, положением, ролью, отдельными чертами, наконец, со своим Я в целом. Так, в имени закрепляется идентификация с телесной и духовной индивидуальностью человека. Чаще всего мы себя не отделяем от имени, фамилии, они органически врастают в нашу суть и выражают ее. Насильственная смена имени или фамилии порождает нередко личностный кризис, приводит к разотождествлению, потере перспективы жизни. В тоже время мы знаем немало примеров, когда человек сам желает сменить имя, фамилию. Он делает это не только потому, что имя и фамилия не нравятся (смешные, нелепые, вызывают насмешки, а в большей степени потому, что не может сними идентифицироваться, в результате чувствует постоянный дискомфорт, состояние раздвоенности, «неистинности» самого себя. Не меньшее значение имеет идентификация со своим полом, которая начинает формироваться очень рано. Уже маленькие детине зная всех признаков пола, тем не менее уверенно говорят Я мальчик, Я девочка. Половой идентификации способствует вся система воспитания, в результате чего осваиваются мужские и женские типы поведения. При благоприятных обстоятельствах каждый здоровый нормальный человек легко идентифицирует себя с полом, для него быть мужчиной или женщиной — факт, который не подлежит сомнениям, поскольку пол — это то, что дано от рождения. На самом деле все обстоит гораздо сложнее. Пол дан от рождения, но этот факт надо еще каждому и признать, и принять, чтобы он стал естественным состоянием личности. Непринятие пола приводит к еще более тяжелым последствиям, чем насильственная смена имени. Известно немало случаев, когда личность не может принять свой пол, мечтает о его смене, ведет себя как представитель противоположного пола. Причин разотождествления своей личности с полом очень много. Пример. Родители ждали мальчика, а родилась девочка, те. их ожидания не оправдались. Принимая на уровне сознания тот факт, что родилась девочка, бессознательно они начинают воспитывать ребенка как мальчика. В другом случае ребенок — мальчик, наблюдая отрицательное, в силу различных обстоятельств или причин, отношение материк отцу, усваивает, что женщиной быть предпочтительнее. Впоследствии мальчик начинает вести себя так, как вела бы себя девочка. Этот перечень можно продолжить. С самого раннего детства человек начинает идентифицировать себя и с определенной ролью вначале — с ролью сына или дочери, позже — родителя, бабушки или дедушки с социальной ролью — ученика, преподавателя, рабочего, служащего, ученого и др. Долгое выполнение той или иной роли приводит к тому, что человек полностью отождествляет себя с ней. Неслучайно поэтому представителей многих профессий можно узнать по походке, манере говорить, по тем позициям, которые они занимают входе взаимодействия. Смена социальных ролей многим людям дается с трудом. Бывший ученик, поступая в вуз и становясь студентом, продолжает тем не менее вести себя, как школьник. Бывший студент, начиная трудовую деятельность, сохраняет определенное время привычки и манеры, приобретенные в вузе. Играя в жизни множество ролей, человек идентифицируется сними, познавая себя. Хорошо, когда такая идентификация происходит равномерно со всеми ролями, — развитие личности идет более или менее равномерно. Хуже, когда какая-либо роль начинает доминировать. Пример. Женщина, освоив роль жены, матери, хозяйки, переносит ее и на работу, начиная там вести себя также, как и дома. Или руководитель высокого ранга дома не может выйти из этой роли, начинает командовать домочадцами, как своими подчиненными.
Наконец, человек идентифицируется со своим Я в целом или различными его частями, качествами личности, поведенческими характеристиками. Идентификация с собой выступает в качестве одного из самых мощных механизмов самопознания. Только через самоидентификацию возможно обнаружить что-то значимое в себе, выделить это и сделать предметом всестороннего анализа. Если бы человек мог отождествиться со своей личностью в целом и одновременно с каждым аспектом, частью Я, его самопознание было бы полными всесторонним, но, к сожалению, это происходит далеко не всегда. Чаще всего личность идентифицируется только счастью своего Я, вернее — Я идентифицируется с какой-либо своей частью чертой личности, свойством характера или ролью, о которой мы уже говорили. Почему и как это происходит Попытаемся пояснить данное положение на примере модели, принятой в психосинтезе, основателем которого, как уже отмечалось ранее, является итальянский психолог Р. Ассаджоли. Согласно этой модели, в структуру личности входит реальное Я, высшее Я, выполняющее своеобразную функцию бесстрастного наблюдателя, и многочисленные субличности (свойства, черты характера, которые, по мнению представителей психосинтеза, обладают известной самостоятельностью, могут находиться в гармонии, содружестве или в состоянии конфликта, противоборства. Пример. Субличностями можно назвать в нас Добряка, Труса, Умника, Жадину, Счастливчика и т.п. Добряк стремится делать добрые дела, Умник рассуждает и дает советы, Трус избегает неприятных травмирующих ситуаций, Счастливчик постоянно надеется, что ему повезет, Жадина не желает расставаться со своим добром. Вопросы с кем из субличностей отождествляет себя Я Какая субличность отвергается Если следовать этой логике, то человек может с удивлением обнаружить, что он отождествляет себя с Добряком, Умником и Счастливчиком и отвергает в себе все остальное, борется с Трусом и не признает Жадину. Такая структура личности будет выглядеть следующим образом (рис. 6). Сточки зрения самопознания такое отождествление значительно ограничивает собственную личность, делает ее дисгармоничной, а познание себя — однобокими ущербным. Каков же выход из этой ситуации Разотождествиться со своими субличностями, взять на себя функцию руководства и управления всеми частями своего Рис. 6. Неадекватная структура личности Я, отождествиться затем с собой и всеми своими субличностями, не отдавая предпочтение кому-либо, те. быть и руководителем, и мужем, и отцом, и Добряком, и Счастливчиком, и Жадиной, и Трусом, те. всеми никем в отдельности. Новая структура личности будет выглядеть уже по-другому (рис. 7). Рис. 7. Адекватная структура личности Такого рода идентификации и рождают то, что в предыдущей теме мы назвали личностной идентичностью. Чувство идентичности порождает высокое самоуважение, наполняет жизнь смыслом, дает возможность самореализоваться.
Итак, мы рассмотрели первый механизм самопознания, но уже из контекста становится ясно, что этот механизм не может существовать изолированно и обеспечить полноценность процесса самопознания. Другим важным механизмом является рефлексия.
§ 2. Рефлексия Рефлексия — обращение назад, те. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами, таки различные Я Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и
Я-познаваемым. Очень хорошо суть рефлексии выражена в последних строчках одного английского стихотворения в переводе С. Маршака: Он целовал вас, кажется Боюсь, что это так Но как же вы позволили Ах, он такой чудак Он думал, что уснула я И все во сне стерплю, Иль думал, что я думала, Что думал он я сплю Таких примеров можно привести множество. Художественная литература, поэзия изобилуют рефлексивными образами, когда герои думают за других или думают за самих себя. Это тоже самое, как с самим собой играть в шахматы или общаться с самим собой, используя методику двух стульев. (Человек садится на один стул и начинает, к примеру, нападать, обвинять, стыдить или хвалить себя же, якобы сидящего на другом стуле. Затем пересев на этот второй стул, сам же отвечает себе, якобы сидящему на первом стуле) Для того чтобы более наглядно проиллюстрировать, что такое рефлексия, рефлексивное мышление, обратимся к задаче О трех мудрецах, которая используется психологами для диагностики рефлексивного мышления.
