Файл: В. А. Ситаров доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Вологодского государственного педагогического университета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разумеется, как ив предыдущих случаях, имеется и обратная тенденция — стремление не следовать своему предназначению. Вот здесь-то и рождаются самообман, многочисленные защиты, ложь перед собой, а в итоге — отчаяние, что гениально зафиксировал в своей периодизации Э. Эриксон. Итак, в процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия — самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, — значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться — обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования. Каковы же способы самоактуализации? А. Маслоу выделяет восемь таких путей (или способов) поведения, ведущих к самоактуализации: живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком это момент, когда Я реализует самого себя жизнь — процесс постоянного выбора продвижения или отступления самоактуализация — это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др самоактуализация означает выбор возможности роста способность человека прислушиваться к самому себе, те. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, прислушиваться к голосу импульса способность быть честным, умение брать на себя ответственность. Как отмечает А.
Маслоу, всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется»; способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей моменты высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать способность человека к разоблачению собственной психопатологии — умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их. А. Маслоу в своих работах указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного научения — быть лучшим человеком, насколько это возможно. Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из всего сказанного ранее. Самый важный результат — ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться. Таким образом, мы попытались показать, что саморазвитие — это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, таки в отрицательном сточки зрения соответствия высшим образцами идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития. Завершить данную главу хотелось бы словами В. Франкла, четко выразившего суть саморазвития человека в его отношении к собственной судьбе Судьба не может быть изменена, иначе была бы не судьба. Человек же может изменить себя, иначе он не был бы человеком. Способность формировать и переформировывать себя — прерогатива человеческого существования. Охарактеризовав саморазвитие как процесс, остановимся теперь на проблеме психологических механизмов, которые дают возможность человеку самоутверждаться, самосовершенствоваться, самоактуализироваться, те. саморазвиваться. К таким механизмам относятся самопринятие и самопрогнозирование. Глава 4.


САМОПРИНЯТИЕ И САМОПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМЫ САМОРАЗВИТИЯ Когда мы говорили о механизмах самопознания, то отмечали, что идентификация дает возможность отождествления с чем-либо в себе, а рефлексия — отстранения и наблюдения за собой как бы со стороны. В ситуации же анализа механизмов саморазвития они выделены по принципу отношения к себе в различных временных плоскостях, причем самопрогнозирование является зависимым от степени, уровня и своеобразия самопринятия человеком себя и отдельных своих качеств личности. Поэтому еще раз повторим то, о чем говорили в разделе 1: самопринятие является одновременно как актом самопознания, таки актом саморазвития. Если в актах самопознания самопринятие является одним из заключительных звеньев работы самосознания, тов актах самопостроения личности, связанных с дальнейшим развитием, оно выступает в качестве начального звена, запускающего всю дальнейшую работу по саморегулированию, определяющего тенденции самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации личности. Рассмотрим последовательно эти механизмы.
§ 1. Самопринятие личности О проблеме самопринятия мы уже говорили довольно много в разделе 1, здесь лишь коротко напомним сказанное и введем некоторые новые понятия, расширяющие наши представления о самопринятии как механизме саморазвития. Самопринятие — это признание права на существование всех аспектов собственной личности, как и личности в целом. Как сильные стороны, таки слабые, как положительные, таки отрицательные — все они имеют равное право на существование, функционирование, какие бы отрицательные эмоции и переживания эти слабые стороны, негативные черты у нас ни вызывали. В психологии давно известен и доказан факт чем в большей мере человек способен принимать себя, свои качества (даже те, которые вызывают негативные эмоции, тем в большей мере он является гармоничной личностью ив большей степени способен к поступательному саморазвитию. Однако проблема состоит совсем не в том, что человек не принимает что-либо в себе, а в том, что он просто не умеет этого сделать, не обладая соответствующими способностями, которые, в свою очередь, зависят от сложившихся установок что многое в себе он просто не умеет обнаружить, так как непринимаемое, по законам психологии, уходит в область бессознательного, в область Тени и не может быть обнаружено. В других ситуациях люди способны открыть в себе какие-либо черты, характеристики, но они не вызывают у них положительных эмоций, в силу чего им объявляется война, выбирается стратегия борьбы, изживания в себе того, что доставляет хлопоты и вызывает крайнюю неудовлетворенность. В контексте рассматриваемой проблемы самопринятия как механизма саморазвития особую актуальность приобретают следующие группы вопросов.
