Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 955
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
I – преддошкольный возраст: от рождения до 3-х лет;
II – дошкольный возраст: 3-6(7) лет;
III – младший школьный возраст: 6(7)-10 лет;
IV – средний школьный возраст: 11-14 лет;
V – старший школьный возраст: 15-18 лет.
Данная периодизация отражает существующее в настоящее время разделение общеобразовательных учреждений на ясли, детский сад, школу.
Следует отметить, что продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям, поскольку как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются биологическими и социальными факторами
Основными средствами физического воспитания детей до года являются массаж, гимнастика, закаливание, плавание; детей от года до 3-х лет – утренняя и гигиеническая гимнастика, закаливание, плавание, подвижные игры, прогулки.
Организация рационального режима физической активности детей от 3-х до 6-ти (7-ми) лет включает использование разнообразных форм физического воспитания, а также средств и методов их применения, соответствующих возрастным особенностям детей.
Формы организации физического воспитания детей можно подразделить на урочные и неурочные:
- урочные формы – это физкультурные занятия в дошкольных учреждениях;
- неурочные формы – это физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, организованные групповые, индивидуальные, а также самостоятельные занятия.
В детских садах получили распространение следующие формы физкультурных занятий с детьми:
- занятия физическими упражнениями в форме урока;
- занятия физическими упражнениями в режиме дня детского сада (утренняя гимнастика, гигиеническая гимнастика после дневного сна, подвижные игры, спортивные развлечения, физкультминутки, прогулки, дни здоровья);
- физкультурные праздники;
- самостоятельные занятия детей;
- пешеходные прогулки в зоны отдыха.
Кроме того, на музыкальных занятиях широко применяются физические упражнения без предметов и с предметами, музыкальные подвижные игры и элементы танцев, которые также способствуют решению задач физического воспитания.
По мере накопления определённого двигательного опыта в возрасте от 1-го года до 3-х лет занятия физическими упражнениями проводят с несколькими детьми (3-6 человек) и с подгруппами до 12-ти человек. До полутора лет занятия проводят ежедневно, а с более старшими детьми – не реже трёх раз в неделю.
С детьми в возрасте от 3-х до 6-ти (7-ми) лет проводят занятия урочного типа не реже трёх раз в неделю продолжительностью от 20 мин в младшей группе до 35 мин – в подготовительной.
В основу построения занятий положено общепринятое деление на подготовительную, основную и заключительную части:
задача подготовительной части – организовать детей, сконцентрировать их внимание на предстоящих двигательных заданиях, подготовить организм к выполнению упражнений основной части;
в основной части осуществляется формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. В эту часть занятия обязательно включается подвижная игра;
в заключительной части решают задачи постепенного перехода к другим видам двигательной деятельности и приведения организма детей в относительно спокойное состояние. Для этого используются ходьба, малоподвижные игры, хороводы.
Физическая культура в пожилом и старшем возрасте.
К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается старший, или старческий возраст: 75-90 лет. Люди старше 90 лет называются долгожителями.
В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением.
Старение организма характеризуется следующими функциональными изменениями. Постепенно уменьшаются размеры сердца, снижается сила сердечных сокращений, понижается эластичность кровеносных сосудов, повышается артериальное давление, замедляется передача нервного возбуждения.
Существует два вида старения: естественное (физиологическое) и преждевременное (патологическое).
При естественном (физиологическом) старении постепенно развиваются возрастные изменения, снижаются все жизненные функции без резко выраженных болезненных изменений.
При преждевременном (патологическом) старении происходит быстрое снижение функции отдельных систем и органов, резко понижается работоспособность.
Одна из главных задач при работе с пожилыми людьми – обеспечить профилактику преждевременного старения и активное долголетие.
Здесь первостепенную роль играет правильно организованный труд и отдых, оптимальное питание, активный двигательный режим, воздержание от вредных привычек.
Основными средствами предупреждения преждевременного старения являются физические упражнения: гигиеническая, основная, лечебная гимнастика, оздоровительная ходьба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, плавание, бадминтон, теннис.
При проведении занятий необходимо соблюдать определенные методические правила:
- строгая дозировка нагрузки;
- чередование мышечных напряжений с расслаблением;
- комплексный подбор упражнений;
- не допускать упражнений в изометрическом напряжении;
- использовать упражнения на дыхание.
Формы организации занятий:
- группы здоровья;
- секции общей физической подготовки;
- клубы любителей бега;
- самостоятельные занятия.
-
Современные тенденции физического воспитания взрослого населения.
Возрастная периодизация взрослого населения:
1) зрелый:
І возрастной период зрелого возраста – 22-35 лет (мужчины); 21-35 лет (женщины);
ІІ возрастной период зрелого возраста – 36-60 лет (мужчины); 36-55 лет (женщины) ;
2) пожилой – 61-74 года (мужчины); 56-74 года (женщины)
3) старший – 75-90 лет (мужчины и женщины)
4) долгожители – старше 90 лет (мужчины и женщины).
Каждому возрастному периоду свойственны определённые возрастные изменения.