3 ада ч а. На дороге сидели три мудреца и спорили о том, кто из них мудрее. В это время проходил какой-то человек, и они обратились к нему за помощью в разрешении спора. Хорошо, — сказал прохожий. — Вот у меня в мешке пять колпаков два белых и три черных. Я незаметно надену на вас по колпаку, и кто первым догадается, какого цвета колпак на его голове, тот и будет самым мудрым из вас. Закройте глаза С этими словами прохожий надел на каждого мудреца по черному колпаку, а два белых спрятал в мешок. Откройте глаза Кто же первым догадается, какой колпак — черный или белый — у него на голове Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга. Наконец один из них уверенно воскликнул На мне — черный колпак Как он догадался Попробуйте самостоятельно решить задачу. А теперь сравним ваше решение стем, как она действительно решается. Первый мудрец видит, что на двух других мудрецах черные колпаки. Тоже самое со своих позиций видят и два других мудреца. Проведем рассуждение с позиции первого мудреца
- На головах моих соседей черные колпаки. Какой же колпак на мне Либо белый, либо черный. Допустим, на мне белый колпак. Тогда второй мудрец должен видеть перед собой один белый колпаки один черный. Как в этом случае он должен рассуждать Рассуждение за второго мудреца Передо мной один белый и один черный колпак. Какой же колпак на мне Допустим, белый. Но тогда третий мудрец должен сразу догадаться, что на нем — черный колпак. Но он молчит Значит, на мне должен быть не белый, а черный колпак. Но второй мудрец не делает этого вывода, он тоже молчит Значит, на мне не белый колпака черный колпак Таким образом, чтобы решить задачу, нужно рассуждать последовательно за самого себя, за второго мудреца и за третьего мудреца. Это и есть рефлексивное рассуждение. Но задача имеет еще решения, попробуйте теперь найти их самостоятельно, опираясь на приведенную подсказку.
*Рефлексия (лат. ге/1есш) — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ
Проиллюстрировав понятие рефлексии, вернемся к нашей проблематике, а именно рассмотрим рефлексию как механизм самопознания. Прежде всего необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этими объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания. Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим интеллектуальная — проявляется входе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть.
1. Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.
2. Интенционалъностъ интенция — направленность) — направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.
3. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.
4. Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.
5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования разных знаковых средств образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это организует рефлексивное познание.
6. Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного результата в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь. В заключение опишем действие рефлексивного механизма сточки зрения самопознания входе идентификации с другим человеком и с самим собой. Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, входе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, таки собственные черты и свойства личности. Возможен и несколько иной вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление. В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во-первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек Я-познающим, Я-познаваемым, Я-идеальным и т.п., во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности признает данное качество как свою сильную сторону
вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты в тоже время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой. Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, до сих пор сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д. Понятно, что рефлексирование — это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В тоже время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленными осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопокаянием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром. Итак, мы рассмотрели действие двух взаимосвязанных механизмов самопознания. Идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других ив себе, рефлексия — как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением причинно-следственных связей. Глава 5. БАРЬЕРЫ САМОПОЗНАНИЯ Анализ проблемы самопознания будет неполным, если не затронуть вопросы что препятствует целенаправленному и плодотворному самопознанию Почему люди далеко не всегда желают познавать себя и использовать эту информацию входе жизни и деятельности Другими словами, необходимо выявить трудности и барьеры самопознания, для того чтобы научиться их преодолевать и успешно работать над собой. Таких барьеров довольно много. В самом общем плане их можно разделить на две большие группы барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека. Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии — науки о поведении животных — К. Лоренц выделяет три препятствия на путы самопознания человека
1) самое примитивное. Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения. Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими
— животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что порождает самые невероятные теории о происхождении человека. (Как отмечает К.Лоренц, хотя происхождение от животных нередко и не отрицается прямое но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями
2) эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись неслучайными причинами, а высокими целями
3) наследие идеалистической философии, особенно в западной культуре, делящей мирна мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание. Таким образом, наиболее общими препятствиями к самопознанию человека, согласно представлениям К.Лоренца, являются нежелание человека осознать себя частью природы, приписывание себя к высшей ценности и считающим себя вправе управлять природой (в науке такой взгляд на взаимодействие человек и природы называется антропоцентризм.
Если с философских высот спуститься на уровень психологии отдельного человека, то можно выделить более прозаические барьеры, которые каждому из нас могут мешать познавать себя. Эти барьеры составляют две группы первая обусловлена некоторыми объективными факторами, вторая — барьерами, которые сам человек выстраивает для себя. К первой группе можно отнести барьеры возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слаборазвита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства
-несформированность действий самопознания обнаружения, фиксации, анализа, оценивания, принятия неумение полноценно использовать различные средства самопознания идентификации и рефлексии неспособность выстроить адекватный образ самого себя, принять собственную личность, обрести чувство личной идентичности. Более интересной сточки зрения научного и практического познания является вторая группа барьеров, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам боязнь познания себя. Она возникает в результате подспудного страха личности обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе, заблокировало потребность быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование. Для него более привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно переживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по работе над собой стремление личности оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Данный феномен хорошо описан в гуманистической психологии. Человек начинает жить, действовать в соответствии с требованиями социума, в результате его реальное Я все более отделяется от идеального Я, представляющего, по мнению К.Роджерса, глубинные чувства, переживания, опыт личности. Человек познает в себе то, что отмечают в нем другие, принимает это, начинает жить в соответствии с этим неадекватным образом, отходя оттого, что есть на самом деле. Необходимо отметить, что такая двойственность приводит в конечном итоге к внутриличностным конфликтам, невротической личности, многочисленным проблемам во взаимоотношениях с другими людьми, несмотря на то, что внешне все делается для удовлетворения потребности в признании. Благодаря работам З.Фрейда и его последователей в психологии хорошо изучены барьеры, возникающие в результате неспособности личности преодолеть собственные психологические защиты. Как возникают защиты По мнению представителей психоанализа, с одной стороны, неприемлемые для сознания импульсы, чаще всего это сексуальные и агрессивные инстинкты, вытесняются в бессознательное, ноне исчезают бесследно, а продолжают воздействовать на Я, склоняя его к удовлетворению неприемлемых потребностей. С другой стороны, на Я действует Супер-Эго (Сверх-Я), представляющее собой нормы, запреты, выработанные обществом. Это приводит к тому, что Я выстраивает защитные механизмы. К наиболее распространенным из них относятся вытеснение — исключение из сознания импульсов, порождающих тревогу образование противоположной реакции — изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную проекция — приписывание неприемлемого для сознания действия или мысли Другому лицу вымещение — бессознательная переориентация с недоступного объекта на доступный рационализация — самообман, стремление разумно объяснить неразумное действие или поступок и др. Понятно, что наличие защит мешает познанию себя, особенно тех черт личности и наклонностей, которые в силу своей неприемлемости являются травмирующими. Поэтому считается, что осознание защит, принятие в себе непринимаемого значительно расширяют сферу самопознания, делают личность гармоничной и психологически здоровой. К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в