Во-первых, важно выяснить что человек в себе безусловно принимает, признает и к чему положительно относится что осознает в себе как негативное, порождающее отрицательные переживания (какие-то свойства или качества не принимаются, и начинается борьба по их изживанию что он в себе не осознает в силу того, что это неприемлемо и было вытеснено в бессознательное, поэтому и не может быть принято.
Во-вторых, особого обсуждения заслуживают случаи, когда у человека формируется отрицательная оценка самого себя как полное неприятие в силу функционирования установки Я плохой. Эти ситуации различного отношения к себе и к другим описаны Э. Берном американским ученым, который выделяет разные жизненные позиции индивида Я хороший
— ты плохой, Я хороший ты хороший, Я плохой ты хороший, Я плохой — ты плохой. В двух последних случаях доминирует установка Я плохой. Однако в последнем случае она выражает вообще негативный взгляд на мир Все плохие, в том числе и я. Эта позиция — самоуничижение и одновременно зависть к другим, кого воспринимают и оценивают как обладателей положительных свойств. Такое неприятие себя либо приводит к самым безрадужным и пессимистичным мыслям, вплоть домысли о самоубийстве, либо, наоборот, на всю катушку эксплуатируется

личностью, чтобы выгадать для себя определенные материальные блага и преимущества (те. осуществляется элементарный процесс манипулирования другими.
В-третьих, принципиальное значение приобретает вопрос почему разные люди по- разному принимают или не принимают одни и те же свойства и качества личности Ответ на него и сложен, и прост одновременно. Пример. Один человек считает, что доброжелательность — его сильная сторона ион полностью ее принимает в себе. Другой, наоборот, доброту к другим считает своей отрицательной характеристикой, желает от нее избавиться. Дело — в разных изначальных установках личности и разном опыте ее взаимодействия с другими людьми. Доброжелательность будет, несомненно, восприниматься как положительное качество, приниматься в себе, являться предметом гордости, если она бескорыстна, те. отсутствует установка на награду со стороны окружения. Там же, где за доброту ожидается награда (хотя бы в виде ответной доброты или доброжелательности, но индивид ее не получает, собственная доброжелательность и доброта соответственно воспринимаются и оцениваются как-то, отчего бы лучше избавиться. А нужно ли бороться с добротой Многие, наверно, ответят, что это неразумно. Но ведь борются Как работает механизм самопринятия на саморазвитие, мы узнаем, охарактеризовав другой механизм — самопрогнозирование.
§ 2. Самопрогнозирование личности Одной из фундаментальных способностей человека является способность к прогнозированию. Действительно, ежедневно и ежечасно людям приходится предвидеть, те. прогнозировать, развитие событий, предсказывать результаты, без этого было бы невозможно планировать жизнь, деятельность и все, что с этим связано. Под прогнозированием в психологии понимают обычно предсказание, предвосхищение, предвидение будущего. Такое прогнозирование всегда носит вероятностный характер. И это понятно — точно и однозначно предвидеть и предсказать какие-либо события весьма сложно и проблематично. Чаще всего люди прогнозируют развитие каких-либо событий, поведение других людей, например педагог обязательно прогнозирует результаты своего труда, которые в будущем проявятся в виде уровня образованности и воспитанности детей. Когда же личность ставит себя в центр осуществляемого прогноза, предвидит результаты не только собственной деятельности, но и себя в новом или обновленном качестве, мы имеем дело с самопрогнозированием — способностью к предвосхищению событий внешней и внутренней жизни, связанных с решением задач предстоящей деятельности и саморазвития. В сочетании с самопознанием самопрогнозирование позволяет определить перспективы личностного развития, выделить тот идеальный образ Я, ту систему требований, к которым личность будет стремиться и на которые ориентироваться в ближайшее или более отдаленное время. Обратимся к некоторым характеристикам самопрогнозирования как механизма саморазвития личности. К ним можно отнести следующие Содержание и направленность самопрогнозов могут быть рассмотрены с трех позиций
1) ориентация на определенные события жизненного пути (поступки, события внутренней жизни, среды
2) направленность самопрогнозов на предвосхищение событий среды и себя в них, своих поступков, событий внутренней жизни
3)самопрогнозы, связанные с представлением себя на разных этапах жизненного путина разных этапах овладения деятельностью, направленные на создание представлений о развитии своих качеств в будущем. По содержанию в самопрогнозах выделяют образный и познавательный (когнитивный) компоненты человек может буквально видеть себя в будущем (иметь образную картинку, а может рассуждать о себе. На то и другое накладывается разная мера четкости и осознанности (мысленной отфокусированности). Определенность — неопределенность самопрогнозов. О данном параметре можно судить по четкости представлений или суждений личности о себе в будущем. При оценке степени определенности самопрогнозов важно проанализировать их аргументированность, доказательность, реалистичность. Устойчивость самопрогнозов определяется по частоте обращений личности к одному и тому же образу себя в будущем. Устойчивые самопрогнозы постепенно превращаются в перспективы развития личности.