Для І возрастной период зрелого возраста характерна высокая работоспособность и физическая подготовленность; низкая заболеваемость, оптимальная адаптация к неблагоприятным факторам внешней среды.
Однако уже с 30 лет происходит снижение показателей физической работоспособности и подготовленности, что связано с:
· ограничением двигательной активности;
· нарушением регуляции функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы, обмена веществ;
· нарушением экономичности работы систем (середечно-сосудистой, дыхательной);
· снижением аэробной и анаэробной производительности;
· замедлением восстановительных процессов.
Ухудшение физического состояния физической работоспособности и подготовленности обратимо под воздействием физических упражнений.
Умеренная физическая нагрузка позволяет отдалить старость на 10-20 лет. При высоком уровне физического состояния биологический возраст на 10-20 лет меньше паспортного.
Следует отметить, что занятия физическими упражнениями делают человека моложе своих сверстников, как внешне, так и функционально.
Учитывая морфофункциональные изменения в организме человека происходящие с возрастом
До 35 лет организм развивается;
35-40 лет – относительная стабилизация функциональных возможностей;
55-60 лет – снижение функциональных возможностей после этого возраста – яркое проявление возрастной инволюции.
Задачи физического воспитания в разных возрастных группах
Задачи физического воспитания людей зрелого среднего возраст (для I возрастного периода – мужчины 22-35 лет, женщины 21-35 лет).
1. Обеспечение всестороннего развития функцией организма и форм тела, двигательных способностей.
2. Достижение высокого уровня здоровья, физической и умственной работоспособности.
3. Совершенствование двигательных умений и навыков, необходимых на производстве, в быту, оборонной деятельности.
4. Углубление и расширение знаний, умений и навыков самостоятельного использования средств физического воспитания для физического и профессионального совершенствования.
5. Формирование и закрепление интереса к активным занятиям физической культурой и спортом.
6. Формирование организационно- методических знаний и навыков проведения физической работы.
Задачи физического воспитания людей зрелого среднего возраста (для ІІ возрастного периода – мужчины – 36-60 лет; женщины – 36-55 лет).
1. Сохранение уровня развития функций организма и двигательных способностей.
2. Сохранение достигнутого уровня здоровья, физической и умственной работоспособности; устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
3. Поддержание на достаточно высоком уровне двигательных умений и навыков, необходимых на производстве и в быту.
4. Углубление знаний о влиянии физических упражнений на организм человека при их использовании на производстве и в быту.
5. То же, что и в I периоде.
6. Расширение организационно-методических знаний и навыков проведения физической работы.
Задачи физического воспитания людей пожилого (мужчины 61-74; женщины 56-74 г.) и старшего возраста (75-90 лет).
1. Обеспечение оптимального уровня двигательной активности поддержания функций организма и необходимого уровня дееспособности.
2. Сохранение, укрепление и восстановление здоровья, противодействие возрастным изменениям.
3. Обеспечение должного уровня жизненно важных двигательных умений и навыков, необходимых в быту.
4. Пополнение и углубление знаний о значении физических упражнений для здоровья.
5. стимулирование интереса к регулярным самостоятельным и организованным занятиям физической культурой в режиме дня.
3. Формы занятий в режиме дня физической культурой взрослого населения
На производстве (в режиме дня):
· вводная гимнастика (на производстве): 7-10 мин. = 6-10 упражнений;
· физкульт. пауза (через 2-2,5 часа после начала работы и через 1-1,5 после обеденного перерыва: 5-8 минут = 6-8 упражнений);
· физикульт. минутка (1-2 минуты = 2-4 упражнениям).
Самостоятельные занятия физическими упражнениями:
· утренняя гимнастика; оздоровительная ходьба и бег; турпоход; экскурсии; прогулки; рыбная ловля, охота; плавание; цигун; тайцзицюань; йога (избирательно); индивидуальные занятия (комплексы физических упражнений)
Организованные занятия физическими упражнениями по месту жительства (групповые занятия): подвижные игры с умеренной физической нагрузкой;· настольный теннис; бадминтон; занятия в оздоровительных группах гимнастики; плавание; соревнования по видам спорта; лечебная физическая культура.
4. Особенности методики занятий в каждом из возрастных периодов.
Рассматривая вышепредставленные формы занятий физической культурой взрослого населения следует отметить, что исходя из основных задач физического воспитания для трудоспособного населения (до 60 лет мужчины и 55 лет женщины) значительную роль будут играть производственные формы занятий, а также самостоятельные и организованные занятия физической культурой.
Для людей пожилого и старшего возраста – большое значение имеют самостоятельные и организованные формы занятий физической культурой.
В большинстве случаев они имеют оздоровительную, реабилитационную и рекреационную направленность.
Для людей старше 74 лет (старший возраст) рекомендуются самостоятельные виды занятий физическими упражнениями.
Представленные на рисунке самостоятельные занятия физическими упражнениями дополняются следующими видами: дыхательная гимнастика, суставная гимнастика, шахматы, шашки, дартс.