построении правильных отношений с другими людьми, так как он неспособен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку. Например, если он считает себя умным, способным, одаренным, то переубедить его в этом практически невозможно. Разумеется, описанные здесь барьеры самопознания не исчерпывают всего их многообразия, они лишь дают представление об их существовании и способах функционирования. У каждого из нас могут быть свои индивидуальные барьеры, препятствующие самопознанию. В тоже время следует отметить, что при оказании соответствующей помощи человеку эти барьеры могут быть преодолены. Можно говорить о педагогической проблеме, о формировании потребностей и мотивов самопознания, обучить человека способам самопознания, развить у него способность к идентификации и рефлексии, способность повышать уровень самоуважения, самопринятия, помогать преодолевать свои страхи и выстраивать защиты и т.д. Наиболее эффективным является самовоспитание у себя способностей к самопознанию — личность самостоятельно ставит себе цели и своим собственным трудом их достигает. Выводы Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, таки во внутреннем мире. Значения самопознания на религиозном уровне — это способ единения человека с Богом (Абсолютом, Вселенной) через познание в себе Божественного начала на поверхностно-психологическом (житейском) уровне — это средство наиболее полного использования своих возможностей, средство управления другими людьми на глубинно-психологическом уровне — это путь обретения психологического здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации. К сферам самопознания относятся поведение человека во внешнем мире и жизнь в мире внутреннем. Областями самопознания являются сознание, бессознательное и сверхсознание высшее бессознательное. Самопознание осуществляется всегда в соотнесении своих знаний о себе стем, что обо мне знают другие. Самопознание выступает структурным компонентом самосознания. Самопознание — это деятельность Я как субъекта по познанию (или сознанию) образа Я (Я-концепции). Образ Я через внешнюю и внутреннюю деятельность человека вносит коррективы в структуру Я как субъекта, выполняя функции саморегулирования и самоконтроля. Входе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе проясняются. Я-концепция и различные ее аспекты, Я-концепция может быть описана через формулы Что я знаю о себе, Что я думаю о себе, Как я отношусь к себе, Как я оцениваю себя. Самопознание — это процесс по обнаружению, фиксации, анализу, оценке, принятию у себя определенных качеств или поведенческих характеристик, который имеет свои цели, мотивы, способы и средства, результаты. Мотивы самопознания возникают на базе соответствующих потребностей в самопознании, самоуважении, целостности своего Я, признании себя со стороны других и т. д. Цели самопознания бывают широкими — в познании себя в целом и познании своих жизненных целей — и более узкими, обусловленными жизнью и конкретными ситуациями. Способами самопознания являются самонаблюдение, самоанализ, сравнение, моделирование собственной личности, осознание противоположностей. Средствами самопознания — познание других людей, самоотчеты, просмотр кинофильмов, чтение литературы, изучение психологии. Результатом самопознания является система знаний о себе, объединенная в доступную для осознания Я-концепцию, и система самоотношения: личностная идентичность, самопринятие, самоуважение, чувство собственной компетенции. В качестве механизмов самопознания выступает взаимодействие идентификации и рефлексии. Идентификация дает возможность уподобиться другому человеку или самому себе, а рефлексия — отстраниться, занять самые различные позиции, что позволяет осуществлять глубокий и полноценный самоанализ.
В результате самопознания могут возникать различные барьеры, связанные с несовершенством природы человека в целом, с несформированной способностью к самопознанию или с препятствиями, которые человек ставит перед собой сам. Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОРАЗВИТИЯ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

§ 1. Понятие о развитии Понятие развитие является наиболее общим понятием, в рамках которого может быть проанализировано саморазвитие. Развитие рассматривается как фундаментальная категория психологии, широко используемая в разных ее сферах и признаваемая представителями практических школ и направлений объективно существующий факт естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п.; физическое, нравственное, личностное, интеллектуальное (применительно к человеку некоторый объяснительный принцип многих явлений объективной реальности применительно к науке биологии, психологии, философии, педагогике и др ценность, особенно это касается наук о человеке. Для нас данный аспект будет иметь особое значение при раскрытии смысла и значения саморазвития. Рассмотрим подробнее проблему психического развития как объективный процесс. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как простой рост, созревание, как предопределенность стадий. Неслучайно вплоть до XVII—XVIII вв. детство рассматривалось как подготовка к жизни, а ребенок — как взрослый, только маленького формата, незрелый и неразумный. Постепенно к развитию стали подходить как к необратимому процессу количественных и качественных изменений психических свойств, процессов, состояний во времени, выражающихся в современных преобразованиях. В настоящее время существует множество различных теорий и версий психического развития натурализм, социоморфизм, куль-турализм, теологизм, гносеологизм, антропологизм. Относительно факторов психического развития существует несколько подходов. Согласно биологизаторским представлениям, развитие обусловлено биологическими, врожденными факторами, которые задают программу и вектор психическому развитию.
Социологизаторское направление акцент делает на социальной обусловленности развития человека (организуя жизнь и деятельность ребенка определенным образом, можно сформировать у него желательные свойства и качества. В теории конвергенции схождение двух факторов) развитие ребенка представляется как результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями. В отечественной психологии наиболее распространенным является мнение, что ведущую роль в развитии играют обучение и воспитание, те. социальные факторы, а биологические, врожденные, выполняют роль задатков. Необходимо отметить, что одни теории в большей степени, а другие — в меньшей игнорируют факт внутренней детерминации развития, хотя в отечественной психологии постоянно обращалось внимание на этот момент. Но внутренняя активность может быть только тогда понята в полном объеме, когда к рассмотрению развития как объективно существующего процесса мы добавим саморазвитие, которое по определению не может осуществляться без субъекта жизнедеятельности. Другой проблемой, обсуждаемой в психологии, стала проблема движущих сил психического развития и поиска его общих закономерностей. В отечественной науке признается, что движущими силами развития являются противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения, между старыми и новыми формами поведения, между требованиями со стороны окружения и наличными возможностями ребенка и др. В качестве закономерностей психического развития выступают его неравномерность, пластичность, преемственность и др.
