Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 772

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) Виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными средствами передвижения (автомобиль, яхта, мотоцикл и др.).

3) Виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба).

4) Виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности (авиамоделизм).

5) Виды спорта, основное содержание которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки).

6) Многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (биатлон).


  1. Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта (определение, цель, классификация).


Понятие спортивного соревнования в широком смысле относится к многостороннему явлению спортивной жизни, имеющему в своей основе состязание спортсменов и обусловленные им отношения его непосредственных участников и соучастников, поведение которых организуется в сложившихся в спорте формах. Надо различать собственно спортивные соревнования и соревнования субспортивные (близкие к собственно спортивным, но не вполне тождественные им, существующие как бы рядом с ними).

Выделяют первичные и вторичные функции спортивных соревнований. Первичная (специфическая) функция соревнования — это определение иерархии мест участников состязаний, т.е. ранговая оценка всех соперников, нахождение победителя и призеров состязаний или фиксация рекорда. Эта функция в первую очередь относится к классу социальных оценок. Вторичные (неспецифические) функции соревнований весьма разнообразны.

Этими функциями являются следующие: нормативная, подготовительная, селекционная, стимулирующая, самоутверждения, зрелищная, воспитательная, информационная, познавательная, творческая, коммуникативная, престижная, управления, моделирования, контроля, агитационное-пропагандистская, культурного обмена, рекреационная, экономическая, осуществления международных связей, интеграционная и многие другие.

Главными особенностями спортивных соревнований являются:

1) строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц;

2)полифункциональность, полиструктурность и полипроцессуальность деятельности, протекающая в экстремальных условиях;


3) наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

4) высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;

5) высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходящими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;

6) непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

7) равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления.

8) наличие определенных форм и требований, выполнение которых дает право на присвоение спортсмену звания.

Способы оценки достижений:

1) средства измерения и формы выражения результатов;

2) способ фиксации числовых значений измеряемых результатов;

3) способ анализа и оценивания показанных результатов;

4) степень достигнутой продуктивности (эффективности) в отдельном состязании или серии соревнований;

5) стадия определения результата;

6) характер достигнутого эффекта;

7) количество параметров применяемых при оценке результативности соревновательной деятельности. В соответствии с данными признаками предлагается различать следующие виды критериев: объективные, выраженные в физических единицах (преимущественно в системе СИ), субъективные, выраженные в безразмерных величинах (очки, баллы, ранги) и смешанные; прямые и косвенные; популяционные, индивидуальные, возрастные, должные, прогностические, квалификационные, эквивалентные и классификационные; представительности (важности), темпов роста, надежности, стабильности и плотности; процессуальные (промежуточные) и конечные; внешние и внутренние; интегральные и дифференциальные.


  1. Спортивные результаты как специфический продукт соревновательной деятельности.



Спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям (Л.П. Матвеев)

Спортивный результат как продукт соревновательной деятельности, имеющий самостоятельную ценность для спортсмена, тренера, зрителей, спортивной организации, страны, обусловливается большим количеством факторов. В их числе индивидуальные особенности личности спортсмена, эффективность системы подготовки, материально-технические условия подготовки и соревнований, климатические, географические и социальные условия, в которых проводятся соревнования, и др.

Спортивный результат оценивается как самим спортсменом, так и обществом с учетом уровня соревнований, состава соревнующихся, уровня конкуренции, сложившихся условий соревновательной борьбы. Естественно, что высокий результат, показанный в соревнованиях высокого ранга, в условиях жесткой конкуренции примерно равных по си­лам соперников оценивается особенно высоко.

На общественную оценку спортивного результата большое влияние оказывает вид спорта, конкретный вид соревнований, а также популярность спорта в том или ином регионе мира. Например, в США особенно высоко ценятся победы в теннисе, бейсболе, хоккее, баскетболе, легкой атлетике; в северной Европе — в лыжных гонках, горнолыжном и конькобежном спорте; в восточной Европе — в тяжелой атлетике (особенно в тяжелых весовых категориях), борьбе греко-римской и вольной, футболе и др.

Спортивные результаты, превышающие ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга, фиксируются как рекорды.

Рекорды регистрируются в тех видах спорта, в которых спортивный результат может быть определен в единицах массы, расстояния, числа попаданий, времени и др., непосредственно или с по­мощью специальных таблиц в условных очках (легкоатлетические и конькобежные многоборья и др.). Для регистрации рекорда необходимо, чтобы результат был показан

в официальных соревнованиях, проведенных в соответствии с условиями и требованиями, установленными федерацией (международной, континентальной, национальной) по данному виду спорта. К этим требованиям относятся: квалификация судейской коллегии, условия места проведения соревнований, количество и квалификация участников, качество оборудования и инвентаря и др.


В ряде видов спорта (марафонский бег, греб­ля, лыжный спорт и др.), в которых на спортивный результат большое влияние оказывают условия местности и сложность трассы, где проводятся соревнования, регистрируются не рекорды, а фиксируются высшие достижения.

В зависимости от масштаба соревнований различают мировые, олимпийские, региональные, континентальные, национальные, территориальные, ведомственные рекорды и высшие достижения спортивных организаций.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Подготовка спортсменов как система.


Структура подготовки: техническая, тактическая, физическая и психологическая. Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов. В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям:

1)Результативность техники 2)эффективность техники 3)стабильность техники 4)вариативность техники 5)экономичность техники 6)минимальная тактическая информативность техники. Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку. Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений). Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мастерства в процессе занятий спортом.

Тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов-освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной). Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.