Временные характеристики самопрогнозов определяются психологическим возрастом как мерой реализованного психологического времени влет можно сказать Мне уже 18, а я еще ничего не сделали влет можно утверждать Мне всего 50, у меня все еще впереди, поэтому могу не торопиться. На временной оси выделяют множество прогнозов. С практической точки зрения вполне допустимо оперировать тремя группами самопрогнозов: ситуативные например, каждый из нас прогнозирует свои действия на ближайшее будущее, исходя из своих возможностей и сложившейся ситуации перспективные
— прогнозируем свои достижения, результаты деятельности по истечении, например, года
жизненно-целевые — определяем и создаем далекие перспективы, связанные с постановкой и реализацией задач самосовершенствования и самореализации. Таким образом, самопрогнозирование дает возможность в своем пределе увидеть себя в будущем, вплоть до своих новых реакций в конкретных ситуациях, те. как бы заранее в воображении выстроить свою личность, к которой мы будем стремиться на протяжении определенного времени. Тем самым определяются перспективы для саморазвития в разных его формах. В тоже время самопрогнозирование опирается на результаты самопознания, в том числе наконечный результат — самопринятие. Итоговый результат по стратегиям саморазвития личности будет определяться именно своеобразием сочетания самопринятия и самопрогнозирования. Повторим еще раз, что данные механизмы являются взаимозависимыми, причем самопрогнозирование как основа выработки стратегии саморазвития в большей степени определяется уровнем самопринятия личности, обратная тенденция также возможна, но менее вероятна. Как же работают механизмы самопринятия и самопрогнозиро-|ания в паре, определяя линии, стратегии саморазвития Одной из наиболее очевидных и понятных стратегий является следующая человек полностью понимает в себе собственную личность, достоинства и недостатки, он не видит необходимости прогнозировать в себе какие-либо другие изменения, у него не возникают стремления быть лучше, совершеннее, ему даже утверждаться, по его мысли, нет необходимости. Это ведет к тому, что личность становится самодостаточной, но такая самодостаточность носит ложный характер и знаменует не развитие, а стагнацию личности Я хороший, у меня все хорошо, и я этим доволен, удовлетворен, далее развиваться не имеет смысла. Другая стратегия определяется, наоборот, осознанной неудовлетворенностью какими- либо своими качествами, характеристиками личности и поведения. Поэтому самопрогнозирование будет работать в сторону предвосхищения образа Я, избавившегося от недостатка. Хорошо, если человеку в процессе упорной работы над собой действительно удается избавиться от недостатков, осознать это и быть удовлетворенным. А если нет В этих ситуациях собственные недостатки и черты еще в большей степени отвергаются, возникает чувство крайнего неудовлетворения собой, человек начинает постоянно корить себя в том, что он слабоволен, не может справиться со своими недостатками, — это, естественно, не ослабит напряженность, а усилит ее. Суть третьей стратегии заключается в том, что человек, не всегда осознавая причины своего личностного дискомфорта (скрытые от него в области бессознательного, вместо того чтобы выстраивать психологически здоровую личность, способную брать на себя ответственность, в силу неумения и неведения начинает видеть себя в будущем полностью защищенной личностью путем наращивания все новых и новых психологических защити защитного поведения. В результате создается эфемерное впечатление — проблемы исчезли, ты стал другим, более совершенным. На самом же деле все обстоит иначе, а проблемы, личностные недостатки не изживаются, а усиливаются многократно. Четвертая стратегия является неоптимальной и возникает тогда, когда личность подвержена установке Я плохой, Я хуже других. Здесь возникает тенденция не снизить уровень напряженности, а, наоборот, усилить его. Саморазвитие приобретает форму самоуничижения и самобичевания, и человек от этого может испытывать удовлетворение Я плохой, так мне и надо. В качестве оптимальной следует признать стратегию, когда человек, принимая в себе и положительные, и отрицательные качества, тем не менее ставит путем самопрогнозирования