Особое внимание в самых различных школах и направлениях психологии уделяется проблеме возраста и возрастной периодизации. Согласно представителям отечественной психологии, каждый возрастной период может быть охарактеризован посредством понятий социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования. Понятие социальная ситуация развития, согласно классику отечественной психологии Л. С. Выготскому, определяется как специфическая для каждого возраста система отношений субъекта с социальной действительностью, сочетания внешних и внутренних условий, отраженная в его переживаниях и реализуемая в деятельности совместно с другими людьми. Она обусловливает образ жизни ребенка, социальное бытие, в обстановке которого Приобретаются новые свойства и качества, возникают психические новообразования. Понятие ведущая деятельность было вьщвинуто А. Н.Леонтьевым и означает, что на каждом возрастном этапе существует своя ведущая деятельность, в рамках которой формируются психика, основные новообразования. Смена ведущей деятельности — это переход от одного возрастного периода к другому. Психологические новообразования — это такие психологические особенности личности, которые приобретаются в данном возрасте и отличают его от других возрастных этапов. Например, наиболее важным новообразованием дошкольного возраста является соподчинение мотивов, младшего школьного возраста — произвольность поведения, подросткового — чувство взрослости и т. п. На основе использования этих понятий ДБ. Элькониным была разработана самая популярная в отечественной психологии периодизация психического развития. Д.Б.Эльконин делит все детство натри большие эпохи раннее детство, детстве и позднее детство. В каждой эпохе выделяются по два периода, а в каждом периоде — по две фазы. Для каждого периода характерна своя ведущая деятельность младенческий возраст (0—1 год) — непосредственно- эмоциональное общение раннее детство (1—3 года) — предметно-манипулятивная деятельность дошкольное детство (3 — 7 лет) — сюжетно-ролевая игра младший школьный возраст (7—10 лет) — учебная деятельность подростковый возраст (10— 15 лет) — общение ранняя юность (15— 17 лет) — учебно-профессиональная деятельность. Кроме того, все типы ведущих деятельностей были поделены на две большие группы по принципу ребенок — общественный взрослый (непосредственно-эмоциональное общение, ролевая игра, общение) и
«ребенок—общественный предмет (предметно-манипулятивная деятельность, учебная и учебно-профессиональная). Развитие в рамках каждого периода характеризуется как стабильное, переходы же от периода к периоду и от эпохи к эпохе — как кризисные, переходные. Из зарубежных периодизаций широкую известность получила периодизация Э.Эриксона американского психолога. Сточки зрения рассматриваемой нами проблемы саморазвития она представляет особый интерес, так как здесь внимание фиксируется в большей степени уже не на внешних, а на внутренних факторах, и вырисовывается не одна, а две линии развития — позитивная и негативная. Кроме того, предпринимается попытка дать периодизацию не только детского, но и всего развития человека. Основанием для выделения статей (их всего 8) является развитие идентичности, о которой мы говорили в предыдущем разделена каждой из них человек как бы решает задачу, по какому пути пойти — по пути обретения новой формы идентичности или по пути ее потери. Интересен тот факт, что Э. Эриксон в своей концепции не фиксирует жестко стадии, не считает, что они должны походить на цепочку формальных временных отрезков, следующих друг за другом. Поэтому каждая стадия как бы вбирает предыдущую, подстраивается к ней, поэтому начало возраста — понятие достаточно условное, ни один возраст не кончается, не исчерпывается при начале следующего. Мы приведем только конечные результаты развития на каждой стадии. Первая стадия — младенчество (0—1 —1,5 года. В этот период при благоприятном исходе достигается базовое доверие к окружающему миру, надежда при неблагоприятном исходе — недоверие, уход от общения и деятельности. Вторая стадия — ранний возраст (1,5 — 4 года. Ребенок решает задачу формирования и отстаивания своей автономии. Рождаются либо автономия, воля, либо сомнение, стыд. Третья стадия — детство (4 — 6 лет. Развивается способность к инициативе или чувство вины, способность к целенаправленной деятельности или пассивность, заторможенность.
Четвертая стадия — школьный возраст (6—11 лет. У ребенка наблюдается формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, в противном случае развивается инертность, чувство некомпетентности, собственной неполноценности. Пятая стадия — отрочество (11 — 20 лет) Перед человеком встает задача осознания себя и своего места в жизни, развивается чувство идентичности, либо идет процесс ее смещения, в силу чего возникает застенчивость или негативизм. Шестая стадия — молодость (21 — 25 лет. Переход к решению собственно уже взрослых задач на базе сформировавшейся или несформировавшейся идентичности, как следствие этого — выбор между интимностью и изоляцией. Седьмая стадия — зрелость (25 —50 —60 лет. Цель — решить задачу, связанную с саморазвитием и собственным творчеством. Результат — преодоление противоречия между производительностью и застоем, поглощенностью собой позитивными новообразованиями являются забота, милосердие, негативным — отверженность. Восьмая стадия — старость (свыше 60 лет. Характеризуется достижением новой формы идентичности, осуществляется выбор либо в пользу целостности, универсальности, либо в пользу отчаяния, отвращения. Позитивным достижением является мудрость, негативным — презрение, в том числе и к себе. Итак, мы кратко напомнили, что такое развитие как объективный процесс, обозначили основную проблематику, которая ставится в психологии. Более подробно об этих проблемах можно прочитать в любом учебнике по возрастной психологии, психологии развития. Здесь же отметим следующий немаловажный факт — изучение психологического развития всегда будет оставаться приоритетной задачей психологии, но для понимания всего его многообразия и специфики важно посмотреть на процесс развития не только извне, но и изнутри, что на первый план выдвигает многочисленные проблемы, связанные с саморазвитием личности.
§ 2. Предпосылки выдвижения проблемы саморазвития личности в психологии По словам отечественного психолога ГА. Цукерман, проблема саморазвития буквально ворвалась в современное педагогическое сознание, как выпущенный из бутылки джин (в точности как освобожденный джинне руководимый мудрым хозяином, и немедленно принялась возводить дворцы для новых властителей дум (идей, провозглашающих примат индивидуального над всеобщими разрушать дворцы былых владык (идей, выводящих индивидуальное сознание из общественного. Вероятно, для этого созрели определенные предпосылки. Понимания развития как объективного процесса оказалось недостаточно, чтобы строить представления о формировании и развитии личности на старых идеях. Осуществлять процесс обучения и воспитания, даже с учетом формулы известного отечественного психолога
С.Л.Рубинштейна — внешние причины действуют через внутренние условия, — по- прежнему оказалось невозможным. Именно поэтому идея саморазвития столь популярна не только среди профессионалов — психологов и педагогов, но и среди обычных людей. Не секрет, что в последнее десятилетие интерес к психологии и к собственной личности значительно вырос. Причин для этого довольно много. Остановимся лишь на некоторых, обозначив их как предпосылки проблемы саморазвития (мы будем говорить об отечественной науке. Возрастанию интереса к психологии способствовали позитивные изменения, которые произошли в нашем обществе. Эпоха тоталитаризма канула в прошлое. Доподлинной демократизации еще очень далеко, но тем не менее тенденция движения к ней намечена достаточно отчетливо люди почувствовали себя более свободно в определении своих планов, целей, намерений, приблизились интуитивно к пониманию себя как субъектов собственной жизнедеятельности. В самой науке о человеке субъектный подход стал занимать все более значимое место. В последнее время появилось немало интересных публикаций по различным аспектам психологии личности и ее формирования, где во главу угла ставится именно проблема субъектности. Изучение личности как разрозненной системы психических процессов, свойств и качеств постепенно уходит в прошлое. Психологов, педагогов, философов все больше интересуют вопросы как человек строит себя Как он организует свою активность Чем обусловлен выбор жизненных целей Какие ценности преследует современный человек В
результате каких причин нарушается процесс позитивного саморазвития Почему личность теряет свою идентичность, предпочитая полноценной жизни и деятельности наркоманию, алкоголь И многие другие. Но вернемся к позитивной ноте, с которой начали. Мажорная нота звучит достаточно оптимистично и вселяет надежды и уверенность Человек является автором, субъектом своей жизнедеятельности, своей судьбы и своей биографии. Осознание этого факта буквально сделало переворот в психологии, породило ряд оригинальных исследований, нашло непосредственный выход в практику. В тоже время ничто не возникает на голом месте. Наши известные психологи уже давно подготавливали почву для новых взглядов. Идея субъектности затрагивается С.Л. Рубинштейном, Б. Г.Ананьевым, А. Н.Леонтьевым и многими другими. Основания для этой идеи просты если человек проявляет активность, то они является ее инициатором, ему принадлежит приоритет в определении своих жизненных целей, планов, он обладает свободой выбора. Уже Л.С.Выготский в своей педагогической психологии, написанной в 1926 г, отметил, что человека воспитывать нельзя, он воспитывает себя сама окружающие предоставляют лишь материал, который может потребоваться человеку для построения своей личности. Большую роль сыграло внедрение идей гуманистической психологии в общественное сознание, психологию и педагогику. Согласно психологам-гуманистам (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др, человек представляет собой целостную и уникальную личность, которая способна самостоятельно строить свой жизненный путь, продвигаться в своем высшем духовном развитии. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, в его потенциальные и актуальные возможности к построению и реализации ценностей высшего порядка. Она же и постулировала тот факт, что личность сама строит себя, что вмешательство в этот процесс не способствует развитию, а тормозит его. Человек сам должен принять на себя определенную меру ответственности зато, что он делает, за свое развитие, сам должен находить выход из сложных ситуаций, определять смысл своей жизни в целом. Навязать или сформировать все это невозможно, поэтому необходимо создать лишь условия для саморазвития, оказывать личности поддержку и помощь в этом процессе, но нив коем случае не навязывать ей ценности и какие-то трафаретные пути продвижения вперед, даже если эти пути оказались для кого-то эффективными. Значительную роль сыграли исследования внутреннего мира человека, начало которым в отечественной психологии положили работы И.С.Кона, В. В. Сталина, А.Г.Спиркина,
Б.Г.Ананьева, И. И. Чесноковой и многих других. Достаточно плодотворное и детальное исследование самосознания личности, ее концепции (этот термин в большей степени применяется в зарубежной психологии) породило новые подходы, которые нашли отражение ;, работах В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева по изучению структуры и развития субъективной реальности, Т.Н.Березиной по исследованию внутреннего пространства и времени человека, внутреннего диалога. Хотелось бы отметить достижения в области практической психологии, в частности в сфере образования, где была выдвинута и реализована на практике идея сопровождения работы Г. Бар-диера, И.Ромазана, Т.Чередниковой, М.Р.Битяновой, Т.И.Чирковой). Сопровождение — это способ включения взрослого в учебно-воспитательный процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия. На данной проблеме мы остановимся позже, где будем обсуждать вопросы поддержки, сопровождения самопознания и саморазвития детей дошкольного возраста и школьников.
§ 3. Сущность саморазвития и его основные характеристики Попытаемся определить, что такое саморазвитие. В отечественной психологии одними их первых дали определение и обосновали его отличительные признаки В.И.Слободчиков и
Е.И.Исаев; понятие саморазвитие — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Каковы же характеристики и признаки саморазвития Прежде всего необходимо отметить, что для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания,
деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента выделения своего Я из окружающего мира (образование системы Я, становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниями устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в частности ГА. Цукерман, субъектом саморазвития ребенок становится только в подростковом возрасте, когда происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, те. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе. Другой характеристикой саморазвития является активность личности, которая может быть или социальной активностью, или социальной реактивностью. Единицей анализа социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности, нов обоих случаях она не характеризует человека как субъекта жизнедеятельности. Социальная активность проходит в своем развитии ряд уровней. Для дошкольника и младшего школьника в основном характерен нормативный уровень, когда ребенок лишь повторяет, имитирует даже в своих инициативах то, что усваивает в результате взаимодействия со взрослыми. Нормативно-личностный уровень свойствен в основном подростками юношам. Здесь происходит выход за пределы нормативно-заданного, проявляется свое собственное отношение к тому, что человек делает, познает. Личностно-продуктивный и
продуктивно-творческий уровни свойственны для взрослых людей, когда человек посредством своей деятельности дает существенную прибавку обществу, социуму, создавая, например, что- тоновое, оригинальное или усовершенствуя старое. Понятно, что нормативный уровень — это уровень воспроизводства (пусть ив авторском исполнении того, что уже известно, а вот нормативно-личностный уровень позволяет личности проявиться в полной мере как индивидуальности, заявить о себе. Именно поэтому в подростковом возрасте ребенок может стать субъектом не только своей жизнедеятельности, но и саморазвития. Применительно к проблеме саморазвития способность к личной инициативе распространяется на организацию самопознания и самовоспитания. Однако если в подростковом возрасте самовоспитание носит все-таки черты формирования в себе отдельных свойств и качеств, то уже в юношеском возрасте пересмотру подвергается личность в целом. Неотъемлемыми атрибутами социальной активности являются сознательность и самостоятельность, которые укрепляют позиции личности как субъекта саморазвития. Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к совершению личностных выборов, те. развивает тенденцию к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выборы среди ряда альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выборы, в том числе и выборы личностного роста, — признак субъективности индивида как автора своей жизнедеятельности и биографии. Когда человек сам осуществляет выбор, он учится брать на себя ответственность и держать ответ не только перед другими (такая ответственность носит формальный характерно и перед самим собой, перед своей совестью. Наконец, важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. К этой мыслимы уже подводили читателя на протяжении всего первого раздела. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами идентификация и рефлексия) органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития. Обратимся теперь к проблеме взаимосвязи саморазвития и становления внутреннего мира человека, его субъективной реальности в процессе онтогенеза (индивидуального развития. Глава 2. САМОРАЗВИТИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА
Из контекста всего сказанного ранее ясно, что нельзя в полной мере понять особенности и закономерности саморазвития без анализа внутреннего мира человека, те. без анализа субъективной реальности. Дело в том, что саморазвитие — это одна из сложных форм работы внутреннего мира, в том числе и по преобразованию самого внутреннего мира, наряду с переработкой опыта, выработкой собственных позиций и убеждений, постановкой жизненных целей, поиском путей самоопределения. И все это осуществляется в процессе продвижения человека по своему жизненному пути, в рамках которого личность обнаруживает себя, строит себя, постигает смысл своего существования.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

§ 1. Внутренний мир человека Внутренний мир человека, или субъективная реальность, — это все то внутреннее содержание психологической деятельности, которое характерно только для данного конкретного человека. Поэтому внутренний мир всегда индивидуален и всегда уникален. Каждый человек путем познания мира внешнего и самопознания пытается проникнуть в свой внутренний мир, понять его, чтобы использовать такое понимание для построения своей жизни, своего уникального жизненного пути. Исследовать внутренний мир объективными методами очень сложно, мы можем видеть лишь его отблески, которые проявляются в мире внешнем. Тем не менее попытки объективного проникновения во внутренний мир никогда, наверное, не прекратятся — настолько интересна и привлекательна его природа. В психологии имеются довольно интересные опыты описания и анализа внутреннего мира, его структуры, его работы. Установлено, например, что внутренний мир не возникает сам по себе, он — отражение в специфической форме мира внешнего и имеет свою пространственно-временную характеристику, свое содержание. Внутренний мир как отражение в специфической форме мира внешнего. Согласно некоторым религиозными философским концепциям, внутренний мир дан человеку изначально, а входе жизни он лишь открывает и познает его. Согласно другим представлениям, имеющим под собой более материалистическую основу, внутренний мир возникает и развивается по мере развития человека как личности, обладающей активностью по отражению и освоению окружающей действительности. Человек может стать человеком только благодаря человеческому мозгу, который готов к особому отражению внешнего мира ив котором возникло и развилось сознание. В психологии известны эксперименты, когда детеныша шимпанзе воспитывали также, как и ребенка, но шимпанзе таки не стал человеком в силу того, что его мозг изначально не приспособлен для овладения речью, абстрактным мышлением, сознанием в целом. Таким образом, наличие человеческого мозга — это важнейшая предпосылка для соответствующего развития. Но предположим на минуту ситуацию, когда родившийся ребенок, обладая человеческим мозгом, от рождения не видит, не слышит, не осязает, не ощущает. Какое-то время он, может быть, и проживет как организм, но человеком, личностью он никогда не станет, тем более личностью, обладающей внутренним миром. В другом случае, когда человек родился со всеми функционирующими органами чувств, ноне воспитывался среди людей (а такие случаи известны, он также не станет личностью со своим уникальным внутренним миром. Отсюда становится понятным, что внутренний мир человека не задан изначально, он возникает в результате отражения мира внешнего. В итоге подобного отражения возникает Образ Мира (как писал известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев). Но такой образ не является простым слепком внешнего мира, он изначально индивидуален и субъективен, так как каждый человек по-своему конструирует отраженную реальность, создает свою уникальную систему образов, у него возникают собственные уникальные переживания, свое собственное видение действительности и самого себя. Все это осуществляется благодаря собственной активности по отражению внешнего мира, приспособлению к нему и преобразованию его, утверждению своего существования как личности. Таким образом, внешний мири внутренний мир взаимосвязаны, имеют точки пересечения, зависят друг от друга.