реальные задачи личностного роста и изменения, носящего постоянный и устойчивый характер. Не отрицая себя, он утверждается не разрушая себя, он самосовершенствуется; принимая во внимание все обстоятельства своего жизненного пути, он полностью самореализуется, выстраивает такой свой образ, который на самом деле выражает не его видимость, а его истинную суть. Пример. Ход рассуждений здесь звучит примерно следующим образом Я курящий •— это принимаю, но хочу стать некурящим. Если я этого не достигну, отчаиваться не буду Я тревожный, но тревожность помогает мне быстро ориентироваться в ситуациях. Я хочу быть уверенным — для этого буду ставить себя в особые ситуации, чтобы утвердиться в своей способности быть уверенным. Если мне этого не удастся, я не буду отчаиваться, так как знаю, что моя тревожность — это одновременно и мое достоинство и т.д. Это, конечно, несколько упрощенная модельно иона позволяет сохранять достоинство и не впадать в отчаяние по поводу того, что ты пока не идеал, но стремишься к реализации и актуализации себя и будешь стремиться к этому на протяжении всей жизни. Описанная последняя стратегия достаточно привлекательна. Она не только показывает оптимальную совместную работу самопринятия и самопрогнозирования в процессе саморазвития, но ставит ряд важных вопросов как этой стратегией овладеть Как решать проблемы барьеров саморазвития Глава 5. БАРЬЕРЫ САМОРАЗВИТИЯ Барьеры саморазвития не менее сложны и труднопреодолимы, чем барьеры самопознания. Если там в первую очередь многое определялось развитием способности к самопознанию, его мотивационных и опрециональных сторон, то здесь первостепенное значение приобретает то, что должно быть само развито в процессе самосовершенствования имеется ввиду воля. В тоже время проблема воли не является первостепенной, люди и со слабой волей могут достигать вполне ощутимых результатов в процессе саморазвития. Ноне будем забегать впереди попытаемся представить проблему барьеров саморазвития в некотором систематизированном виде. В качестве самого серьезного барьера (препятствия для саморазвития) является тот факт, что далеко не всегда человек становится субъектом собственного развития, эту функцию за него выполняют другие люди. Отсюда — отсутствие адекватной мотивации и целей саморазвития. Человек начинает плыть по течению, самопостроение его личности определяется случайными событиями, ему трудно определиться в конкретной ситуации, еще труднее выстроить адекватные перспективы. Поэтому такие люди чаще всего сетуют на обстоятельства, которые якобы мешают им в достижении поставленных целей. В тоже время следует отметить, что иногда обстоятельства складываются удачно, порождая чувство удовлетворенности жизнью и собой. Но это довольно редкие Примеры, когда личность, не являясь субъектом саморазвития, достигает значимых результатов и объективно самосовершенствуется. Чаще даже удачные обстоятельства воспринимаются как помехи в самореализации, тем более что сама эта самореализация идет по ложному пути. В таких случаях однозначно преодоление барьеров саморазвития связано с необходимостью оказания помощи человеку со стороны значимых других людей. Самостоятельно данный барьер преодолевается в исключительно редких случаях. Следующая группа барьеров связана с неразвитыми способностями к самопознанию. Нечеткое, расплывчатое представление о себе, сужение сфер и областей функционирования собственной Я-концепции приводят к тому, что индивид ставит либо нереальные либо неадекватные цели саморазвития. В итоге человек получает результаты, которые далеко его не удовлетворяют, не дают возможности ощутить себя полноправным субъектом, автором собственной жизни. Поэтому еще раз можно повторить, что самопознание и саморазвитие — это взаимосвязанные и взаимообусловливающие друг друга процессы способность к адекватному и всестороннему самопознанию — условие для всестороннего и целенаправленного саморазвития. Особо хотелось бы остановиться на группе барьеров, которые обусловлены системой сложившихся стереотипов и установок. На эту группу препятствий саморазвития указывают многие представители самых различных школ и направлений в психологии. Например, К.
Роджерс основу стереотипов поведения и действий видит в чрезмерной приверженности и