Пространственно-временная структура внутреннего мира. Если внутренний мир существует, то логично предположить, что, как и мир внешний, он имеет свое. внутреннее
пространство и свое внутреннее субъективное время. Специальные исследования, проведенные психологами, в полной мере доказывают данный факт. К примеру, обратимся к результатам, полученным отечественным психологом Т.Н.Березиной, которая провела серию любопытных экспериментов по изучению внутреннего мира человека. По ее мнению, внутреннее пространство в широком значении — это форма существования психологического вообще, а в более узком — форма существования внутренних образов. Вне этих образов оно не бывает, как и сами образы не могут существовать вне пространства. Образы представляют собой субъективные формы объектов и порождаются внутренним миром, приобретая неповторимую уникальность в результате воздействия на них установок, потребностей и мотивов личности. Они сами выполняв г информационную, эмоциональную, регуляторную роль в психике человека. В результате экспериментов показано, что эти образы могут располагаться во внутреннем пространстве и локализоваться по-разному у разных людей слева, справа, сзади, вверху, внизу, панорамно, могут выноситься как бы за пределы человека, могут быть приближенными, удаленными, различаться по форме, цвету, располагаться на временной оси в прошлом, настоящем и будущем. Пример. Проведите над собой маленький эксперимент представьте себе, как вы в первый раз идете в школу. Какой образ возник Какой он по форме, по цвету Где он располагался вверху, внизу, слева, справа и т. д
? Где вы находитесь, внутри образа или вне его Если вы все это проделали и ответили на поставленные вопросы, то вам будет понятно, что такое образ и где он располагается во внутреннем пространстве. Не менее интересные данные получены и относительно субъективного времени. Во- первых, доказано, что такое время действительно существует. Во-вторых, обнаружены факты ускорения или замедления внутреннего времени, его обратимости, возможности получения информации из будущего или прошлого, существования параллельного времени и др. Пример. Рассмотрим факты ускорения—замедления субъективного времени (каждый из нас знает об этом из личного опыта. Если мы чем-то заняты интересными увлекательным, то время проходит очень быстро и незаметно, а для нас субъективно оно как бы останавливается. Наоборот, если мы долгое время бездействуем, ничего не делаем, ожидаем, например, поезда несколько часов, то время течет очень медленно — оно также как бы останавливается, но природа такой остановки иная, чем в том случае, когда мы его не замечаем. По истечении нескольких недель или месяцев тот период, который промчался очень быстро, кажется нам более продолжительным, так как он был насыщен интересными событиями, а тот период, где мы ничего не делали, воспринимается как одно мгновение. Известны и возрастные изменения течения субъективного времени. Один человек внутренне живет быстрее, в силу этого ощущает себя старше, чем он есть на самом деле, другой
— медленнее, поэтому даже в зрелом возрасте ему кажется, что все еще впереди, что он только начинает жить и многое успеет сделать. Мы можем сталкиваться и с некоторыми парадоксами времени, когда, например, попадая в какое-либо место или встречаясь с определенными людьми, нам кажется, что это уже было, или, наоборот, попадая в хорошо знакомое место, нам кажется, что мы видим его впервые и с интересом начинаем его изучать. Содержание внутреннего мира. Итак, внутренний мир имеет свое внутреннее пространство, субъективное внутреннее время. Кто живет в этом пространстве и во времени А живет там каждый из нас, наша личность, наше Я, которое благодаря рефлексии обладает единством и множественностью одновременно. Таким образом, содержанием нашего мира является психика в целом, сознание и бессознательное. Структурировать это содержание чрезвычайно трудно, каждый из нас познает его самостоятельно сознательно и интуитивно. В тоже время в психологии предпринимаются попытки в этом содержании выделить некоторые ведущие структурные элементы. Сошлемся вновь на теоретические и экспериментальные исследования Т.Н.Березиной. Автор отмечает с одной стороны, внутренний мир субъективен и включает в себя наши мысли, чувства, переживания, грезы, сновидения и многое другое с другой — социален, поскольку включает в себя образы других людей, их действия и поступки. Внутренний мир человека, те. его размышления, фантазии, сновидения, существует либо в чувственно-образной форме, либо в виде мысли, облеченной в форму внутренней речи, либо, чаще всего, в сочетании того и другого. Способ существования — монолог или диалог с самим
собой, с другими, рассказ другому о происходящих с тобой событиях, сложный диалог — собственное Я представляется глазами другого. С помощью специального исследования было выявлено семь самых распространенных состояний нашей психики, характеризующих нашу внутреннюю жизнь.
1. Самовыражения Я — размышления человека о самом себе, отнесенные к настоящему времени особенности состояния — монологичное мышление (монологи преобладание во внутренней речи местоимения Я
2. Размышление о другом — характеризуется диалогом, преобладанием местоимения Ты. Для этого состояния свойственно одобрение себя, но возможна мысленная самокритика.
3. «Необъективированность мысленных образов — другой или Другие воображаются в абстрактной форме и существуют как бы в голове. Субъект сосредоточенна себе, своих достоинствах, недостатки отвергаются.
4. Планирование будущего — состояние, в котором человек осмысливает свои перспективы, планирует будущее, ставит определенные цели, размышляет над проблемами их воплощения.
5. Фиксация на препятствии — характеризуется тем, что человек, фиксируясь на препятствиях, трудностях, ощущает одиночество (никто никому ненужен, отвергает возможность взаимодействия в разрешении трудной ситуации.
6. Чувственное восприятие мира — все образы представлены очень ярко, контрастно, мысли озвучены (мысли в виде голосов.
7. Фантазии — наиболее творческое состояние, где любые цели представляются достижимыми, при этом препятствия рассматриваются как несущественные (Нет такого безвыходного положения, из которого нельзя найти выход. Себя человек представляет сильными активным, способным достичь любых вершин. Итак, мы попытались показать, что внутренний мир человека, или субъективная реальность, тесно связан с внешним миром и является его отражением в специфической индивидуализированной форме с привнесением своего видения и своей пристрастности посредством собственной активности. Он имеет пространственно-временную структуру и существует в чувственно-образной и мысленной форме, оживляется монологом и диалогом, которые личность ведет с собой, реальными или воображаемыми людьми, планирует свое будущее, хвалит или ругает себя и других, фантазирует и многое другое. Теперь целесообразно рассмотреть вопрос как же развивается этот внутренний мир, эта субъективная реальность
§ 2. Развитие субъективной реальности Вначале данного раздела мы рассмотрели развитие как объективный процесс, привели для примера две периодизации психологического развития (авторы ДБ. Эльконин и Э.
Эриксон). Сточки зрения проблемы саморазвития важно поставить вопрос о возможности периодизации, когда развитие рассматривается не как объективный процесса изнутри, как становление внутреннего мира, субъективной реальности как становление субъекта собственной жизнедеятельности, осуществляемое тем не менее в тесной связи с социальным окружением. Следует отметить, что в современной психологии существует периодизация, которая разработана В. И. Слободчиковым. На ее характеристике мы и остановимся. В качестве исходных понятий выступает событийная общность и самобытность. Событийная общность — это способ существования связи человека с другими людьми, без этой связи саморазвитие происходить не может. На первых порах роль другого выполняет мать, затем близкие люди, общественный взрослый, все человечество (в пределе. Самобытность — это как бы выход из общности, индивидуализация, возможность проявить самостоятельность, творить новое. Далее выделяются кризисы рождения и кризисы развития. Автор считал, что человек рождается несколько раз. Конечно, биологическое рождение и биологическая смерть происходят только однажды, однако рождение человека как личности происходит неоднократно. Оно осуществляется в период вхождения в новую общность, когда принципиально меняется режим индивидуальной жизни. Кризис развития происходит в тот
момент, когда обнаруживается разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания, когда возникает противоречие между чем или кем желает стать человек и его возможностями (например, для ребенка противоречие выражается в следующем Хочу быть, как ты, — и не могу стать, как ты. Кризисы рождения и развития перемежаются стадиями стадией принятия и стадией освоения. За кризисом рождения следуют стадии принятия, те. принятие партнерами друг друга в новых обстоятельствах. За кризисом развития — стадии освоения — способность самостоятельно по собственной инициативе строить и налаживать взаимодействия. Наконец, выделяются пять ступеней субъективности оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация. Схематически периодизация представлена в таблице 1. Таблица Интегральная периодизация субъективной реальности по В.И.Слободчикову) Ступени субъективности Период становления событийности Период становления самобытности Кризисы рождения Стадии принятия Кризисы развития Стадии освоения Оживление Родовой кризис
0—2 мес. нед. Новорожденность
0,4 — 3,5 мес. Кризис новорожденности :
3,5 — 7 мес. Младенчество
6 — 12 мес. Одушевление Кризис младенчества 11 -
18 мес. Раннее детство
1,5 — З года Кризис раннего детства
2,5— 3,5 года Дошкольное детство З года, 5 лет
Персонализац ия Кризис детства
5,5 -7,5 лет Отрочество
6,2 -И, 5 лет Кризис отрочества И — 14 лет Юность 13 -18 лет Индивидуализация Кризис юности
17-21 год Молодость
19 — 28 лет Кризис молодости
27— 33 года Взрослость
32— 42 года Универсализация Кризис взрослости
39 -45 лет Зрелость
44 — 60 лет Кризис зрелости
55 -65 лет Старость 62-... Проанализируем коротко содержание этих ступеней. На первой ступени — оживления — ребенок вместе сродным взрослым (биологической матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, сначала не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывая себя в пространственно- временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение этой ступени — подлинный синтез человеческого тела, его оживление в сенсорах, двигательных, общительных, действенных измерениях. На второй ступени — одушевления — ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредованные формы общения в плане совместных имитационно-предметных действа и с реальным партнером ив плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два значимых события стоят вначале новой ступени развития — прямохождение и речь — кг к способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Это ступень овладения культурными навыками способностями, здесь ребенок впервые открывает свою собственную личность (Я сам, осознает себя субъектом собственных желаний и умений. На третьей ступени персонализации — партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей учитель, наставник, мастери т.п., вместе с которым подросток осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия в науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее. Кульминационным
моментом личностного развития на этой ступени является проявление способности к саморазвитию, однако реализация ее ограничена тем, что человек не достигает еще внутренней свободы, несмотря на выраженное стремление к взрослости, не может освободиться от зависимости от других людей. На четвертой ступени — индивидуализации — портом молодого человека становится человечество (в определенных пределах, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. И индивидуализация общественного инвентаря ценностей по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Обособляясь от оценок окружающих, человек становится ответственным за свою личность. которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома. Последняя — пятая ступень — универсализации — знаменует выход за пределы собственной индивидуальности и одновременный вход в пространство общих сверхчеловеческих ценностей как в свое другое. Соучастником в построении универсального события является Бого-человечество, когда личность осознает универсальность своей духовной сущности независимо оттого, является она верующей или нет. Такова в общих чертах периодизация развития субъективной реальности. Из вывода В. И. Слободчикова следует, что процесс саморазвития — как сущностная форма бытия человека — начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее. Но человек долгие годы может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Эту роль очень долго и слишком часто берет на себя не индивида общность, в которой он живет, с которой взаимодействует. Вывод автора во многом объясняет, почему мы столько внимания уделили структуре внутреннего мира и ступеням его развития. Дело в том, что, хотя саморазвитие всегда внутренний, даже интимный, процесс, касающийся отдельного человека, отдельной личности, в тоже время это процесс объективный, осуществляемый совместно со значимыми другими. Саморазвитие как объективный процесс осуществляется на протяжении всей жизни. Другой вопрос всегда ли человек берет инициативу саморазвития в свои руки, становится полноправным его субъектом Согласно приведенной периодизации, при благоприятных условиях это происходит на ступени персонализации, когда отрок проявляет интерес к постановке задач самоопределения, изменения и совершенствования своей личности. На двух предшествующих ступенях — оживлении и одушевлении — идет подготовительная работа, когда ребенок, проявляя инициативу и достигая определенных результатов, часто не всегда осознанно выстраивает свою личность. Подражая общепринятым образцам (не только положительным, он обретает самостоятельность, учится возлагать на себя ответственность, в актах самоопределения выражает свою личность и познает ее. Что же является единицей, кирпичиком саморазвития Такой единицей является акт самопостроения личности. Самопостроение — это процесс, равный человеческой жизни, осуществляемый через акты самопостроения в конкретной ситуации. Процесс этот довольно сложен, в самом общем плане суть его состоит в следующем. Человек способен за счет механизмов самопрогнозирования строить Модель реального Яте. проецировать себя в близкое будущее, ограниченное конкретной ситуацией. Эта Модель Я воплощается в реальное Я. Мы не будем описывать механизмы того, как это происходит (здесь включаются очень многие факторы каким я был, чего достигал, как переживал, какой я сейчас, каким бы хотел себя видеть и многое другое, причем вся эта работа протекает далеко не всегда на сознательном уровне. Отметим, что в итоге человек выбирает стратегию самопостроения: воссоздает себя в прежнем качестве либо воссоздает себя в качестве новом. И то и другое, накапливаясь, трансформируясь, воспроизводит личность уже на новом уровне. Г о-этому, действительно, личность всегда находится в движении в процессе саморазвития. Другое дело, какой характер носит его саморазвитие позитивный или негативный, прогрессивный или регрессивный, насколько существенны и устойчивы позитивные и негативные изменения. Пользуясь периодизацией В. И. Слободчикова, можно на каждой ступени выделить и направления саморазвития личности. Например, на ступени оживления инициатива взрослого человека состоит в том, чтобы добиться разрыва эмоционально-личностного единства за счет введения предметов, которыми пользуются взрослые, или заместителей предметов — игрушек, которыми пользуются дети. Ребенок же, в свою очередь, проявляет инициативу в
восстановлении единства и строит, следовательно, в этом направлении свою развивающуюся личность. Но выстроить прежние отношения оказывается уже невозможным, в результате чего сам ребенок требует введения предметов. Итог — разрушение единства «ребенок—взрослый», появление нового единства — «ребенок—предмет совместных действий взрослый. На стадии одушевления взрослые проявляют инициативу в построении образа самостоятельности у ребенка, который строит свою личность в имитации существенного содержания поведения взрослых (Я сам, Я большой, Я как папа. Разрешение этого противоречия идет по пути совместной игровой имитации взрослого поведения. Ребенок строит свою личность
(саморазвивается) в игровой, изобразительной, элементарной трудовой деятельности. В итоге разрушается воображаемое уподобление взрослому. На этапе персонализации инициатива общественного взрослого состоит в предъявлении социальных ожиданий, ценностей. Инициатива же подростка состоит в постановке задач самоопределения, они требуют совместного поиска способов решения социальных и личностных задач. В результате разрушаются отношения зависимости, выстраиваются возможные отношения равенства. Таким образом, на каждом возрастном этапе саморазвитие через конкретные акты самопостроения личности дает возможность решить задачи возраста, вплоть до задачи стать полноправными независимым субъектом собственного саморазвития, своей жизни и судьбы, насколько это позволяют сделать складывающиеся обстоятельства. Все сказанное дает возможность анализа проблемы саморазвития в контексте жизненного пути человека.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   21

§ 3. Саморазвитие и жизненный путь личности Понятие жизненного пути достаточно широко используется в современной психологии. Жизненный путь — это индивидуальная история человека как субъекта деятельности, которая развертывается в реальном пространстве и времени и определяется жизненными обстоятельствами и самим субъектом. Своеобразие жизненного пути определяется очень многими факторами полом, возрастом, образованием, микросредой, где живет человек, образом жизни в определенных исторических условиях, психологическими особенностями и др. Единицей психологического анализа жизненного пути являются биографические события коренная перестройка характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности. События (не путать с событийной общностью) могут быть случайными и закономерными. Если каждого из нас спросить, можете ли назвать события, которые буквально перевернули вашу жизнь, заставили почувствовать себя другим, то ответ, скорее всего, будет утвердительным. Да, — скажете вы, — на меня очень повлияла встреча с замечательным человеком (или чтение художественного произведения определенного автора, или болезнь, или работа, или учеба и др. Как мы уже отмечали, многие события носят случайный характерно немало и таких, которые мы создаем сами, вполне сознательно и целенаправленно, например ставим и достигаем определенные цели, выбираем партнера по общению прогнозируем трудности такого общения и дружбы сознательно идем на риск или, наоборот, избегаем трудностей. Что такое событие Пожалуй, наиболее полное определение данному понятию дал известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн. События жизни — узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период времени определяются перспективы жизнедеятельности. В современной психологии предпринимаются попытки разработать классификацию событий. Так, отечественный психолог НА. Логинова выделяет события среды события поведения человека в окружающей среде события внутренней жизни. События среды чаще всего не зависят от личности и обусловлены вторжением различных внешних сил в судьбу человека. Сюда можно отнести войну, различные стихийные бедствия, рождение или смерть близкого человека, назначение на новую должность. Поступки окружающих, имеющие отношение к жизни и деятельности конкретного человека, становятся обстоятельствами его развития, а в иных случаях — событиями. Необходимо отметить, что события среды вносят изменения вход жизни человека, ноне являются однозначными для него. Значимость того или иного события определяется позицией личности, которую она занимаем по отношению к происходящему. Роль события определяется и тем, станет ли человек

жертвой внешних сил или борцом, отстаивающим свою индивидуальность. Например, человека несправедливо обвинили в чем-то. Можно смириться с таким обвинением а можно отстаивать свою правоту. События поведения человека в окружающей среде, или поступки являются обстоятельством жизни окружающих ив тоже время преобразуют обстоятельства развития самого субъекта жизнедеятельности. Люди совершают множество поступков, но лишь некоторые из них приобретают характер событий, открывая новые перспективы (не всегда положительные. Поступки бывают разные гражданские трудовые нравственные поступки, связанные с самоизменением и самоформированием. Например, немало людей, для которых бросить курить — это поступок, помириться с врагом — также поступок. События внутренней жизни относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя. Что может быть значимым для внутренней жизни Это моменты утверждения себя саморазвития как отражение тех достижений, которые произошли в жизни внешней. Вспомним всем хорошо знакомые слова АС. Пушкина, когда он после удачной работы воскликнул Аида Пушкин, аи, да сукин сын Успех в жизни — это успехи в саморазвитии. К событиям внутренней жизни можно отнести новые переживания человека, новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей а также открытие в себе чего-то ужасного, напрочь изменяющего положительное отношение к себе, актуализирующего тенденции к самобичеванию, самоуничижению и т.д. Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиями определяет то, насколько он является автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития. В свою очередь, саморазвитие и жизненный путь взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они имеют ряд общих и ряд отличительных черт.
Во-первых, и жизненный путь, и саморазвитие — сугубо индивидуальные процессы, характеризующие уникальную неповторимость каждой личности.
Во-вторых, несмотря на уникальность и индивидуализированность, они даны каждому человеку объективно. Не может человек прожить жизнь, не имея своего жизненного путине строя свою личность (не развиваясь.
В-третьих, они равны повремени и жизненный путь человека, и самосознание начинаются с рождения и заканчиваются со смертью. Различия между ними — разная степень взаимообусловленности, которая может осуществляться или на протяжении всей жизни, или на определенных ее этапах. Речь идет о том, что на определенных жизненных этапах интенсивность саморазвития коренным образом изменяет жизненный путь в других же случаях сами жизненные события интенсифицируют, замедляют или придают противоположный знак саморазвитию человека. Многое зависит оттого, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития. Если таковым он не является, а роль субъекта выполняют другие, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы плывет по течению событий своей жизни. Нужно отметить, что не всегда такое плавание является неудачным. Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие выраженных позывов к саморазвитию, таки идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении, но обстоятельства складываются крайне неудачно, ион выживает только благодаря своему мужеству, самоотверженности, своей позиции и философии жизни. Это и есть то, что обычно называется судьбой, которая всегда есть у человека, даже вне зависимости оттого, является он автором своей жизни и субъектом саморазвития или подвержен чистым случайностями вовлечен неосознанно в водоворот жизни. И все же позиция субъекта и автора своей жизни, своего саморазвития предпочтительнее несмотря даже на неблагоприятные события итак называемые превратности судьбы, чем подчинение обстоятельствам, даже со счастливыми исходами. Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере несмотря на жизненные сложности и препятствия, заслуживает большего уважения и, как правило, добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено